ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В
СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Понятие фонематической системы и ее развитие в онтогенезе 5
1.2. Становление фонематической системы дошкольников с
нарушенным речевым развитием 9
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Цель, задачи, организация и методика экспериментального
изучения фонематической системы у детей дошкольного возраста 17
2.2. Анализ результатов изучения фонематической системы у детей
дошкольного возраста 20
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
3.1. Цель, задачи и организация экспериментального обучения 25
3.2. Работа по формированию фонематической системы языка у детей
с дизартрией и ринолалией 26
3.3. Результаты контрольного эксперимента 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Фонетико-фонематическая система человека, является основным образованием инструментального уровня его речевой функции, это система восприятия, анализа и воспроизведения звуков речи.
В дошкольном возрасте у большинства детей уже сформирована фонематическая система языка, но у некоторых детей этот процесс становится затруднительным, в силу личных особенностей ребенка.
Детская речь - это один из главных показателей готовности ребенка к школе, так как на основе устной речи формируется письменная речь. Дети, которые отстают в развитии фонематических процессов в следствии дизартрии или ринолалии, вероятнее всего, в школе будут испытывать трудности с овладением чтением и письмом, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.
Фонематическое восприятие - это процесс узнавания и различения звуков речи. У детей с речевыми нарушениями процесс фонематического восприятия может быть затруднен. В связи с чем детям требуется помощь специалиста, логопеда. Приходя в дошкольное образовательное учреждение, дети регулярно общаются друг с другом, постоянно взаимодействуют, общение необходимо для нормального развития ребенка. Но есть дети, которые, в силу своих особенностей, не способны принимать участие в общение с остальными детьми, а это в свою очередь может отрицательно сказаться на психическом развитии ребенка.
Актуальность проблемы: данная проблема является актуальной, так как все больший процент детей страдает от каких-либо речевых нарушений, из которых выходят еще большие трудности в нормальном развитии ребенка.
Цель: подобрать и адаптировать упражнения для формирования фонематической системы у дошкольников с дизартрией и ринолалией.
Объект: фонематическая система дошкольников с дизартрией и
ринолалией.
Предмет исследования: упражнения, задания и игры, направленные на формирование фонематической системы дошкольников с ринолалией и дизартрией.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) подобрать задания для обследования сформированности фонематической системы языка у дошкольников с дизартрией и ринолалией;
3) подобрать задания и игры для коррекции фонематической системы и провести формирующий эксперимент;
4) проанализировать результаты контрольного эксперимента.
В соответствии с целью и задачами выпускной квалификационной работы, были определены следующие методы исследования:
1) Анализ литературы по теме;
2) Анализ психолого-педагогической документации;
3) Констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент;
4) Количественный и качественный анализ полученных результатов.
Гипотеза: у детей дошкольного возраста с дизартрией и ринолалией недостаточно сформирована фонематическая система языка. Корректный подбор заданий, направленных на развитие звукового анализа, синтеза, смыслоразличительной функции, все это может способствовать правильному формированию фонематической системы языка у детей дошкольного возраста с дизартрией и ринолалией.
В результате изучения специальной литературы по теме фонематического развития детей дошкольного возраста, непосредственно с дизартрией и ринолалией, мы выяснили, что фонетико-фонематическая система является основным образованием инструментального уровня речевой функции, это система восприятия, анализа и воспроизведения звуков речи. Нарушение в формировании данной системы ведет к торможению развития, в связи с чем с ребенком обязательно должна проводиться коррекционная работа.
Для выявления сформированности фонематической системы у детей с ринолалией и дизартрией был проведен констатирующий эксперимент. В результате которого, мы увидели, что некие трудности в формировании данной системы языка у детей присутствуют и с ними необходимо проводить коррекционную работу. На протяжении 7 месяцев мы проводили коррекционную работу с детьми с ринолалией и дизартрией по блокам: 1 блок - различение слов близких по звуковому составу; 2 блок - фонематический анализ и синтез, дифференциацию фонем; 3 блок - дифференциацию слогов. Так как дети с ринолалией и дизартрией имеют свои особенности, с ними дополнительно на занятиях проводились занятия по формированию правильного речевого выдоха, логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Коррекцией звукопроизношения занимался логопед. По окончании этого периода был проведен контрольный эксперимент, на котором мы проследили положительную динамику в освоении фонематической системы языка. Группа детей была поделена на 4 условные подгруппы - по уровню сформированности фонематической системы. После проделанной работы из 4 условных подгрупп выделились только 3, это связанно с тем, что при проведении контрольного эксперимента, детей, абсолютно не справившихся с заданиями, не оказалось.
Подводя итоги проделанной работе, можем сделать вывод о том, что дети с ринолалией и дизартрией, имеющие нарушения в формировании фонематической системы нуждаются в коррекционной работе и весьма успешно поддаются ей.
Так же можно сказать, что между детьми с дизартрией и ринолалией есть безусловные различия, так, например, с детьми с дизартрией более продолжительный подготовительный этап и этап автоматизации. К детям нужен различный подход к работе, что обусловлено особенностями развития каждого ребенка.
Коррекционная работа прошла успешно как с детьми с ринолалией, так и дизартрией. Мы добились положительных результатов в ходе работы, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
1. Алефиренко, Н.Ф. Спорные проблемы семантики: Монография /
Н.Ф. Алефиренко [Электронный ресурс]. -
https://vk.com/doc4605748 459852839?hash=595dd99d53938d7806&dl=423f556 ee4d84f2afd
2. Алтухова, Н.Г. Научитесь слышать звуки / Н.Г. Алтухова. - Спб.: Лань, 1999. - 112 с
3. Балабанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балабанова, Л.Г. Богданова. - Спб.: Детство-пресс, 2001. - 232 с
4. Балакирева, А.С. Логопедия. Ринолалия / А.С. Балакирева. — М.: В.Секачев, 2011. - 204 с.
5. Блыскина, И.В. Массаж в коррекции артикуляционных расстройств. / И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков - Санкт-Петербург: «Сатис», 2012 - 300 с.
6. Бодуэн де Куртенэ, И.А. Избранные труды по общему языкознанию. I Том / И.А. Бодуэн де Куртенэ
7. Васильева, Н.С. Понятие и компоненты фонематической системы
языка. Теоретические представления о нарушениях фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией / Н.С. Васильева [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-komponenty-
fonematicheskoy-sistemy-yazyka-teoreticheskie-predstavleniya-o-narusheniyah- fonematicheskih-funktsiy-u/viewer
8. Власенков, А.И Пособие по русскому языку для самостоятельной работы учащихся. Фонетика и графика, словообразование, части речи / А.И. Власенков, - М.: Просвещение, 2014 - 192 c.
9. Волосовец, Т.В. Коррекционно-педагогическое воздействие на детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба / Т.В. Волосовец,
Е.А. Соболева [Электронный ресурс]. -
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/korrektsionno-pedagogicheskoe-vozdeystvie-na- detey-s-vrozhdennymi-rasschelinami-verhney-guby-i-neba/viewer
10. Воронин, С.В. Основы фоносемантики / С.В. Воронин
[Электронный ресурс]. -
https:ZZliconism.com/imagesZdocumentsZ54/С.В.Воронин%20Основы%20фоносе мантики.рс1Г
11. Галинская, Е.А. Историческая грамматика русского языка. Фонетика. Морфология / Е.А. Галинская - М.: Ленанд, 2015. - 416 c.
12. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. - 15 с.
13. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического
восприятия у дошкольников / Н.И. Дьякова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
14. Ермакова, И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и
подростков / И.И. Ермакова [Электронный ресурс]. -
https:ZZvk.com/doc16859890 465958700?hash=906d5160ec40c583cc&dl=6b014f ef96063dcc72
15. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин [Электронный
ресурс]. - https: ZZwww.studmed.ru/zhinkin-n-mehanizmy-
rechi c436eaeb8f6.html...47