ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие моторных функций и их формирование в онтогенезе 5
1.2. Характеристика детей с задержанным развитием 8
1.3. Кинезиологические сказки как средство развития мелкой моторики у
детей задержкой психического развития 13
ГЛАВА II. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТОРНОГО
РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Цель, задачи и организация экспериментального изучения
моторной сферы 16
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения моторики 17
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК
3.1. Цель, задачи и организация коррекционной работы по
развитию моторной сферы 32
3.2. Содержание коррекционной работы 33
3.3. Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов
эксперимента 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
Приложение 1 62
Приложение 2 63
Приложение 3 64
Важнейшей проблемой младших школьников на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Большинство современных детей отличает общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, приводит к проблемам в речевом развитии, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, низкому уровню произвольности психических процессов.
В детском возрасте существует тесная связь между телом и психикой: развитие двигательных функций происходит в момент от рождения до 1 года; от 1 года до 3 лет происходит развитие более сложных двигательных функций и созревание чувственной сферы;от 3 до 12 лет осуществляется созревание эмоциональной сферы. Любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает также и двигательную сферу. Поэтому сформированность общей, артикуляционной и пальчиковой моторики, с одной стороны, является важнейшим показателем состояния ребёнка. С другой, именно через движение мы можем оптимизировать процесс обучения в школе. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Актуальность указанной темы обусловила ее выбор и логику проведения и описания теоретического и эмпирического исследования. Практическая значимость разработки данной проблематики сохраняется на протяжении уже нескольких десятилетий, не теряя своей значимости.
Объект: специфика моторного развития младших школьников с
задержанным развитием.
Предмет: кинезиологические упражнения, как средство развития мелкой моторики.
Цель исследования:изучение особенностей нарушений моторного развития, а также проведение логопедической работы по коррекции нарушений моторики у детей младшего школьного возраста с задержанным развитием с использованием кинезиологических сказок...
Проведённое исследование показало, что младшие школьники с задержкой психического развития представляют собой сложную категорию детей, у которых искажено развитие всех психических функций: речь, память, мышление, внимание, воображение, общая и мелкая моторика. Дети данной группы постоянно нуждаются в создании особых педагогических и коррекционных условий.
Проанализировав развитие моторной сферы у детей с нормотипичным развитием и детей с задержанным развитием, мы можем сделать вывод, что развитие моторики у детей задержкой психического развития несколько отстает от возрастных показателей, связано с развитием речи, влияет работоспособность, мыслительные процессы.
В процессе анализа работ, описывающих кинезиологические упражнения, удалось выяснить, что кинезиологические упражнения развивают зрительныйгнозис, мелкую моторику, психические функции, работоспособность.
Для проведения коррекционно-логопедической работы по развитию моторики детей с ЗПР были подобраны кинезиологические упражнения, которые можно применять на занятиях при ответах на вопросы, чтении, пересказе, рассказывании сказок и были составлены кинезиологические сказки. В ходе коррекционно-логопедической работы были проведены занятия по развитию мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЭГ) с помощью
кинезиологических сказок. Работа с кинезиологическими сказками строилась по приципу усложнения. Количество кинезиологических упражнений в сказке увеличивалось постепенно, по мере усвоения ее содержания детьми.
В результате работы, проведенной с детьми экспериментальной группы, удалось добиться значительного улучшения в развитии навыков мелкой, а также общей моторики.
Кроме этого нам удалось добиться значительного прогресса в плане усидчивости, письма, запоминания, координации.
Перечислив всё вышесказанное, можно сделать вывод, что эксперимент по применению кинезиологических сказок оказался успешным.
Цель исследования реализована, задачи выполнены.
1. Аносова, С.А. Коррекция мелкой моторики рук методомбисероплетения/ С.А. Аносова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - №19. - С. 67-69.
2. Асташина, И.В. Логопедические игры и упражнения для детей / И.В. Асташина. - М., 2015. - 192 с.
3. Байназарова, Т.Б. Нетрадиционные техники рисования как путь развития творческих способностей дошкольников / Т.Б. Байназарова, А.Д. Сыздыкбаева // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №3. - С. 77-80.
4. Белик, Е.Г. Рекомендации для родителей. Мелкая моторика в развитии ребенка / Е.Г. Белик, С.П. Ефимова, М.Г. Князева. - Котовск, 2014. - 11 с.
5. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. - М., 2009. - 287с.
6. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии [Электронный ресурс] / Н.А. Бернштейн. -URL:https://pedlib.ru/Books/1/0257/index.shtml (дата обращения: 20.04.2022)
7. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность
[Электронный ресурс]/Н.А.
Бернштейн.-URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bemshtey n fiziologiya-dvizheniy 1990(дата обращения: 22.04.2022)
8. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с
задержкой психического развития[Электронный ресурс] / Л.Н. Блинова.
-URL:https://pedlib.ru/Books/2/0083/2 0083-1.shtml (дата обращения:
22.04.2022)
9. Борисенко, М. Г. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики)/ М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. - СПб.: Паритет, 2003. - 144 с.
10. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии
[Электронный ресурс] / Т.А. Власова. -URL:
http:ZZpedlib.ru/Books/6Z0192/6 0192-1. зй1ш1(дата обращения: 20.04.2022)
11. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский. - URL: http://ped1ib.ru/Books/1Z0453/1 0453- 1^Ь1ш1(дата обращения: 24.04.2022)
12. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций
[Электронный ресурс] / Л.Г. Выготский. -URL:
https: //pedlib .ru/Books/ 1/0175/1 0175-2.shtm1 (дата обращения: 20.04.2022)
13. Галкина, Г.Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т. И. Дубинина. - М. : Издательство «Гном и» , 2005. - 40 с.
14. Громова, О. Н. Игры - забавы по развитию мелкой моторики у детей/ О. Н. Громова, Т. А. Прокопенко. - М.: Аркти, 2015. - 132 с.
15. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учебное пособие / В.П. Давыдов,
П. И. Образцов, А. И. Уман. - М.: Логос, 2006. - 59 с...46