Только Word
1. Введение………………………………………………………………2-10
2. Глава 1. Социальное законодательство СССР по охране
материнства и детства в годы Великой Отечественной войны……11-28
3. Глава 2. Социальная защита детства и материнства в
Красноярском крае в годы Великой Отечественной войны……….29-50
4. Заключение……………………………………………………………51-53
5. Список использованных источников и литературы………………..54-61
6. Приложение……………………………………………………………62-66
Актуальность. Государственная социальная политика – политика государства, общества, политических партий, социальных институтов в отношении общественного благосостояния, удовлетворения материальных, социальных, интеллектуальных потребностей различных категорий населения, создание обстановки стабильности в обществе.
Защита материнства, семьи и детства носит комплексный характер и обеспечивается путем создания государством надлежащих социально-экономических, правовых и иных мер обеспечивающих благосостояние матери и ребенка.
В 1941-1945 гг. особое место в социальной политике государства занимали проблемы участников войны и их родственников, которые составляли весьма значительную часть общества. Опыт решения советским государством сложных социальных проблем в экстремальных условиях военного времени имеет не только научную, но и практическую значимость, привлекая обоснованное внимание широкого круга различных исследователей.
Государственная защита детства и материнства в годы Великой Отечественной войны занимала важное место в социальной политике СССР. Война наносит колоссальные демографические потери, для дальнейшего развития страны необходим людской ресурс, поэтому охрана детства и материнства во время войны стало приоритетной задачей.
Великая Отечественная война задала вектор социальной политики.
Были определены задачи, продиктованные военным положением –
1. спасти (физически спасти) детей от немецких оккупантов, от смерти, от плена, эвакуируя их на восток,
2.позаботиться о сиротах и о детях, утративших связь с родителями и родственниками,
3.Защита материнства.
Все задачи диктовались необходимостью сохранить будущее страны, т.к. дети есть ресурс будущего страны.
Объектом работы является- Государственная социальная политика по охране детства и материнства в СССР в годы ВОВ.
Предметом исследования являются мероприятия государственных органов Красноярского края по защите детства и материнства в годы Великой Отечественной войны.
Цель работы – выявить особенности региональных мероприятий, направленных на социальную защиту детства и материнства в Красноярском крае в годы Великой Отечественной войны.
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
• рассмотреть развитие нормативной базы охраны детства и материнства;
• выявить особенности охраны детства и материнства в Красноярском крае;
• рассмотреть формы организации устройства детей, оставшихся без родителей в крае, организацию учебно-воспитательного процесса и досуга;
• рассмотреть проблему беспризорности и безнадзорности в Красноярском крае в годы ВОВ;
• проанализировать состояние материально-технической базы детских учреждений края в годы ВОВ.
Хронологические рамки работы охватывают 1941-1945 гг. Нижняя граница обусловлена началом Великой Отечественной войны и начавшимися преобразованиями в социальной сфере, верхняя граница - окончанием войны.
Источники. К группе законодательных актов следует отнести отдельные и совместные постановления ЦК ВКП(б), СНК, Указы Президиума ВС СССР по вопросам, касающихся устройства детей оставшихся без попечения родителей1, материальной помощи детям в годы войны2, устройства эвакуированных детей, борьбы с беспризорностью и безнадзорностью3, социальной помощи матерям4. Данная группа источников позволяем нам проследить общую направленность социальной политики СССР периода ВОВ.
Другой группой источников являются архивные материалы. Нами были изучены фонды (ГАКК. Ф.П.-26, ГАКК. Ф.П.-147, ГАКК. Ф.П.-148..) В них содержались инструкции, положения и приказы, докладные записки5, протоколы заседаний крайкома6, отчеты о работе госструктур7, справки крайоно8, материалы выступлений на пленумах крайкома ВЛКСМ9. Региональные источники наполнены подробностями о реализованных мерах социальной политики, о причинах неудачных мероприятий, содержат сведения о конкретных учреждениях, о проверках. Недостатком данных источников можно назвать разобщенные данные о количестве детей, оставшихся без попечения родителей.
Еще одной группой источников являются опубликованные воспоминания воспитателей и воспитанников детских домов, руководителей военного времени о мероприятиях по защите детей и матерей.
Использование в совокупности данных источников позволило решить поставленные задачи....
В годы Великой Отечественной войны совершенствовалась нормативно-правовая база, регулирующая систему государственной социальной защиты населения. Законодательство было направлено на решение проблем, продиктованным военным положение. Тяжелое состояние экономики вынуждало государство принимать комплекс мер, защищающих наиболее уязвимые категории населения. Мероприятия социальной политики имели своей целью сохранение людского ресурса страны.
Нормативно-правовые акты военного времени устанавливали нормы поддержки населения: размеры пособий, категории людей, получавших пособия, пенсии и льготы. В инструкциях прописывались механизмы устройства детей, оставшихся без родителей, в семьи советских граждан (усыновления, опеки, патроната, попечительства). В годы Великой Отечественной войны широко использовались различные формы устройства детей, оставшихся без родителей. В Красноярском крае были представлены все формы устройства, в силу того, что мест в детских учреждениях не хватало, широко пропагандировались усыновление, опека, попечительство, патронат.
Отдельно стоит отметить, что во время войны была выстроена особая система органов социальной защиты и органов НКВД. Множество постановлении о борьбе с беспризорностью и безнадзорностью, говорит нам о насущности данной проблемы. В Красноярском крае вопрос о беспризорности и безнадзорности обстоял остро. Число беспризорников росло в силу причин: приезжие из районов края, других городов и сельской местности, без документов и не имеющих возможности куда-либо устроиться, сбежавшие из детдомов, занятость матерей- дети предоставлены сами себе, отсутствие должной воспитательной работы со стороны школ и родителей, недоработка милиции. К крае, для борьбы с этим явлением, принимались меры – материальная помощь и охват всеобуч.
Был создан денежный фонд по школам города для оказания материальной помощи. воспитательные меры представлены встречами с работниками искусства, артистами, писателями, проведением культурно-массовых и спортивных мероприятий. Но тем не менее, имели место случаи уличного хулиганства и уголовных преступлений детей.
На государственном уровне были приняты акты, регулирующие деятельность детских учреждений. В Красноярском крае о положении детских домов, мы можем судить по материалам Государственного Красноярского краевого архива. Нужно отметить рост контингента интернатов, детских домов за счет эвакуированных детей.
Материально-техническая база детских учреждений имела огромное количество недостатков: большинство детских домов располагались в неприспособленных помещениях, имела место скученность, были неудовлетворительно оснащены мягким и твердым инвентарем, столовыми и кухонными принадлежностями. Тяжело обстоял вопрос с одеждой и обувью.
Крайне тяжелое положение было в вопросах питания детей. Ситуация с обеспечением детей питанием была весьма сложна, временами критична. Ценой напряжения сил, перераспределения фондов, через общественные детские столовые, посредством подсобных хозяйств детских учреждений и организованных молочных кухонь, в течение войны удавалось обеспечить необходимый для жизни минимум питания детей. Постоянным явлением было недоедание.
Ситуация осложнялась случаями произвола руководителей детских домов. Продовольственные и промышленные товары продавались на сторону. В ходе проверок, проведенных инспектурой из лучших сотрудников детдомов, эти случаи были выявлены и приняты меры.
В целом, можно сказать, что усилиями руководства края и широкой общественной помощи были постепенно преодолены тяжелых последствий войны для детей.
В области охраны материнства социальное законодательство использовало меры материальной поддержки и меры поощрения. Были приняты акты, прописывающие категории матерей, получавших пособия, пенсии, льготы. Были учреждены почетные звания и медали за материнство.
В крае, в ходе реализации указа правительства «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства», были приняты меры:
Проведение обследований и постановка на учет беременных женщин, открыты круглосуточные ясельные группы, на предприятиях были открыты гигиенические комнаты, а так же кабинеты правовой помощи.
В целом, война создала серьёзные трудности для развития социальной системы государства, ослабила учебно-материальную базу детских учреждений, ухудшила условия их работы. Однако усилия руководства края и широкая общественная помощь способствовали постепенному преодолению тяжёлых последствий войны для детей.
Важной заслугой социальной политики СССР военного времени стало сохранение сотен тысяч жизней детей.
1. А.П. Дворецкая. Государственная политика по защите детства в период ВОВ//Современные исследования социальных проблем. Сборник статей общероссийской научно-практической конференции.Вып.2.-Красноярск 2009 С.36-39
2. Гавриленко А. Дети Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] / А. Гавриленко / Режим доступа : http://www.redstar.ru/2007/09/05_09/5_07.html.)
3. Горячева В.М. Идеологическая работа партийных организаций Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны/ Горячева //Научные труды вып. 123В.М., Новосиб. гос. пед. ин-т ; отв. ред. П. Н. Иванов. - Новосибирск : [б. и.], 1976. С. 157-160
4. Демина Е.В. Торговля и снабжение населения Восточной Сибири в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. ист. Красноярск, 2006
5. Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917–1947 гг. : сб. док. Вып. 2. / сост. Н. И. Болдырев. – М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947.– С. 254.
6. Емелин, С.М. Борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны/ С.М. Емелин // Вопросы ювенальной юстиции. – 2010. - №2(28).
7. Емелин, С.М. Борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны/ С.М. Емелин // Вопросы ювенальной юстиции. – 2010. - №2(28). – С.4
8. Ермаков Е. Г. Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по борьбе с детской беспризорность и безнадзорностью в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941–1950 гг.)/ Е. Г. Ермаков. – Москва, 2002. – 157с.
9. Заднепровская Л.Д. Забота партии и правительства о детях в годы Великой Отечественной войны. /Заднепровская Л.Д. // Вместе с армией и народом, Сборник о советской милиции. К 25-й годовщине победы в Великой Отечественной войне. Волгоград : Высшая следственная школа, 1970.
10. Зезина М. Р. Без семьи: сироты послевоенной поры / М. Р. Зезина // Родина. – 2001. – сент. – С. 82–87.
11. И за детство мы бой ведем. Сборник статей, очерков об опыте работы с трудными подростками, патриотическом воспитании детей и молодежи. М.: МВД России, 2006. - 462 с.
12. История Советского государства и права накануне и в годы Великой Отечественной войны, 1936–1945 гг. Кн.III. / отв. ред. А. П. Костицын. – М. : Наука, 1985. – С. 307.
13. Киряев, Н.М. КПСС - вдохновитель и организатор побед советского народа в Великой Отечественной войне. / Н.М. Киряев. - М.: Госполитиздат, 1959. - 392 с.
14. Кривоносов, А.Н. Исторический опыт борьбы с безпризорностью/ А.Н. Кривоносов // Страницы истории. – 2003. - №7. – с.92-98
15. Куманев В. А. Школа – фронту / В. А. Куманев // Советская культура в годы Великой Отечественной войны /отв. ред. М. П. Ким. – М., 1976. – С. 201–212....42