ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 9
1.1 Теоретическая модель уголовно-правовой политики в сфере государственной безопасности 9
1.2 Государственная безопасность как объект уголовно-правовой охраны 21
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЗМЕНА И ШПИОНАЖ КАК ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ...31
2.1 Общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства 31
2.2 Государственная измена 37
2.3 Шпионаж 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Актуальность темы исследования обусловлена преобразованиями уголовно-правовой сферы, сущность которых в настоящее время заключается в разработке комплекса уголовно-правовых средств по обеспечению государственной безопасности. Вопросы совершенствования деятельности правоохранительных органов и определения приоритетных направлений развития права сегодня находятся в центре социальной жизни страны, выражены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2025 г.
В связи с ростом криминогенной обстановки за последние годы отмечается увеличение числа тяжких преступлений, расширение масштабов деятельности организованных преступных группирований, появление новых видов особо опасных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, права и свободы граждан. Данные факторы оказывают серьёзное дестабилизирующее воздействие на экономику и социальную жизнь, подрывает авторитет государства на международной арене. Поэтому совершенствование уголовно-правовой политики российского государства в сфере государственной безопасности имеет важнейшее значение. Таким образом, с учётом многопланового характера теоретических вопросов уголовно-правовой политики Российской Федерации, необходимо исследовать практические аспекты её реализации - уголовно-правовое противодействие государственной измене и шпионажу, преступлений, посягающих на внешнюю безопасность государства.
Объектом исследования - уголовно-правовая политика Российской Федерации в сфере государственной безопасности.
Предмет исследования - нормы уголовного законодательства РФ в широком смысле в области обеспечения государственной (внешней) безопасности государства, в частности предусматривающие механизмы противодействия преступлениям по статьям за государственную измену (ст.
275 УК РФ) и шпионаж (ст. 276 УК РФ).
Степень научной разработанности темы исследования представляется достаточно высокой. Теоретическая уголовно-правовая характеристика преступлений, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства содержится в научных работах Е.В. Пономаренко, Ю.В. Грачевой, В.В. Палия, Д.А. Рясова. При этом авторы приоритетным направлением в реализации уголовно-правовой политики Российской Федерации называют обеспечение противодействия государственной измене и шпионажу.
Уголовно-правовые меры обеспечения противодействия государственной измене и шпионажу исследованы В.Н. Рябчук, М.Е. Казбановой, Н.С. Ковшутиным, В.Ю. Тарасовым, И.С. Лагутиной. Авторы констатируют, что систему уголовно-правового противодействия государственной измене и шпионажу необходимо совершенствовать применительно к изменяющейся реальности.
Необходимость научного исследования выше обозначенного вопроса, его актуальность и недостаточная степень разработанности обусловили выбор темы исследования, определили предмет, цель и задачи.
Целью настоящего исследования является комплексное изучение уголовно-правовых мер обеспечения противодействия государственной измене и шпионажу.
Для достижения данной цели в соответствии с объектом и предметом были сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать теоретические основы уголовно-правовой политики России в сфере государственной безопасности;
- определить наиболее верную с точки зрения уголовного закона классификацию принципов уголовно-правовой политики;
- исследовать сущность и назначение теоретической модели уголовно-правовой политики в сфере государственной безопасности;
- дать характеристику государственной безопасности как объекту уголовно-правовой охраны;
- рассмотреть уголовно-правовую характеристику преступлений, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства;
- исследовать и охарактеризовать уголовно-правовые меры обеспечения противодействия государственной измене и шпионажу.
- выявить особенности квалификации государственной измены и шпионажа и отграничение их от смежных составов преступлений....
Основной задачей государственной политики в целом и уголовной политики в частности является эффективное обеспечение национальной безопасности. Степень обеспечения национальной безопасности служит показателем устойчивости политической системы, её способности защитить основные жизненные ценности и интересы личности, общества и государства.
Уголовно-правовая политика в сфере безопасности - это система мер в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, осуществляемых органами государственной власти и управления для реализации стратегии и тактики в данной сфере в определённый период времени.
Приоритеты уголовно-правовой политики Российской Федерации должны определяться на основе законности, соблюдения баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, взаимной ответственности личности, общества и государства по обеспечению безопасности, интеграции с международными системами безопасности.
На макрополитическом уровне целью уголовно-правовой политики, проводимой Российской Федерацией во главе с Президентом РФ, является поддержание законности и правопорядка, а также обеспечение безопасности Российкой Федерации.
На уровне конкретного органа государственной власти и управления его уголовно-правовая политика в сфере государственной безопасности выражается в виде Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2025 г., утверждённой указом Президента 6 декабря 2018 г..
В настоящее время одним из приоритетных направлений в реализации уголовно-правовой политики Российской Федерации является обеспечение противодействия государственной измене и шпионажу, преступлений, посягающих на внешнюю безопасность государства. Привести в пример конкретные уголовные дела по исследуемым преступлениям не представляется возможным, поскольку с 2016 г. имена обвиняемых по статьям 275 и 276 стали удаляться на сайтах большинства региональных судов. В свободном доступе для анализа данного вопроса только правовая статистика Генеральной прокуратуры и МВД Российской Федерации, размещённая на официальных интернет-порталах, анализ которой, позволил сделать вывод о том, что за 2009-2019 гг. общее количество направленных на подрыв или ослабление основ конституционного строя и безопасности государства преступлений, сократилось, при этом число зарегистрированных преступлений по статьям за государственную измену (ст. 275 УК РФ) ишпионаж (ст. 276 УК РФ) - увеличилось.
В связи, с чем необходимо отметить, что государство стремится в современных условиях сформировать систему правового противодействия преступлениям, посягающим на основы конституционного строя и безопасности государства.
1. Итак, во-первых, представляется целесообразным в части совершенствования ст. 275 УК РФ изменить её название на более корректное с точки зрения русского языка: «Измена государству», аналогично ст. 293 Модельного Уголовного кодекса для государств — участников Содружества Независимых Государств
2. По своим негативным последствиям, включая ущерб для авторитета государственной власти, особую опасность представляет предательство, совершённое лицами, занимающим государственные должности Российской Федерации или её субъекта. Сопоставима по своей опасности и дискредитирует политическую систему страны государственная измена, совершённая руководителями или другими видными деятелями общественных объединений общероссийского масштаба. Конструкция ст. 275 УК РФ, к сожалению, не предусматривает усиленной ответственности для таких лиц, что необходимо исправить путём введения в данную норму соответствующего квалифицирующего признака.
3. Кроме того, является нелогичной обязанность правоприменителя освободить виновное лицо от уголовной ответственности при условиях, указанных в примечании к ст. 275 УК. Необходимость оценки соотношения причинённого преступлением и предотвращённого ущерба, а также учёта иных обстоятельств содеянного требуют изменения данного правила. Более правильной представляется формулировка, предложенная в ст. 293 Модельного УК для СНГ о том, что лицо «может быть освобождено от уголовной ответственности».
4. Отсутствие квалифицирующего признака, предусматривающего повышенную уголовную ответственность за измену государству и шпионаж, повлекшие тяжкие последствия, является ещё одним недостатком данных норм. Это не позволяет в достаточной мере дифференцировать ответственность виновных лиц, ведь причинённый ими вред в ряде случаев является огромным. Считаем необходимым это прописать в качестве квалифицирующего признака в ст. 275 и ст. 276 УК РФ.
5. Серьёзной проблемой российского уголовного права является отсутствие в нём норм военного времени. Ч. 3 ст. 331 УК РФ гласит: «Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени». Применительно к государственной измене такое деяние, как переход на сторону противника, формально охватывается иным оказанием помощи. Фактически это преступление, которое может быть совершено только в военное время или в боевой обстановке. Однако его общественная опасность носит повышенный характер, и в отдельных случаях переход на сторону противника в условиях современных войн может повлечь катастрофические (особо тяжкие) последствия для безопасности государства. Уголовный закон должен предусматривать самые строгие меры ответственности, вплоть до смертной казни, за особо тяжкие преступления, совершённые в военное время либо в боевой обстановке. Это потребует изменения ч. 2 ст. 20 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 59 УК РФ в части установления возможности назначения смертной казни за указанные преступления. Следует, однако, отметить что рассмотрение вопросов, связанных с разработкой законодательства военного времени, является отдельной задачей.
6. Добавить в ст. 275 примечание следующего содержания: Уголовной ответственности за совершение измены государству подлежат граждане Российской Федерации. Уголовной ответственности за совершение шпионажа подлежат иностранные граждане и лица без гражданства.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1.07.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2002. - № 30. - ст. 3031.
4. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 9.11.2020) «О безопасности» // Российская газета. - № 295. - 29.12.2010.
5. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 30.06.2014. - № 26 (часть I). - ст. 3378.
6. Указ Президента РФ от 15.02.2006 № 116 (ред. от 25.11.2019) «О мерах по противодействию терроризму» (вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете») // Собрание законодательства РФ. - 20.02.2006. - № 8. - ст. 897.
7. Указ Президента РФ от 17.03.2008 № 351 (ред. от 22.05.2015) «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» // Собрание законодательства РФ. - 24.03.2008. - № 12. - ст. 1110.
8. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. - 15.05.2017. - № 20. - ст. 2902.
Научная и учебная литература
9. Агузаров Т.К. Охрана власти в уголовном праве России (de lege lata b de lege ferenda) / Т.К. Агузаров, Ю.В. Грачева, А.И. Чучаев. - М.: Проспект, 2018. - 126 с.
10. Благов Е.В. Применение уголовного права / Е.В. Благов. - М.: Litres, 2017. - 505 с.
11. Боер А.Л. Уголовно-правовая политика современной России и зарубежных стран: учебно-методическое пособие / А.Л. Боер. - СПб.: ГУАП, 2018. - 79 с.
12. Борисов А.Б. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): с комментариями Конституционного суда РФ / A. Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2020. - 256 с.
13. Боровиков В.Б. Уголовное право. Общая и особенная части. Практикум: учебное пособие для вузов / В.Б. Боровиков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2020. - 375 с.
14. Векленко В.В. Уголовное право. Общая часть: учебник для вузов / В.В. Векленко. - М.: Юрайт, 2020. - 500 с.
15. Затонский В.А. Правовая политика: основы теории и практики: учебно-методический комплекс / В.А. Затонский, А.В. Малько. - М.: Проспект, 2015. - 352 с....(71)