ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Развитие словаря детей среднего дошкольного возраста в ДОО 6
1.2. Использование дидактических игр в развитии словаря детей среднего дошкольного возраста 35
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1. Изучение актуального уровня сформированности словаря детей среднего дошкольного возраста 42
2.2. Деятельность педагога ДОО по использованию дидактических игр в процессе развития речи детей среднего дошкольного возраста 51
2.3. Результаты экспериментальной работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
В ряду вопросов, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, немаловажное место занимает подготовка ребенка к школе. Одной из ключевых характеристик готовности детей к благополучному обучению считается правильная, хорошо сформированная речь. Чем богаче и правильнее речь детей, тем проще им излагать собственные мысли, тем обширнее их возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Учёными-исследователями обоснована огромная значимость дидактической игры в накоплении знаний, развитии словарного запаса дошкольников.
Анализ природы слова и специфик усвоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Особенность усвоения слова как лексической системы рассматривалась в работах Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
Проблема развития и обогащения словарного запаса дошкольников считается одной из важных в современной методике развития речи детей. Дидактическая игра представляет собой разностороннее, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, также формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности детей. Организация дидактических игр требует творческого подхода, обновления методики проведения.
Важность нашего исследования состоит в осуществлении правильного подбора важных эффективных, целесообразных методов и приёмов, способствующих формированию словаря детей дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр.
Исходя из вышеизложенных теоретических положений, мы сформировали цель и задачи исследования.
Объект исследования: развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры как средство развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в изучении влияния дидактических игр на процесс формирования словаря детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) описать содержание работы педагога ДОО по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста;
3) провести опытно-экспериментальное исследование по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр;
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май - август 2020 года) был посвящен сбору, изучению и анализу научной литературы по проблеме исследования;
II этап (сентябрь - октябрь 2020 года) предполагал выявление актуального уровня сформированности словаря детей среднего дошкольного возраста;
III этап (декабрь 2020 - март 2021 года) включал формирующий эксперимент, направленный на подбор и использование дидактических игр по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста;
IV этап (апрель 2021 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности использования дидактических игр по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста;
Гипотеза заключается в предположении о том, что систематическое использование словесных дидактических игр будет способствовать активному развитию словаря детей дошкольного возраста.
Задачи и цель исследования обусловили необходимость применения следующих методов исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, эксперимент, наблюдение, количественный и качественный анализ.
Теоретическими основами исследования являются работы В.П. Глухова, Л.Г. Голубевой, Т.И. Гризик о необходимости речевого развития детей дошкольного возраста; М.М. Кониной, Р.Е. Левиной, А.А. Леонтьева, С.В. Липиной о исследовании и развитии грамматически правильной речи дошкольников.....
Проблема развития словаря детей среднего дошкольного возраста является значимой и актуальной на современном этапе. Особая роль по формированию словарного запаса в данный период отводится дидактическим играм.
Дидактические игры являются благодатным условием для совершенствования речевой деятельности каждого ребенка.
Проанализировав специальную научно-методическую литературу, нами были рассмотрены с учетом возрастных особенностей детей разные виды дидактических игр, их функции, принципы, методика организации и проведения, подобраны и апробированы на практике дидактические игры, направленные на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.
Проведена диагностика, позволяющая определить уровень развития детей, а также эксперимент. В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 4-5 лет.
В дидактических играх детям предлагались задания в виде предложений, вопросов. Самостоятельная игровая деятельность осуществлялась лишь в том случае, если дети проявляли интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими были усвоены. Наша задача заключалась в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, которые способствовали бы активизации и обогащению словаря каждого ребенка.
Работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: речь детей стала лучше, расширился и обогатился словарный запас, обогатились знания о разных частях речи, дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями, научились сравнивать, объединять предметы по признакам, у детей стала развиваться способность устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.
Использование дидактических игр в работе по развитию речи позволяет детям среднего дошкольного возраста не только научиться играть, но и совершенствовать речь, расширить знания об окружающем мире, закрепить речевые умения и навыки по формированию грамматического строя языка.
Следовательно, можно сделать вывод, что практическое исследование подтвердило гипотезу об эффективности использования дидактических игр при развитии словаря детей среднего дошкольного возраста.
1. Алабужева С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста. - Г.: ГПГИ, 2005. - 98 с.
2. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 126 с.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: Т. 2. - М.: Просвещение, 1982. - 366 с.
4. Гербова В.В. Приобщаем дошкольников к художественной литературе. - М.: Просвещение, 2012. - 234 с.
5. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. / B. П. Глухов, В.А. Ковшиков. - М.: АСТ, 2007. - 318 с.
6. Голубева Л.Г. Речевое развитие и воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2012. - 458 с.
7. Гризик Т.И. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада. / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2010. - 198 с.
8. Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников. - М.: Сфера, 2012. - 198 с.
9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб., 2006. - 211 с.
10. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров. / Под ред. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2012. - 510 с.
11. Конина М.М. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №11. - C. 23-32.
12. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии: пособие для логопедов. - М.: Альянс, 2013. - 367 с.
13. Леонтьев А.А. Исследования детской речи. Основы теории речевой деятельности. - М.: Просвещение, 2014. - 522 с.
14. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. - М.: Просвещение, 1983. - 233 с.
15. Липина С.В. Развитие речи. / С.В. Липина, И.В. Полещук. - М.: Эксмо, 2017. - 222 с...(35)