Только Word
Введение
3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблем криминальной безопасности
7
1.1. С чего начинается криминальная безопасность
7
1.2. Статистика преступности в России в последние годы
9
1.3. Сущность и основные понятия криминальной безопасности
12
1.4. Анализ состояния криминальной обстановки в Красноярском крае в современных условиях
17
Глава 2. Психолого-педагогические основы правомерного поведения и личной безопасности.
23
2.1 Анализ взаимосвязи психологии, педагогики, законности и правопорядка
23
2.1. Педагогика законности, правопорядка и правомерного поведения
26
2.2. Формирование правовой культуры
28
2.6. Анализ деятельности общеобразовательного учреждения по формированию правовой культуры учащихся
31
2.5. Анализ инновационных технологий в образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности
44
Глава 3. Методика организации и проведения эксперимента
51
3.1. Определение заинтересованности у учащихся в изучении вопросов безопасности человека при возникновении ЧС криминального характера и проведение эксперимента
51
3.2. Организация и проведение педагогического эксперимента
56
Заключение.
63
Литература.
65
Приложение.
68
Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой - необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних, к уголовно-правовой политике.
Изучение проблем подростковой преступности, равно как и преступности общей, требует учета той конкретной ситуации - политической и социально-экономической, на фоне которой формируются и развиваются криминогенные процессы. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время политический и социально-экономический фон оказывает явно негативное воздействие на молодежную, в том числе и подростковую среду.
Проблема как раз состоит в том, чтобы выработать механизмы цивилизованного разрешения кризисных ситуаций, не допускающие их перерастания в жесткую конфронтацию или предусматривающие четкую систему мер урегулирования последней.
В настоящее время в России завершается процесс становления демократического общества. В этих условиях криминальные ситуации стали распространяться со стремительной скоростью. В многообразии источников этих угроз особое место занимает криминальный мир и его уклад, который не только затронул фундаментальные национальные ценности, но и заставил на практике проверить соотношение целей и средств обеспечения безопасности человека по объему и пределам применения силовых методов.
Основной проблемой здесь остается разработка приемов и способов формирования навыков безопасного поведения человека в криминальных ситуациях, обучения учащихся общеобразовательных учреждений их предупреждению и уменьшению риска для безопасности человека.
Актуальность выбранной темы исследования в теоретико-методологическом плане обусловлена тем, что в программах и образовательном процессе по курсу ОБЖ ей уделяется недостаточно внимания, слабой разработанностью проблемы в отечественной научно-правовой литературе, и особенно научно-методической базе, где вопросам безопасности человека при возникновении опасных ситуаций криминального характера не уделяется должного внимания.
С учетом изложенного определяется и конкретизируется объект данного исследования.
Объект исследования – образовательный процесс по формированию навыков безопасного поведения учащихся в криминальных ситуациях.
Предмет исследования - технологии проблемного обучения учащихся 10-х классов навыкам безопасного поведения в криминальных ситуациях.
Целью настоящего исследования являются анализ причин возникновения криминальных ситуаций характера и разработка на его основе предложений по применению технологий проблемного обучения в интересах повышения эффективности формирования у учащихся 10 классов навыков безопасного поведения в криминальных ситуациях.
Реализация данной цели исследования непосредственно связана с решением следующих задач:
исследование причин возникновения и развития ЧС криминального характера;
анализ основных аспектов существующей системы обучения по данной теме в общеобразовательных учебных заведениях;
разработка предложений по применению технологий проблемного обучения в образовательном процессе по формированию у учащихся 10 классов навыков безопасного поведения в криминальных ситуациях....
В настоящей выпускной квалификационной работе нами проведен анализ причин возникновения криминальных ситуаций и на его основе разработаны предложения по применению технологий проблемного обучения в интересах повышения эффективности формирования у учащихся 10 классов навыков безопасного поведения в криминальных ситуациях.
Выводы:
1. В условиях сложной криминальной обстановки в России приоритетными направлениями деятельности учителей безопасности жизнедеятельности является обучение учащихся вопросам безопасности в опасных ситуациях криминального характера.
2. Развитие познавательной и творческой деятельности школьника в образовательном процессе предполагает использование современных инновационных технологий, в целях повышения качества формирования навыков безопасного поведения в опасных ситуациях криминального характера.
3. Применение технологий проблемного обучения при проведении занятий по теме «Безопасность человека при возникновении ЧС криминального характера» способствует повышению познавательного интереса учащихся 10 классов и эффективности формирования у них навыков безопасного поведения и культуры безопасности при проявлении опасных криминальных ситуаций.
В ходе педагогического эксперимента выдвинутая гипотеза исследования о том, что повышение эффективности формирования навыков безопасного поведения учащихся 10-х классов в опасных ситуациях криминального характера может быть достигнуто при применении технологий проблемного обучения в образовательном процессе по курсу ОБЖ и внедрении в образовательный процесс разработанных нами предложений, получила свое подтверждение.
Теоретическое значение выпускной квалификационной работы состоит в том, что нами разработаны рекомендации по применению технологий проблемного обучения в образовательном по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе (Приложения1, 2, 5)
Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что ее выводы и рекомендации могут быть применены в образовательном процессе по формированию культуры безопасности и навыков безопасного поведения в условиях опасных ситуаций криминального характера учащихся общеобразовательной школы.
1. Абелевая А.М. Социальная статистика: учебное пособие / Уфа, 2010.
2. Аблеева А.М. Основной капитал и тенденции воспроизводства // Уфа, 2011.
3. Авдийский В.А. Криминология. Учебник для ВУЗов / Под ред. В. Авдийского., М.:Юрайт.2014. 352с.
4. Акимова Л. А., Лутовина Е.Е. «Теория и Методика обучения Основам безопасности жизнедеятельности в школе»: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений по специальности Безопасность Жизнедеятельности – Оренбург: Издательство ОГПУ 2008, -268с.
5. Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник для студентов средних учебных заведений. — Изд. 2-е / 3-е, стереотип. / 4-е, стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 128 c.
6. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. - Ростов-н/Д.: Учитель, 2007.
7. Дружинина Е. С. Профилактика виктимного поведения подростков.-Киев, 2008. 152с.
8. Васильева Л.Ю., Валишина Н.Р. Статистический анализ уровня занятости населения в РФ // Тенденции и перспективы развития статистической науки и информационных технологий сборник научных статей., Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2013. С. 182-183.
9. Воробьев Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, Б.И. и др.; под редакцией Ю.Л.Воробьева.- 10 класс М.: АСТ: Астрель,2007.
10. Здравомыслов Б.В. Уголовное право России: Общая часть, М.: Юристъ,2000 г.
11. Кузнецов H.Ф. Пpоблемы кpиминологической мотивации. М., 1984.
12. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. ПИТЕР, 2009
13. Латчук В.Н.ОБЖ. 10кл Раб.тетрадь.(Миронов) ВЕРТИКАЛЬ, 2011.
14. Латчук В.Н Программы для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы» /В.Н.Латчук, с.к. Миронов,с.н.Вангородский.-2-е издание, стереотип.-М.: Дрофа,2007
15. Латчук В.Н Линия УМК "Основы безопасности жизнедеятельности. 5–11 классы" В. Н. Латчука, В. В. Маркова, М. И. Кузнецова и др. .-М.: Дрофа, 2007...36