Только Word
Введение
ГЛАВА 1. Основы формирования нравственных черт характера младших подростков в учебном процессе с помощью УДИ (на уроках литературы)
§1. Формирование нравственных черт характера младшего подростка как психолого - педагогическая проблема.
§2. Возможности уроков литературы в формировании готовности младших подростков к саморазвитию нравственных черт личности.
§3. Возможности УДИ в решении задачи формирования нравственных черт характера младших подростков.
ГЛАВА 2. Организация и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных черт характера у младших подростков с помощью УДИ в учебном процессе.
§1. Изучение отношения родителей к сущности нравственных черт характера, диагностика отношения учителей к УДИ как средству становления нравственных черт характера в образовательном процессе
§2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы.
§3. Диагностика эффективности УДИ как средства формирования нравственных черт характера младших подростков.
Заключение
Список литературы
Традиционно в России первостепенной задачей наук, связанных с воспитанием, было формирование нравственных черт характера. Образованию отводится важнейшая роль в нравственной консолидации российского общества. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. В соответствии с ФГОС ООО решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
В этой связи особое внимание необходимо уделять нравственному воспитанию младшего подростка, так как в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению морально – нравственных знаний, которые являются регулятором духовно-ориентированного поведения и формирования нравственных отношений к окружающему миру. От того, как будет воспитан младший подросток в нравственном отношении, зависит не только его дальнейшее успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». Отличительной особенностью ныне действующего стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Среди личностных результатов Стандартом определены сформированность ценностно – смысловых установок, принятие национальных и общечеловеческих ценностей, развитие нравственного сознания и формирование на этой основе поведенческих установок.
Итак, в соответствии с перечисленными требованиями ФГОС решение главных задач обучения должно обеспечивать в том числе формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий во многом обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
Модернизация образования обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. В последнее время значительно усилился педагогический интерес к нравственной проблематике. И этот факт не случаен. В результате социально-экономических, политических и культурных преобразований в обществе происходят необратимые изменения, которые оказывают существенное влияние на молодое поколение.
В условиях отсутствия чётких нравственных ориентиров, снижения уровня духовной культуры все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Такая личность характеризуется высокой дисциплиной духа, требовательностью к себе, осознанностью нравственной сущности своих поступков, четкой ориентацией на здоровую, полноценную, творческую жизнь, которая невозможна без духовно-нравственного развития. К сожалению, такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе у современного молодого поколения отходят на второй план; у подростков отсутствует ориентация на непрерывное духовно-нравственное развитие. Поэтому именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества.
Различные аспекты нравственного воспитания представлены в работах Т.В. Андроновой, А.В. Бабаян, А.Я. Данилюк, М.И. Шиловой сущностные характеристики духовности рассматриваются Т.Г. Жарковской, В.А. Мальцевой, Н. А. Эверт. Проблема становления различных аспектов духовности и нравственности формирующейся личности обсуждаются в исследованиях В.И. Абраменко, Т.А. Берсеневой, А.Я. Данилюк, Н. Е. Щурковой. ....
Итак, изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме становления нравственных черт характера младших подростков при помощи учебных деловых игр, мы пришли к выводу, что младший подростковый возраст наиболее сензитивен для целенаправленной работы по формированию нравственных черт характера, так как именно для этого возраста характерен поиск новых ощущений, нового опыта, новой информации, что при низком уровне контроля, склонности к импульсивным реакциям и относительной незрелости механизмов когнитивной деятельности (т.е. обеспечения логического, обоснованного и осознанного выбора) создает зону риска в проявлении эмоций, выборе информации, поведении.
Для формирования нравственных черт характера мы выбрали уроки литературы, исходя из того, что данный предмет имеет богатые воспитательные возможности за счет передачи опыта чувств многих поколений, возможности оценки собственных поступков через авторскую позицию. На уроках литературы школьники повышают свой уровень нравственной воспитанности, формируют нравственные идеалы, воспитывают эстетический вкус, осмысляют подход к окружающему миру через авторитетные авторские оценки.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственных черт характера при помощи учебных деловых игр, мы можем сделать вывод, что важными условиями становления нравственных черт характера является: целенаправленное включение в образовательный процесс учебных деловых игр, обогащение учебных деловых игр нравственным содержанием. Задача учителя заключается в том, чтобы сосредоточить внимание младших подростках на целях, которые способствовали бы установлению между детьми нравственных качеств, основанных на дружбе, гуманности, справедливости, чуткости, ответственности. В учебной деловой игре черты младшего подросткового возраста формируются в единстве и взаимодействии. Организовать коллектив, в котором дети бы помогали друг другу, воспитать у детей дружеские чувства, чувство ответственности и доброты можно только в том случае, если удается увлечь их играми с нравственным содержанием, отражающим становление нравственных черт личности, но в свою очередь это возможно только при правильной организации школьного коллектива.
Основополагающей базовой нравственного воспитания становится единство трех составляющих: представлений о нормах гуманности, гуманных чувств (сопереживание, сочувствие, содействие), соответствующих поступков. Обеспечить усвоение норм, регулирующих нравственное поведение и одновременно сохранить самостоятельный характер игры, возможно лишь при правильном руководстве, так как происходит развитие содержания игровой деятельности, а также положительно изменяется и нравственное поведение каждого ребенка с учетом общей игровой цели.
В ходе опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что учебная деловая игра является важным средством формирования нравственных черт характера младших подростков. В учебной деловой игре происходит формирование нравственных норм и раскрытие их внутреннего смысла. В игре ученик активно овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями.
Учебная деловая игра обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности младшего подростка. Нравственное воспитание обуславливается тем, как школьник усваивает нравственные отношения существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере учебная деловая игра обеспечивает такое усвоение. Изучение структуры игры позволяет выявить ее роль в усвоении нравственных отношений.
В учебной деловой игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Мы провели теоретический анализ особенностей формирования нравственных черт характера младших подростков.
Обобщив традиционные подходы, заключающиеся в обогащении содержания сюжета игры и исследования о взаимоотношениях в игре, проанализировав современные подходы к учебной деловой игре, а также изучив психолого-педагогическую литературу о сущности учебной деловой игры, ее структуре, мы выявили возможности учебной деловой игры в становлении нравственных черт характера. Нравственное формирование – это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых.
Таким образом, неоценимо значение учебной деловой игры для нравственного формирования личности младших подростков.
Основой нравственности являются гуманные отношения, а именно: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость. Гуманные качества представляют собой единство трех компонентов: представлений о нормах гуманности, гуманных чувств (сопереживание, сочувствие, содействие), соответствующих поступков....
1. Напалкова М. В. Деловая игра как активный метод обучения. Журнал: Интеграция образования.
2. Бабанова И.А. «Деловые игры в учебном процессе».
3. Бери Э. Люди, которые играют в игры, в которые играют люди.
4. Зелин М.Б. Новые технологии организации деловой игры.
5. Леванова Е.А. Игры в тренинге. Возможности игрового взаимодействия.
6. Макаренко А.С. О воспитании.
7. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь.
8. Фоменко В.Т. Нетрадиционные системы организации учебного процесса.
9. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы.
10. Абраменко В.И. Закономерности развития характера у подростков и условия его формирования.
11. Аверин В.А. Психология детей и подростков.
12. Андронова Т.В. Воспитание у учащихся черт национального характера в процессе изучения русской литературы.
13. Басаров Б. Характер и его место в психической жизни человека.
14. Журавлева О.П., Михалева Л.П. Воспитательный потенциал учебно-познавательной деятельности обучающихся.
15. Журавлева О.П., Михалева Л.П. Педагогика (теория и методика воспитания)/учебное пособие....24