Только Word
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретико-методологические основы политической философии Н.Я. Данилевского…………………………………………………………………….15
1.1. Особенности философских взглядов………………………………………15
1.2.Теория культурно-исторических типов…………………………………….20
Глава II. Социально-политический контекст философии Н.Я. Данилевского…………………………………………………………………….38
2.1. Ключевые характеристики и особенности славянского культурно-исторического типа……………………………………………………………...38
2.2. Политические взгляды и концепция внутренней политики России…………………………………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………….67
Библиографический список……………………………………………………..72
Несмотря на критическое отношение ряда современных исследователей к политическим идеологиям, в политологии, остается доминирующей, точка зрения, согласно которой, личность в отсутствии широкого мировоззрения представляемого политическими идеологиями, не способна стимулировать активную политическую деятельность. Развал СССР и блока социалистических государств, пожалуй, наиболее ярким образом продемонстрировал слабость замкнутых, монолитных идеологических систем, их уязвимость как в сфере внешней, так и в сфере внутренней политики, и указал на необходимость синтеза различных политических идей, в рамках одной политической системы.
На сегодняшний день, особенно в виду политических событий конца 2013, начала 2014 года, налицо тенденция смещения государственной идеологии в сторону консерватизма, причем так или иначе, но большинство населения России, поддерживает проконсервативный курс правительства, направленный на сохранение политических и культурных традиций, твердых моральных ценностей, популизм.
В то же время, в российском обществе, ощущается потребность в фундаментальных ценностях, всех основных течений общественно-политической мысли - либерализма, консерватизма и социализма. Принимая во внимание подвижность и динамичность моделей общественного развития, создание общей идеологической платформы, учитывающей идеи различных политических концепций, представляется вполне реалистичным. В такой ситуации для российской политической науки, становится важным и особенно актуальным, осмысление опыта подобных явлений в истории отечественной общественно-политической мысли.
Творческое наследие Николая Яковлевича Данилевского, представляет уникальный материал для исследования. Будучи широко одаренным человеком, Данилевский проявил себя во многих областях научного знания – в философии и культурологии, в социологии, географии и естествознании. Помимо этого, именно Данилевским впервые, в работе «Россия и Европа», была предложена теория культурно-исторических типов, в XX веке, взятая за основу цивилизационного подхода в изучении истории. Но если роль Данилевского в исторической науке и его философские взгляды исследованы в отечественной историографии достаточно хорошо, то политические взгляды и идеологические предпочтения мыслителя, остаются малоизученными.
В тоже время, наряду с личностью и творчеством Николая Яковлевича, особый интерес для исследования, актуализирующий его; представляет исторический период, в котором он жил и который осмысливал в своих работах. Вторая половина XIX века, была ознаменована ослаблением позиций России в международных отношениях, в результате поражения в Крымской войне, и серьезными противоречиями во внутреннем политическом и социально-экономическом развитии. С другой стороны именно это время, традиционно считается периодом наибольшей активности российской интеллигенции и образованной части общества, время серьезного усиления и формирования общественного мнения, когда печать в результате смягчения цензуры стала инструментом давления, с которым приходилось считаться даже царскому правительству. В эпоху либеральных реформ Александра II, злободневные политические вопросы вышли за рамки салонных разговоров, и общество получило новые возможности для участия в общественной жизни страны. От сентиментальных и абстрагированных рассуждений о будущем государства образованное общество перешло к обсуждению конкретных проблем, что способствовало оформлению политических течений в общественной мысли. Таким образом, оформление политических предпочтений Данилевского, пришлось как раз на становление российского консерватизма как политического течения, в тот момент, когда границы, разделяющие политические идеологии, еще не были четко очерчены. В связи с этим изучение политических взглядов мыслителя, будет полезным не только в осмыслении опыта синтеза различных политических идей в истории российской политической философии, но и поможет в изучении истории российской общественно-политической мысли периода либеральных реформ Александра II, составит целостное представление о ней.
Объект исследования, является политическая философия, в творческом наследии Данилевского.
Предмет исследования: политическая концепция Данилевского, ее структура и эволюция.
Предмет исследования, определил хронологические рамки работы, которые, в свою очередь, охватывают период жизни и творчества Николая Яковлевича, то есть 1822- 1885 г.г.
Цель исследования: Определить основные принципы и категории политических взглядов и идей Данилевского.
В начале исследования была выдвинута следующая гипотеза: В основе политической концепции Данилевского лежит принцип, согласно которому успешное развитие внешней и внутренней политики государства, зависит от соблюдения особенностей, присущих определенному культурно-историческому типу, и возможности их интеграции с новыми политическими идеями, необходимость которых обуславливается текущей политической ситуацией....
Русская политическая философия – обширная глава в истории национального самосознания, которую во второй половине XIX- начале XX века писали историки и философы, литераторы и социологи, критики и поэты; среди них наиболее известны – К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, Н.К. Михайловский, Г.В. Плеханов.
Н.Я. Данилевскому в этом ряду принадлежит одно из самых значительных мест, поскольку он впервые предложил целостную, яркую, методологически обоснованную концепцию развития мировой культуры, оригинальную теорию локальных цивилизаций как культурно-исторических типов. Данилевский трактует культурно-исторический тип, как организм, что позволяет ему рассматривать общество как целостность, охватывающую в своем развитии всех основные сферы деятельности человека и преодолеть односторонние концепции общественного развития.
Влияние его идей на современников и последующие поколения политических мыслителей и философов, отечественных и зарубежных, трудно переоценить. Полемика, которая разгорелась при появлении, его основного труда «Россия и Европа», активизировала отечественную политико-философскую мысль, в обсуждении проблем книги рождались новые плодотворные идеи и оригинальные концепции. Эта полемика не затухала на протяжении всего XX века, она продолжается и сегодня, в XXI веке, когда Россия вновь на «переломе» и ищет в своем общественно-политическом историческом опыте, ответы на актуальные вопросы современности.
Анализируя роль Данилевского в развитии отечественной философии и общественно-политической мысли, можно упрекнуть философа в ошибке отождествления культуры с конкретно-исторической этнической общностью, отчасти, в теоретической не обоснованности границ между культурно-историческими типами, в неоправданном изоморфизме социальных и биологических законов, однако в тоже время, значение его теории для становления национального самосознания чрезвычайно велико. Именно Данилевский, дал первое полное и развернутое доказательство идеи «особого пути» и «органической цельности», анализ всех основных тем и проблем составляющих идейно-мировоззренческий комплекс отечественной консервативной традиции.
Данилевский не был противником политики умеренного реформизма. Он отрицал лишь не вызванные потребностями реальной жизни радикальные перемены под влиянием модных западных идей. Политическая философия Данилевского, а также его система взглядов на государство и общество не могут быть сведены к апологии «старого», «отжившего» и враждебного ко всем прогрессивным тенденциям социального развития. Классический либерализм призывает к универсальным, интернациональным ценностям, а консерватизм в понимании Данилевского отличается повышенным вниманием к национально-культурным особенностям политического развития. В тоже время Данилевский выступает против либерального понимания государства, как средства «только обеспечить жизнь, имущество, личную честь и свободу», он утверждает, что народность составляет «существенную основу государства», главная цель, по его мнению: «есть именно сохранение народности».
Данилевский понимал необходимость политических преобразований, для успешного развития общества и государства. Он был уверен, что успешное развитие государства, возможно только в том случае, если при реформировании политической системы, будут учитываться первоначальные особенности, заложенные в культурно-историческом типе.
Данилевский, выступая за необходимость политических свобод и более широкого местного самоуправления и самоорганизации общества, жестко критиковал бюрократию; в то же время, видел в распространении идей либерализма и марксизма опасное «европейничанье», предлагая уберечь русскую самобытность, самодержавной властью, политикой культурного изоляционизма. Эти рекомендации история отвергла. Не заметив пролетаризации деревни, нарастающих социальных противоречий, излишне уповая на стойкость национального, религиозного духа, он никак не мог предвидеть, что община, основа русской экономической жизни, обернется колхозами, которые принципиально разрушили саму идею «почвенности» отменой личного права на землю, а глубинная религиозность в дальнейшем не сможет оказать сопротивления атеистической пропаганде. После развала СССР и становления в России демократического государства, политические установки Данилевского на уменьшение роли бюрократического аппарата и усиления местного самоуправления и самоорганизации, снова приобретают актуальность.
Н.Я. Данилевский, критиковал не столько европейскую цивилизацию, он отдавал должное ее научно-техническим достижениям, сколько европейскую культуру, в частности религию и политику, говорил об опасностях процесса урбанизации, насилия, нигилизма, нравственного цинизма, о ее духовной скудности и творческом бессилии. Эти оценки и позиции позднее поддержат О.Шпенглер, П.А. Сорокин, К.Н. Леонтьев, Н.А. Бердяев. Стоит отметить, что это критика приобретает эсхатологический характер.
При этом высказывания Данилевского лишены романтизма и истерии, ему еще видится выход, перспективы; он полон надежд и энергично зовет к делу все традиционные элементы и таланты России. Победа славянского типа культуры видится ему как реализация воли Провидения, и потому является высшей нравственной ценностью, а гарантии справедливости предлагаются в духе позитивистского утилитаризма И. Бентама и Дж.Миля.
В отечественной политологии Данилевский, фактически первым заявил о необходимости учитывать культурные факторы при формировании политической структуры общества, включая сюда исторический опыт, традиции общества, стереотипы мышления, а также географические, континентальные и регионально-стратегические особенности. При этом он не впадает в так называемый географический детерминизм....
1. Аксаков И.С. Наше знамя русская народность. М., 2008.
2. Бажов С.И. Философия истории Н.Я. Данилевского. М., 1997.
3. Бакун Д.С. Просвещенный консерватизм. Российские мыслители о путях развития Российской цивилизации. М., 2012.
4. Волынский А.Л. Достоевский. Философско-религиозные очерки. СПб., 2011.
5. Галактионов А.А. Органическая теория как методология социологической концепции Н.Я. Данилевского//Российская социология: Сб. СПб., 1993.
6. Гегель. Г. Политические произведения. М., 1978.
7. Голосенко И.А. Социальная философия славянофильства // Социологическая мысль в России: Сб. Л., 1978.
8. Гросул В.Я. Русский консерватизм XIX столетия, идеология и практика. М., 2000.
9. Гулыга А.В. Творцы Русской идеи. М., 2006.
10. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Романо-германскому. М., 2011.
11. Данилевский Н.Я. Дарвинизм. Критическое исследование Т.1. 1885.
12. Данилевский Н.Я. Дарвинизм. Критическое исследование Т.2. 1889.
13. Данилевский Н.Я. Сборник политических и экономических статей. 1890.
14. Достоевский Ф.М. Дневники писателя. Т.1. СПб., 2011.
15. Достоевский Ф.М. Дневники писателя Т.2. СПб., 2011....56