Только Word
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретическое обоснование необходимости формирования модели безопасного поведения у учащихся на улицах города……………………………………………………………………….………7
1.1 Основная характеристика опасностей на улицах города и существующих способов защиты от них…………………………………..……..….…………..7
1.2 Формирование модели безопасного поведения у учащихся как современная педагогическая проблема……...……………………….………26
Глава 2. Методы и организация исследования……………………………………………………….……….…….30
2.1. Методы исследования……………………………………………..…….………….……30
2.2. Организация исследования…………………………………………………………….………31
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение…………………………………………………………..……………32
. 3.1. Результаты констатирующего эксперимента……………………………………………..………………....……32
3.2. Формирующий этап безопасного поведения учащихся общеобразовательных школ…………………………….……………..….……37
3.3. Результаты контрольного эксперимента……………..…………………...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………48
ВЫВОДЫ…………………………………………………………….………..…..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….…52
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..56
Актуальность и практическая значимость исследования
В современном обществе проблема безопасности жизнедеятельности выходит в последнее время на первый план. Защита людей от отрицательных воздействий естественного и антропогенного происхождения и создание благоприятных условий человеческого существования является не только научной проблемой, но и первостепенной задачей любого государства. Общество несет огромные людские потери от несчастных случаев, пожаров, техногенных и природных катастроф. Ярким примером является авария на японской АЭС, произошедшей в прошлом году. Ее результатом стала гибель сотен человек, тысячи людей остались без крова, а почва и вода еще надолго будут непригодны для использования. Другим примером стала авария на Саяно-Шушенской ГЭС, жертвами разрушения которой стали сотни людей.
Однако помимо катастроф природного и техногенного характера современное (особенно российское) общество сталкивается с еще одной проблемой: растущей криминализацией. Жертвами преступлений становятся и взрослые, и дети. Многие зачастую просто не умеют и не знают, как правильно вести себя в опасных характера. А ведь именно верная тактика поведения – залог сохранения не только собственной жизни, но и имущества.
Большое внимание вопросам безопасности личности уделяли такие ученые как Русак О.Н.( Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие, 2005 год), Маслов Н.Н. (Способы автономного выживания человека в природе: учебное пособие для вузов, 2005год), Латчук, В.Н. (Основы безопасности жизнедеятельности. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл, 2007 год; Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 классы., 2004 год), Белов В.С. (Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов, 2007 год).
В своих научных работах они делали основной акцент на определение принципов обеспечения безопасности жизнедеятельности, идентификацию и классификацию опасностей, оценку их влияния на человека и создание системы защиты от них. Методическую и организующую деятельность также проводит Международная академия наук безопасности жизнедеятельности и экологии.
Однако следует обратить внимание на тот факт, что единой эффективной методики формирования модели безопасного поведения человека в современном мире на сегодняшний день не создано. А ведь такая модель должна внедряться еще в школе на этапе формирования личности.
В действующем российском государственном образовательном стандарте по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» приоритетной признается охрана среды обитания, а не безопасность личности в любых сферах жизнедеятельности.
Более того, в ряде российских образовательных учреждений курс "Основы безопасности жизнедеятельности" заменен на так называемый интегрированный курс, "Мы и окружающий мир" для 5-9х классов, а в курсе ОБЖ для 10-11 классов сделан акцент на «Основы медицинских знаний» (для девушек) и «Особенности военной службы» (для юношей).
Таким образом, у школьников к моменту окончания школы не сформированы столь необходимые современному человеку знания, умения и навыки безопасного поведения в опасных ситуациях различного характера. А ведь именно сфера образования (в данном случае общеобразовательная школа) обязана стать ведущим звеном в формировании личности «безопасного типа», осознающей ценность своей жизни и здоровья....
Анализ научно-методической литературы показал, что сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников. В современном городе в век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, а особенно ребенку, осваивающему азы дорожной азбуки. Как отмечают сотрудники ГАИ, чаще всего в критических ситуациях на дорогах страдают дети. С каждым годом проблема детского травматизма становится острее, ежедневно в нашей стране происходит около тысячи ДТП, в которых погибает до ста пятидесяти человек, около тысячи получают ранения или увечья. Почти 40% пострадавших – дети, и эта цифра из года в год растет.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей школьного возраста часто недостаточно развита та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Избежать эти опасности можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка как с самого раннего возраста так и в школе. Как известно, безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, дети этими качествами обладают не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, теряются, не могут принять правильное решение, тем более, если они не знают правил уличного движения.
Таким образом, анализ статистических данных о криминалистической обстановке в городах показывает необходимость акцентирования внимания сотрудников ГИБДД, педагогов, родителей, общественности на такой приоритетной задаче, как охрана жизни и здоровья детей, обеспечение их безопасности при нахождении на улицах города. Решение этой задачи предполагает формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах города с помощью изучения правил безопасности и их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности. В школе необходимо формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улицах большого города.
Эффективность работы по изучению школьниками правил дорожного движения во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми. В начале своей работы мы провели диагностику определения уровня знаний детей по усвоению правил дорожного движения. Результаты тестирования школьников показали наличие признаков низкой эффективности практики воспитания культуры транспортной безопасности.
В рамках обучения детей правильному поведению на улицах, дорогах города, в городском и общественном транспорте был разработан ряд мероприятий: проведение 10-ти дополнительных теоретических занятий; были проведены внеклассные занятия, которые включали в себя проведение игр, решение тематических задач, повторение пройденного материала и рассмотрение вопросов, которые вызывают у детей затруднения. Игры и внеклассные занятия проходили на улицах города и в школьном дворе. Также с учениками 8 «А» класса был организован и проведен праздник в рамках школы "Правила дорожного движения". Мной была разработана инструкция-памятка по технике безопасности, в содержании которой также указано как вести себя на улицах города. Для родителей учеников была разработана памятка по безопасности на дорогах, а также памятка для составлении безопасного маршрута школьника.
Оценили эффективность проведенных занятий в ходе опытно-экспериментальной работы. Результаты экспериментальной группы показали,
что до проведения эксперимента средний уровень знаний был у 13-ти человек, низкий – у 12-ти человек, а высокого уровня знаний не показал ни один ученик. После проведения занятий высокий уровень знаний показали 22 ребенка, а 3-е детей показали средний уровень знаний. Низкий уровень знаний ни у кого из детей нет.
В контрольной группе также улучшились результаты, однако количество человек, имеющих высокий уровень ниже, чем в экспериментальной группе.
1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984.
2. Ахмадиева Р. Ш. Принципы и закономерности процесса обучения и воспитания участников дорожного движения // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – № 10. – С. 12-21.
3. Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. – М.: Дрофа, 2007.
4. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов / С. В. Белов, И. В. Ильницкая и др. ; 7-е издание. - М.: Высшая школа, 2007. - 616 с.
5. Белов, С.В. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. / С.В. Белов. - М.: ВАСОТ. 1993. - 210 с.
6. Гаткин, Е. Я; Гуревич, А. В. Безопасность ребёнка в большом городе: педагогические и социальные технологии / А. В. Гуревич, Е. В. Хижнякова, Э. С. Акопова. - М. , 2002.
7. Гибдд опубликовала статистику аварий по итогу 2014 года // http://www.1gai.ru/publ/514267-gibdd-opublikovala-statistiku-avariy-po-itogu-2014-goda.html
8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.-С. 199-200.
9. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях. / В.М. Влахов. М.: Дрофа, 2009. - 288 с. с ил.
10. Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. Под ред. Е. А. Романовой. – М.: Сфера, 2008.
11. Казанцев Г. Безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях // Основы безопасности жизни. – 2001. – № 9 . – С. 14-17
12. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская. – М.: Просвещение, 2004.
13. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, СЧ.Н. ВАнгородский. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. – 106 с.
14. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5--11 классы. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, В.И. Мишин. - М.: Дрофа, 2004.- 178 с.
15. Маслов, А.Г. Способы автономного выживания человека в природе: учебное пособие для вузов / А.Г. Маслов, Ю. С. Константинов. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Академия, 2005. - 297 с....42