ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА УЛИЦАХ ГОРОДА И В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
|
Только Word
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретическое обоснование необходимости формирования модели безопасного поведения у учащихся на улицах города……………………………………………………………………….………7
1.1 Основная характеристика опасностей на улицах города и существующих способов защиты от них…………………………………..……..….…………..7
1.2 Формирование модели безопасного поведения у учащихся как современная педагогическая проблема……...……………………….………26
Глава 2. Методы и организация исследования……………………………………………………….……….…….30
2.1. Методы исследования……………………………………………..…….………….……30
2.2. Организация исследования…………………………………………………………….………31
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение…………………………………………………………..……………32
. 3.1. Результаты констатирующего эксперимента……………………………………………..………………....……32
3.2. Формирующий этап безопасного поведения учащихся общеобразовательных школ…………………………….……………..….……37
3.3. Результаты контрольного эксперимента……………..…………………...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………48
ВЫВОДЫ…………………………………………………………….………..…..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….…52
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..56
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретическое обоснование необходимости формирования модели безопасного поведения у учащихся на улицах города……………………………………………………………………….………7
1.1 Основная характеристика опасностей на улицах города и существующих способов защиты от них…………………………………..……..….…………..7
1.2 Формирование модели безопасного поведения у учащихся как современная педагогическая проблема……...……………………….………26
Глава 2. Методы и организация исследования……………………………………………………….……….…….30
2.1. Методы исследования……………………………………………..…….………….……30
2.2. Организация исследования…………………………………………………………….………31
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение…………………………………………………………..……………32
. 3.1. Результаты констатирующего эксперимента……………………………………………..………………....……32
3.2. Формирующий этап безопасного поведения учащихся общеобразовательных школ…………………………….……………..….……37
3.3. Результаты контрольного эксперимента……………..…………………...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………48
ВЫВОДЫ…………………………………………………………….………..…..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….…52
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..56
Актуальность и практическая значимость исследования
В современном обществе проблема безопасности жизнедеятельности выходит в последнее время на первый план. Защита людей от отрицательных воздействий естественного и антропогенного происхождения и создание благоприятных условий человеческого существования является не только научной проблемой, но и первостепенной задачей любого государства. Общество несет огромные людские потери от несчастных случаев, пожаров, техногенных и природных катастроф. Ярким примером является авария на японской АЭС, произошедшей в прошлом году. Ее результатом стала гибель сотен человек, тысячи людей остались без крова, а почва и вода еще надолго будут непригодны для использования. Другим примером стала авария на Саяно-Шушенской ГЭС, жертвами разрушения которой стали сотни людей.
Однако помимо катастроф природного и техногенного характера современное (особенно российское) общество сталкивается с еще одной проблемой: растущей криминализацией. Жертвами преступлений становятся и взрослые, и дети. Многие зачастую просто не умеют и не знают, как правильно вести себя в опасных характера. А ведь именно верная тактика поведения – залог сохранения не только собственной жизни, но и имущества.
Большое внимание вопросам безопасности личности уделяли такие ученые как Русак О.Н.( Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие, 2005 год), Маслов Н.Н. (Способы автономного выживания человека в природе: учебное пособие для вузов, 2005год), Латчук, В.Н. (Основы безопасности жизнедеятельности. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл, 2007 год; Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 классы., 2004 год), Белов В.С. (Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов, 2007 год).
В своих научных работах они делали основной акцент на определение принципов обеспечения безопасности жизнедеятельности, идентификацию и классификацию опасностей, оценку их влияния на человека и создание системы защиты от них. Методическую и организующую деятельность также проводит Международная академия наук безопасности жизнедеятельности и экологии.
Однако следует обратить внимание на тот факт, что единой эффективной методики формирования модели безопасного поведения человека в современном мире на сегодняшний день не создано. А ведь такая модель должна внедряться еще в школе на этапе формирования личности.
В действующем российском государственном образовательном стандарте по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» приоритетной признается охрана среды обитания, а не безопасность личности в любых сферах жизнедеятельности.
Более того, в ряде российских образовательных учреждений курс "Основы безопасности жизнедеятельности" заменен на так называемый интегрированный курс, "Мы и окружающий мир" для 5-9х классов, а в курсе ОБЖ для 10-11 классов сделан акцент на «Основы медицинских знаний» (для девушек) и «Особенности военной службы» (для юношей).
Таким образом, у школьников к моменту окончания школы не сформированы столь необходимые современному человеку знания, умения и навыки безопасного поведения в опасных ситуациях различного характера. А ведь именно сфера образования (в данном случае общеобразовательная школа) обязана стать ведущим звеном в формировании личности «безопасного типа», осознающей ценность своей жизни и здоровья....
В современном обществе проблема безопасности жизнедеятельности выходит в последнее время на первый план. Защита людей от отрицательных воздействий естественного и антропогенного происхождения и создание благоприятных условий человеческого существования является не только научной проблемой, но и первостепенной задачей любого государства. Общество несет огромные людские потери от несчастных случаев, пожаров, техногенных и природных катастроф. Ярким примером является авария на японской АЭС, произошедшей в прошлом году. Ее результатом стала гибель сотен человек, тысячи людей остались без крова, а почва и вода еще надолго будут непригодны для использования. Другим примером стала авария на Саяно-Шушенской ГЭС, жертвами разрушения которой стали сотни людей.
Однако помимо катастроф природного и техногенного характера современное (особенно российское) общество сталкивается с еще одной проблемой: растущей криминализацией. Жертвами преступлений становятся и взрослые, и дети. Многие зачастую просто не умеют и не знают, как правильно вести себя в опасных характера. А ведь именно верная тактика поведения – залог сохранения не только собственной жизни, но и имущества.
Большое внимание вопросам безопасности личности уделяли такие ученые как Русак О.Н.( Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие, 2005 год), Маслов Н.Н. (Способы автономного выживания человека в природе: учебное пособие для вузов, 2005год), Латчук, В.Н. (Основы безопасности жизнедеятельности. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл, 2007 год; Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 классы., 2004 год), Белов В.С. (Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов, 2007 год).
В своих научных работах они делали основной акцент на определение принципов обеспечения безопасности жизнедеятельности, идентификацию и классификацию опасностей, оценку их влияния на человека и создание системы защиты от них. Методическую и организующую деятельность также проводит Международная академия наук безопасности жизнедеятельности и экологии.
Однако следует обратить внимание на тот факт, что единой эффективной методики формирования модели безопасного поведения человека в современном мире на сегодняшний день не создано. А ведь такая модель должна внедряться еще в школе на этапе формирования личности.
В действующем российском государственном образовательном стандарте по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» приоритетной признается охрана среды обитания, а не безопасность личности в любых сферах жизнедеятельности.
Более того, в ряде российских образовательных учреждений курс "Основы безопасности жизнедеятельности" заменен на так называемый интегрированный курс, "Мы и окружающий мир" для 5-9х классов, а в курсе ОБЖ для 10-11 классов сделан акцент на «Основы медицинских знаний» (для девушек) и «Особенности военной службы» (для юношей).
Таким образом, у школьников к моменту окончания школы не сформированы столь необходимые современному человеку знания, умения и навыки безопасного поведения в опасных ситуациях различного характера. А ведь именно сфера образования (в данном случае общеобразовательная школа) обязана стать ведущим звеном в формировании личности «безопасного типа», осознающей ценность своей жизни и здоровья....
Анализ научно-методической литературы показал, что сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников. В современном городе в век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, а особенно ребенку, осваивающему азы дорожной азбуки. Как отмечают сотрудники ГАИ, чаще всего в критических ситуациях на дорогах страдают дети. С каждым годом проблема детского травматизма становится острее, ежедневно в нашей стране происходит около тысячи ДТП, в которых погибает до ста пятидесяти человек, около тысячи получают ранения или увечья. Почти 40% пострадавших – дети, и эта цифра из года в год растет.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей школьного возраста часто недостаточно развита та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Избежать эти опасности можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка как с самого раннего возраста так и в школе. Как известно, безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, дети этими качествами обладают не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, теряются, не могут принять правильное решение, тем более, если они не знают правил уличного движения.
Таким образом, анализ статистических данных о криминалистической обстановке в городах показывает необходимость акцентирования внимания сотрудников ГИБДД, педагогов, родителей, общественности на такой приоритетной задаче, как охрана жизни и здоровья детей, обеспечение их безопасности при нахождении на улицах города. Решение этой задачи предполагает формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах города с помощью изучения правил безопасности и их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности. В школе необходимо формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улицах большого города.
Эффективность работы по изучению школьниками правил дорожного движения во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми. В начале своей работы мы провели диагностику определения уровня знаний детей по усвоению правил дорожного движения. Результаты тестирования школьников показали наличие признаков низкой эффективности практики воспитания культуры транспортной безопасности.
В рамках обучения детей правильному поведению на улицах, дорогах города, в городском и общественном транспорте был разработан ряд мероприятий: проведение 10-ти дополнительных теоретических занятий; были проведены внеклассные занятия, которые включали в себя проведение игр, решение тематических задач, повторение пройденного материала и рассмотрение вопросов, которые вызывают у детей затруднения. Игры и внеклассные занятия проходили на улицах города и в школьном дворе. Также с учениками 8 «А» класса был организован и проведен праздник в рамках школы "Правила дорожного движения". Мной была разработана инструкция-памятка по технике безопасности, в содержании которой также указано как вести себя на улицах города. Для родителей учеников была разработана памятка по безопасности на дорогах, а также памятка для составлении безопасного маршрута школьника.
Оценили эффективность проведенных занятий в ходе опытно-экспериментальной работы. Результаты экспериментальной группы показали,
что до проведения эксперимента средний уровень знаний был у 13-ти человек, низкий – у 12-ти человек, а высокого уровня знаний не показал ни один ученик. После проведения занятий высокий уровень знаний показали 22 ребенка, а 3-е детей показали средний уровень знаний. Низкий уровень знаний ни у кого из детей нет.
В контрольной группе также улучшились результаты, однако количество человек, имеющих высокий уровень ниже, чем в экспериментальной группе.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей школьного возраста часто недостаточно развита та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Избежать эти опасности можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка как с самого раннего возраста так и в школе. Как известно, безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, дети этими качествами обладают не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, теряются, не могут принять правильное решение, тем более, если они не знают правил уличного движения.
Таким образом, анализ статистических данных о криминалистической обстановке в городах показывает необходимость акцентирования внимания сотрудников ГИБДД, педагогов, родителей, общественности на такой приоритетной задаче, как охрана жизни и здоровья детей, обеспечение их безопасности при нахождении на улицах города. Решение этой задачи предполагает формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах города с помощью изучения правил безопасности и их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности. В школе необходимо формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улицах большого города.
Эффективность работы по изучению школьниками правил дорожного движения во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми. В начале своей работы мы провели диагностику определения уровня знаний детей по усвоению правил дорожного движения. Результаты тестирования школьников показали наличие признаков низкой эффективности практики воспитания культуры транспортной безопасности.
В рамках обучения детей правильному поведению на улицах, дорогах города, в городском и общественном транспорте был разработан ряд мероприятий: проведение 10-ти дополнительных теоретических занятий; были проведены внеклассные занятия, которые включали в себя проведение игр, решение тематических задач, повторение пройденного материала и рассмотрение вопросов, которые вызывают у детей затруднения. Игры и внеклассные занятия проходили на улицах города и в школьном дворе. Также с учениками 8 «А» класса был организован и проведен праздник в рамках школы "Правила дорожного движения". Мной была разработана инструкция-памятка по технике безопасности, в содержании которой также указано как вести себя на улицах города. Для родителей учеников была разработана памятка по безопасности на дорогах, а также памятка для составлении безопасного маршрута школьника.
Оценили эффективность проведенных занятий в ходе опытно-экспериментальной работы. Результаты экспериментальной группы показали,
что до проведения эксперимента средний уровень знаний был у 13-ти человек, низкий – у 12-ти человек, а высокого уровня знаний не показал ни один ученик. После проведения занятий высокий уровень знаний показали 22 ребенка, а 3-е детей показали средний уровень знаний. Низкий уровень знаний ни у кого из детей нет.
В контрольной группе также улучшились результаты, однако количество человек, имеющих высокий уровень ниже, чем в экспериментальной группе.
Подобные работы
- Детский дорожный травматизм школьников и его профилактика (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Организация факультативных занятий с обучающимися старших классов по основам безопасности дорожного движения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В СОЦИУМЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Анализ дорожно-транспортных происшествий в г. Комсомольске на Амуре в период 2009 – 2013 года.
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 6000 р. Год сдачи: 2014 - «Формы и методы обучения младших школьников правилам дорожного
движения с учетом возрастных особенностей»
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018





