Реферат 3-4
Введение 5-9
Глава 1. Условия развития учительской семинарии г. Красноярске в конце XIX - начале XX вв 10
1.1. Учебно - материальная база учительской семинарии г. Красноярске в конце XIX - начале XX вв 10-15
1.2. Кадровый состав учительской семинарии г. Красноярске в конце XIX - начале XX вв 15-30
1.3. Учащиеся, их состав и успеваемость
Выводы по главе 1
Глав 2. Содержание образования и организация учебно – воспитательного процесса в учительской семинарии
г. Красноярска
2.1. Содержание образования в учительской семинарии
г. Красноярска
49-60
2.2. Организация учебного процесса 2.3. Организация воспитательного процесса в учительской
семинарии г. Красноярска в конце XIX – начале XX вв. ……….
Выводы по главе 2
Глава 3. Подготовка учителей (педагогических кадров) для начальной и средней школы в учительском институте, средних женских учебных заведениях и педагогических курсах в
г. Красноярске в конце XIX – начале XX вв. 93
3.1 Красноярский учительский институт
93-104
3.2. Педагогические классы в средних женских учебных заведениях
104-111
3.3. Трех годичные курсы в г. Красноярске
Выводы по главе 3
Заключение
Библиографический список
Актуальность исследования истории педагогического образования в г. Красноярске периода конца XIX - начала XX вв. является очевидной. Исследование актуально как с точки зрения истории культуры государства, так и с точки зрения развития современной педагогической науки.
В последнее десятилетие двадцатого века стало все больше и больше появляться научных исследований, чему способствует рост общественного интереса к истории педагогике. Обращение к историческим корням современной системы образования закономерно и связано, в первую очередь, с реформированием системы отечественного образования. В конце прошлого столетия имели место попытки возрождения элитных типов школ, например лицеев, гимназий. В связи с этим необходимостью стал экскурс к истории появления и особенностям функционирования этих учебных заведений. Появление возможности создания альтернативных типов школ привело к исследованию истории коммерческих училищ, специализированных женских частных школ и т.д.
Для понимания особенностей функционирования современной системы образования важными являются все этапы ее становления и развития. Наиболее актуальными в настоящее время являются исследования по истории образования России начала двадцатого века, в период интенсивного экономического роста и политических изменений, в период становления гражданского общества. Политические, экономические и социальные изменения, происходящие в России в течение последнего десятилетия, дают основания для проведения исторических аналогий. Изучение, в частности, истории образования г. Красноярска конца XIX - начале XX вв. предоставляет возможность показать новые, неисследованные стороны процесса становления и развития системы образования России в целом. Подобное исследование позволит наглядно проиллюстрировать процесс преломления государственных реформ на местах, выявить основные тенденции развития системы образования, показать тесную взаимосвязь экономических, политических, социальных процессов и изменений, происходящих в системе образования.
Научная привлекательность данной темы заключается в том что, сегодня происходит осознание приоритетности региональных факторов для реформирования системы образования на местах. Поэтому история образования отдельных регионов, в частности г. Красноярска, является необходимостью.
Вопросам истории образования России в целом посвящено значительное число научных работ. Существующую научно - педагогическую литературу по истории образования государства (и отдельных регионов) можно условно разделить на три основных блока: дооктябрьский, советский и современный.
Последние и наиболее интересные публикации по истории образования г. Красноярска исследуемого периода являются исследования Ким Е.В., Шилова А.И.,. В данных работах использован богатый фактографический материал, систематизированный с точки зрения принадлежности к определенному временному периоду. К бесспорным плюсам исследований относится использование ряда ранее неизученных документов архивных фондов Сибири.
Обзор и анализ историко-педагогической литературы по теме исследования свидетельствует о том, что количество работ разного уровня по вопросам развития педагогического образования в г. Красноярске в конце XIX - начале XX вв. - незначительно. Специальных и особенно фундаментальных работ, посвященных именно исследованиям по истории педагогического образования в г. Красноярске в конце означенного периода почти нет, несмотря на несомненный научный интерес этой проблемы.
Таким образом, существует противоречие между потребностью современного образования в исследовании исторического опыта развития педагогического образования в г. Красноярске и крайне незначительного разработанностью этого направления.
Возникает проблема: чем характеризуется процесс развития педагогического образования в г. Красноярске в конце XIX - начале XX вв.
Эта проблема не ставилась и не подвергалась целенаправленному изучению для более полной оценки педагогического опыта прошлого с точки зрения нужд современной школы и педагогической науки.
Актуальность данной проблемы и ее неразработанность в историко-педагогических исследованиях послужила основанием для выбора темы выпускного исследования «Педагогическое образование в г. Красноярске в конце XIX - начале XX вв.».
Таким образом, вышесказанное послужило основанием для выбора темы нашего исследования – «Педагогическое образование в г. Красноярске в конце XIX - начале XX вв.».
Объект исследования – система образования в г. Красноярске в конце XIX - начале XX вв.
Предмет исследования – педагогическое образование как фактор развития системы образования в г. Красноярске в конце XIX – начале XX вв.
Цель исследования – охарактеризовать развитие педагогического образования в г. Красноярске в конце XIX – начале XX вв.; определить значение данного историко-педагогического опыта для развития системы образования на современном этапе.
В соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования:
1. Определить исторические условия развития педагогического образо -вания в г. Красноярске в конце XIX – начале XX вв.
2. Выделить и раскрыть основные этапы развития педагогического образования в г. Красноярске означенного периода.
3. Выявить основные тенденции развития содержания образования и учебно-воспитательного процесса в педагогических учебных заведениях г. Красноярска в конце XIX – начале XX вв.
4. Определить значение результатов исследования педагогического образования в г. Красноярске изучаемого периода для современной системы образования.....
Процесс развития педагогического образования в г. Красноярске проходил в условиях капиталистических производственных отношений. Педагогического образование г. Красноярска в конце XIX - начала XX вв. в виду экономических, социальных и культурных потребностей общества развивалось непрерывно, динамично, но неравномерно. Система педагогического образования г. Красноярска соответствовала общероссийской и отличалась многотипностью учебных заведений.
В конце XIX - начала XX вв. в г. Красноярске сформировалась и небезуспешно функционировала система педагогического образования, в которую входили учебные заведения, классы, курсы, относящиеся к светскому (МНП) ведомству. К первому относились, кроме учительских семинарий, учительские институты, восьмые педагогические классы женских гимназий, педагогические курсы и классы при женских прогимназиях и начальных училищах повышенного типа.
Учителя, окончившие педагогические курсы при уездных училищах и соответствующие курсы и классы при женских прогимназиях, тем более получившие право на преподавание в начальной школе по экзамену, имели слабую общеобразовательную и недостаточную педагогическую подготовку, далеко не в полной мере отвечали требованиям, предъявляемым к уровню квалификации учителя сельской начальной школы. Поэтому эти формы подготовки учителей начальной школы к моменту начала революции 1905-1907г.г. прекратили свое существование. Однако педагогические курсы и классы при женских прогимназиях и уездных училищах в свое время сыграли известную положительную роль в обеспечении начальных школ правоспособными учителями и предотвращении развала системы начального образования.
Отставание количественного роста выпускников восьмых педагогичес -ких классов, учительских семинарий и институтов от потребностей на -родного образования региона в учителях начальной школы потребовало организации педагогических курсов, которые теперь открывали с трехлетним сроком обучения на базе городских (высших) начальных училищах. Эти курсы, давая более высокую общеобразовательную и особенно педагогическую подготовку своим слушателям, заметно повысили их профессиональную конкурентоспособность.
Значительно качественнее готовили будущих учителей начальной школы в восьмых педагогических классах женских гимназий, учительских семинариях и институтах. Восьмые педагогические классы, хотя и уступали в педагогической подготовке семинариям и институтам, давали относительно хорошую общеобразовательную подготовку и обеспечивали разностороннее развитие воспитанницам. Последние при наличии определенных педагогических способностей и известного усердия быстро выравнивались с учителями-выпускниками учительских семинарий и институтов.
Вершиной педагогического образования и профессиональной подготовке учителя начальной школы являлись учительская семинария, учительский институт. Последний при этом давал более высокую общеобразовательную и предметную подготовку, готовил квалифицированные кадры для начальной школы повышенного типа.
Педагогический персонал восьмых педагогических классов женских гимназий, учительских семинарий и институтов отличался высокой профессиональной компетентностью, состоял из лиц преимущественно с высшим образованием, дороживших своим авторитетом в педагогических и общественных кругах.
В целом, процесс развития педагогического образования в г. Красноярске в конце XIX - начала XX вв. шел по следующим линиям: постепенная централизация профессионального и педагогического дела в руках МНП; расширение номенклатуры типов учебных заведений; укрепление учебно-материальной базы; выравнивание женского образования с мужским в количественном и качественном отношениях; укрепление штатов высококвалифицированными учителями; расширение и углубление демократических начал в учебных заведениях; сближение учебных заведений, семьи и общества; расширение и углубление содержания педагогического образования; движение к созданию условий для духовного развития учащихся, их способностей, стимуляции познавательной активности воспитанников; расширение возможности дифференциации и индивидуализации обучения; внедрение идей передовой педагогической мысли в учебно-воспитательный процесс; повышение уровня учебно-воспитательного процесса.
Выполненное исследование показывает, что педагогического образование г. Красноярска в конце XIX - начале XX вв., имея относительную самостоятельность и значительные образовательные особенности, являясь в то же время неотъемлемой частью единого образовательного пространства России, благотворно использовала, претворяла в жизнь богатейший опыт отечественной школы и педагогики, одновременно представляя разнообразный материал для разработки жизненно важных вопросов, решения проблем в педагогической теории и практике; актуализирует историческую важность единства и целостности образовательного пространства и при этом необходимости известной самостоятельности и сохранения уникальности образовательной системы....
Абаимов В. Странички из истории училищ / В. Абаимов // Сибирская школа. - 1916. № 4. - С. 70-73.
2. Бакай Н.Н. К двадцатипятилетию Красноярской женской гимназии (1896 - 1894гг.) / Н .Н. Бакай . - Красноярск,1895. – 78 с.
3. Березовский Н. Краткосрочные педагогические курсы для учителей и учительниц начальных министерских училищ Енисейской губернии, бывшие в г. Красноярске с 26 мая по 25 июня 1916 года / Н. Березовский // Сибирская школа. - 1917. - № 1. - С. 71-80; № 3. - С. 25-35.
4. Ведомость МНП 1899 г. - М., 1899.
5. Ведомость о числе учебных заведений и учащихся в Енисейской губернии за 1891. - Красноярск, 1892. - 40 с.
6. Вестник Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию. - СПб, 1905. - №№ 1-3.
7. Восточно-Сибирский календарь на 1885 год. - Иркутск,1884.
8. Ганелин Ш.И. История педагогики / Ш.И. Ганелин, Е.Я. Голант . М., 1940. - 408 с.
9. Джуринский А.И. История педагогики / А.И. Джуринский. - М., 1999. - 432 с.
10. Дзюбинский В.И. Из сметы Министерства народного просвещения / В.И. Дзюбинский // Сибирские вопросы. - 1910. - № 36. - С. 28.
11. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала ХХ века:
Историко-педагогический очерк / С.Ф. Егоров. – М., 1987. – 125 с.
12. Елиницкий К. Методика начального обучения отечественному языку для учительских семинарий и институтов, педагогических классов при женских гимназиях и начальных учителей и учительниц / К. Ельницкий. - 33-е изд. - 1916.
13. Ельницкий К.В. Очерки по истории педагогики / К.В. Ельницкий. - СПб, 1891. - 143 с.
14. Ельницкий К.В. Факторы воспитания / К.В. Ельницкий // Вестник воспитания. - 1893. - № 6. - С. 37-54.
15. Жолудев Д.Г. Краткая история школ Красноярского края (до Великой Октябрьской социалистической революции) / Д.Г. Жолудев .- Енисейск, 1961. - 155 с....120