История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм – любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в себе социальные, политические, духовно – нравственные, культурные, исторические компоненты, в известной степени является естественным инстинктом самосохранения любой нации, когда ей плохо. Патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно – деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свою неразрывность с Отечеством, социальную значимость деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты.
В настоящее время насаждается культ развлечений и потребительства, эрзац – культуры, ложные жизненные ценности. Вместо Матросовых, Карбышевых, хороших матерей и отцов символами становятся — деньги, гламур, «рублевка», успех любой ценой. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, национализм. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Если такая модель утвердится окончательно, то наш народ может превратиться в бездумное население, а рядом сплоченные идейно цивилизации: мусульманский мир, растущий Китай, проявляющие имперские амбиции Соединенные Штаты Америки.
Следовательно, одним из аспектов обеспечения национальной безопасности нашей страны является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу защитников своей Родины.
Важнейшее значение в подготовке юношей к военной службе имеют массовые формы работы, такие, как хорошо известные и незаслуженно забытые сегодня Всероссийские военно-спортивные игры "Зарница" и "Орленок". Не одно поколение юных граждан России прошло в ходе этих соревнований настоящую школу мужества, физической подготовки, взаимовыручки и инициативы. И пусть зачастую эти мероприятия были перегружены идеологическими лозунгами, но они несли в себе и то, чего так не хватает подросткам в сегодняшней образовательной практике: стремление на деле проверить себя, свою готовность стать защитником своих родных и близких, а если понадобится, то и встать в ряды Российской армии с оружием в руках. Значительная роль в подготовке юношей допризывного возраста к военной отводилась Всесоюзной организации Добровольное общество содействия армии , авиации, флоту Советского Союза.
Система военно-патриотического воспитания, созданная в реформированной Всероссийской организации ДОСААФ помогает управлять процессом подготовки молодежи к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность. По нашему мнению, с учетом всей сложности вопроса патриотического воспитания организация ДОСААФ Красноярского края должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь воспитываются наши будущие защитники Родины. Воспитание гражданина – патриота стратегическая цель оборонной организации, которая была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. От ее решения зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни – воспитание гражданина – патриота своей страны.
Именно эти рассуждения подтверждают актуальность темы выбранной выпускной квалификационной работы, так как возрождение лучших традиции и форм взаимодействия образовательных учреждений с организациями Всероссийского общества ДОСААФ наполнение их новым содержанием позволит претворить в жизнь все лучшее, что было создано в области военно-патриотического воспитания за годы существования ДОСААФ.
Цель исследования: На основе изучения накопленного опыта подготовки допризывников к службе в армии разработать предложения по повышению эффективности подготовки учащихся старших классов к военной службе в процессе взаимодействии общеобразовательной школы со структурными подразделениями ДОСААФ.
Задачи исследования:
1. Изучить требования Правительства РФ по организации военно-патриотической в образовательных организациях и научно-методическую литературу вопросам подготовкиучащихся старших классов к службе в армии.
2. Обобщить опыт организации допризывной подготовки учащихся в Профессиональном лицее № 1 г. Красноярска во взаимодействии со структурными подразделениями ДОСААФ Красноярского края.
3. Теоретически обосновать и экспериментально доказать необходимость совершенствования работы по подготовке старшеклассников к военной службе.
Гипотеза исследования, основывается на том, что повышение эффективности подготовки учащихся старших классов к военной службе может быть достигнуто при развитии форм взаимодействия общеобразовательной школы с местными организациями ДОСААФ по вопросам патриотического и гражданского воспитания молодежи и применении в образовательном процессе по основам военной службы разработанных нами предложений.
Объект исследования: система воспитания гражданственности и патриотизма учащихся в общеобразовательных учреждениях.
Предмет исследования: взаимодействие общеобразовательного учреждения с местными организациями ДОСААФ по формированию гражданственности и патриотизма через различные формы внеклассной работы.
В ходе исследования нами применялись следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Анализ документальных материалов.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Беседы.
5. Психологическое тестирование.
6. Контрольные испытания.
7. Педагогический эксперимент.
8. Математико-статистическая обработка материалов исследования.
Таким образом в настоящей выпускной квалификационной работе на основе изучения накопленного опыта подготовки допризывников к службе в армии разработаны предложения по повышению эффективности подготовки учащихся старших классов к военной службе в процессе внеурочной работы во взаимодействии общеобразовательной школы со структурными подразделениями ДОСААФ.
Выводы:
1. В настоящее время актуальность и востребованность военно-патриотического воспитания значительно возросли вследствие сложной военно-политической обстановки в мире и вокруг России, появления новых угроз ее национальной и военной безопасности, возникновения вооруженных конфликтов с ее участием.
2. Опыт организации военно-патриотической работы в Профессиональном лицее № 1 г.Красноярска подтверждает необходимость организации тесного взаимодействия образовательных организаций и структурных подразделений ДОСААФ в процессе проведения внеурочной работы с целью повышения эффективности подготовки старшеклассников к службе в армии.
3. В ходе проведенного педагогического эксперимента в МОУ СОШ № 23 Свердловского района г. Красноярска доказано, что взаимодействие общеобразовательной организации со структурными подразделениями ДОСААФ способствует повышению эффективности подготовки старшеклассников к службе в армии.
Выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение.
Практическая значимость работы состоит в том, что обобщенный опыт военно-патриотической работы Центра допризывной подготовки Профессионального лицея № 1 может быть и разработанные предложения могут быть использованы в практической деятельности общеобразовательных учреждений по совершенствованию допризывной подготовки старшеклассников во взаимодействии со структурными модразделениями ДОСААФ
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.01 №122 «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422 - «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы»;
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы
4. Постановление Правительства Красноярского края от 16.04.2013 № 157 долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание молодежи Красноярского края» на 2012–2014 годы
5. Закон Красноярского края от 20.12.2007 № 4-1120 Об утверждении Краевой целевой программы «Комплексные меры поддержки гражданско-патриотического самоопределения молодежи Красноярского края» на 2008–2010 годы»,
6. «Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе» введена в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р.
7. Протокол заседания Бюро Президиума Центрального совета ДОСААФ России от 6 октября 2015 г. № 57.
8. Баранов А. В. Особенности системы клубного военно-патриотического воспитания молодежи//Среднее профессиональное образование/№1- изд. Народное образование. Педагогика
9. Поляков С. П. Характеристика современного состояния подготовки Российской молодежи к военной службе//Армия и общество №1/2009
10 . Создание Центра допризывной молодежи на базе образовательного учреждения начального профессионального образования: методическое пособие/ КГБОУ ДПО «Учебно-методический центр»//КГПУ им. В.П. Астафьева.-Красноярск, 2010 - 88с
11. Томилина С. Н. Педагогическая методика оценки уровня военно-патриотического воспитания молодежи набоевых традициях// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина № 1 / том 3 / 2013 ;изд. — Народное образование. Педагогика Санкт-Петербург
12. Трубин Ю. В. Проблема подготовки граждан к военной службе в ее историческом развитии/ Омск РИО ОГПУ-2012
14. Умаргаджиев М. У. Региональная модель военно-патриотического воспитания и профессиональной ориентации допризывной молодежи//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена № 69/2008