Только Word
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. стр. 4
Глава 1. ПЛАНИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЫГУНОВ ТРОЙНЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРЫЖКОМ (СЕВЕРНОЕ МНОГОБОРЬЕ) ………………………………………… стр. 10
1.1.Характеристика традиционных подходов к планированию спортивной подготовки спортсменов северного многоборья………………………... стр. 10
1.2. Резервы совершенствования базовой подготовки спортсменов.… ..стр. 21
1.2.1. Оптимизация построения и управления тренировочным процессом... ………………………………………………………………………………. стр.21
1.2.2. Роль соревновательного упражнения в развитии скоростно-силовых качеств, определяющих спортивный результат ……………………….... стр. 23
1.2.3. Увеличение удельного веса специальной силовой подготовки в планировании учебно-тренировочного процесса ……………………… стр. 26
1.2.4. Целенаправленный подбор специальных локальных упражнений в разделах планирования учебно-тренировочного процесса ……………. стр. 28
1.2.5.Oптимизация беговой нагрузки как показатель скоростно-силовой подготовки на базовом этапе………………………...…………………… стр. 30
Заключение по первой главе …………………………………………... стр. 32
Глава 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ……… стр. 34
2.1. Методы исследования …………………………………………….…. стр. 34
2.2. Организация исследования ………………………………………….. стр. 46
Глава 3 РАЗРАБОТКА И ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЫГУНОВ ТРОЙНЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРЫЖКОМ (СЕВЕРНОЕ МНОГОБОРЬЕ) ………………………………………… стр. 49
3.1. Теоретическое обоснование совершенствования методики базовой подготовки прыгунов тройным национальным прыжком (северное многоборье) ………………………………………………………………. стр. 49
3.2 Экспериментальная модель базовой спортивной подготовки прыгунов тройным национальным прыжком (северное многоборье). ……………………………………………………………………………….стр. 59
3.2.1. Общие подходы построению тренировочного процесса базовой подготовки прыгунов тройным национальным прыжком (северное многоборье) …………………………………………………………….… стр. 59
3.2.2. Выбор средств и методов базовой подготовки прыгунов тройным национальным прыжком, исходя из специфики режимов и характера работы мышц………………………………………………………………………. стр. 69
3.3. Оценка эффективности экспериментальной модели базовой спортивной подготовки прыгунов тройным национальным прыжком (северное многоборье) ………………………………………………………………. стр. 77
Заключение по третьей главе …………………………………….…… стр. 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….… стр. 99
ВЫВОДЫ………………………………………………………………… стр. 102
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ………..……………………. стр. 104
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………...……………... стр. 106
Актуальность исследования. Одной из центральных проблем теории и методики спортивной подготовки является достижение и сохранение в тренировочном и соревновательном процессе спортивной формы спортсмена, которая во многом определяет достигаемый спортивный результат. По мнению ряда специалистов, таких как: Н.Г. Озолина, В.М. Дьячков, Ю.В. Верхошанский, П.К. Анохин, Д.Д. Донской, В.М. Зациорский, В.В. Кузнецов, Л.П. Матвеев, В.П. Платонов и др. показано, что успешное выступление спортсменов обусловлено рядом факторов, определяющим из которых является высокий уровень специальной физической подготовленности, служащий основной техники выполнения соревновательного упражнения в условиях острой спортивной борьбы.
Решающим фактором достижения высоких результатов в тройном национальном прыжке на двух ногах в северном многоборье является техническое совершенство спортсмена, в основе которого - высокий уровень специальной скоростно-силовой подготовки и реактивная способность их двигательного аппарата, совершенствование которых является ключевыми разделами тренировки. По мнению многих ведущих в области физической культуры и спорта специалистов, среди которых: Ю.В. Верхошанского, Л.С. Коненков, И.А. Тер-Ованесяна, А.П. Стрижака, В.М. Дьячкова, В.А. Запорожанова, В.А. Креера, В.Б. Попова, В.Н. Селуянова, А.А. Шалманова, Д.Д. Донского, В.П. Заглада, достижение прыгунами высокого уровня специальной подготовленности, соответствующего структуре соревновательной деятельности и заданному спортивному результату, предполагает оптимизацию системы управления, поиск эффективных тренировочных программ, адекватных методов педагогического контроля, планирование корректирующих воздействий.
Постоянно стоящая перед тренером и спортсменом практическая задача выбора оптимальных тренировочных нагрузок, при её решении, может разрешить вопросы успешности подготовки спортсмена к ответственным соревнованиям. С одной стороны, тренировочные нагрузки, вызывающие адаптационные сдвиги в организме спортсмена и приводящие к их кумулятивному накоплению, должны в максимальной степени соответствовать специфике вида спорта, а с другой, быть адекватными его текущему функциональному состоянию.
В данном случае эта задача сложна потому, что в спортивных локомоциях скоростно-силового характера базовыми, ключевыми биомеханическими характеристиками являются три параметра: прилагаемые усилия, скорость движения и развиваемая мышечная мощность. Из этого следует, что диапазон реальных для каждого спортсмена значений этих переменных весьма широк, а их сочетания в каждом конкретном случае кардинально влияет на выбор тренировочных средств, методик их применения и величин самих нагрузок.
Все это в совокупности и обусловило актуальность выбора темы исследования " Совершенствование скоростно-силовой подготовки базового (подготовительного) периода прыгунов тройным национальным прыжком (северное многоборье)".
Проблемой настоящего исследования является отсутствие теоритического и практического опыта по применению модели совершенствования скоростно-силовой подготовки на базовом этапе прыгунов тройным национальным прыжком с использованием специальных упражнений в тренировочном процессе.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс прыгунов тройным национальным прыжком (северное многоборье).
Предмет исследования:педагогические условия управления тренировочным процессом посредством применения модели совершенствования скоростно-силовой подготовки прыгунов тройным национальным прыжком на базовом (подготовительном) этапе.
Рабочая гипотеза: предполагается, что физическая подготовка прыгунов тройным национальным прыжком (северное многоборье) будет успешной, если в подготовительном периоде использовать предложенную нами модель спортивной подготовки, включающую сходные с соревновательными по структуре и степени воздействия на организм специальными упражнениями.
Цель исследования: обоснование модели и её программно-методического обеспечения на базовом этапескоростно-силовой подготовки прыгунов тройным национальным прыжком на основе увеличения объема скоростно-силовых и соревновательного упражнений.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературных источников изучить традиционные подходы в спортивной подготовке прыгунов тройным национальным прыжком;
2. Разработать модель по совершенствованию скоростно-силовой подготовки базового (подготовительного) периода прыгунов тройным национальным прыжком, основанную на увеличении объема упражнений соревновательного характера с использованием специализированных тренировочных средств и применением метода вариативного воздействия.
3. Поверить эффективность применения модели совершенствования скоростно-силовой подготовки базового (подготовительного) периода прыгунов тройным национальным прыжком (северное многоборье).
Методология исследования. Методологическую основу исследования составили: труды по теории и методике спортивной подготовки, научные исследования в области физической подготовки спортсменов таких специалистов как: Б.А. Ашмарина, Ю.В. Верхoшанского, В.М. Зациорского, Л.П. Матвеева, Н.Г.Озолина, В.Н. Платонова;современные подходы к организации подготовки спортсменов, концепция о целенаправленности скоростно-силовой подготовки квалифицированных спортсменов, развитии скоростно-силовых качеств в рамках основного спортивного движения следующих специалистов: Ю.В. Верхoшанского, В.М. Дьячкова, В.М. Зациорского, В. Г. Ивлева, В.В. Кузнецова, Л.П. Матвеева, Н. Г. Озолина, В.Н. Платонова, A. Ф. Шарипова.
Апробация результатов исследования.
Материалы магистерской диссертационной работы докладывались на расширенном научно-педагогическом семинаре магистратуры; нашли отражение в публикациях на II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием студентов и аспирантов. Томск, 24-25 апреля 2014 года; а также докладывались на семинаре тренеров, в СДЮШОР по ЗВС 16 марта 2015 года....
Проблемы совершенствования мастерства спортсменов высокого класса всегда были актуальными в теории и методике спортивной тренировки. Поступательный рост их спортивных результатов в первую очередь обусловлен постепенным возрастанием удельного веса упражнений, направленных на повышение специальной подготовленности в избранном виде спорта. Совершенствование системы подготовки спортсменов в скоростно-силовых видах спорта, к которым относится и северное многоборье, осуществляется на основе внедрения в практику результатов научных исследований проблем теории и методики.
В диссертации решаются вопросы спортивной подготовки прыгунов тройным национальным прыжком на базовом этапе годичного макроцикла, который является определяющим для совершенствования скоростно-силовых качеств и повышения степени их использования в процессе спортивной деятельности прыгунов тройным национальным прыжком.
В соответствии с выдвинутой проблемой, определены основные положения диссертации, поставлены задачи, представлен комплекс методов исследования, проведён анализ исследуемых показателей, получена объективная информация на основе математико-статистических методов, обоснованно применённых в работе.
Научная новизна исследования заключается в разработке методики совершенствования базовой подготовки прыгунов тройным национальным прыжком по развитию и эффективному использованию скоростно-силовых качеств, как одного из основных факторов повышения скорости разбега и дальности самого прыжка на основе увеличения в общем объёме подготовки на базовом этапе подготовительного периода удельного веса нагрузок направленного тренирующего воздействия - специализированных упражнений с использованием тренировочного средства подготовки –тренажёр «тележка». Применённый нами режим развития скоростно-силовых качеств при выполнении с постоянной предельной интенсивностью имитационных упражнений соревновательного характера в условиях вариативности сопротивлений, позволил в 2,9 раз увеличить объём указанных упражнений, сохраняющих внешнюю и внутреннюю специфическую структуру спортивного движения. Данный двигательный режим, приближённый к условиям соревновательной деятельности, способствует сопряжённому развитию двигательных качеств прыгунов тройным национальным прыжком, что при ограниченном количестве часов, отведённых в макроцикле на их подготовку на базовом этапе, снижает количество нерациональных упражнений, повышая в целом качество скоростно-силовой и технической подготовки спортсменов.
Теоретическая значимость анализируемого в статье исследования состоит в определении одного из путей повышения эффективности подготовки квалифицированных спортсменов, реализации автором существенного вклада в теорию и методику тренировочного процесса в скоростно-силовых видах спорта, одним из которых является северное многоборье.
Практическая значимость заключается в необходимости включения предложенной программы в систему подготовки прыгунов тройным национальным прыжком по мере роста их спортивного мастерства, изменения традиционного подхода в подготовке прыгунов тройным национальным прыжком на базовом этапе, основанного на многократном повторении силовых и скоростно-силовых упражнений локального воздействия на мышцы и группы мышц, несущих необходимую нагрузку в спортивном упражнении.
Основные положения диссертации достаточно полно отражают суть проведённого педагогического исследования. Выводы достаточно полны и соответствуют поставленным задачам исследования, информативны и адекватны. Практические рекомендации содержат конкретные пути использования полученных научных результатов в подготовке спортсменов северного многоборья в тройном прыжке.
Анализ проведённого исследования позволяет сделать вывод о возможности применения предлагаемых нами подходов при решении проблем развития и эффективного использования скоростно-силового потенциала в других видах спорта.
1. Анохин, П. К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П. К. Анохин. - М.: Наука, 1980. - 215 с.
2. Аракелян Е.Е. Биохимические основы техники прыжка в длину / Е.Е. Аракелян Е.Я. Гридасова , Мнухина О.Н., В.В. Тюпа. - Издательство: Дивизион, 2011 . - 128 с.
3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании : пособие для студентов, аспирантов и преподавателей института физической культуры / Б. А. Ашмарин. - М. 1 Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
4. Бойко, В. В. Развитие двигательных способностей человека //Физкультура и спорт, 1987, - № 2. - С. 24-27.
5. Бойко, В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с.
6. Бондарчук А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса / А.П.Бондарчук. - Издательство: Человек, 2007. - с.
7. Булгакова Н. Ж. Структура силовой подготовленности спортсменов-пловцов высокой квалификации: метод. Рекомендации для тренеров, специалистов по плаванию / Н. Ж. Булгакова, Т. Г. Фомиченко, С. И. Гришина. - Волгоград, 1996. - 320 с.
8. Булочко К. Т., Булочко Д. К. Средства и методы проведения упражнений для развития физических качеств и двигательных умений: Метод, указ. - Л., - 1979. - 85 с.
9. Буханцов К.И. Метание диска/ Издательство: Человек, 2008. – С. 25
10. Васильев, Л. А. Использование снарядов разного веса для воспитания специальных скоростно-силовых качеств спортсмена // Теория и практика физической культуры. -1981. - № 6. - С. 16-18.
11. Верхошанский, Ю. В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры,1998.-№ 7. Электронный адрес (URL), гиперссылка http://www.bmsi.ru/doc/59cad87-cd51-480f-ab4b-c5859c429808.
12. Верхошанский, Ю. В. Методика оценки скоростно-силовых способностей спортсменов /Ю. В. Верхошанский, В. Н. Денискин, Г. П. Семенов и др. / Проблемы оптимизации тренировочного процесса: Сб. научн. трудов - М. : 1982. -С. 97-109.
13. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. - М.: ФиС, 1988. - 327 с.
14. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
15. Волков В. М., Филин В. П. Спортивный отбор. - М. : Физкультура и спорт. - 1983. - 176 с....108