Только Word
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы совершенствования физической подготовки сноубордистов ………………………………………………………………… 10
1.1 Анализ сноуборда, как вида спорта …………………………………. 10
1.2 Физическая подготовка сноубордистов – базовый компонент спортивной подготовки …………………………………………………………………... 18
1.3 Некоторые подходы к оптимизации тренировочного процесса средствами физической подготовки …………………………………………………… 29
Глава 2. Методы и организация исследования …………………………….. 39
2.1 Методы исследования …………………………………………… 39
2.1.1 Теоретический анализ педагогической и научно-методической литературы …………………………………………………………………. 39
2.1.2. Контент-анализ …………………………………………………. 39
2.1.3 Методы оценки уровня физической подготовленности ……….. 39
2.1.4. Методы математической статистики ……………. …………….. 43
2.1.5. Констатирующий и формирующий эксперимент ……………. 43
2.1.6 Педагогический эксперимент ………………………………….. 43
2.2. Организация исследования ……………………………………… 43
Глава 3. Исследование оптимизации тренировочного процесса сноубордистов на основе развития физических качеств …………………………………… 45
3.1. Определение ведущих физических качеств сноубордистов ……...... 45
3.2 Уровень физической подготовленности сноубордистов …………... 50
3.3 Экспериментальная проверка эффективности разработанных контрольных тестов ………………………………………………………… 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………… 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………… 78 ПРИЛОЖЕНИЕ Б …………………………………………………………… 79
ПРИЛОЖЕНИЕ В ………………………………………………………….. 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Г …………………………………………………………… 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Д ………………………………………………………….. 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Е ………………………………………………………….. 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж ………………………………………………………….. 85
ПРИЛОЖЕНИЕ З …………………………………………………………. 86
Актуальность исследования. Сноуборд – это молодой и динамично развивающийся олимпийский вид спорта, который зародился в США около сорока лет назад. В 1996 г. международная федерация лыжного спорта (FIS) «признала» сноуборд как вид спорта, а международный олимпийский комитет (МОК) включил его в свою программу в качестве «одной из дисциплин лыжного спорта». На зимних Олимпийских играх 1998 года в Нагано сноуборд был впервые включён в олимпийскую программу и представлен двумя дисциплинами: гигантский слалом (GS) и халф-пайп (HP).
В России сноуборд стал развиваться с 1998 года, и быстро приобретать популярность. Практически во всех крупных регионах стали открываться детские спортивные школы по сноуборду, так как желающих заниматься экстремальным видом спорта, с каждым годом возрастает. Сноуборд завоёвывает мировую признательность и из любительского вида переходит в профессиональный.
В 2006 году на зимней Олимпиаде в Турине был введён ещё один вид- бордер-кросс (SBX). Здесь же состоялся дебют сборной команды страны, где
Тудегешева Екатерина заняла 5 место в дисциплине (PGS). Далее в Ванкувере на зимних Олимпийских играх, наша спортсменка Илюхина Екатерина впервые в истории сноуборда завоевала серебряную медаль, в дисциплине (PGS), но, к сожалению, в других дисциплинах нашим спортсменам не удалось бороться за призовые места.
На Олимпиаде 2014 года в Сочи были введены новые дисциплины –параллельный слалом (PSL) и слоуп-стайл (SBS). Впервые в истории Олимпийских игр, представителем России были завоёваны две золотые медали в PSL и PGS и одна бронзовая. Но, при этом следует заметить, что Олимпийский чемпион Вик Уайлд и бронзовый призер Олимпийских игр Алена Заварзина готовились к Олимпийским играм индивидуально, по своей программе. Нашу страну в слоуп-стайле представлял один спортсмен, который занял 10 место.
Несмотря на успешное выступление наших спортсменов, в Сочи, к сожалению, российские спортсмены-сноубордисты не конкурентоспособны на мировой и олимпийской арене. Одной из причин такого положения наших спортсменов является слабое методическое обеспечение по вопросам научно-методического обеспечения тренировочного процесса, в основном методики заимствованы у горнолыжников, а работы зарубежных специалистов, не доступны для общего пользования и тренерского корпуса. Кроме того, тренеры не придают значения физической подготовке сноубордистов, а именно от нее зависят техника и тактика прохождения трасс.
Для улучшения своих позиций на мировой арене и признания российских сноубордистов другими странами, необходимо пересмотреть систему подготовки и уделить внимание оптимизации тренировочного процесса. При этом необходимо особую значимость придавать физической подготовке, что обеспечит не только успех спортсменов, но и сократит количество травм, так как позволит сделать спуски по трассе более осмысленными и грамотными.
Степень изученности проблемы. Анализ научной литературы показал, что проблема оптимизации тренировочного процесса сноубордистов практически не изучена, методика подготовки в основном заимствована у горнолыжников. Поэтому изучение проблемы оптимизации опирается на труды отечественных ученых в области спорта высших достижений. Это работы Ю.В. Верхошанского, С.М. Гордона, Е.А. Грозина, О.Н. Московченко, которые считают, что оптимизация тренировочного процесса квалифицированных спортсменов является ключевой в теории спортивной тренировки. Другие авторы В.А. Булкин, М.А. Годик, В.А. Запоржанов предлагают использование специфических видов педагогического контроля, для получения объективной информации о состоянии тренированности спортсменов. Ведущие специалисты в системе спорта, С.М. Вайцеховский, В.М. Дьячков, Ю.Д. Железняк, О.Н. Московченко, Н.Г. Озолин, Л.К. Сидоров, Г. С Туманян, В.П. Филин, Г.Д. Харабуга придают большое значение физической подготовке, которая позволяет создать «фундамент» для целенаправленного планирования тренировочной нагрузки на разных ее этапах, а значить управлять тренировочным процессом на более высоком качественном уровне. Известные российские специалисты в области горнолыжного спорта и сноуборда Ю.А. Дельер, А.Ф. Лисовский, Б.В. Миненков, Л.И. Орехов, В.С. Преображенский, Ю.И. Смирнов, В.П. Чередова, С.И. Ялакас, считают главной задачей воспитание всех физических качеств у сноубордистов в соответствии со специфическими требованиями вида спорта. Подобранные тестовые упражнения должны контролироваться и развиваться.
Опираясь на вышеизложенное, мы выявили следующее противоречие:
– между возросшими требованиями сноуборда на мировой и олимпийской арене и недостаточной разработанностью научных подходов к системе физической подготовки сноубордистов, способствующих оптимизации учебно-тренировочного процесса;
– на сегодняшний день критерии оценки физической подготовленности сноубордистов определяются по методике горнолыжников и не адаптированы к специфической подготовке сноубордистов, что не обеспечивает эффективность подготовки.
Выявленное противоречие, позволило сформулировать проблему исследования....
Эффективность оптимизации заключается в управлении тренировочным процессом на основе имеющихся ресурсов. В нашем случае в роли системообразующего фактора выступает физическая подготовка сноубордиста, обеспечивающего конечную цель – результат.
В результате исследования выявлено, что мастерство сноубордиста во многом определяется уровнем физической подготовленности, которую можно оценить за счет подобранных контрольных тестов и проверить их эффективность в условиях соревнований;
– повышение уровня физической подготовленности на основе развития специфических качеств, способствует оптимизации тренировочного процесса, что позволяет улучшить результативность спортсмена.
Ведущими качествами сноубордистов (поворотные дисциплины) по мнению специалистов являются качества ловкости и выносливости в специфических проявлениях для сноуборда. А так же качества быстроты, силы и гибкости.
Проведенные исследования структуры физических качеств показали их комплексность. Все факторы, определяющие успешность выступлений в соревнованиях – комплексные, состоящие из многих, технических, физических, психологических и антропометрических качеств. Это показывает, что к подготовке сноубордиста предъявляются высокие и разнообразные требования, причем в зависимости от вида спортивной дисциплины на первый план могут выходить разные физические качества.
По результатам исследования выявлены следующие ведущие физические качества у высококвалифицированных сноубордистов: -взрывная сила; - быстрота; -скоростная выносливость; -скоростно-силовая выносливость;
-координационные способности, которые являются ведущими.
В ходе исследования нами был проведен сравнительный анализ объема нагрузки в подготовительный период в сезоне (2012-2013г.г.), где тренировочный процесс осуществлялся по старой программе без учета уровня физической подготовленности и в сезоне (2013-2014гг), где тренировочный процесс построен по новой программе с учетом развития специфических физических качеств. Анализ показал, что тренировка с учетом развития специфических физических качеств составила 44% (на основании плана подготовки команды Красноярского края в летний период в 2013 году) по сравнению с 20% в предыдущем сезоне.
Спортсмены, которые принимали участие в исследовании и тренировались по новой программе подготовки высококвалифицированных сноубордистов в летний период значительно повысили уровень физической подготовки, что подтверждают сводные протоколы по результатам летних соревнований (приложение , З). Также спортсмены улучшили свои результаты в зимнем соревновательном сезоне. До эксперимента 2 человека имели 1 разряд, после эксперимента выполнили разряд КМС, 1 человека имел разряд КМС, после эксперимента выполнили разряд МС, а МС – МСМК. Полученные результаты подтверждают эффективность предложенных изменений в программе подготовки высококвалифицированных сноубордистов в повышении уровня развития ведущих физических качеств сноубордиста, от которых зависит успешность выступления в зимнем соревновательном сезоне.
Материалы магистерской диссертационной работы докладывались на расширенном научно-педагогическом семинаре магистратуры; нашли отражение в публикациях на II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием студентов и аспирантов. Томск, 24-25 апреля 2014 года; а также докладывались на семинаре тренеров, в СДЮШОР им. Махова, 19 февраля 2015 года.
Выполненное диссертационное исследование имеет научную новизну, научно-методическое значение и практическую реализацию экспериментального материала в ходе соревновательной деятельности. Выдвинутая гипотеза доказана, задачи решены. Выдвинутые положения позволяют сделать следующие выводы.
Адамов, Ю.В. Совершенствование чувства снега и канта / Ю.В. Адамов //Лыжный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – Вып. 2. С.43-44.
2. Бальсевич, В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры – 2001. – № 6. С. 9 – 10.
3. Берштейн, Н.А. Координация движений/ Н.А. Берштейн // Физиология человека под ред. М.Е. Маршака. – М.: Физкультура и спорт, 1940.
4. Булкин, В.А. Некоторые вопросы моделирования состояния сильнейших спортсменов / В. А. Булкин, Б. Н. Шустин, X. Н. Ансоков // Отбор и подготовка квалифицированных спортсменов к ответственным соревнованиям: Сб. науч. тр. – Л., 1978. – С. 22–40.
5. Булкин, В.А. Педагогическая диагностика при управлении тренировочным процессом / В. А. Булкин, Е. Н. Ершова// Педагогические аспекты предсоревновательной подготовки спортсменов: Сб. науч. тр. Л.: Изд. ЛНИИФКа, 1982. С. 23- 39.
6. Бояринцева, Ю.В. Специальная физическая подготовка сноубордистов /Ю.В. Бояринцева // II Всерос. науч-прак. конференц. (24-25 апреля 2014г) –«Актуальные проблемы физической культуры, спорта, туризма и рекреации» . Томск, 2014. – С. 154- 157.
7. Васильков, А.А. Теория и методика спорта: учебник /А.А. Васильков.– Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 379 с.
8. Вайцеховский, С.М. Книга тренера / С.М. Вайцеховский. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 310с.
9. Верхошанский, Ю. В. Управление ходом тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский // Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - С. 169.
10. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт,1988. – 431с.
11. Волков, В.М. Спортивные способности детей / В.М. Волков, А.В. Ромашов, H.H. Николаев.- Смоленск,1981. - 105 с.
12. Волков, В.М. Тренировка горнолыжников / В.М. Волков, Л.П. Ремизов. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 207с.
13. Годик, М.А. Педагогические основы нормирования и контроля соревновательных и тренировочных нагрузок/ М.А. Годик : автореф. дисс. . доктора пед. наук /ГЦ0ЛИФК/.- М.: 1982.- 48 с.
14. Годик, М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния детей./М.А. Годик, В.К. Бальсевич, В.Н. Тимошин // Теория и практика физической культуры. – 1994. – №7 – С.24-32.
15. Годик, М.А. О методике тестирования физического состояния детей / М.А. Годик, Т.А. Шанина, В.Ф. Шатикова // Теория и практика физической культуры. – 1994. – №8 – С.17-19....86