Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как условие успешной социальной адаптации в инклюзивном классе в образовательной организации

Работа №151832

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы193
Год сдачи2015
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы………………………………….8
1.1История развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных странах и России. …………………………………………………………………………………….8
1.2 Инклюзивное образование как социально-психологическая проблема….39
1.3 Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения. Их «применимость» к задачам инклюзивного образования………………………………………………………………………45
1.4 Понятие «адаптации» в научной литературе. Сущность, подходы к определению, виды. Характеристика категорий детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………………..57

Выводы по 1 главе…………………………………………………………….....90
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по изучению социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном классе……………………………………………………………………………92
2.1.Методическая организация исследования. Результаты эксперимента и их обсуждение……………………………………………………………………..92
2.2.Организация и проведение формирующего эксперимента……………………………………………………………………102
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение…………...111

Выводы по 2 главе……………………………………………………………..117
Заключение……………………………………………………………………...118
Список используемых источников……………………………………………121
Приложения…………………………………………………………………….126


Актуальность темы исследования: проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды в общеобразовательной школе, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Развитие инклюзивных процессов в образовании, деятельность центров и служб психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в поддержке; экспериментальная и проектная работа по выстраиванию условий для детей с ОВЗ в школах обеспечили возможность серьёзного эволюционного скачка в развитии и понимании инклюзии как реальной возможности для российского образования. Рассмотрение образования через призму инклюзии означает изменение представления о том, что проблемой является ребенок и переход к пониманию того, что в изменениях нуждается сама система образования.
Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников. Традиция школьного преподавания как трансляции знаний, должна стать специально организованной деятельностью по коммуникации участников обучения, по совместному поиску новых знаний. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми. Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогике (педагогическом процессе) вообще.
Цель исследования: разработать программу психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном классе в образовательной организации.
Объектом нашего исследования: является процесс социальной адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном классе в образовательной организации....


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе теоретического анализа литературы нами были изучены различные теоретические аспекты проблемы: это собственно понятие «инклюзия», исторический аспект развития инклюзивного образования детей с ОВЗ на западе и в России, влияние инклюзивного образования на психосоциальную адаптацию ребенка с ОВЗ. Анализ показал, что развитие инклюзивного образования происходило не стихийно и спонтанно, а постепенно, общество и государства разных стран уделяли большое внимание развитию инклюзивного образования и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Важными факторами, при анализе научной литературы стали специальные образовательные условия, при которых в полной мере реализуется инклюзивное образование и имеет положительные результаты: организационное обеспечение, материально-техническое (архитектурное) обеспечение, организационно-педагогические условия, программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение детей с овз, кадровое обеспечение.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для выявления психосоциальной адаптации учащихся младшей школы, отношение родителей к инклюзивной практике в современном мире.
На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы, нами были выделены критерии социальной адаптации: психосоциальный и эмоционально поведенческий.
В ходе исследования среди младших школьников было выявлена группа детей испытывающих трудности в социальной адаптации. Было установлено, что данным детям характерно следующее поведение: они замкнуты, обособленны, недоверчивы, равнодушны, объем их знаний невелик, они не уверены в себе, чаще всего имеют заниженную самооценку, легко ранимы, наиболее осторожны, не собранны, у них отсутствует стойкая мотивация, они робки и застенчивы, плохо организованы. Все это приводит к трудностям в социальной адаптации, что в дальнейшем отрицательно скажется на развитии личности ребенка.
Полученные результаты легли в основу формирующего эксперимента, направленного на преодоление трудностей социальной адаптации младших школьников.
Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений в направлении повышения уровня социальной адаптации у младших школьников.
Таким образом, мы экспериментально доказали, что проведение специально организованных психологических групповых игровых занятий создает благоприятные условия для повышения уровня социальной адаптации младших школьников.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении составляющих социальной адаптации, анализе инклюзивного образования в современной образовательной организации, а также анализе приёмов и средств, способствующих, развитию адекватной самооценки, сочувствия, дружелюбности уверенного поведения, навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в составлении и апробации программы психологических групповых занятий с детьми, направленной на преодоление трудностей социальной адаптации младших школьников, которая показала свою эффективность.
В ходе исследования было выявлено, что инклюзивное образование, обучению детей с ОВЗ со здоровыми детьми положительно влияет на их социальную адаптацию. Инклюзивное образование характеризуется дружелюбной, терпимой обстановкой. Опыт показывает, что здоровые дети приобретают полезный опыт помощи ребенку, у которого не все получается. В образовательной инклюзии как аспекте социальной адаптации наблюдается тенденция рассматривать помощь детям-инвалидам проблемой не только их родителей, но и всего общества в целом.
Программа занятий может быть рекомендована и использована для практики работы школьного психолога, профилактики трудностей социальной адаптации младшего школьника, а также разработки будут интересны студентам психологических факультетов и вузов, родителям, которых интересует и коснулась данная проблема.



1. Актуальные проблемы интегрированного обучения. М.: Права человека, 2001-34 c.
2. Агаверян, О.К.Общение детей с нарушениями умственного развития.- М., 1989-43 с.
3. Андреева, Г.М.Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2002- 67 с.
4. Баряева, Л.Б.,Гаврилушкина О.П., Зарин А.П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: Союз, 2003- 52 с.
5. Беляева, М.Л,Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида.- Екатеринбург, 2001-114 с.
6. Белопольская, Н.Л.Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии./Дефектология.1984-с.90
7. Блинова,Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Издательство НЦ ЭНАС., 2003-с.56
8. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 63.
9. Бут Т. Политика включения и исключения в Англии: В чьих руках сосредоточен контроль? // Социальная эксклюзия в образовании: хрестоматия по курсу / сост. Ш. Рамон и В. Шмидт.; Московская высшая школа социальных и экономических наук. М., 2003-67с.
10. Власова, Т.А.,Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.-М.,1973-40 с.
11. Выготский, Л.С. Основы дефектологии/ Собр.соч. М., 1983- 93 с.
12. Герасименко О.А.,Дименштейн Р.П.Несколько слов к вопросу об интеграции. Институт детства/теория и практика интеграции.2002-78с.
13. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей /Сост.Н.Д.Шматко.-М, 1997-98 с.
14. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.
15. Дубровина, И.В. Психокоррекционная работа с детьми.Учебное пособие для студентов. – М., 1999- с. 115...53



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ