Только Word
Введение…………………………………………………………………..……..3-6
Глава I. Теоретические основы формирования мотивированной
потребности в здоровье у детей дошкольного возраста……………………..7-37
1.1 Понятие здоровья и здорового образа жизни в педагогике…………......7-15
1.2 Условия формирования мотивированной потребности в здоровье у дошкольников в условиях ДОО…………………………………………16-27
1.3 Роль дошкольной образовательной организации в формировании мотивированной потребности в здоровье у дошкольников……...….....27-37
Выводы по первой главе…………………………………….……………........38-39
Глава II Организация исследования и программа формирования мотивированной потребности в здоровье у дошкольников в условиях
ДОО……………………………………………………………………………..40-57
2.1 Организация экспериментальной работы и методы исследования……..40-46
2.2 Программа формирования мотивированной потребности в здоровье у дошкольников в условиях ДОО……………………………………………….46-53
2.3 Анализ результатов реализации программы формирования
мотивированной потребности в здоровье у дошкольников в условиях ДОО…………………………………………………………………………......53-57
Выводы по второй главе……………………………………………………….58-59
Заключение……………………………………………………………..………60-61
Список литературы…………………………………………………………….62-64
Приложения…………………………………………………………………….65-70
В современном мире важную роль в формировании личности ребенка играет его полноценное физическое развитие и формирование осознанного отношения к собственному здоровью. Задача формирования мотивированной потребности в здоровье актуальна и достаточно сложна. Дошкольный возраст является важным периодом формирования фундамента здоровья. Именно этот период предполагает интенсивное физическое развитие и становление функциональных систем организма, на данном этапе формируются основные черты личности и характера. В дошкольном детстве важно сформировать у детей основные представления здорового образа жизни, мотивированную потребность в здоровье, его сохранении и укреплении. В последнее время наблюдается ухудшение состояния здоровья населения, особенно это касается детей и подростков, возрастает число неблагоприятных социальных факторов, которые обуславливают такую тенденцию. Важно не допустить негативное влияние общества на формирование дошкольника, а работать над развитием и становлением физически подготовленной и эмоционально устойчивой личности. Ведь в настоящее время государство и система образования предъявляет большие требования к уровню развития ребенка. Он должен быть физически подготовленным и психически устойчивым, владеть достаточным объемом представлений об окружающем мире и ориентироваться в нем, осознанно выстраивать свое поведение, уметь приспосабливаться к меняющимся условиям. Именно поэтому с дошкольного возраста необходимо сформировать у ребенка мотивированную потребность в заботе о собственном здоровье, структуру ценностей здорового образа жизни.
Успешное формирование основных представлений здорового образа жизни у детей дошкольного возраста во многом зависит от систематической, целенаправленной воспитательно–образовательной работы в дошкольной образовательной организации и создания в ней определенных условий для реализации педагогического процесса. [11, с. 14]
В наше время становится необходимым создание именно такой системы работы, при которой оздоровительная деятельность будет интегрирована в образовательную. Это поспособствовало бы сохранению и приумножению физического и психического здоровья дошкольников, формированию у детей привычки здорового образа жизни. Многолетние попытки решить проблему на основе традиционного использования средств физического воспитания желаемого результата не дают, поскольку не учитывают социально-психологические основы формирования мотивированной потребности детей в здоровье.
Актуально значимым на современном этапе становится поиск и разработка различных средств и методов совершенствования оздоровительной работы дошкольной образовательной организации, создание специальных условий для индивидуального развития каждого ребенка. [10, с. 8]
Актуальность выбранной темы обусловлена складывающимся в практике воспитания и образования дошкольников противоречием между необходимостью формирования мотивированной потребности в здоровье и недостаточной теоретической разработанностью технологий формирования данной потребности.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность современных подходов, условий и программы формирования у старших дошкольников мотивированной потребности в здоровье.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования мотивированной потребности в здоровье у дошкольников в условиях ДОО.
2. Разработать программу формирования мотивированной потребности в здоровье у дошкольников и создать условия ее реализации в ДОО.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы в ДОО.
Объект исследования – педагогический процесс в дошкольном воспитании.
Предмет исследования – формирование мотивированной потребности в здоровье у детей дошкольного возраста в условиях ДОО.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная нами программа формирования мотивированной потребности в здоровье дошкольников в ДОО и создания условий ее реализации позволит сформировать мотивацию к здоровому образу жизни у детей, улучшить качество их здоровья и повысить его уровень. В основу гипотезы исследования положено предположение о высокой эффективности специально разработанных программно-методических средств и условий их реализации по формированию мотивационных установок у детей дошкольного возраста, направленных на здоровый образ жизни. Формирование мотивированной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста в период их пребывания в ДОО будет позитивным, если учитывать совокупность воспитательно-образовательной среды, включающую в себя:
- программу формирования мотивированной потребности в здоровье
- создание условий для ее реализации в ДОО
- объективную оценку полученных результатов
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, опрос в форме беседы, диагностическое задание, анализ продуктов деятельности.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении и дополнении научно-теоретических разработок, вошедших в предложенную программу формирования мотивированной потребности в здоровье у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовании разработанной программы в методической работе дошкольной организации, в деятельности педагогов по формированию мотивации к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Методологической базой исследования послужили труды различных ученых в области:
- воспитания и образования дошкольников: В.А. Сухомлинский, С.В. Попов, Б.Н. Чумаков, Дж. Локк, К.Гельвеций;
- оздоровления подрастающего поколения: Н.М. Амосов, Н.И. Брехман, С.С. Боткин, В.М. Бехтерев, В.П.Казначеев.
Основы мотивированной потребности в здоровье у детей старшего дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об основных элементах здорового образа жизни (соблюдение рационального режима дня, гигиенических норм и правил, двигательной активности), эмоционально-положительным отношением к данным элементам и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку). Мотивация к здоровью и здоровому образу жизни зависит от элементарных представлений детей о здоровье, его факторах и осознанного отношения к ним.
Эффективность формирования мотивированной потребности в здоровье у дошкольников обеспечивается следующими педагогическими условиями: организацией и насыщением видов деятельности (игры, познавательной деятельности, общения) информацией об основных представлениях здорового образа жизни и формирование на этой базе положительного отношения к данному процессу. Показатели и уровни сформированности основ здорового образа жизни, а так же мотивации к здоровью у старших дошкольников характеризуются степенью осведомленности детей о данных представлениях, способах ведения основ здорового образа жизни, полнотой, системностью и обобщенностью данной информации, степенью овладения способами ведения основ здорового образа жизни, адекватностью, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью их использования в поведении и деятельности для достижения результатов.
В первой главе исследования мы рассмотрели теоретические аспекты формирования мотивированной потребности в здоровье у детей дошкольного возраста.
Во второй части работы было проведено экспериментальное исследование, в котором выявили уровень сформированности здорового образа жизни в группе старших дошкольников, предпочтительный род деятельности детей, мотивацию в здоровье и здоровом образе жизни у детей, внедрили в учебно-воспитательный процесс программу формирования мотивированной потребности в здоровье, которая способствовала повышению уровня сфoрмированности здорового образа жизни дошкольников и мотивации к здоровью.
После повторного исследования уровня сформированности здорового образа жизни, предпочтительного рода деятельности и мотивации в здоровье у дошкольников, а так же анализа полученных результатов, можно сделать вывод о важности работы дошкольной организации и его педагогического коллектива в формировании мотивированной потребности в здоровье у старших дошкольников, при условии реализации определенной программы в данном направлении.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза подтвердилась. Дальнейшим направлением исследования может стать разработка и внедрение программы работы с родителями по формированию мотивированной потребности в здоровье у дошкольников, а так же поддержание устойчивой мотивации к здоровью посредством внедрения элементов программы на дальнейших этапах обучения детей.
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста /Н.М. Аксарина. - М.: Педагогическое общество России, 2007.- 88с.
2. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка/ В.Г.Алямовская. - М.: 1993. - 122с.
3. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье.- 3-е изд.,доп.,перераб.-М.:Физкультура и спорт, 1987.-64с.
4. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека.-Москва—Воронеж, 1997.- 156с.
5. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Спб.: Наука, 1987.-125с.
6. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства / Р.С. Буре // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду - М.: Просвещение, 2009. 120с.
7. Деркунская, В.А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ//Управление дошкольным образовательном учреждением, - 2005. - № 3. – 210с.
8. Дуброва В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника: Методические рекомендации / В.П. Дуброва. - М.: Просвещение, 2009.-147с.
9. Ильюшенков, В.В. Здоровье и образование/ В.В.Ильюшенков, Т.А.Берсенева. - СПб.:2008.-184с.
10. Исакова Е.А. Формирование у детей навыков ЗОЖ / Е. А. Исакова, Т. B. Смородина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3. – 74с.
11. Исмагилова А.Р. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста: учеб.пособ.-М,2009.-59с.
12. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М. : Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.
13. Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях/ В.В.Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2006. – 181с.
14. Ленсгафт П.Ф. Избранные сочинения. – М., «Педагогика», 1988. –488 с.
15. Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3.- М.: Мысль, 1988.- 668 с.- (Филос. Наследие. Т.103).- 729с. ...29