Только Word
Введение………………………………………………………………….…...…..3
Глава1. Теоретические основы передачи динамики и статики в начальной школе………………………………………………………………...6
1.1. Понятие динамики и статики в комиксе как синкретическом виде искусства…………………………………………………………………………..6
1.2. Специфика восприятия динамики и статики детьми младшего школьного возраста………………………………………………………………………...…13
1.3. Работа с комиксом как средство развития передачи динамики и статики у детей младшего школьного возраста…………………………………………...18
Выводы по первой главе………………………………………………………22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития передачи динамики и статики у детей в начальной школе посредством работы с комиксом……………………………………………………………..24
2.1. Выявление актуального уровня сформированности умения передачи динамики и статики у детей младшего школьного возраста………………....24
2.2. Анализ результатовконстатирующего эксперимента……….…………...30
2.3. Программа занятий и методические рекомендации, направленные на развитие передачи динамики и статики у детей в начальной школе……………………………………………………………….………….…32
Выводы по второй главе………………………………………………………52
Заключение……………………………………………………………………...53
Список библиографии…………………………………………………………55
Приложение 1…………………………………………………………………...58
Приложение 2…………………………………………………………………...61
Приложение 3…………………………………………………………………...62
Приложение 4…………………………………………………………………...90
Проблема передачи на плоскости движения и покоя младшими школьниками актуальна, так как в наш век развития высоких технологий (телевидения, интернета, компьютерных игр, анимации) дети постоянно видят «движущиеся картинки». То, что старшим поколением воспринимается с критической настороженностью, младшее поколение сейчас воспринимает как данность.
Современные дети выросли в условиях изменившейся социокультурной среды, которая характеризуется принципиально новыми особенностями. К ним относятся: увеличение скорости изменений в жизни, быстрое освоение новыми поколениями социального опыта, стремительное развитие процессов интеграции и глобализации современного мира, смешение ценностных ориентаций, постоянно растущие требования со стороны общества. Окружающий мир ребенка часто представляет собой мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов, картинок.
Суть любого образования – формирование цельного мировоззрения учащихся.Поэтому, на наш взгляд, важно научить детей видеть предметы в целом, не просто созерцать яркие картинки, образы, но и понимать за счет чего создается эффект движения или покоя в окружающей их действительности и как можно самостоятельно передать статику и динамику в своих работах.
В российской системе образования проблема передачи движения и покоя на плоскости решается за счет построения динамичных или статичных композиций в пейзаже, натюрморте, декоративном искусстве, сюжетных композициях. В большинстве случаях идет упор на натуру и ее анализ. Примером могут служить программы таких педагогов как Б.Н. Неменский, Н.М. Сокольникова, В.Н. Кузина, и др. Так же этой проблемой занимались многие художники-теоретики, например Н. Н. Волков, Б. В. Раушенбах, Е. В. Шорохов, К.Ф. Юон.
Существует проблема отставания теоретико-методических разработок обучения детей передачи статики и динамики, и практики, когда у детей с рождения формируется клиповое мышление.
Мы предлагаем обучать передаче движения и покоя посредством рисования комикса, считая его адекватным средством развития как воображения, мышления, языка, цветовосприятия, так и композиционных навыков. Сочетание текста и картинки в комиксе способствует развитию умения у детей воспринимать информацию в лаконичном, конкретном и структурированном виде. Благодаря такой подаче огромное количество информации, получаемой детьми в современном мире, лучше усваивается и запоминается, также многие сложные абстрактные понятия гораздо легче воспринимаются в визуальном виде. Необходимо учитывать тот факт, что дети младшего школьного возраста хорошо знакомы с комиксами, воспринимают их как повседневное и интересное явление.
К созданию «веселых картинок» причастны многие именитые зарубежные художники, прославившиеся отнюдь не одними комиксами, - С. Ли, С. МакКлауд, Ф. Миллер, Ш. Тан; среди русских художников известны А. Акишин, И. Баранько, К. Комардин, Я. Астапеев; появились теоретики жанра «комикс» – В. Ерофеев, Е. Харитонов, С. Зимина, А. Сонин.
На данный момент существуют авторские программы занятий – «Комикс-классы». Например книга С.А. Кузнецовой«Уроки сказок: программы занятий по творческому развитию детей», но мы считаем, что методических разработок по теме недостаточно, в этом также заключается актуальность данного исследования.
Цель работы: разработать программу занятий и методические рекомендации по развитию передачи статики и динамики младшими школьниками с помощью рисования комиксов.
Объект исследования: процесс развития передачи статики и динамики.
Предмет исследования: комиксы как средство развития передачи статики и динамики в рисунках младших школьников.
Гипотеза исследования: обучение младших школьников передаче статики и динамики будет проходить эффективнее, если обратиться к рисованию комиксов в связи с их распространенностью в повседневной жизни младших школьников.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать сущность понятия «статика», «динамика», «комикс» в специальной литературе.
2.Определить специфику восприятия статики и динамики в комиксе младшими школьниками.
3.Провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление исходного уровня знаний и навыков учащихся.
4.Проанализировать полученные результаты констатирующего эксперимента.
5.Разработать серию занятий и методические рекомендации по развитию передачи статики посредством рисования комиксов.
В данной дипломной работе была рассмотрена проблема обучения передачи движения и покоя посредством рисования комикса младшими школьниками. Проблема развития умения передачи движения и покоя в процессе изобразительной деятельности мало изучена и актуальна в современной школьной практике, поэтому требует дальнейшего теоретического и практического исследования.
В работе была рассмотрена сущность понятий «статика», «динамика», «комикс», выявлена специфика восприятия движения и покоя младшими школьниками. На основе анализа психолого-педагогической, методической и специальной литературы, мы пришли к выводу, что достаточно развитое умение передачи движения и покоя является необходимым условием успешного обучения школьников и играет большую роль в жизнедеятельности человека во все последующие годы жизни.
С целью выявления актуального уровня сформированности умения передачи движения и покоя у учеников младшего школьного возраста был организован констатирующий эксперимент в 4 классе СОШ №24, количество принявших участие составило 20 человек. Были использованы следующие методики: опрос в форме теста, направленный на выявление знаний учащихся и «методика на составление статичной и динамичной композиции», направленная на выявление умений учащихся составлять статичную и динамичную композицию.
По итогу констатирующего эксперимента выяснилось, что наибольший процент знаний и умений учащихся пришелся на низкий уровень. По результатам тестирования низкий уровень выявлен у 50%, по методике у 45%, средний уровень по двум методикам составил 40% и высокий по тестированию 10%, по методике 15%. проведенное нами исследование на констатирующем этапе эксперимента говорит о необходимости дополнительной работы с учениками.
Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что серия занятий, разработанная нами обеспечивает переход с низких уровней знаний и умений на более высокие.
Основной целью программы является повышение уровня развития передачи статики и динамики в работах детей младшего школьного возраста.
Предложенная программа направлена на решение следующих задач:
1.Знакомство с комиксом как жанром изобразительного искусства.
2.Формирование навыков рисования статичных и динамичных персонажей.
3.Формирование навыков рисования рамок и баллонов в статичных и динамичных композициях комикса.
4.Формирование навыков создания спокойной или динамичной атмосферы с помощью цвета.
5.Формирование навыков создания этапных моментов короткого рассказа, сказки в виде последовательных рисунков-кадров.
6.Формирование навыков передачи движения в комиксе от момента к моменту и от действия к действию.
7.Обучение созданию комикса с использованием статичных и динамичных кадров на основе неоконченных тексов.
Исходя из реалий настоящего времени, и учитывая особенности восприятия младших школьников, особенно ярко воспринимающих «движущие картинки», наша программа способствует развитию навыков передачи статики и динамики в рисунках комиксов. Программа позволяет научить детей видеть предметы в целом, понимать за счет чего создается эффект движения или покоя в окружающей их действительности и как можно самостоятельно передать статику и динамику в своих работах.
1. Акшин А.Е.Моя комикс-биография: [автобиографический роман] / А.Е.Акшин. - Санкт-Петербург: Бумкнига, 2013., 144с.: ил.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Богоявленская Д.Б. - Москва.: Наука, 2009., 224 с.
3. Власов В. Г. Стили в искусстве: Словарь в 3-х тт. / Власов В. Г. — Санкт-Петербург: Кольна. -1997., 625 с.
4. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: Словарь в 10 тт. /Власов В. Г. -Санкт-Петербург: Кольна.,2004., 1034 с.
5. Волошина М.А Искусство: Словарь / Волошина М.А.
6. Волков Н.Н. Композиция в живописи/ Волков Н.Н. . – М.: Искусство,1977., 260с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя / Выготский Л.С. - М.: Просвещение, 2006.,93 с.
8. Гамезо М.В. Атлас по психологии. / Гамезо М.В., Домашенко И.А. – М.: Пед. общество России, 1999.
9. Голубева О.Л. Основы композиции / О.Л. Голубева [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://darrsi9.2bb.ru/viewtopic.php?id=141(дата обращения: 20.02.2015)
10. Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. Эссе. / Ерофеев В. - М., 1996, 560 с.
11. Ершова А.П. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками / А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня [и др.] - М.: Просвещение, 2005., 186 с.
12. Зимина С.С. Сравнение американских и японских комиксов, начиная с истории и индустрии, заканчивая графическими и сюжетными различиями / Зимина С.С.// Журнал "Самиздат" – 2006
13. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей / Игнатьев Е. И. - М., 1961
14. Каган М. Морфология искусства / Каган М. - М., 1972., 650 с.
15. Казакова Т.Г. Рисуют младшие школьники (пособие для учителя) / Казакова Т.Г. - М.: Просвещение, 2005.,96 с....37