Только Word
Введение 3
Глава 1. Творческие способности и их развитие в дошкольном возрасте 6
1.1. Психологическая сущность способностей 6
1.2. Творческие способности и их критерии …………………………..8
1.3. Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………11
Выводы.…………….. …………………………………………………………...16
Глава 2. Понятие интеграция в образовательной деятельности………...........17
2.1. Интеграция образовательной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольной ступени образования…………………………….........17
2.2. Технологии развития творческих способностей посредством интеграции образовательных областей……………………………..21
Выводы……………………………………………………………………...........25
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста...... ……………………27
3.1. Констатирующий эксперимент……………………………………27
3.2. Формирующий эксперимент………………………………………33
3.3. Контрольный эксперимент…………………………… 67
Выводы…………………………………………………………………………73
Заключение……………………………………………………………………….74
Библиографический список……………………………………………………..76
Приложение………………………………………………………………………81
Одной из важнейших проблем современности является гуманизация общественной жизни. В нынешнем социальном развитии наиболее высший гуманистический смысл приобретает утверждение, что человек - это высшая ценность бытия, и в связи с этим особую актуальность приобретает задача создания условий для его целостного развития.
В настоящее время педагогическая деятельность в образовательном процессе располагает разнообразными средствами воздействия на ребенка, в том числе и средствами творческой деятельности. Сфера творчества рассматривается как пространство, способствующее, в том числе, и формированию социальной активности личности.
Актуальность изучения проблемы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста обусловлены рядом причин. Среди них можно выделить следующие:
1. в настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого развития детей. Это объясняется “назревшей социальной необходимостью” в творческих кадрах, и главным образом в людях, которые способны проявлять творческую инициативу. Очевидно, что истоки творчества, как и другие базовые характеристики личности, закладываются ещё в дошкольном детстве.
2. дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство закладывается то, что во многом определяет "взрослую" судьбу, поэтому необходимо создать условия для развития этих способностей. Эти условия – среда, семья, люди, которые воспитывают детей;
3. если возможности для развития способностей не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и чем быстрее, тем слабее функционирование. К сожалению, угасание возможностей к развитию – зачастую имеет необратимый характер.
Следовательно, изучение технологических приемов развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является актуальным и значимым исследованием, имеет теоретическую и практическую значимость.
Существуют технологии развития творческих способностей детей. Современные ученые М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова исследующие проблемы дошкольного образования, считают, что раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует интеграции образовательной деятельности [34].
Интегрированный подход в образовании напрямую связан с целями содержанием образования, контингентом детей (их возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями), зависит от мастерства и творчества самого педагога. Конструирование образовательной деятельности на основе принципа интеграции, с целью развития творческих способностей детей, нуждается в дополнительном исследовании.
Таким образом, целью данного исследования является, изучение характера развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством интеграции образовательной деятельности.
Цель данного исследования ставит перед собой ряд следующих задач:
1. На основе анализа психолого – педагогической литературы:
а. раскрыть понятие творческие способности
б. выявить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
в) раскрыть возможности реализации принципа интеграции в образовательной деятельности.
2. Экспериментально изучить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и реализовать план мероприятий для детей старшего дошкольного возраста, направленных на развитие творческих способностей в условиях интеграции образовательных областей.
Объектом исследования является творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Предметом данного исследования являются влияние реализация принципа интеграции образовательной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Рабочая гипотеза: предполагается, что интеграция образовательной деятельности будет эффективным средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Методы: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности.
Научная практическая значимость работы состоит в разработке программы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Программа может использоваться в работе с детьми в развивающих целях.
Изучив и проанализировав психолого – педагогическую литературу мы пришли к выводу, что все творческие качества ребенка включают в себя фантазии. Развивать творческие качества – значит развивать воображение, фантазию. Развитие творческих способностей способствует снижению психологической инерции, развивает гибкость мышления, помогает видеть и принимать смелые неожиданные решения, приучает к использованию необычных приемов, помогает сохранить широкий кругозор. Воображение – один из важных психических процессов, необходимых для нормального психического развития ребенка. По мнению отечественных психологов Л.С. Выготского, оно является основой человеческого творчества [2;15].
Одним из важных принципом в работе по развитию творческих способностей является принцип интеграции как важнейшей качественной характеристики, определяемой глубокой взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельности.
Интеграция, понимаемая как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывает все виды художественно-творческой деятельности: игры - дидактические, подвижные, игры - драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительная, музыкальная и театрализованная, а также художественно-речевая деятельность [9].
Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности, а также память и внимание) [55].
Целью данного исследования было изучение творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством интеграции образовательных областей.
В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:
1. Выявлены особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработан и реализован план мероприятий для детей старшего дошкольного возраста, направленных на развитие творческих способностей в условиях интеграции образовательных областей.
3. Проведение контрольного эксперимента показало, что интеграция образовательной деятельности может быть успешно использована для комплексного развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
1. Аверина И.С., Щеблапова Е.И. Краткий тест творческого мышления, фигурная форма. Пособие для школьных психологов. - М., 1995 - 40 с.
2. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности /В сб. Проблемы способностей /под ред.В.Н. Мясищева изд-во АПН РСФСР М., 1962 С. 130-134
3. Белая, К.Ю. Интеграция как основной инструмент создания новой модели ДОУ / К.Ю. Белая // Управление ДОУ. - 2003. - № 4. - С. 89-96.
4. Белова Е.С. Одаренность малыша. Раскрыть, понять, поддержать. - М.: МПСИ, Флинта, 2004 - 144 с.
5. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.
6. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.
7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М., 2001 - 240 с.
8. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11-17.
9. Вавилова, Л.Д. Интеграция как ценность воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д. Вавилова // Развитие интеграционных процессов в педагогическом образовании : респ. науч.-практ. конф.: тез. и докл. / М-во образования Рос. Федерации, М-во образования и высшей шк. Респ. Коми, Коми гос. пед. ин-т, Каф. пед. и метод. нач. образования ; редкол.: О.В. Ведерникова [и др.]. - Сыктывкар : Изд-во КГПИ, 2002. - С.25-27
10. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М.: 2002 - 175 с.
11. Венгер Л.А. Педагогика способностей - М.: Педагогика, 1973 - 240 с.
12. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38
13. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.
14. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. – 187 с.
15. Выготский Л.С. Психология искусства М.: Педагогика, 1968-240 с....59