Только Word
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Историко-педагогический анализ проблемы волонтерской деятельности…………………………………………………………………… 9
1.1 Исторические аспекты волонтерской деятельности………………………..9
1.2 Основные характеристики волонтерства …………………………………..16
1.3 Особенности социализации школьников-волонтеров……………………...31
Выводы по первой главе……………………………………………………….42
Глава II. Эмпирическое исследование проблемы волонтерской деятельности как фактора социализации школьников ………………….43
2.1 Практика организации волонтерской деятельности школьников ………………………………………………………………………………………43
2.2 Предпосылки и характеристика деятельности волонтерского движения «С Нами» в г. Абакане……………………………………………………………….50
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы ………………………………………………………………………………………58
Выводы по второй главе……………………………………………………….68
Заключение……………………………………………………………………….69
Список литературы…………………………………………………………….73
Приложения………………………………………………………………………76
В настоящее время в программных документах, определяющих перспективы развития системы школьного образования страны, установлены требования к личностным, метапредметным, предметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования. Проект ФГОС среднего (полного) общего образования определяют проблему эффективной социализации школьника, формирование, развитие в ходе образовательного процесса его личностных качеств как ключевую в рассмотрении процессов и результатов деятельности образовательного учреждения.
Волонтерская деятельность может стать одним из продуктивных видов деятельности, которые позволяют достичь личностных результатов, обозначенных во ФГОС Среднего (полного) Общего Образования «…освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни» [27].
Поэтому овладение обучающимися ключевыми личностными результатами создают предпосылки для успешной социализации школьников.
Проблема социализации детей в образовательных учреждениях, и в частности, в волонтерских организациях, является очень актуальной, вызывает интерес ученых и практиков, что находит свое отражение в многочисленных психолого-педагогических исследованиях. На современном этапе развития системы образования на первый план выходит создание оптимальных условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, индивидуальными возможностями, способностями. Многие представители волонтерских организации рассматривают общественную деятельность как способ самореализации своего творческого потенциала. На местных и региональных уровнях действует огромное количество волонтерских организации, в которые включены школьники. Такая деятельность активно влияет на их социализацию.
Очень важен процесс социализации, который предполагает развитие личности и межличностного общения, подготовку к самостоятельной жизни и работе, т.е. интеграцию в окружающий социум, в сообщество людей, нормально развивающуюся среду сверстников и взрослых.
В отечественной психологии и педагогике проблема социализации личности рассматривается на философском, социально-психологическом и психолого-педагогическом уровне:
• на философском уровне решаются вопросы о сущности социального развития (Д.И.Фельдштейн), о становлении социального сознания (С.Л.Рубинштейн, В.А.Петровский)
• на социально-психологическом уровне решаются механизмы социального взаимодействия, выполняемые индивидом социальные роли, определяется содержание процесса социализации (Г.М.Андреева, И.С.Кон, Л.Я. Олиференко, С.А.Козлова)
• на психолого-педагогическом уровне рассматриваются механизмы социализации, этапы, факторы и агенты социализации (М.И. Шилова, А.В.Мудрик, Н.Ф.Голованова, Л.С.Выготский, Б.Д.Парыгин)
Вопросы, связанные с добровольческой деятельностью в России и за рубежом, исследовали такие ученые, как С.А. Екимова, Г.И. Бодренкова, Н.Ю. Слабжанин, О.В. Потапенко, И.Е. Городецкая.
Нормативно-правовая база - Федеральный закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях от 11.08.1995 г. № 135.
Федеральный закон о добровольчестве (волонтерстве) от 01.01.2014 г. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 г. №413 г.
В современном мире люди нуждаются в общении, заботе и внимании. Волонтерские организации проводят мероприятия, направленные на приобретение полезных навыков, на развитие важных личностных качеств, и помогают направить на хорошие жизненные ориентиры. Важно не только развивать добровольческие организации, поддерживать их, но и сохранять и преумножать их деятельность.
Однако вопросы, связанные с проблемой волонтерского движения в научной литературе представлены недостаточно полно....
Таким образом, теоретическое и практическое исследование позволило сформулировать следующие выводы согласно поставленным задачам:
На основе анализа психолого-педагогической литературы было определено, что
• История становления волонтерского движения в России и за рубежом начинается с появлением человека, человеческих отношений и трансформировалась от раздачи милостыни нищим и развитии богаделен, приютов к расширению международного волонтерского движения во всем мире.
• Под понятие волонтерство попадает деятельность всех некоммерческих и общественных объединений, под которыми подразумеваются добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившиеся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Это добровольная и бескорыстная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу или отдельным людям.
• Принципы, лежащие в основе деятельности волонтеров: добровольность, безвозмездность, социальная значимость, уважение индивидуальности каждого человека, объединение людей, воспитание лидерских качеств, повышение гражданской активности, добросовестность и законность.
• В теории и практике волонтерского движения выделяют виды волонтерства (добровольчество в поддержку детям, в области культуры, социальное, экологическое, событийное, религиозное, корпоративное, семейное, инклюзивное, виртуальное, международное и др.).
• Сущность и содержание волонтерской деятельности способствует процессу социального развития и адаптации волонтеров.
• Социализация – понятие, характеризующее образование личности, которая предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентации, своего стиля жизни.
• Среди факторов социализации, влияющих на формирование личностных результатов, учащихся выделяют активное включение в различные общественные отношения, способность к социальным преобразованиям, что возможно реализовать через участие школьников в волонтерской деятельности.
В нашем исследовании опытно-экспериментальной базой является добровольческое движение «С Нами» Общественно-культурного центра «Чайка» г. Абакан. Волонтерское движение «С Нами» работает в нескольких направлениях (социальное патронирование детских домов и пожилых людей, экологическая защита, трудовая помощь, уход за воинскими захоронениями погиб в годы ВОВ, досуговая деятельность и др.). Добровольческие проекты этого движения отличаются широким спектром решаемых проблем, хорошим качеством проработки и результативностью.
На разных этапах опытно-экспериментальной деятельности использовались следующие диагностические методы:
«Методика изучения социализированности личности» М.И. Рожкова на выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся, и диагностика «Показатели социализированности» М.И. Мудрика, обеспечивающая достоверность результатов исследования.
Практическая часть исследования заключалась в организации опытно-экспериментальной работы, которая показала, что школьники-волонтеры демонстрируют активное участие в общественной деятельности, проявляют гражданскую активность (так по шкале «социальной активности» 50% школьников-волонтеров демонстрируют высокий уровень, а учащиеся, не занимающиеся волонтерской деятельностью – лишь 30%).
Волонтеры-старшеклассники легко адаптируются под социальные преобразования, имеют творческий подход к делам, возможность самостоятельного выбора принципов, норм, образцов мышления и деятельности. Они формируют собственную точку зрения, отношение к своей социальной позиции, организованы, эмоционально стабильны (например, по показателям «демонстрация и наличие собственных взглядов, умение их аргументировать» «высший» бал по рейтинговой оценке школьники-волонтёры показали в 70% случаях, а учащиеся, не занимающиеся волонтерской деятельностью – только 45%).
На основании теоретического и практического изучения проблемы были составлены рекомендации в помощь педагогам для создания оптимальных психолого-педагогических условий для включения школьников в волонтерскую деятельность и обеспечения эффективной социализации школьников. Наиболее важные из них:
• создание «карты волонтера», позволяющей учитывать личное участие конкретного школьника в добровольческой деятельности;
• предоставление волонтерам-школьникам возможности организации досуга, например, бесплатного посещения проводимых учреждением культуры мероприятий;
• разработка информационно-просветительской программы для школьников, ориентированной на информирование и мотивирование школьников к добровольческой деятельности.
Таким образом, позитивные результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы о том, что волонтерская деятельность является эффективным фактором социализации личности, который позволяет достичь личностных результатов по показателям «социальной активности» и «социальной автономности».
Итак, в ходе теоретической и опытно-экспериментальной работы поставленная цель достигнута, и задачи исследования решены.
Дальнейшее направление исследования может быть связано с применением и анализом эффективности волонтерского движения и профессионального успеха и самоопределения школьников.
1. Бачинин В. А. История философии и социологии права: Для студентов юридических, социологических и философских специальностей / В. А. Бачинин. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. — 335 с.
2. Бенин В.Л. Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя: сб. статей. Вып. 1—3 / под ред. В.Л. Бенин. Уфа: Башкир. гос. пед. ин-т, 1995—1998
3. Бодренкова, Г.И. Добровольчество / Г.И. Бодренкова // Социальная работа. – 2006. – № 1. – С. 135-153.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование / Божович Л.И. – М., 2008. – 115 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология– М.: АСТ, Астрель, 2008. – 671 с.
6. Выготский Л.С. История развития высших психических функции– Л.С. Выготский / Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3 / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – С. 5-328
7. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Спец. Лит., 1997. – 189 с.
8. Городецкая, И. Добровольческое движение в США / И. Городецкая // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 1. 2. - С. 78-86
9. Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Взаимодействие образовательного учреждения с социумом / Сост.– М.: АРКТИ, 2003. – 111 с.
10. Екимова С. Волонтерское движение в гуманитарном вузе С. Екимова // Высшее образование в России, 2006. — № 12. — С. 95—97. — Библиогр.: с. 97
11. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня, 2005. - №11. – С. 14-20. – Ил: 2 фот. – Библиогр.: с.20.
12. Козлова С.А. Я – человек: Программа социального развития ребенка / Козлова С.А. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 45 с.
13. Кузнецов В.В Введение в профессионально-педагогическую специальность Кузнецов В.В/ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2007. — 176 с.
14. Мудрик А.В. Социализация человек: учеб. Пособие для студ. высш. заведений / А.В. Мудрик. –М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304с.
15. Мудрик А.В. Социализация человека // Мудрик А.В. – М.: Academia, 2004. – 299 с....28