Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Историческое сознание и специфика исторической памяти молодежи и школьников на современном этапе: региональный аспект(на примере Красноярского края)

Работа №151815

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение
Глава I Эволюция понятий «историческое сознание» и «историческая память».
Глава II Основные тенденции и характеристики состояния исторического сознания и исторической памяти молодежи и школьников Красноярского края (по результатам реализации проекта "Всеобщая история")
Глава III Историческая память и молодежная политика Российской Федерации на современном этапе
Заключение
Список источников и литературы

Изучение роли исторического знания, индивидуальных и коллективных идей и мыслей прошлого в духовной и социально-политической жизни современного общества обращает нас к вопросу о специфике и содержании малоизученного в философском и социологическом плане элемента общественного сознания - сознания исторического.
Люди социализируются в исторически сформировавшихся социальных условиях, интегрируются в существующие социальную и нормативную системы; их настоящее нередко воспринимается ими как должное. Так и отдельные социальные группы, и общество в целом, формируются в ходе исторического процесса, включающего систему ценностей, модели поведения, жизненные ориентиры, убеждения и предубеждения.
Историческое сознание включает в себя самые разнообразные факторы. Так, например, по мнению Л. Февра:«Человек - продукт и последствие тысяч и тысяч союзов, смешений, сплавов различных рас и кровей» . Возможность общественного самосознания оптимальным образом реагировать на социальную трансформацию и возникновение новых реалий, подвергать анализу сущность, масштабы и значимость происходящих изменений, а соответственно объективно оценивать глубину и остроту создаваемых данными изменениями проблем, а также возможности и пути их решения в определяющей степени зависят от состояния, содержания и степени развитости исторического сознания и чувства исторической взаимосвязи . Умение аналитически подходить к историческому процессу, видеть его сложность и многомерность, чувствовать взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего особенно важно не только в период идеологических преобразований, но и в моменты «наслоения» обыденных элементов исторической памяти.
Во многом именно недостаточный уровень исторического сознания, порождает ошибочные оценки и действия. Неразвитость навыков анализа различных исторических ситуаций, понимания их сущностных характеристик, качественных сдвигов и изменений, внутренних противоречий и тенденций.
Историческое сознание нередко оказывается либо излишне обращено к прошлому, либо настоящее слишком устремлено в будущее. Если к этому добавить эмоциональное отношение отдельных социальных групп, окрашенное этническими, территориальными, религиозными и другими противоречиями, аналитическая оценка актуально существующего неизбежно оказывается искажённой.
При этом резкость, нервозность и даже истеричность колебаний массового сознания могут быть тем выше, чем ниже развитость чувства истории. Напротив, спокойная и непредвзятая историческая рефлексия позволяет извлекать из истории уроки, а значит, противостоять фрустрациям, импульсивным зигзагам и перепадам общественных настроений .
Специфике взаимосвязи исторического сознания и исторической памяти посвящена первая глава исследования. И не случайно эти два понятия все же рассматриваются отдельно.
Память во многом является не только пространством, в котором хранятся воспоминания о событиях прошлого, но, самое главное - условием формирования и поддержания индивидуальной и коллективной идентичности, неотъемлемой частью общественной жизни.
Понятие «исторической памяти» активно обсуждается и в связи со стремительным ростом различных концепций «картины мира», призванных не только объяснять историческое прошлое, но и конструировать «нужные традиции» в официальной памяти общества: «…задача историка - установить факты и пустить их в ход…» . При этом, максимально индивидуализированные традиции пользуются особой популярностью, как с позиции официальной власти, так и среди населения, в силу специфики субъективного восприятия и вызываемых эмоциональных переживаний. Возрастание интереса к исследованию проблемы идеологического воздействия на память обусловлено не только научными, теоретическими предпосылками, но и практикой сознательного конструирования социальной реальности в современных обществах .
Одним из наиболее противоречивых явлений является «столкновение» памяти и реальной жизни. Причем, по мнению А. Мегилла, - во многих ситуациях люди страдают не от дефицита так называемой памяти, а от ее избытка. Наиболее отчетливо «память» о предполагаемых древних конфликтах часто инспирирует и усугубляет глубокий конфликт в настоящем. Вспомним о роли «памяти» в конфликтах израильско-палестинском, на Балканах, в Северной Ирландии – если взять только эти три примера. Когда в таких ситуациях «память» наталкивается на «память», люди часто увязают в «состязании» воспоминаний, которое не имеет однозначного решения и из которого нет выхода. Важно, чтобы историки не присоединялись к таким «состязаниям». В большинстве случаев в них нет победителей: одна группа «помнит» одним образом, другая - другим .
Ряд исследователей склонны считать, что проблематика исторической памяти также обретает особую остроту на данном этапе именно в современной России, аргументируя это предшествующим семидесятилетним периодом господства советской идеологии и возросшей проблемой самоопределения в начале 1990-х. Однако, на наш взгляд, помимо проблемы коллективной исторической памяти, проблема памяти индивидуальной не теряет своей актуальности, оставаясь значимой для каждого отдельного человека вне зависимости от исторического периода и направления поиска «национальной идеи».
Этот особый смысл исторической памяти как идейного интегратора общества не только в рамках государства, определяющего стратегию его развития, активно используется и в позиционировании государства перед лицом других мировых держав.
В современном российском обществе в массовом формате восприятия исторической памяти можно наблюдать две основные тенденции. С одной стороны, историческая память становится особым трендом, едва ли не модным направлением, особенно используемым в вопросах патриотического воспитания и транслирования основных событий для современной истории. С другой, вышеуказанная тенденция носит достаточно узкий по смыслу характер, и часто сводится лишь к отрывочным мероприятиям, событиям, направленным на трактовку того или иного факта. И, нередко, именно в силу своей ограниченности, данные мероприятия не достигают своей цели.
Что касается подходов к определению самих понятий «историческое сознание» и «историческая память», то необходимо отметить, что они достаточно разносторонние. Исследователи, как отечественные, так и западные, по-своему расставляли акценты при изучении данных вопросов. Подробнее они будут рассмотрены в первой главе. Однако, для данной работы, хотелось бы в качестве основного определения для «исторического сознания» использовать следующее: «Историческое сознание - часть общественного сознания, система исторических знаний и методов познания, ставших убеждениями, установкой и инструментом мыслительной и практической деятельности личности, обращенных на осмысление и оценку прошлой и современной социальной действительности»,- данное исследователем методологии преподавания истории И.Я. Лернером ...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


«Память – это сырье для истории… ментальная, устная или письменная, она была живительным источником, из которого черпают историки»i.

Средства воспроизведения истории, заключающиеся в передаче с помощью языка или текста, и оказывающие значительное влияние на формирование жизненных ценностей, нравственных и нормативных правил, устойчивых убеждений как отдельных социальных групп, так и общества в целом, серьезно изменились и дифференцировались с момента первых исследований, посвященных условиям формирования и репрезентации исторического сознания и функционирования исторической памяти. Нынешний формат использования цифровых информационных технологий позволил повысить один из самых ключевых показателей жизнеобеспечения современного общества – скорость передачи информации. В этих условиях логично возрос и объем передаваемых данных, который часто приводит к невозможности сосредоточения на каком-либо одном источнике, событии и т.д. Данная «распыленность» в том числе, и ключевых составляющих исторической памяти, на современном этапе, неизбежно приводит к фрагментации не только потребляемой, но и воспроизводимой информации. Такая ситуация вызывает особые опасения в среде молодежи и школьников, которые на данном этапе не ориентированы на получение полной, достоверной информации, особенно собственными силами.
Личностно значимые воспоминания имеют тенденцию к либо объединению, либо разобщению тех вариаций, которые появились уже после того, как произошли сами события. И с точки зрения как изучения, так, и особенно, практического применения исторической памяти, с учетом специфики исторического сознания той или иной категории населения в определенный период, важно учитывать ее гибкость и подвижность. Историческая память как уникальный механизм внутреннего и внешнего воспроизведения прошлого, прежде всего, должен эффективно использоваться в настоящем. В противном случае, возможно складывание парадоксальной ситуации, когда путем искусственно насаждаемой исторической памяти предпринимаются попытки по формированию исторического сознания, ориентированного в будущее время и не учитывающего особенностей настоящего.
Усилия, направленные в сторону борьбы с фальсификацией истории, с искажением ключевого исторического материала, не должны также преследовать уничтожение уже сложившейся исторической памяти и особенностей исторического сознания. Так как оба эти понятия неразрывно связаны с расширением преобразовательных процессов и трансформациями, происходящими в обществе, основных социальных группах, с отдельными людьми.
Обращение к исторической памяти всегда происходит через призму дня сегодняшнего. В этом состоит и ее особая ценность, и ее сложность. Формируемые в процессе складывания исторической памяти ценности и жизненные ориентиры также должны быть не только обращены в будущее, но приняты и реализованы в настоящем. Увеличивающийся отрыв, как пространственных, так и временных факторов «мест исторической памяти» пропорционально увеличивает риск их случайного заполнения в растущем потоке потребляемой информации.
Результаты проведенного исследования подтверждают точку зрения о том, что процессы складывания исторической памяти и формирования исторического сознания напрямую связаны между собой и взаимно определяют друг друга. Кроме того, одно из ключевых воздействий на перечисленные процессы оказывают внутри- и межпоколенческие связи. При этом пример молодежи и школьников, которые в силу своего возраста напрямую не могли бы воспроизводить мнение о событиях, произошедших более 30 лет назад¸ является наиболее показательным. Это также подтверждает необходимость исследований, посвященных не только технологиям «вспоминания» исторической памяти, но и специфике ее самостоятельного воспроизведения.
В противном случае, отрицая существующую действительность в уже сложившейся исторической памяти, специфике исторического сознания на определенном этапе, крайне нелогичным и необоснованным является долгосрочное планирование по их формированию в будущем.
Данная особенность полностью была продемонстрирована в части материалов исследования, посвященной интеграции региональной и общей исторической памяти и особенностям формирования именно региональных мест памяти.
Данные факты дополнительно подтверждают, что усилия и средства, направленные на формирование и усиление таких социальных характеристик, как: гражданственность, патриотизм, национальное единство и других, не всегда используются эффективно. Так как незадействованными остаются уже сформированные «места исторической памяти», которые уже воспроизводятся теми или иными категориями населения.
Кроме того, отрицание специфики складывания исторической памяти у различных категорий населения, также лишь отдалит данный процесс от реальности. Как показали результаты исследования, данная особенность особенно проявилась на уровне микро-истории, в формате определения и восприятия «малой Родины», особенно у школьников, обучающихся в городе Красноярске и сельской местности. Что также подтверждает тезис о вариативности исторической памяти и ее тесной связи с социальной средой, в которой она воспроизводится. Социальная группа в формах коллективной памяти хранит образ самой себя. «Память – это жизнь, ее носителями являются реальные социальные группы, и поэтому она динамична, она подвержена изменениям, при этом, не давая себе отчета в собственных деформациях, она способна затухать и разгораться»ii.
С учетом специфики сформированного исторического сознания на определенном историческом этапе, которое не должно, в первую очередь, оцениваться позитивно или негативно, важно, прежде всего, принимать ту историческую реальность, которая формируется в данный момент. И это касается, как формирования знаниевого блока при изучении отечественной истории и школе и ВУЗе, так и ценностного – затрагивающего вопросы патриотического воспитания молодежи и школьников.


Le Goff J. «History and Memory». New York. 1992. С. 11.
2. Нора П. «Франция – память». Санкт-Петербург, 1999. С. 20.
В.В. Лыкова «Трансформация социальной памяти в модернизационных условиях современной России»//Ученые записки. Электронный журнал Курского гос.университета.№1, 2011.....17


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ