Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ ФГБОУВО КГПУ ИМ. В.П. Астафьева)

Работа №151809

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы78
Год сдачи2024
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
1 Формирование гражданской позиции как результат молодежной политики государства 6
1.1. Гражданская позиция: понятия, подходы, формы, виды 6
1.2. Молодежная политика: нормативно-правовое регулирование в Российской Федерации 16
2 Институт высшего образования в системе формирования гражданской позиции 30
2.1. Реализация молодежной политики в образовательной организации высшего образования 30
2.2. Предложения по реализации молодежной политики в контексте формирования гражданской позиции 46
Заключение 56
Библиографический список 59
Приложениe 62

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире образовательные организации должны представлять собой нечто большее чем просто площадку для осуществления процесса обучения, но и предоставлять пространство для формирования и развития человеческого потенциала, развития гражданской позиции среди молодежи.
Государственная молодежная политика остается одним из приоритетных направлений деятельности органов власти. Так в концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года впервые молодежная политика выделяется как самостоятельное направление государственной политики, ее цель определяется как «создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны».i
Формирование гражданского общества в немалой степени зависит от молодого, социально активного поколения. Немаловажной целью молодежной политики государства является формирование активного субъекта гражданского общества и трансформация молодежи как субъекта политической жизни для социально-экономического развития. Именно такую стратегическую задачу государство поставило перед собой в рамках социально-экономического и инновационного развития страны.
Перспективное развитие общества, будущее России определяет молодежь. Одним из важнейших каналов для реализации молодежной политики является сфера образования, в частности образовательные организации высшего образования. Система образования обладает большим потенциалом для реализации молодежной политики, она непосредственно связана с молодым поколением и призвана осуществлять образовательную и воспитательную деятельность среди молодежи.
Формирование гражданской позиции – это важный рычаг воздействия отдельного человека и общества на процессы, происходящие в политической и других сферах жизни общества.
Таким образом, формирование гражданской позиции представляется важным инструментом совершенствования системы государственной социальной политики.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является молодежная политика в образовательной организации высшего образования.
Предметом исследования является реализация молодежной политики в образовательной организации высшего образования.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе особенностей реализации молодежной политики в образовательной организации высшего образования.
Для выполнения цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать существующие в научной среде подходы к пониманию гражданской позиции;
- проанализировать нормативно-правовые акты, использующиеся при реализации молодежной политики и формировании гражданской позиции в Российской Федерации и образовательной организации высшего образования;
- проанализировать реализацию молодежной политики в образовательной организации высшего образования;
- определить особенности реализации молодежной политики в образовательной организации высшего образования.
Теоретической базой работы выступили труды отечественных исследователей в области политологии, социологии, психологической педагогики. Среди них особо стоит выделить следующих авторов: В. Т.Лисовский, Ю.В. Березутский, Т.В. Абрамян, П.А. Баранов, Г.Я. Грявцева, Н.П. Капустин, Г.Н. Филонов, А.М. Шаленов, Е.В Казаева, Г.М. Коджаспирова.
Структура работы включает в себя введение, две главы по два параграфа, заключение, список литературы включающий в себя сорок два наименования и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе нашей работы мы пришли к следующим выводам:
1. Проанализировав понятие «гражданская позиция», определили, что понятие является многомерным. В своей выпускной квалификационной работе определили гражданскую позицию как процесс воспитания личности, то есть сознательная, целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих гражданских качеств. Гражданская позиция — это самостоятельное целенаправленное освоение человеком гражданского опыта.
2. Определили имеющиеся подходы к пониманию «гражданской позиции», определили её формы, виды, структуру. Определили два основных элемента, формирующие гражданскую позицию: понятия патриотизм и гражданственность. Это позволило перейти к анализу нормативно-правового регулирования государственной молодежной политики в контексте формирования гражданской позиции, чтобы определить, как понимается гражданская позиция в нормативно-правовом поле Российской Федерации.
3. Проанализировав нормативно-правовое регулирование молодежной политики в контексте формирования гражданской позиции, определили, что содействие этому процессу выступает как одна из задач государственной молодежной политики. Определили, что в нормативно-правовых актах федерального, регионального и локального уровня понятие гражданская позиция активно используется, однако не закреплено. Также мы обнаружили, что в сущности молодежная политика в образовательной организации высшего образования реализуется через воспитательную работу.
4. Проведя анализ, было выявлено что формирование гражданской позиции в рамках региональной молодежной политики осуществляется через мероприятия направленные на развитие гражданственности и патриотизма. Таким образом определили, что в рамках региональной молодежной политики, гражданская позиция – это активная жизненная позиция человека, проявляющаяся в осознании своих прав и обязанностей, понимании своей роли в обществе и готовности отстаивать свои убеждения. Понятие гражданской позиции включает в себя понятия: гражданственность – соблюдение законов, уважение к правам других людей, готовность защищать свои права и свободы, а также права и свободы других граждан. Патриотизм – любовь к своей стране, гордость за ее достижения, готовность служить ей и защищать ее интересы.
5. Определили механизм реализации молодежной политики в образовательной организации высшего образования на примере КГПУ им. В.П. Астафьева, а также выделили структуру органов регулирующие и влияющие на процесс формирования гражданской позиции внутри образовательной организации. Было выявлено что молодежная политика образовательной организации высшего образования реализуется через воспитательную работу.
6. Проанализировав реализацию молодежной политики в образовательной организации высшего образования через воспитательную работу, были выделены ее особенности. Нами было выявлено, что характер мероприятий, реализуемый через молодежную политику образовательной организации и модуль «Гражданин и патриот» воспитательной работы соотносятся с задачами государственной молодежной политики по формированию гражданской позиции и включают в себя мероприятия, направленные на формирование и развитие патриотизма и гражданственности – двух выделенных нами ключевых структурных элемента гражданской позиции.
7. В качестве дополнения были выработаны предложения по реализации молодежной политики. На основе анализа имеющихся данных образовательной организации высшего образования КГПУ им. В.П. Астафьева и результатов проведенного нами анкетирования. В целом, было выявлено что молодежная политика в образовательной организации совпадает с задачами государственной молодежной политики в контексте формирования гражданской позиции. Выявили несколько значимых на наш взгляд проблем: отсутствие целевых показателей, критериев по которым оценивается формирование гражданской позиции как результат работы. А также то, что статистические данные включают в себя широкий спектр иных мероприятий.
В соответствие с этим, выделили предложения по молодежной политике в контексте формирования гражданской позиции. Было выделено предложение о включении количественных показателей как индикатора для отслеживания выполнения задачи по формированию активной гражданской позиции. Было выделено предложение об увеличении мероприятий по информированию молодежи об их возможностях выражать и развивать свою гражданскую позицию. А также выделили предложение по расширению мероприятий интересующих студенческую молодежь.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 07. 03.2018). // - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». // - URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29112014-n-2403-r/
3. Закон Красноярского края от 08.12.2006 № 20-5445 «О государственной молодежной политике Красноярского края». // - URL: http://www.krskstate.ru/docs/0/doc/5033

II. Литература

4. Абзалов А. Ф. Педагогические условия формирования гражданской позиции у студентов вузов в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»: дис.... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006.
5. Абзалов А.Ф. Педагогические условия формирования гражданской позиции у студентов вузов в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»: дис… канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2006.
6. Абрамян Т.М. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков : дис. … канд. пед. наук. М., 1991.
7. Аверченкова Ю.С. Воспитание патриотизма и гражданственности во внеурочной деятельности. // Вестник магистратуры. 2021. №5-6.
8. Андресюк А. М. Результаты теоретического осмысления понятия «гражданская позиция школьников». // Известия Российского государственного педагогического университета им.А. И. Герцена. 2009.№ 113.
9. Балобанова Т. Н. Формирование гражданской позиции учащихся в социокультурной среде. // Человек и образование.2006.№ 8–9.
10. Баранов П.А. Современный гуманизм и гражданская позиция личности. // Гражданское образование: материалы международного семинара. СПб., 1997.
11. Березутский Ю.В., Щепочкин Н.С. Гражданская позиция молодежи региона: опыт социологического анализа. // Власть и управление на Востоке России. 2011. № 1.
12. Волобоева Н. Н. Особенности программы развития активной гражданской позиции подростков. // Известия российского государственного педагогического университета им.А. И. Герцена. 2008. № 39.
13. Гладченкова С. В., Гороховцев О. В. Формирование гражданской позиции юристов в вузе: к постановке проблемы. // Вестник Воронежского института МВД России. 2013.№ 1.
14. Глущенко О.П. Анализ подходов к определению понятия «гражданская позиция». // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69.
15. Гревцева Г.Я., Скребцова Т.П. Гражданское воспитание детей и подростков в учреждениях социальной сферы. – Челябинск: Цицеро, 2011. ....42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ