Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СООТНОШЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА И ЛИБЕРТАРИАНСТВА

Работа №151808

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы57
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания концепций либертарианства и классического либерализма 8
1.1 Теоретические основания концепции классического либерализма 8
1.2 Теоретические основания концепции либертарианства 16
Глава 2. Соотношение концепций классического либерализма и либертарианства 26
2.1 Критерии сравнительного анализа концепций классического либерализма и либертарианства 26
2.2 Сравнительный анализ классического либерализма и либертарианства 44
Заключение 51
Библиографический список 53


В современном мире существует множество различных идеологических, правовых теорий и концепций. При изучении этих концепций и теорий для политической философии на протяжении многих десятилетий и по сей день представляет интерес такой аспект, как соотношение свободы и принуждения. Различные политико-философские концепции предоставляют свои точки зрения, говоря об этом соотношении, в которых они ставят свободу приоритетнее чем принуждение (либертарные) или принуждение приоритетней свободы (этатистские). Старейшими из них являются консерватизм, либерализм, коммунизм, социализм. В XX в. возникают новые политико-философские концепции и различные ответвления от старых такие как фашизм, нацизм, левый либерализм, неолиберализм, неокоммунизм, а также, что спорно, либертарианство. Самой первой политико-философской концепцией, авторы которой концептуализировали свои идеи, зиждущиеся на предпочтении свободы над принуждением был классический либерализм, основанный под конец XVII в. Дж. Локком. Однако, как писал Д. Боуз (исполнительный вице-президент Института Катона США и американского либертарианского аналитического центра), вначале XX в. течение классического либерализма приходит к упадку и от него, примерно, под конец первой половины XX в. возникает либертарианство. Идеи либертарианства разрабатываются во второй половине XX в. по сей день преимущественно американскими и австрийскими авторами. В их число входят Л. Мизес, А. Рэнд, Ф. Хайек, М. Ротбард, Д. Фридман, Э. Конкин, Р. Нозик. Идеи классического либерализма разрабатывались с XVII по XX вв. В число авторов, разработавших идеи классического либерализма, входят Дж. Локк, Д. Юм, А. Смит, Вольтер, Ф. Кенэ, П. Д. Немур, Т. Пейн, Т. Джефферсон.
В истории России было несколько попыток реализации либеральных идей, проведение либеральных реформ. Самые значимые (с точки зрения того, что либералы пришли к власти) из них были в период 1917-1918 гг. и 1991-1999 (примерно) гг. Однако ни первая, ни вторая попытки не привели к закреплению продолжительного либерального политического курса и постепенно либеральные нововведения откатывались, либо изменялись (для второго периода этот процесс характерен до сих пор). Помимо этого, попытки проведения либеральных реформ также предпринимали Екатерина II, Александр I, Александр II и Николай II. Последняя попытка предпринималась Медведевым Д. в период с 2008 по 2012 гг. Но каждый раз власть отказывалась от дальнейшего проведения либеральной политики и принимала контрреформы, либо пыталась ещё больше подчинить себе сферы, в которых либеральные реформы не принимались. Поэтому в российской политической практике не закрепляется либеральная традиция, но на протяжении примерно трёхсот лет с момента первой попытки либерального реформирования, эти попытки продолжаются и носят, как уже было сказано, обрывочный характер. Данная тенденция актуализирует изучение и исследование как теоретической части либеральных теорий, так и их практической реализации. В нашей работе мы будем исследовать либерализм с точки зрения теории. Либеральную теорию нужно изучать для её классификации в политической философии, а также для понимания того, что с точки зрения теории (например, реформы, политические партии) можно считать либеральным, а что нет.
В политической философии существует проблема соотношения классического либерализма и либертарианства. Суть данной проблемы заключается в том, что часть авторов утверждает, что либертарианство и классический либерализм это тождественные концепции, а понятие «либертарианство» - это современное название классического либерализма, другая часть авторов утверждает, что классический либерализм и либертарианство это разные концепции. К первой группе авторов относятся: Махаматова С. Т., Максимец С. В., Рассел Д., Макмэйкен Р. Ко второй группе авторов относятся: Павкин Л. М., Равочкин Н. Н., члены ЛПР (Либертарианская партия России), Боуз Д.. В основе аргументации и тех и других авторов лежат либо историческое обоснование (либертарианство и классический либерализм появляются в разное время), либо утверждения о схожести или различиях положений этих концепций. Но авторы не выделяют конкретные критерии для сравнения концепций классического либерализма и либертарианства, а данная проблема до сих пор не решена. Мы же попытаемся решить её в рамках нашей работы. Так или иначе причины возникновения либертарианства связаны с определёнными политическими и экономическими проблемами в реальной политики. Существует несколько точек зрения на эти причины. Рассел Д., который считал, что либертарианство это классический либерализм с новым названием, утверждал, что потребность в новом названии возникла из-за того, что социалисты в США в публичном пространстве стали называть себя либералами. Таким образом, чтобы классических либералов не ассоциировали с социалистами, нужен был новый термин. Этим термином стало либертарианство. Боуз Д., считающий либертарианство отдельной политико-философской концепцией, утверждал, что она возникает в следствии упадка классического либерализма в начале XX века. Этот упадок проявлялся в том, что классический либерализм не был способен решать новые политические и экономические проблемы, и государства, ранее проводящие либеральные реформы, начали искать иные решения своих проблем, не соотносящиеся с теорией классического либерализма. В пример он приводит «новый курс» Рузвельта, при реализации которого, государство США отказалось от идеи минимального регулирования экономики в пользу регуляции рынка и введение широких социальных мер поддержки. В этих условиях возникает концепция либертарианства, как замена классическому либерализму, которая в бОльшей степени защищает свободу личности, ограничивает функции государства и разрабатывает решения политических и экономических проблем, которые не был способен решить классический либерализм.
Гипотеза – мы предполагаем, что либертарианство и классический либерализм – это различные политико-философские концепции.
Новизна данной работы состоит в том, что мы выделяем критерии сравнения либертарианства и классического либерализма и на основе такого сравнения даём свою точку зрения по проблеме соотношения либертарианства и классического....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщая выводы отметим следующие:
1. Классический либерализм не представляет собой однородной политико-философской концепции. Каждый автор прописывает свои идеи, которые в целом не противоречат другим авторам и схожи с их идеями, что позволит в дальнейшем обобщить эти идеи и структурировать. Также отметим, что классические либералы в бОльшей степени пытаются дополнять идеи друг друга. Так, мы выполнили свою задачу – определить теоретические основы классического либерализма. Это позволило нам далее определить темы классического либерализма и провести сравнительный анализ.
2. Либертарианство, как и классический либерализм, не представляет собой однородной политико-философской концепции. Каждый автор прописывает свои идеи, которые в целом не противоречат другим авторам и схожи с их идеями, что позволит в дальнейшем обобщить эти идеи и структурировать. Также отметим, что либертарианцы в бОльшей степени, чем классические либералы повторяют идеи своих предшественников и пытаются их развить с различных сторон, а не дополнить. Так, мы выполнили свою задачу – определить теоретические основы либертарианства. Далее это позволило нам определить темы либертарианства и провести сравнительный анализ.
3. Мы выявили критерии для сравнения:
1) основные темы и соответствующие им идеи (если последние нужно сравнивать). Посредством которых, мы могли определить разность или схожесть концепций классического либерализма и либертарианства;
2) темы в целом. Посредством которых, мы могли уточнить соотношение классического либерализма и либертарианства: в каких темах они сходятся, а в каких нет.
3) идеи по схожим темам (дополнительным и основным, которые схожи с дополнительными). Посредством которых, мы могли так же уточнить соотношение классического либерализма и либертарианства: идеи по каким конкретно схожим темам у них различаются, а по каким совпадают. Так, мы выполнили свою задачу – определить критерии для сравнительного анализа.
4. Проведя сравнительный анализ, мы выявили, что классический либерализм и либертарианство – это разные политико-философские концепции, так как, у них не все основные темы совпадают, а по тем которые совпадают не совпала ни одна идея. Так мы доказали нашу гипотезу, которая заключалась в том, что классический либерализм и либертарианство – это разные политико-философские концепции. А также решили проблему – противоречие разных авторов, касательно того, является ли либертарианство и классический либерализм одной и той же политико-философской концепций или это разные концепции. Решить проблему нам позволила новизна нашей работы – сравнение двух концепций по конкретным критериям. Помимо этого, сравнительный анализ показал, что классический либерализм и либертарианство отличаются по одной теме, которая есть в либертарианстве, но нету в классическом либерализме – общественные запреты. Также идеи либертарианства и классического либерализма совпадают только по трём из шести схожим дополнительным темам и основным темам, которые совпали с дополнительными: 1) экономическая система; 2) механизм организации общественных институтов; 3) механизм закрепления формальных отношений в обществе. Мы выполнили задачу – провести сравнительный анализ двух концепций. Также мы выполнили поставленную цель данной работы – определили соотношение классического либерализма и либертарианства.
Отметим, в связи с тем, что классический либерализм и либертарианство – это разные концепции, то, говоря о причинах возникновения либертарианства, связанных с политико-экономическими проблемами в реальной политики, мы больше склоняемся к версии Боуза Д., но данный вопрос требует дополнительного исследования.



Боуз Д. Либертарианство. История, принципы, политика. М., 1997. – 428 с.
2. Блок У. Овцы в волчьих шкурах: в защиту порицаемых. М.: Социум, 2011. – 280 с.
3. Вольтер Философские сочинения. М.: изд. Наука, 1996. – 560 с.
4. Кант И. Сочинения в шести томах. М.: Мысль, 1966. – 743 с.
5. Кара-Мурза С. Г. История советского государства и права. М.: изд. «Былина», 1998. – 380 с.
6. Кимлика У. Современная политическая философия. М.: изд. дом Гос. ун-та – ВШЭ, 2010. – 592.
7. Конкин С. Э. Новый либертарный манифест. М.: Catallaxy, 2012. – 59 с.
8. Кудрявцев Д. А. Либертарианство: понятие и положения. // Alma mater Вестник высшей школы. 2023. № 11. C. 99-104.
9. Леонтович В. В. История либерализма в России 1782-1914. М., 1995. – 445 с.
10. Локк Дж. Второй трактат о правлении. М.: Директ-Медиа, 2010. – 207 с.
11. Мизес Л. Либерализм. М.: Изд. Социум, 2007. – 205 с.
12. Мизес Л. Социализм. М.: Изд. Catallaxy, 2000. – 500 с.
13. Мизес Л. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. М.: изд. Социум, 2024. – 877 с.
14. Монтескье О духе законов. М.: изд. РИПОЛ классик, 2019. – 690 с.
15. Мэйю Р. Ответы. Об этике, искусстве, политике и экономике. М.: Изд. Catallaxy, 2013. – 25 с....53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ