Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование умений работать с информацией у обучающихся 8 класса на уроках биологии

Работа №151807

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности формирования навыков работы с информацией при изучении биологии 6
1.1. Общая характеристика информационной компетентности 6
1.2. Подходы к развитию умений работать с информацией входящих в информационную компетентность обучающихся на уроках биологии 10
1.3. Технологии и ресурсы, способствующие формированию и развитию умений работать с информацией в процессе обучения биологии 13
Глава 2. Методические особенности формирования умений работать с информацией на уроках биологии 19
2.1. Анализ проблемы формирования и развития умений работать с информацией на уроках биологии в практике работы современной школы 19
2.2. Методические рекомендации формирования умений работать с информацией у обучающихся 8 класса на уроках биологии 30
2.3. Оценка эффективности методики формирования навыков работы с информацией у обучающихся 8 класса на уроках биологии 45
ВЫВОДЫ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 57

В современном мире информационные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса, оказывая значительное влияние на усвоение знаний и развитие обучающихся, информатизация образования определяет его структуру и формы. В контексте школьной биологии учебный материал постоянно обновляется и расширяется, предоставляя обширную информацию о разнообразии живых организмов и биологических процессах. Доступность различных информационных ресурсов позволяет учащимся быстро получать информацию, но требует развитых навыков работы с информацией для ее критической оценки, анализа и применения [2].
Быстрое развитие информационных технологий и доступность огромного объема информации создают необходимость не только в усвоении фактических знаний, но и в умении оценивать, анализировать, интерпретировать и использовать информацию, особенно в такой научно-технически сложной области, как биология. С развитием современных технологий и доступом к информации важно обеспечивать обучающихся навыками критического мышления, оценки и фильтрации биологической информации. Потому в данной работе подчеркивается важность развития навыков работы с информацией учащихся в контексте изучения биологии, развитие которой по результатам первоначальных опросов не соответствует необходимому уровню, что является проблемой исследования и определяет её актуальность.
Проблема заключается в том, что обучающиеся 8 класса часто не обладают достаточным уровнем развития умений по работе с информацией в области биологии, что может препятствовать полноценному усвоению материала и формированию устойчивого интереса к предмету.
Актуальность исследования также обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта. По ФГОС одним из результатов освоения обучающимися программ основного общего образования является «Овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории» [21].
В контексте биологии, где постоянно обновляются данные и исследования, развитие навыков работы с информацией становится необходимым условием успешного усвоения знаний и их применения.
Данная работа имеет важное значение для педагогов, исследователей и образовательных учреждений, поскольку результаты исследования могут внести вклад в разработку эффективных методов обучения биологии с учетом современных требований информационной культуры.
Объект: процесс обучения биологии в 8 классе.
Предмет: формирование и развитие умений работать с информацией на уроках биологии с использованием заданий для развития данных умений, методов, подходов.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций формирования и развития умений работать с информацией у обучающихся 8 класса при изучении биологии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать текущее состояние проблемы формирования и развития умений учащихся работать с информацией в периодической печати, психолого-педагогической и методической литературе.
2. Изучить состояние проблемы формирования и развития умений работать с информацией, методы и подходы к их формированию в практике работы современной школы.
3. Разработать задания для развития умений работать с информацией и проверить эффективность методических рекомендаций к их применению при изучении биологии в 8 классе.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ учебно-методической литературы, обобщение изученной информации.
Эмпирические методы: сбор и накопление данных (наблюдение, анкетирование, беседа).....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Информационная компетенция – это совокупность умений и навыков получения и обработки информации. Информационная компетенция состоит из трех основных компонентов: знать, уметь применять в учебной и будущей профессиональной деятельности, самостоятельно работать с ИКТ. В состав информационной компетенции входят две компетенции: работа с информацией и использования средств ИКТ.
Педагогический эксперимент проходил на базе МБОУ Средней школы №36. Эксперимент состоял из анкетирования учителей и обучающихся, проведения занятий с разработанными заданиями. В анкетировании приняли участие 50 обучающихся и 27 учителей. По данным из анкетирования обучающихся получили следующие результаты: обучающимся используют интернет для поиска биологической информации, а также обучающиеся предпочитают сравнивать информацию, чтобы подтвердит достоверность. 89% обучающихся считают, что использование на уроке заданий с поиском информации в интернете будет гораздо интереснее. Результаты анкетирования учителей показали, что большинство учителей используют раз или меньше раза в неделю задания для формирования навыков работать с информацией на своих уроках, но они испытывают трудности в постоянном использовании из-за ограниченного времени на уроке. Также около 40% учителей используют только работу с учебниками.
Для проведения педагогического эксперимента, были созданы задания, памятка для обучающихся по формированию навыков работать с информацией, а также правила оформления научной рукописи. Задания были разработаны по разделам: «Развитие животного мира на Земле», «Животные в природных сообществах», «Животные и человек». В рамках этих разделов разработаны задания по 10 темам уроков. Изучив полученные данные после педагогического эксперимента, убедились, что разработанные задания с памяткой для обучающихся улучшили результаты обучающихся. Базовый уровень снизился на 26% (с 37% до 11%). Средний уровень понизился на 15% (с 52% до 37%). Творческий уровень вырос на 41% (с 11% до 52%).


1. Власова И. Н. / Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 2. С. 36 – 45.
2. Гилазова Л.Н. Применение новых информационных технологий в преподавании биологии с целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся // Вестник Марийского государственного университета. 2010. С. 64 – 67
3. Гришичев Е.В. Формирования информационной компетенции учащихся на уроках биологии. ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования». Кострома. Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/519/23282.php (дата обращения 05.02.2024)
4. Дмитриева Е.А., Цыбулько И.В., Хохлова Т.Г. Развитие информационной компетентности при обучении биологии в основной школе // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т.2. №4. С. 62 – 67
5. Ермаков Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации // Открытое образование. 2011. №1. С. 4 – 8
6. Завьялов А.Н. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий (на примере среднего профессионального образования) [Текст]: Автореферат кандидатской диссертации / А.Н. Завьялов. Тюмень, 2005. 17 с.
7. Ионова О.Н. Теоретические аспекты формирования информационной компетентности взрослых // Открытое и дистанционное образование. 2007. №1 (25). С 5 – 10
8. Котенко В.В., Сурменко С.Л. Информационно-компьютерная компетентность как компонент профессиональной подготовки будущего учителя информатики // Электронный научный журнал «Вестник Омского гос. пед. ун-та». 2006. С. 37
9. Крутелёва А.С., Хотулёва О.В., Ющенко Ю.А. Применение цифровых ресурсов при обучении биологии в школе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. С. 135 – 138
10. Курбатова О.В., Красноперова Л.Б., Солдатенко С.А. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению (для преподавателей и мастеров производственного обучения). Кемерово: Металлплощадка. 2017. 53 с.
11. Латюшин В.В., Биология. Животные: 8 класс: учебник // В.В. Латюшин, В.А. Шапкин, Ж.А. Озерова. 3-е изд., стер. Москва: Просвещение. 2023. 416 с
12. Лейбовский М.А., Сухов И.П. ИКТ-компетентность будущего педагога, уровни ее сформированности и этапы формирования // Вестник Российского нового университета. 2013. № 4. С. 124–127
13. Лейкина Ю.В. Применение электронных образовательных ресурсов на уроках биологии // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы. 2018. С. 301 – 303
14. Лыкова И. В. Формирование ИКТ-компетенции учащихся на уроках биологии // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 939 – 941
15. Морковина Э.Ф. Развитие информационной компетентности студента в образовательном пространстве [Текст]: Дис. канд. пед. наук / Э.Ф. Морковина. Оренбург, 2005. 212 с....28


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ