Формирование умений работать с информацией у обучающихся 8 класса на уроках биологии
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности формирования навыков работы с информацией при изучении биологии 6
1.1. Общая характеристика информационной компетентности 6
1.2. Подходы к развитию умений работать с информацией входящих в информационную компетентность обучающихся на уроках биологии 10
1.3. Технологии и ресурсы, способствующие формированию и развитию умений работать с информацией в процессе обучения биологии 13
Глава 2. Методические особенности формирования умений работать с информацией на уроках биологии 19
2.1. Анализ проблемы формирования и развития умений работать с информацией на уроках биологии в практике работы современной школы 19
2.2. Методические рекомендации формирования умений работать с информацией у обучающихся 8 класса на уроках биологии 30
2.3. Оценка эффективности методики формирования навыков работы с информацией у обучающихся 8 класса на уроках биологии 45
ВЫВОДЫ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 57
Глава 1. Теоретические особенности формирования навыков работы с информацией при изучении биологии 6
1.1. Общая характеристика информационной компетентности 6
1.2. Подходы к развитию умений работать с информацией входящих в информационную компетентность обучающихся на уроках биологии 10
1.3. Технологии и ресурсы, способствующие формированию и развитию умений работать с информацией в процессе обучения биологии 13
Глава 2. Методические особенности формирования умений работать с информацией на уроках биологии 19
2.1. Анализ проблемы формирования и развития умений работать с информацией на уроках биологии в практике работы современной школы 19
2.2. Методические рекомендации формирования умений работать с информацией у обучающихся 8 класса на уроках биологии 30
2.3. Оценка эффективности методики формирования навыков работы с информацией у обучающихся 8 класса на уроках биологии 45
ВЫВОДЫ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 57
В современном мире информационные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса, оказывая значительное влияние на усвоение знаний и развитие обучающихся, информатизация образования определяет его структуру и формы. В контексте школьной биологии учебный материал постоянно обновляется и расширяется, предоставляя обширную информацию о разнообразии живых организмов и биологических процессах. Доступность различных информационных ресурсов позволяет учащимся быстро получать информацию, но требует развитых навыков работы с информацией для ее критической оценки, анализа и применения [2].
Быстрое развитие информационных технологий и доступность огромного объема информации создают необходимость не только в усвоении фактических знаний, но и в умении оценивать, анализировать, интерпретировать и использовать информацию, особенно в такой научно-технически сложной области, как биология. С развитием современных технологий и доступом к информации важно обеспечивать обучающихся навыками критического мышления, оценки и фильтрации биологической информации. Потому в данной работе подчеркивается важность развития навыков работы с информацией учащихся в контексте изучения биологии, развитие которой по результатам первоначальных опросов не соответствует необходимому уровню, что является проблемой исследования и определяет её актуальность.
Проблема заключается в том, что обучающиеся 8 класса часто не обладают достаточным уровнем развития умений по работе с информацией в области биологии, что может препятствовать полноценному усвоению материала и формированию устойчивого интереса к предмету.
Актуальность исследования также обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта. По ФГОС одним из результатов освоения обучающимися программ основного общего образования является «Овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории» [21].
В контексте биологии, где постоянно обновляются данные и исследования, развитие навыков работы с информацией становится необходимым условием успешного усвоения знаний и их применения.
Данная работа имеет важное значение для педагогов, исследователей и образовательных учреждений, поскольку результаты исследования могут внести вклад в разработку эффективных методов обучения биологии с учетом современных требований информационной культуры.
Объект: процесс обучения биологии в 8 классе.
Предмет: формирование и развитие умений работать с информацией на уроках биологии с использованием заданий для развития данных умений, методов, подходов.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций формирования и развития умений работать с информацией у обучающихся 8 класса при изучении биологии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать текущее состояние проблемы формирования и развития умений учащихся работать с информацией в периодической печати, психолого-педагогической и методической литературе.
2. Изучить состояние проблемы формирования и развития умений работать с информацией, методы и подходы к их формированию в практике работы современной школы.
3. Разработать задания для развития умений работать с информацией и проверить эффективность методических рекомендаций к их применению при изучении биологии в 8 классе.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ учебно-методической литературы, обобщение изученной информации.
Эмпирические методы: сбор и накопление данных (наблюдение, анкетирование, беседа).....
Быстрое развитие информационных технологий и доступность огромного объема информации создают необходимость не только в усвоении фактических знаний, но и в умении оценивать, анализировать, интерпретировать и использовать информацию, особенно в такой научно-технически сложной области, как биология. С развитием современных технологий и доступом к информации важно обеспечивать обучающихся навыками критического мышления, оценки и фильтрации биологической информации. Потому в данной работе подчеркивается важность развития навыков работы с информацией учащихся в контексте изучения биологии, развитие которой по результатам первоначальных опросов не соответствует необходимому уровню, что является проблемой исследования и определяет её актуальность.
Проблема заключается в том, что обучающиеся 8 класса часто не обладают достаточным уровнем развития умений по работе с информацией в области биологии, что может препятствовать полноценному усвоению материала и формированию устойчивого интереса к предмету.
Актуальность исследования также обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта. По ФГОС одним из результатов освоения обучающимися программ основного общего образования является «Овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории» [21].
В контексте биологии, где постоянно обновляются данные и исследования, развитие навыков работы с информацией становится необходимым условием успешного усвоения знаний и их применения.
Данная работа имеет важное значение для педагогов, исследователей и образовательных учреждений, поскольку результаты исследования могут внести вклад в разработку эффективных методов обучения биологии с учетом современных требований информационной культуры.
Объект: процесс обучения биологии в 8 классе.
Предмет: формирование и развитие умений работать с информацией на уроках биологии с использованием заданий для развития данных умений, методов, подходов.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций формирования и развития умений работать с информацией у обучающихся 8 класса при изучении биологии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать текущее состояние проблемы формирования и развития умений учащихся работать с информацией в периодической печати, психолого-педагогической и методической литературе.
2. Изучить состояние проблемы формирования и развития умений работать с информацией, методы и подходы к их формированию в практике работы современной школы.
3. Разработать задания для развития умений работать с информацией и проверить эффективность методических рекомендаций к их применению при изучении биологии в 8 классе.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ учебно-методической литературы, обобщение изученной информации.
Эмпирические методы: сбор и накопление данных (наблюдение, анкетирование, беседа).....
Информационная компетенция – это совокупность умений и навыков получения и обработки информации. Информационная компетенция состоит из трех основных компонентов: знать, уметь применять в учебной и будущей профессиональной деятельности, самостоятельно работать с ИКТ. В состав информационной компетенции входят две компетенции: работа с информацией и использования средств ИКТ.
Педагогический эксперимент проходил на базе МБОУ Средней школы №36. Эксперимент состоял из анкетирования учителей и обучающихся, проведения занятий с разработанными заданиями. В анкетировании приняли участие 50 обучающихся и 27 учителей. По данным из анкетирования обучающихся получили следующие результаты: обучающимся используют интернет для поиска биологической информации, а также обучающиеся предпочитают сравнивать информацию, чтобы подтвердит достоверность. 89% обучающихся считают, что использование на уроке заданий с поиском информации в интернете будет гораздо интереснее. Результаты анкетирования учителей показали, что большинство учителей используют раз или меньше раза в неделю задания для формирования навыков работать с информацией на своих уроках, но они испытывают трудности в постоянном использовании из-за ограниченного времени на уроке. Также около 40% учителей используют только работу с учебниками.
Для проведения педагогического эксперимента, были созданы задания, памятка для обучающихся по формированию навыков работать с информацией, а также правила оформления научной рукописи. Задания были разработаны по разделам: «Развитие животного мира на Земле», «Животные в природных сообществах», «Животные и человек». В рамках этих разделов разработаны задания по 10 темам уроков. Изучив полученные данные после педагогического эксперимента, убедились, что разработанные задания с памяткой для обучающихся улучшили результаты обучающихся. Базовый уровень снизился на 26% (с 37% до 11%). Средний уровень понизился на 15% (с 52% до 37%). Творческий уровень вырос на 41% (с 11% до 52%).
Педагогический эксперимент проходил на базе МБОУ Средней школы №36. Эксперимент состоял из анкетирования учителей и обучающихся, проведения занятий с разработанными заданиями. В анкетировании приняли участие 50 обучающихся и 27 учителей. По данным из анкетирования обучающихся получили следующие результаты: обучающимся используют интернет для поиска биологической информации, а также обучающиеся предпочитают сравнивать информацию, чтобы подтвердит достоверность. 89% обучающихся считают, что использование на уроке заданий с поиском информации в интернете будет гораздо интереснее. Результаты анкетирования учителей показали, что большинство учителей используют раз или меньше раза в неделю задания для формирования навыков работать с информацией на своих уроках, но они испытывают трудности в постоянном использовании из-за ограниченного времени на уроке. Также около 40% учителей используют только работу с учебниками.
Для проведения педагогического эксперимента, были созданы задания, памятка для обучающихся по формированию навыков работать с информацией, а также правила оформления научной рукописи. Задания были разработаны по разделам: «Развитие животного мира на Земле», «Животные в природных сообществах», «Животные и человек». В рамках этих разделов разработаны задания по 10 темам уроков. Изучив полученные данные после педагогического эксперимента, убедились, что разработанные задания с памяткой для обучающихся улучшили результаты обучающихся. Базовый уровень снизился на 26% (с 37% до 11%). Средний уровень понизился на 15% (с 52% до 37%). Творческий уровень вырос на 41% (с 11% до 52%).





