Введение 3
1 Понятие добровольного предложения7
1.1 Правовая природа и признаки добровольного предложения о приобрении более 30 процентов акций публичного акционерного общества 7
1.2. Лицо, управомоченное на добровольное предложение о приобрении
более 30 процентов акций публичного акционерного общества 18
1.3. Содержание добровольного предложения о приобрении более 30
процентов акций публичного акционерного общества 24
2. Порядок приобретения более 30 процентов акций публичного акционерного общества 29
2.1. Обязанности акционерного общества после получения добровольного
предложения о приобрении более 30 процентов акций публичного акционерного общества 29
2.2. Порядок принятия добровольного предложения о приобрении более 30
процентов акций публичного акционерного общества 35
2.3. Порядок изменения добровольного предложения о приобрении более
30 процентов акций публичного акционерного общества 41
2.4. Последствия принятия добровольного предложения о приобрении
более 30 процентов акций публичного акционерного общества 43
Заключение 55
Список использованных источников 60
Акции публичных акционерных обществ (далее - ПАО) свободно обращаются на рынке ценных бумаг, что позволяет участвовать в управлении обществом большому количеству владельцев ценных бумаг. Поэтому краеугольным камнем в практике управления публичными акционерными обществами является вопрос, связанный с получением и последующим изменением корпоративного контроля в результате принятия добровольного предложения о приобретении крупного пакета акций. В СМИ часто освещается информация о крупномасштабных сделках в рамках принятия добровольных предложений о приобретении более 30% акций компаний, что говорит о популярности данного механизма установления корпоративного контроля12.
Однако, законодательно закрепленный механизм консолидации контроля или «поглощения» характеризуется противоречивостью, обусловленной постоянными изменениями установленного порядка направления и принятия добровольного предложения. В связи с этим нередко акционеры сталкиваются с непонятными для них условиями приобретения крупных пакетов акций публичного акционерного общества, а часть миноритариев - из-за непонимания последствий принятия добровольного предложения попадают под принудительную продажу акций. Проблемы правоприменения также определяются самой природой института добровольного предложения и нежеланием его участников следовать законодательным нормам. 1 2 3
Институт публичного предложения был встроен в российское законодательство в 2006 году и с того времени подвергся большому количеству попыток реформ4, ни одна из которых не получила должного развития. Существующие проблемы правоприменения действующих норм и их постоянная критика со стороны отечественных правоведов - обстоятельства, которые обуславливают необходимость исследования правового положения акционеров, а также способов защиты их прав в ходе процедуры направления и принятия добровольного предложения.
Степень теоретической разработанности темы
Наиболее детальным изучением этого вопроса с разделением на участников занимались следующие ученые: вопросы корпоративного контроля изучались - П. Дэйвисом, К. Хойтом, П. Гоханом, Б. Чефинсом, П. Конаком, А.Н.Беженаром; институт обязательного предложения как способ защиты прав акционеров рассматривался - С.В. Гомпяном, А.А. Кузнецовым, Р. Московских, Д.К. Гуруевым, У.Н. Ильясовой; проблема правового регулирования приобретения крупных пакетов акций поднималась в научных трудах - Д. Ловыревым, Д.И. Дедовым, Д. Степеновым, В.А. Микрюковым, Г.А. Микрюковой.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие в связи с добровольным предложением о приобретении более 30 процентов акций публичного акционерного общества.
Предмет исследования: нормативные правовые акты, регулирующие добровольное предложение о приобретении более 30 процентов акций публичного акционерного общества, судебная практика по применению данных нормативных правовых актов, а также научная литература.
...
На основе изучения научной литературы и судебной практики, можно сделать ряд следующих выводов.
Институт добровольного предложения может рассматриваться в широком смысле как механизм приобретения крупных пакетов акций публичного общества (более 30%), а в узком - как публичная оферта, направляемая владельцам ценных бумаг опосредованно через регистратора такого общества. Главной целью публичного предложения является получение крупного пакета акций, позволяющего приобретателю получить корпоративный контроль над обществом.
Определенная отечественным законодателем правовая природа позволяет выделить следующие признаки добровольного предложения: формальность, обеспеченность, самостоятельность оферента в выборе количества и цены, добровольность и публичность.
Приобретателем может выступать как физическое, так и юридическое лицо, при условии, что банковской гарантией будет подтверждена его платёжеспособность.
Несмотря на простоту направления и принятия добровольного предложения, законодательно разработанный механизм приводит к возникновению судебных споров ввиду существующих в правовых нормах коллизий и пробелов, связанных с:
• определением круга аффилированных лиц приобретателя акций. В законе круг аффилированных лиц четко не определен, в то время как понятие «аффилированный» является широким по толкованию, что может вызвать некоторые споры;
• обеспечением равенства прав миноритариев в вопросе одновременного получения информации о направлении оферентом предложения о приобретении более 30% акций ПАО, путем установления запрета для оферента на направление адресных сообщений, дублирующих содержание публичной оферты, до срока получения ее публичным обществом. Таким образом, необходимо исключить пункт 3 статьи 84.3 Закона «Об акционерных обществах». В действующей редакции условия для декларируемого равенства при получении добровольного предложения законодательством не обеспечиваются, поскольку сам оферент может разгласить информацию о направлении добровольного предложения и часть миноритариев получит информацию раньше, чем остальные;
• возможностями миноритариев требовать выкупа акций в случае неисполнения оферентом обязательства по направлению обязательного предложения;
• отсутствием механизма по принуждению инициировать общее собрание директоров, который необходим в виду существования риска блокировки или возможного непроведения общего собрания акционеров в связи с противодействием совета директоров принятию добровольного предложения;
• ущемлением прав сестринской компании, в случае, когда над ней не приобретается контроль, но она, находясь под общим контролем публичного акционерного общества, имеет намерение выкупить акции в контексте п. 1. ст. 84.2. Ущемление интересов «сестринских компаний» происходит также и в том случае, когда акционер изъявляет намерение направить добровольное предложение о приобретении крупного пакета акций ПАО, что приведет к изменению корпоративного контроля в том числе на подконтрольными (дочерними компаниями);
...
1. Российская Федерация. Законы. Гражданский Кодекс Российской Федерации в 4 Ч. 1 : Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ : Консультант Плюс // справочная правовая система. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.02.2022).
2. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ редакция от 11.06.2021 Консультант Плюс // справочная правовая система URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.04.2022).
3. Российская Федерация. Законы. Об оценочной деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.07.1998 №135-Ф3 : редакция от 02.07.2021 Консультант Плюс // справочная правовая система URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.02.2022).
4. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 05.01.2006 N 7-ФЗ редакция от 29.06.2015 Консультант Плюс // справочная правовая система URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.02.2022).
5. Российская Федерация. Законы. Об акционерных обществах : Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ редакция от 25.02.2022 Консультант Плюс // справочная правовая система URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.02.2022).
6. Российская Федерация. Законы. О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ Консультант Плюс // справочная правовая система URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.02.2022).
7. Российская Федерация. Законы. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках : Закон РСФСР от 22.03.1991 №948-1 Консультант Плюс // справочная правовая система URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.03.2022).
8. Заключение Президента РФ от 5 августа 2005 г. № Пр-1279 на проект федерального закона № 62770-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», принятый Государственной Думой в первом чтении 1 июля 2005 г. URL: http://sozd.duma.gov.ru (дата обращения: 20.02.2022).
9. О требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций акционерного общества и об осуществлении государственного контроля за приобретением акций акционерного общества : Положение Банка России от 05.07.2015 N 477-П редакция от 11.05.2017 Консультант Плюс // справочная правовая система URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.02.2022).
10. О Кодексе корпоративного управления : Письмо Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 Консультант Плюс // справочная правовая система. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.02.2022).
11. О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и некоторые законодательные акты Российской Федерации : Проект федерального закона : Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. - URL: https://regulation.gov.ru (дата обращения: 16.03.2022).
12. О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации Законопроект № 1036047-6: Система обеспечения законодательной деятельности. - URL: https://sozd.duma.gov.ru (дата обращения: 15.04.2022).
13. О разъяснении отдельных положений законодательства о хозяйственных обществах : Информация Минэкономразвития РФ «Об оформлении добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого акционерного общества по правилам об обязательном предложении» Консультант Плюс // справочная правовая система URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.03.2022).
14. Ошибки, выявляемые при рассмотрении документов, представляемых в связи с приобретением более 30 процентов акций акционерного общества: Центральный банк России. -URL: https://www.cbr.ru (дата обращения: 09.03.2022).
15. Путеводитель по корпоративным спорам вопросы судебной практики: приобретение более 30 процентов акций открытого акционерного общества // Консультант Плюс : справочная правовая система URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 25.02.2022).
... всего 59 источников