Введение 3
1. Внешнеполитическое соперничество США и КНР на Корейском полуострове
1.1. Раскол корейского полуострова: причины и последствия 5
1.2. Политические и экономические интересы США и КНР на Корейском полуострове 13
2. Последствия соперничества США и КНР для Корейского полуострова
2.1. Влияние КНР и США на политическую стабильность Корейского
полуострова 28
2.2. Роль КНР и США в объединении государств Корейского
полуострова 36
2.3. Области сотрудничества и точки сближения сторон в регионе 35
Заключение 43
Список использованных источников 47
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Корейский вопрос до сих пор не решен и является острым очагом напряженности в СевероВосточной Азии. Также обладание КНДР ядерным оружием усугубляет ситуацию и ставит под угрозу существование всего мира. Особые сложности связаны с отсутствием исчерпывающей достоверной информации о ядерном потенциале КНДР в силу закрытости этого государства. В связи с этим требуются внимательное отслеживание происходящих событий, объективная оценка действий всех заинтересованных стран -соседей, таких как Китай и США.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты анализа текущих процессов, а также выводы и прогнозы могут быть использованы для дальнейшего выявления перспектив развития отношений государств и, возможно, нахождения путей объединения.
Объектом исследования выступают международные отношения между государствами по урегулированию противоречий на корейском полуострове.
Предмет - американо-китайские отношения по поводу Корейского полуострова.
Согласно вышеуказанным аспектам, целью работы является анализ влияния США и КНР на страны Корейского полуострова и оценка масштаба присутствия каждой из обеих стран в них с 1945 года по наше время.
Для достижения цели можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть историю разделения Корейского полуострова.
2. Обозначить основные интересы двух держав на Корейском полуострове.
3. Изучить какое влияние имеет каждая из стран на Корейский полуостров.
4. Определить действия, предпринимаемые США и КНР для достижения объединения Кореи
для достижения поставленных целей работы использовались международные акты, научные и публицистические статьи. Данная тема освещается в работах А. В. Торкунова, В. Д. Хоменко, И. Е. Денисова и в статьях корейских и китайских экспертов Л. Хы, Ф. Юанхэн, Дж.-Ё. Ким, а также в работах американских исследователей, таких как С. Робертс, Дж. Шэплин, А. Саймона и другие.
В представленной работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования, такие как контент-анализ, описание и сравнительно-исторический анализ, конкретизация, оценка, изучение теоретических и других источников.
Эмпирическую базу исследования составляют международные проекты, двусторонние соглашения, итоги встреч, международные правовые акты и другие.
Поставленные задачи обуславливают следующую структуру исследования. В первой главе будет проведен обзор истории формирования стран Корейского полуострова, а также интересы США и Китая на полуострове. Во второй главе будут рассмотрены вопросы влияния этих стран на политическую составляющую стран Корейского полуострова и силы КНР и США в способствовании объединения Кореи в единое государство. Каждая из глав разделена на два подпункта, которые буду раскрыты в данной работе.
Ожидается, что результаты данной работы помогут углубить понимание отношений между США и Китаем и их влияния на Корейский полуостров. Помимо академического значения, эта работа также может быть полезна для политических аналитиков и исследователей, занимающихся проблемами международных отношений и геополитики. Кроме того, практическая значимость работы заключается в том, что результаты анализа текущих процессов, а также выводы и прогнозы могут быть использованы для дальнейшего выявления перспектив развития отношений государств.
Действия крупных мировых игроков на Корейском полуострове часто являются ответом на инициативы северокорейской стороны. Вместе с тем, внутренние разногласия между ключевыми силами в Азиатско-Тихоокеанском регионе также оказывают значительное влияние, хотя это может быть не так очевидно. Будущее политическое и безопасное устройство Корейского полуострова будет служить показателем того, кто будет играть ведущую роль в обеспечении безопасности в регионе - продолжат ли США оставаться во главе военных альянсов или Китай сможет утвердить своё влияние, распространив его включая и на Корейский полуостров.
На протяжении 1980-х годов, стремление КНДР к созданию ядерного оружия привело к постепенному охлаждению отношений с Москвой и Пекином, несмотря на их историческую поддержку во время Корейской войны и роль патронов режима Ким Ир Сена. Это было частью попыток Пхеньяна укрепить свою независимость и безопасность. Начиная с 2000-х годов, международные дипломатические усилия помогали сдерживать ядерные амбиции Северной Кореи, хотя развитие их атомной и ракетной программы также замедлялось из-за низкого уровня технологий, с которого приходилось начинать. В ответ на действия КНДР по развитию ядерной программы, политика США, Китая и России на Корейском полуострове была в первую очередь реакцией на эти шаги.
В начале 2000-х годов ядерная программа Северной Кореи начала активно развиваться. В 2003 году режим Пхеньяна официально отказался от участия в Договоре о нераспространении ядерного оружия и через три года осуществил первые ядерные тесты. С приходом к власти Ким Чен Ына в 2012 году, который продолжил династию Кимов, разработка и усовершенствование военной атомной программы стали ключевыми направлениями политики государства. Между 2015 и 2017 годами КНДР успешно провела несколько испытаний ядерных боеголовок и систем их доставки. К началу 2018 года в арсенале Пхеньяна находились межконтинентальные баллистические ракеты, способные доставлять ядерные заряды на большие расстояния.
Северная Корея приблизилась к завершению серии испытаний, которые бы показали способность их ракет долететь до континентальной части США и успешно доставить груз, сохраняя целостность при проникновении через плотные слои атмосферы. В ответ на углубление ядерных амбиций КНДР, Соединенные Штаты, Китай и Россия, все из которых являются стабильными членами Совета Безопасности ООН, усилили совместные усилия для обуздания этой угрозы. Они единодушно выражают опасения, что наличие ядерного арсенала у КНДР может подорвать региональную стабильность и вызвать серьезный ущерб международному порядку по предотвращению распространения ядерного оружия.
В период с 2003 по 2007 год, три страны активно вовлеклись в шестисторонние переговоры в Пекине, одновременно оказывая экономическое давление на КНДР через санкции, утвержденные резолюциями Совета Безопасности ООН. Параллельно, во времена президентства Барака Обамы, Соединенные Штаты решили использовать кибероружие, контролируемое спецслужбами, для торможения развития ядерной программы КНДР. В дополнение к этому, Вашингтон утвердил размещение в Южной Корее систем противоракетной обороны THAAD, которые начали развертываться в первой половине 2017 года, чтобы усилить меры по сдерживанию угрозы со стороны Северной Кореи.
На Корейском полуострове США стремятся не только сдерживать КНДР, но и реализуют ряд других важных задач. Они включают обеспечение безопасности и поддержку Республики Корея, поддержание там демократической системы управления, а также укрепление проамериканской внешней политики. Кроме того, важной задачей является поддержание и укрепление американского военного присутствия в этом регионе. Это не только помогает защитить Южную Корею от возможных агрессий со стороны севера, но и способствует укреплению военного доминирования США в азиатско- тихоокеанском регионе, обеспечивая превосходство над любым потенциальным соперником.
...
1. Асмолов, К. Как США сдерживают межкорейский диалог / К. Асмолов
// Новое Восточное Обозрение : [сайт] - 2018. - URL: https://journal-
neo.su/ru/2018/09/10/kak-ssha-sderzhivayut-mezhkorej skij-dialog/ (дата обращения 06.04.2024).
2. В США заявили, что остаются привержены режиму санкций против
КНДР // ТАСС: официальный сайт. - 2021. - URL:
https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12846869 (дата обращения 06.04.2024).
3. Вопросы и ответы Министра иностранных дел Цинь Гана на
прессконференции, посвященной внешней политике Китая и международным отношениям // МИД КНР. - 2023. - URL:
https: //www.fmprc.gov.cn/rus/wj dt/zyj h/202303/t20230308_11037323.html (дата обращения 06.04.2024).
4. Киссинджер, Г. Мировой порядок / Г. Киссинджер // Издательство АСТ. - 2019. - 544 с.
5. Китай применил право вето при голосовании в СБ ООН по резолюции
по КНДР // ТАСС : официальный сайт. - 2022. - URL:
https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14744525 (дата обращения 06.04.2024).
6. Кортунов, А. Глобальная инициатива цивилизаций: международная
стратегия Пекина обретает завершенность / А. Кортунов // РСМД : официальный сайт. - 2024. - URL : https://russiancouncil.ru/analytics-and-
comments/analytics/globalnaya-initsiativa-tsivilizatsiy-mezhdunarodnaya-strategiya- pekina-obretaet-zavershennost/ (дата обращения: 06.04.2024).
7. МИД Китая: США должны содействовать выходу межкорейского
диалога из "политического тупика" // ТАСС : официальный сайт. - 2020. -
URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9378995 (дата обращения
06.04.2024).
8. Минкова, К. В. Советско-американские противоречия в решении корейского вопроса (1944-1945 гг.) // К. В. Минкова. Вестник Российского
университета дружбы народов. - 2017. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovetsko-amerikanskie-protivorechiya-v-reshenii- koreyskogo-voprosa-1944-1945-gg (дата обращения: 16.03.2024).
9. Минфин США обвинил Китай в манипуляциях с валютой // ТАСС :
официальный сайт. - 2019. - URL: https://tass.ru/ekonomika/6736039 (дата
обращения 06.04.2024).
10. Московское совещание министров иностранных дел Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Соединенного Королевства // Госполитиздат. - 1946. - URL: https://magmetall.ru/upload/archive_cache/1945-12- 29.pdf (дата обращения: 16.03.2024).
11. «Оттеснить Китай на второй план»: как США хотят нарастить своё присутствие в Тихоокеанском регионе // RT : официальный сайт. - 2022. - URL: https://russian.rt.com/world/article/1025448-ssha-tihookeanskii-region-prisutstvie- politika (дата обращения: 16.03.2024).
12. Садаков, Д. А. Корея 1945-1948. Решения США и СССР в процессе
конструирования будущего полуострова как триггеры раскола // Д. А. Садаков // Вестник Вятского государственного университета. - 2016. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/koreya-1945-1948-resheniya-ssha-i-sssr-v-protsesse- konstruirovaniya-buduschego-poluostrova-kak-triggery-raskola (дата обращения 06.04.2024).
13. Садаков, Д. А. Принципы организации и результаты советско-
американского взаимодействия в процессе корейского урегулирования в 19431947 гг. // Д. А. Садаков / Советско-американское взаимодействие в 1943-1947 гг. - 2018. - URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/60764/1/iurg-2018-175-
02.pdf (дата обращения: 16.03.2024).
14. Саммит по-корейски // Комерсантъ: официальный сайт. - 2018. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3618029 (дата обращения: 16.03.2024).
15. Самсонова, В. Г. Современные проблемы Корейского полуострова:
2023 // В. Г. Самсонова, А. Л. Поленова // Рос. акад. наук; Ин-т Китая и совр. Азии РАН. — 2023. — URL:
https://lk.iccaras.ru/assets/components/dsgfileupload/files/13115339.pdf (дата
обращения 06.04.2024).
... всего 57 источников