Формирование у младших школьников ценностного отношения к народным традициям посредством использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир»
|
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям посредством использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир» 7
1.1. Сущность процесса формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям 7
1.2. Потенциал уроков по учебному предмету «Окружающий мир» в формировании у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям 18
1.3. Условия использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям 23
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по формированию у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям посредством использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир»……………………………………39
2.1. Выявление исходного уровня сформированности у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям…………………………………………………………………39
2.2. Содержание работы по использованию художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям…………………………………………………......42
2.3. Анализ результатов опытно-исследовательской работы……………….
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
1.1. Сущность процесса формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям 7
1.2. Потенциал уроков по учебному предмету «Окружающий мир» в формировании у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям 18
1.3. Условия использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям 23
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по формированию у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям посредством использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир»……………………………………39
2.1. Выявление исходного уровня сформированности у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям…………………………………………………………………39
2.2. Содержание работы по использованию художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям…………………………………………………......42
2.3. Анализ результатов опытно-исследовательской работы……………….
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Актуальность исследования. Проблема формирования ценностного отношения к народным традициям у младших школьников в современных условиях приобретает все большую остроту. Усложнение социальной среды, стремительный темп жизни общества, большое количество противоречивой информации и снижение воспитательного потенциала семьи – все эти факторы сильно сказываются именно на детях младшего школьного возраста, так как в соответствии с их возрастными особенностями им присуще к влиянию различных факторов окружающей среды.
В последнее время у обучающихся младших школьников констатируют агрессивное поведение, отсутствие уважительного культуре своей страны, а также её обычаям и традициям. Актуальность темы исследования заключается в необходимости формирования у обучающихся младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям, которые в дальнейшем будет способствовать воспитанию патриотических чувств, уважение к семье и культуре своей страны.
Актуальность данной темы обусловлена прежде всего, тем, что через народные традиции ребенок может развиваться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок может проявлять себя и развиваться. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Если продолжать знакомить ребенка в школе с традициями народов, окружающих нас, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.
Так же актуальность темы исследования находит своё отражение в нормативно-правовых документах, подчиняющих себе деятельность образовательных организаций. Так, новый Федеральный Государственный стандарт начального общего образования «№ 286 от 31 мая 2021 года, с изменениями и дополнениями от 18 июля 2022 года» призывает педагогическую общественность к духовно-нравственному воспитанию учащихся на ступени начального общего образования, чтобы сохранять и развивать культурное разнообразие и языковое наследие многонационального народа Российской Федерации. Стандарт ориентирован на «первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации. [1, с. 45] Степень изученности проблемы. В последние годы проблеме формирования ценностного отношения к народным традициям уделяли внимание философы, психологи, общественные деятели и писатели. Так, психологи Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др. доказали, что народная культура, как основная часть общечеловеческой культуры, переданная в материальных и духовных ценностях, осваивается личностью в активной созидательной деятельности [3. с 128].
Поэтому «основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремлением активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов уважительно относиться к ним», может стать продуктивная предметная деятельность на уроках окружающего мира [47, с. 356].
Уроки окружающего мира в начальной школе не только обращают внимание на формирование естественнонаучной картины мира в сознании ребенка, но и ставит цели развития у детей «эмоционально-ценностного отношения к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса [18, с.158].
Использование художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир», как средство формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям. Так как художественные тексты включают: образность, эмоциональность воздействия на читателя, интеллектуальную, эмоциональную, эстетическую, ценностную информацию, разнообразие композиций, национально- культурную и временную обусловленность, наличие лирического героя, присутствие образа автора.
Проблема исследования: «Каковы условия использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир» как средства формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям?»
Тема исследования: «Формирование у младших школьников ценностного отношения к народным традициям посредством использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир».
Цель исследования: теоретическое обоснование и проверка результативности условий использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир» как средства формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям.
Объект исследования: процесс формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям.
Предмет исследования: условия использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям.
Гипотеза исследования: Процесс формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям посредством использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир» будет успешным, если соблюдать следующие условия:
• соблюдение стадий в освоении усваиваемых ценностей (представление информации о существовании ценности, перевод на собственный язык ученика, оценивание ценности, выбор и включение учащимся в свою систему ценностей) в соответствии с компонентами: когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационно-деятельностный;
• использование специальных методов анализа художественных тексов: анализ образов героев, демонстрация учебных фильмов, дидактические игры, театрализация, работа с иллюстрацией к тексту, составление вопросов по тексту, восстановление деформированного текста, составление таблиц, схем и др.;
• учет специфических особенностей художественных текстов: образность, эмоциональность воздействия на читателя, интеллектуальную, эмоциональную, эстетическую, ценностную информацию, разнообразие композиций, национально-культурную и временную обусловленность, наличие лирического героя, и др.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность процесса формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям.
2. Определить потенциал уроков по учебному предмету «Окружающий мир» в формировании у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям.
3. Охарактеризовать условия использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям.
4. Выявить исходный уровень сформированности у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям.
5. Разработать и апробировать серию уроков по учебному предмету «Окружающий мир» с использованием художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям.
Методологическая основа исследования:
- психолого-педагогические основы учебного процесса (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.И. Попов и др.)
- исследования, посвящены условиям и фактам ценностного отношения к народным традициям
Методы педагогического исследования:
– теоретические: изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной), обобщение, сравнение, систематизация;
– эмпирические: опрос, анкетирование, качественный и количественный анализ полученных данных, изучение педагогического опыта.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении, обобщении и систематизации научной и методической литературы об использовании художественных текстов на уроке по предмету «Окружающий мир», как средства формирование ценностного отношения к народным традициям у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования, описание содержания деятельности учителя, разработанные методические рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов, а также студентами при изучении учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе с целью формирование ценностного отношения к народным традициям у детей младшего школьного возраста посредством использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир»
Структура выпускной квалификационной работы: Представлена введением, основной частью из двух глав с соответствующими выводами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
В последнее время у обучающихся младших школьников констатируют агрессивное поведение, отсутствие уважительного культуре своей страны, а также её обычаям и традициям. Актуальность темы исследования заключается в необходимости формирования у обучающихся младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям, которые в дальнейшем будет способствовать воспитанию патриотических чувств, уважение к семье и культуре своей страны.
Актуальность данной темы обусловлена прежде всего, тем, что через народные традиции ребенок может развиваться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок может проявлять себя и развиваться. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Если продолжать знакомить ребенка в школе с традициями народов, окружающих нас, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.
Так же актуальность темы исследования находит своё отражение в нормативно-правовых документах, подчиняющих себе деятельность образовательных организаций. Так, новый Федеральный Государственный стандарт начального общего образования «№ 286 от 31 мая 2021 года, с изменениями и дополнениями от 18 июля 2022 года» призывает педагогическую общественность к духовно-нравственному воспитанию учащихся на ступени начального общего образования, чтобы сохранять и развивать культурное разнообразие и языковое наследие многонационального народа Российской Федерации. Стандарт ориентирован на «первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации. [1, с. 45] Степень изученности проблемы. В последние годы проблеме формирования ценностного отношения к народным традициям уделяли внимание философы, психологи, общественные деятели и писатели. Так, психологи Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др. доказали, что народная культура, как основная часть общечеловеческой культуры, переданная в материальных и духовных ценностях, осваивается личностью в активной созидательной деятельности [3. с 128].
Поэтому «основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремлением активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов уважительно относиться к ним», может стать продуктивная предметная деятельность на уроках окружающего мира [47, с. 356].
Уроки окружающего мира в начальной школе не только обращают внимание на формирование естественнонаучной картины мира в сознании ребенка, но и ставит цели развития у детей «эмоционально-ценностного отношения к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса [18, с.158].
Использование художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир», как средство формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям. Так как художественные тексты включают: образность, эмоциональность воздействия на читателя, интеллектуальную, эмоциональную, эстетическую, ценностную информацию, разнообразие композиций, национально- культурную и временную обусловленность, наличие лирического героя, присутствие образа автора.
Проблема исследования: «Каковы условия использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир» как средства формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям?»
Тема исследования: «Формирование у младших школьников ценностного отношения к народным традициям посредством использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир».
Цель исследования: теоретическое обоснование и проверка результативности условий использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир» как средства формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям.
Объект исследования: процесс формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям.
Предмет исследования: условия использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям.
Гипотеза исследования: Процесс формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям посредством использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир» будет успешным, если соблюдать следующие условия:
• соблюдение стадий в освоении усваиваемых ценностей (представление информации о существовании ценности, перевод на собственный язык ученика, оценивание ценности, выбор и включение учащимся в свою систему ценностей) в соответствии с компонентами: когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационно-деятельностный;
• использование специальных методов анализа художественных тексов: анализ образов героев, демонстрация учебных фильмов, дидактические игры, театрализация, работа с иллюстрацией к тексту, составление вопросов по тексту, восстановление деформированного текста, составление таблиц, схем и др.;
• учет специфических особенностей художественных текстов: образность, эмоциональность воздействия на читателя, интеллектуальную, эмоциональную, эстетическую, ценностную информацию, разнообразие композиций, национально-культурную и временную обусловленность, наличие лирического героя, и др.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность процесса формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям.
2. Определить потенциал уроков по учебному предмету «Окружающий мир» в формировании у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям.
3. Охарактеризовать условия использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям.
4. Выявить исходный уровень сформированности у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям.
5. Разработать и апробировать серию уроков по учебному предмету «Окружающий мир» с использованием художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям.
Методологическая основа исследования:
- психолого-педагогические основы учебного процесса (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.И. Попов и др.)
- исследования, посвящены условиям и фактам ценностного отношения к народным традициям
Методы педагогического исследования:
– теоретические: изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной), обобщение, сравнение, систематизация;
– эмпирические: опрос, анкетирование, качественный и количественный анализ полученных данных, изучение педагогического опыта.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении, обобщении и систематизации научной и методической литературы об использовании художественных текстов на уроке по предмету «Окружающий мир», как средства формирование ценностного отношения к народным традициям у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования, описание содержания деятельности учителя, разработанные методические рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов, а также студентами при изучении учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе с целью формирование ценностного отношения к народным традициям у детей младшего школьного возраста посредством использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир»
Структура выпускной квалификационной работы: Представлена введением, основной частью из двух глав с соответствующими выводами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
Теоретическое изучение проблемы исследования и практическое решение задач, поставленных в начале исследовательской работы, позволило нам сделать следующие выводы.
Выпускная квалифицированная работа была посвящена актуальной проблеме формирования ценностного отношения у обучающихся младшего школьного возраста посредством использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир». Данная проблема принимает всё большую остроту, так как последнее время у детей младшего школьного возраста все чаще констатируют отсутствие уважительного отношения к культуре своей страны, ее обычая и традициям. Так формирование ценностного отношения к народным традициям является одним из важных направлений педагога.
Проблема исследования заключается в том, что необходимо выяснить каковы условия использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям.
В ходе анализа методико-педагогической литературы было определено понятие «ценностное отношение к народным традициям» как отношения человека к наивысшим ценностям, а также совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений.
В структуру ценностного отношения к народным традициям входят следующие компоненты: первый – когнитивный, включающий знание традиций, обычаев, праздников, произведение народного творчества. Второй – эмоционально-ценностный, подразумевающий личностное переживание, эмоциональное восприятие культурных традиций народов России, проявление интереса к ним и личностное принятие значимости культурных традиций для жизни человека. И третий – мотивационно-деятельностный, предусматривающий получение опыта деятельности, направленного на сохранение и поддержание культурных традиций народов.
Большие возможности для реализации формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям открываются на уроках окружающего мира. Рассмотрев потенциал уроков по предмету «Окружающий мир», можно сказать, что он высок. Так как предмет «Окружающий мир» имеет огромное воспитательное значение, а также предусматривает включение различных методов реализации процесса формирования ценностного отношения к народным традициям, через технологии работы с художественными текстами.
Основными условиями использования художественных текстов на уроках по предмету окружающий мир в формировании у детей младшего школьного возраста является:
• соблюдение стадий в освоении усваиваемых ценностей (представление информации о существовании ценности, перевод на собственный язык ученика, оценивание ценности, выбор и включение учащимся в свою систему ценностей) в соответствии с компонентами: когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационно-деятельностный;
• использование специальных методов анализа художественных тексов: анализ образов героев, демонстрация учебных фильмов, дидактические игры, театрализация, работа с иллюстрацией к тексту, составление вопросов по тексту, восстановление деформированного текста, составление таблиц, схем и др.;
• учет специфических особенностей художественных текстов: образность, эмоциональность воздействия на читателя, интеллектуальную, эмоциональную, эстетическую, ценностную информацию, разнообразие композиций, национально-культурную и временную обусловленность, наличие лирического героя, и др.
Учитывая огромные возможности художественного текстов литературных произведений в формировании ценностного отношения к народным традициям, учитель должен вначале подобрать произведения, подходящие для решения поставленной задачи, затем привлекать учащихся к их обсуждению и анализу образов героев произведения, что не только лучше охарактеризует формируемые ценности, но закрепит их в подсознании учащихся.
Также нами была проведена опытно-исследовательская работа, которая включала диагностику оценки уровня сформированности осознания ценностей младшими школьниками. Результаты констатирующего этапа исследования подтвердили необходимость проведения специальной работы по формированию ценностного отношения к народным традициям у детей младшего школьного возраста. Исследования показали, что у большинства обучающихся имеется низкий и средний уровень сформированности ценностного отношения к народным традициям. Это проявляется в том, что обучающиеся редко учувствуют в традиционных событиях, праздниках, обрядах. Выявлена низкая степень вовлечения семьи в сохранение и передачу народных традиций.
Нами были реализована серия уроков для обучающихся 3-х классов по формированию ценностного отношения к народным традициям и разработаны методические рекомендации для учителей начальных классов по организации работы с художественными текстами для формирования ценностного отношения к народным традициям у младших школьников на уроках окружающего мира.
Предложенные нами методические рекомендации могут быть внедрены в практику педагогов начальной школы. Наше исследование не является окончательным, так как формирование ценностного отношения к народным традициям – это длительный процесс, который занимает особое место в учебном процессе.
После проведения формирующего этапа исследования был проведен контрольный этап. В рамках данной деятельности были использованы те же критерии, показатели, уровни и диагностические методики, что и на констатирующем этапе. Целью которого являлось выявление конечного уровня сформированности ценностного отношения младших школьников к народным традициям.
Результаты диагностики по всем примененным методикам показывают, что проведенная работа по использованию художественных текстов на уроках окружающего мира, способствовала формированию у учеников ценностного отношения к народным традициям. Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что проведенная работа являлась результативной, то есть гипотеза, выдвинутая в начале данной работы, подтверждена.
Выпускная квалифицированная работа была посвящена актуальной проблеме формирования ценностного отношения у обучающихся младшего школьного возраста посредством использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир». Данная проблема принимает всё большую остроту, так как последнее время у детей младшего школьного возраста все чаще констатируют отсутствие уважительного отношения к культуре своей страны, ее обычая и традициям. Так формирование ценностного отношения к народным традициям является одним из важных направлений педагога.
Проблема исследования заключается в том, что необходимо выяснить каковы условия использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям.
В ходе анализа методико-педагогической литературы было определено понятие «ценностное отношение к народным традициям» как отношения человека к наивысшим ценностям, а также совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений.
В структуру ценностного отношения к народным традициям входят следующие компоненты: первый – когнитивный, включающий знание традиций, обычаев, праздников, произведение народного творчества. Второй – эмоционально-ценностный, подразумевающий личностное переживание, эмоциональное восприятие культурных традиций народов России, проявление интереса к ним и личностное принятие значимости культурных традиций для жизни человека. И третий – мотивационно-деятельностный, предусматривающий получение опыта деятельности, направленного на сохранение и поддержание культурных традиций народов.
Большие возможности для реализации формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к народным традициям открываются на уроках окружающего мира. Рассмотрев потенциал уроков по предмету «Окружающий мир», можно сказать, что он высок. Так как предмет «Окружающий мир» имеет огромное воспитательное значение, а также предусматривает включение различных методов реализации процесса формирования ценностного отношения к народным традициям, через технологии работы с художественными текстами.
Основными условиями использования художественных текстов на уроках по предмету окружающий мир в формировании у детей младшего школьного возраста является:
• соблюдение стадий в освоении усваиваемых ценностей (представление информации о существовании ценности, перевод на собственный язык ученика, оценивание ценности, выбор и включение учащимся в свою систему ценностей) в соответствии с компонентами: когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационно-деятельностный;
• использование специальных методов анализа художественных тексов: анализ образов героев, демонстрация учебных фильмов, дидактические игры, театрализация, работа с иллюстрацией к тексту, составление вопросов по тексту, восстановление деформированного текста, составление таблиц, схем и др.;
• учет специфических особенностей художественных текстов: образность, эмоциональность воздействия на читателя, интеллектуальную, эмоциональную, эстетическую, ценностную информацию, разнообразие композиций, национально-культурную и временную обусловленность, наличие лирического героя, и др.
Учитывая огромные возможности художественного текстов литературных произведений в формировании ценностного отношения к народным традициям, учитель должен вначале подобрать произведения, подходящие для решения поставленной задачи, затем привлекать учащихся к их обсуждению и анализу образов героев произведения, что не только лучше охарактеризует формируемые ценности, но закрепит их в подсознании учащихся.
Также нами была проведена опытно-исследовательская работа, которая включала диагностику оценки уровня сформированности осознания ценностей младшими школьниками. Результаты констатирующего этапа исследования подтвердили необходимость проведения специальной работы по формированию ценностного отношения к народным традициям у детей младшего школьного возраста. Исследования показали, что у большинства обучающихся имеется низкий и средний уровень сформированности ценностного отношения к народным традициям. Это проявляется в том, что обучающиеся редко учувствуют в традиционных событиях, праздниках, обрядах. Выявлена низкая степень вовлечения семьи в сохранение и передачу народных традиций.
Нами были реализована серия уроков для обучающихся 3-х классов по формированию ценностного отношения к народным традициям и разработаны методические рекомендации для учителей начальных классов по организации работы с художественными текстами для формирования ценностного отношения к народным традициям у младших школьников на уроках окружающего мира.
Предложенные нами методические рекомендации могут быть внедрены в практику педагогов начальной школы. Наше исследование не является окончательным, так как формирование ценностного отношения к народным традициям – это длительный процесс, который занимает особое место в учебном процессе.
После проведения формирующего этапа исследования был проведен контрольный этап. В рамках данной деятельности были использованы те же критерии, показатели, уровни и диагностические методики, что и на констатирующем этапе. Целью которого являлось выявление конечного уровня сформированности ценностного отношения младших школьников к народным традициям.
Результаты диагностики по всем примененным методикам показывают, что проведенная работа по использованию художественных текстов на уроках окружающего мира, способствовала формированию у учеников ценностного отношения к народным традициям. Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что проведенная работа являлась результативной, то есть гипотеза, выдвинутая в начале данной работы, подтверждена.
Подобные работы
- Формирование ценностного отношения к искусству у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Воспитание патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование эстетической культуры учащихся среднего школьного возраста средствами живописи на примере выполнения декоративного натюрморта
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - Игра как средство обучения английскому языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - Тенденции развития и педагогические условия использования прогрессивной мысли Ислама в современной школе
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РУССКИХ И КИТАЙСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020



