Введение 5
Глава 1 Теоретические основы изучения компьютерной грамотности младших школьников 7
1.1 Сущность, цель, задачи компьютерной грамотности 7
1.2 Специфика формирования компьютерной грамотности в младшем
школьном возрасте 13
Глава 2 Реализация педагогических условий формирования компьютерной грамотности учащихся начальных классов 18
2.1 Оценка эффективности педагогических условий формирования
компьютерной грамотности младших школьников в МБОУ «Раздолинская СОШ» 18
2.2 Методические рекомендации по формированию компьютерной
грамотности младших школьников 22
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение А 38
Приложение Б
Приложение С
Социальный заказ общества ориентирует образовательные организации на подготовку детей к овладению современными средствами информации обусловлено превращением современной цивилизации в информационное общество. В связи с этим ключевой задачей является формирование компьютерной грамотности учащихся, формируя основы для успешного применения компьютера в будущей профессиональной деятельности выпускников школы, общей подготовки школьников к полноценной жизни в информационном обществе. Эти положения находят подтверждение в ФГОС НОО, где установлено требование к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: «приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности» [17].
О важности формирования компьютерной грамотности с начальной ступени основной школы свидетельствует большое количество исследований (И.В. Абрамова, И.А. Зотова, П.А. Кизелев, Ю.А. Мазаева и др.). Авторы на обширном аналитическом материале утверждают, что человеку в современном обществе необходимо разбираться в постоянно изменяющемся информационном потоке, который постоянно увеличивается.
Необходимость целенаправленного формирования компьютерной грамотности учащихся актуализирует разработку научного и дидактического обеспечения этого процесса и создание педагогических условий для этого. В связи с этим актуальность выбора темы исследования «Формирование компьютерной грамотности младших школьников» не вызывает сомнений.
Цель исследования - охарактеризовать педагогические условия формирования компьютерной грамотности младших школьников.
Объект исследования - формирования компьютерной грамотности младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования компьютерной грамотности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность, цель, задачи компьютерной грамотности;
2. Изучить специфику формирования компьютерной грамотности в младшем школьном возрасте;
3. Дать оценку эффективности педагогических условий формирования компьютерной грамотности младших школьников в МБОУ «Раздолинская СОШ»;
4. Разработать методические рекомендации по формированию компьютерной грамотности младших школьников.
База исследования: МБОУ «Раздолинская СОШ» п. Раздолинска, Мотыгинского района, Красноярского края.
Методы исследования: анализ и изучение психолого-педагогической литературы, обобщение.
Практическая значимость исследования: разработаны методические рекомендации по формированию компьютерной грамотности младших школьников с учетом педагогических условий; кроме того материалы выпускного исследования могут быть использованы студентами при написании научных работ по формированию основ компьютерной, информационной, функциональной грамотности; также результаты исследования могут быть использованы в системе начального образования.
Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка используемых источников.
В ходе анализа научно-педагогической литературы, мы пришли к выводу о том, что единого подхода к определению ключевого понятия выпускного исследования нет. В своей работе мы приняли за основу определение, данное А.А. Комаровой, которая под компьютерной грамотностью понимает совокупность знаний и умений, позволяющих использовать компьютер и информационные технологии в жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что для формирования компьютерной грамотности младших школьников необходимо учитывать закономерности возрастного развития и индивидуальные особенности детей. Ребенок запоминает первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на него наибольшее впечатление: что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. Необходимо максимально обогатить урок, используя разнообразные средства подачи информации и, тем самым, усилить наглядность излагаемого материала. В этом аспекте компьютер является эффективным инструментом и помощником педагога.
В связи с этим нами мы проанализировали педагогические условия формирования компьютерной грамотности младших школьников в МБОУ «Раздолинская СОШ» п. Раздолинска и выявлен уровень сформированное™ компьютерных знаний и умений обучающихся. Констатирующий этап исследования показал низкий уровень знаний и умений работы на компьютере, обучающиеся пользуются компьютером только на
интуитивном уровне и в основном только для удовлетворения игровых потребностей и общения.
В связи с этим нами была разработана программа курса «Открой для себя компьютер», ориентированная на формирование умений работать с компьютером, проведены занятия, а также предложены рекомендации по совершенствованию педагогических условий по формированию компьютерной грамотности обучающихся в образовательной организации.
Сравнительная диагностика результатов констатирующего и контрольного этапов позволила сделать вывод, что за время реализации разработанного курса и усовершенствованных педагогических условий уровень компьютерной грамотности обучающихся значительно повысился, что говорит об эффективности проведенной работы и предложенных рекомендаций.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
1. Абрамова, И.В. Необходимость введения основ компьютерной грамотности в начальной школе и в дошкольном образовательном учреждении / И.В. Абрамова // Символ науки. - 2018. - №1. - С. 10-13.
2. Айтбаева, Б.М. Технология применения инноватики при работе с учебным текстом / Б.М. Айтбаева, А.М. Мауленова, К.Д. Сатибекова // Кронос. - 2021. - №3. - С. 33-36.
3. Активные методы обучения. Учебное пособие / Т.Н. Парамонова и др. - Москва: КноРус, 2016. - 412 с.
4. Александренко, Н.Н. Учебная деятельность школьников на основе информационных технологий / Н.Н. Александренко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - № 5. - С. 19-22.
5. Афанасьева, Е.В. Методика раннего обучения информатике: поиск, апробация, находки / Е.В. Афанасьева // Информатика. - 2007. - №22.
- С.25-27.
6. Ахмедов, Х.М. Целесообразное общение с компьютером - основа формирования профессионально-компьютерной грамотности школьников / Х.М. Ахмедов // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. - 2015. - №1.
- С. 10-14.
7. Балдин, К.В. Информатика / К.В. Балдин, В.Б. Уткин. - Москва: Проект, 2018. - 304 с.
8. Балтабаева, Р.Б. К вопросу преемственности в обучении информатике и информационным технологиям / Р.Б. Балтабаева, А.М. Сейтназарова // Вопросы науки и образования. - 2019. - №1. - С. 19-21.
9. Басалыга, В.И. Основы компьютерной грамотности / В.И. Басалыга, О.А. Левкович, Т.Н. Шелкоплясова. - Москва: Издательство: НТЦ АЛИ, 2001. -336 с.
10. Бешенков, С.А. Курс информатики в современной школе: от компьютерной грамотности к метапредметным результатам / С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина, Э.В. Миндзаева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №1. - С. 58-60.
11. Виноградова, Т.С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации / Т.С. Виноградова // Человек и образование. - 2012. - №1. - С. 92 - 95.
12. Войтенко, Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития / Т.П. Войтенко. - Калуга: Адель, 2013. - 361с.
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии, - 2015. - № 6. - С. 77-79.
14. Галагузова, Ю.Н. Компьютерная грамотность: Учебно-методическое пособие для преподавателей / Ю.Н. Галагузова. - Екатеринбург: ИД «Ажур», 2011. - 184 с.
15. Груздев, П.Н., Ганелин, Ш.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения / Г.Н. Груздев. - Москва: Просвещение, 2020. - 356 с.
16. Журтов, А.Б. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе современного ВУЗа / А.Б. Журтов, Х.С. Арсакаева, М.Ю. Джемалдинова //Мир науки, культуры, образования. - 2021. - №4. - С. 90-92.
17. Зотова, И.А. Формирование компьютерной грамотности младших школьников на уроках технологии в рамках реализации ФГОС НОО / И.А. Зотова // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2018. - №3. - С. 10-14.
18. Кизелев, П.А. Компьютерная грамотность / П.А. Кизелев // Эпоха науки. - 2017. - №9. - С. 153-158.
19. Ковынева, М.В. Методика активного обучения и воспитания /
М.В. Ковынева. - Москва: Феникс, 2016. - 320 с.
20. Комарова, А.А. Уточнение формулировки понятия компьютерная грамотность исходя из современных реалий / А.А. Комарова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - №4. - С. 142-145.
21. Кочеткова, О.А. Возможности применения Интернет-сервисов на уроках информатики в школе / О.А. Кочеткова, А.А. Слугина // Санкт- Петербургский образовательный вестник. - 2019. - №1. - С. 86-89.
22. Левкович, О.А. Основы компьютерной грамотности / О.А. Левкович, Е.С. Шелкоплясов, Т.Н. Шелкоплясова. - Москва: ТетраСистемс, 2015. - 528 с.
23. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - Москва: Педагогика, 1981. - 186 с.
24. Лозовая, В.Э. Интерактивные учебные материалы как инструмент формирования компьютерной грамотности младших школьников / В.Э. Лозовая, И.В. Ильин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. - 2017. - №13. - С. 198-200.
25. Мазаева, Ю.А. Содержание понятия «компьютерная грамотность» в научной литературе / Ю.А. Мазаева, О.К. Агавелян // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - №4. - С. 198-200.
26. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение / Н.В. Матяш. - Москва: Академия, 2018. - 256 с.
27. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - Москва: Педагогика, 2015. - 239 с.
28. Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н.А. Менчинская. - Москва: Академия, 2013. - 235 с.
29. Митяжин, Р.В. Исследование динамики повышения
компьютерной грамотности учащихся основной и средней школы / Р.В. Митяжин, В.Т. Ащепков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - №1. - С. 15-18.
30. Мусабекова, Г.Т. Инновационная деятельность учителя в аспекте применения информационных технологий / Г.Т. Мусабекова // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 3. - С. 67-70.
31. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина. - Москва: Академия, 2016. - 161 с.
32. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова. - Москва: Академия, 2017. - 192 с.
33. Паскова, А.А. Формирование компьютерной грамотности как необходимая составляющая информатизации общества / А.А. Паскова, Р.П. Бутко // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2015. - №1 - С. 22-24.
34. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и школьников педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - Москва: Аркти, 2019. - 112 с.
35. Пузанкова, Л. В. Подготовка студентов направления «педагогическое образование» с использованием методов формирования компьютерной грамотности / Л.В. Пузанкова // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2014. - №1. - С. 10-14.
36. Радулова, Е.Н. Создание проблемной ситуации / Е.Н. Радулова // Открытая школа. - 2015. - С. 155.
37. Репкина, Н.В. Что такое развивающее обучение? / Н.В. Репина. - Томск: Пеленг, 1993. - 190 с.
38. Романова, О.В. Рецензия на учебное пособие «Общая методика обучения информатике» / О.В. Романова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2019. - №1. - С. 45-47.
39. Сабиржанов, Р.А. Использование информационных технологий при изучении информатики / Р.А. Сабиржанов, Ш.Х. Максимкулова // Наука и образование сегодня. - 2020. - №1. - С. 5-7.
40. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. - Москва: Народное образование, 2019. - 818 с.
41. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - Москва: Изд-во политической литературы, 1973. - 272 с.
42. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. - Москва: Педагогика, 2013. - 400 с.
43. Тоцкий, Н.В. Образовательный стандарт: на пути к общественному договору / Н.В. Тоцкий // Учительская газета. - 2006. - № 3. - С.74-76.
44. Тюнников, Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю.С. Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2015. - № 5. - С. 10-12.
45. Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартначально гообщегообразования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Просвещение, 2010. - 31 с.
46. Шадная, М.А. Пропедевтика курса информатики в начальной школе / М.А. Щадная // Вопросы науки и образования. - 2020. - №1. - С. 34¬36.
47. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - Москва: Педагогика, 1971. - 352 с.
48. Эльконин, Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Д.Б. Эльконин. - Москва, 1962. - 288 с.
49. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - Москва: Владос, 1999. - 360 с.
50. Юсупова, Г.Ю. Требование и цели стандартов обучения, предъявляемые преподавателям информатики / Г.Ю. Юсупова, Н.П. Шакадирова // Академические исследования в области образовательных наук. - 2021. - №2. - С. 10-12.