ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы изучения компьютерной грамотности младших школьников 7
1.1 Сущность, цель, задачи компьютерной грамотности 7
1.2 Специфика формирования компьютерной грамотности в младшем
школьном возрасте 13
Глава 2 Реализация педагогических условий формирования компьютерной грамотности учащихся начальных классов 18
2.1 Оценка эффективности педагогических условий формирования
компьютерной грамотности младших школьников в МБОУ «Раздолинская СОШ» 18
2.2 Методические рекомендации по формированию компьютерной
грамотности младших школьников 22
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение А 38
Приложение Б
Приложение С
Глава 1 Теоретические основы изучения компьютерной грамотности младших школьников 7
1.1 Сущность, цель, задачи компьютерной грамотности 7
1.2 Специфика формирования компьютерной грамотности в младшем
школьном возрасте 13
Глава 2 Реализация педагогических условий формирования компьютерной грамотности учащихся начальных классов 18
2.1 Оценка эффективности педагогических условий формирования
компьютерной грамотности младших школьников в МБОУ «Раздолинская СОШ» 18
2.2 Методические рекомендации по формированию компьютерной
грамотности младших школьников 22
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение А 38
Приложение Б
Приложение С
Социальный заказ общества ориентирует образовательные организации на подготовку детей к овладению современными средствами информации обусловлено превращением современной цивилизации в информационное общество. В связи с этим ключевой задачей является формирование компьютерной грамотности учащихся, формируя основы для успешного применения компьютера в будущей профессиональной деятельности выпускников школы, общей подготовки школьников к полноценной жизни в информационном обществе. Эти положения находят подтверждение в ФГОС НОО, где установлено требование к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: «приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности» [17].
О важности формирования компьютерной грамотности с начальной ступени основной школы свидетельствует большое количество исследований (И.В. Абрамова, И.А. Зотова, П.А. Кизелев, Ю.А. Мазаева и др.). Авторы на обширном аналитическом материале утверждают, что человеку в современном обществе необходимо разбираться в постоянно изменяющемся информационном потоке, который постоянно увеличивается.
Необходимость целенаправленного формирования компьютерной грамотности учащихся актуализирует разработку научного и дидактического обеспечения этого процесса и создание педагогических условий для этого. В связи с этим актуальность выбора темы исследования «Формирование компьютерной грамотности младших школьников» не вызывает сомнений.
Цель исследования - охарактеризовать педагогические условия формирования компьютерной грамотности младших школьников.
Объект исследования - формирования компьютерной грамотности младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования компьютерной грамотности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность, цель, задачи компьютерной грамотности;
2. Изучить специфику формирования компьютерной грамотности в младшем школьном возрасте;
3. Дать оценку эффективности педагогических условий формирования компьютерной грамотности младших школьников в МБОУ «Раздолинская СОШ»;
4. Разработать методические рекомендации по формированию компьютерной грамотности младших школьников.
База исследования: МБОУ «Раздолинская СОШ» п. Раздолинска, Мотыгинского района, Красноярского края.
Методы исследования: анализ и изучение психолого-педагогической литературы, обобщение.
Практическая значимость исследования: разработаны методические рекомендации по формированию компьютерной грамотности младших школьников с учетом педагогических условий; кроме того материалы выпускного исследования могут быть использованы студентами при написании научных работ по формированию основ компьютерной, информационной, функциональной грамотности; также результаты исследования могут быть использованы в системе начального образования.
Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка используемых источников.
О важности формирования компьютерной грамотности с начальной ступени основной школы свидетельствует большое количество исследований (И.В. Абрамова, И.А. Зотова, П.А. Кизелев, Ю.А. Мазаева и др.). Авторы на обширном аналитическом материале утверждают, что человеку в современном обществе необходимо разбираться в постоянно изменяющемся информационном потоке, который постоянно увеличивается.
Необходимость целенаправленного формирования компьютерной грамотности учащихся актуализирует разработку научного и дидактического обеспечения этого процесса и создание педагогических условий для этого. В связи с этим актуальность выбора темы исследования «Формирование компьютерной грамотности младших школьников» не вызывает сомнений.
Цель исследования - охарактеризовать педагогические условия формирования компьютерной грамотности младших школьников.
Объект исследования - формирования компьютерной грамотности младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования компьютерной грамотности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность, цель, задачи компьютерной грамотности;
2. Изучить специфику формирования компьютерной грамотности в младшем школьном возрасте;
3. Дать оценку эффективности педагогических условий формирования компьютерной грамотности младших школьников в МБОУ «Раздолинская СОШ»;
4. Разработать методические рекомендации по формированию компьютерной грамотности младших школьников.
База исследования: МБОУ «Раздолинская СОШ» п. Раздолинска, Мотыгинского района, Красноярского края.
Методы исследования: анализ и изучение психолого-педагогической литературы, обобщение.
Практическая значимость исследования: разработаны методические рекомендации по формированию компьютерной грамотности младших школьников с учетом педагогических условий; кроме того материалы выпускного исследования могут быть использованы студентами при написании научных работ по формированию основ компьютерной, информационной, функциональной грамотности; также результаты исследования могут быть использованы в системе начального образования.
Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка используемых источников.
В ходе анализа научно-педагогической литературы, мы пришли к выводу о том, что единого подхода к определению ключевого понятия выпускного исследования нет. В своей работе мы приняли за основу определение, данное А.А. Комаровой, которая под компьютерной грамотностью понимает совокупность знаний и умений, позволяющих использовать компьютер и информационные технологии в жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что для формирования компьютерной грамотности младших школьников необходимо учитывать закономерности возрастного развития и индивидуальные особенности детей. Ребенок запоминает первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на него наибольшее впечатление: что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. Необходимо максимально обогатить урок, используя разнообразные средства подачи информации и, тем самым, усилить наглядность излагаемого материала. В этом аспекте компьютер является эффективным инструментом и помощником педагога.
В связи с этим нами мы проанализировали педагогические условия формирования компьютерной грамотности младших школьников в МБОУ «Раздолинская СОШ» п. Раздолинска и выявлен уровень сформированное™ компьютерных знаний и умений обучающихся. Констатирующий этап исследования показал низкий уровень знаний и умений работы на компьютере, обучающиеся пользуются компьютером только на
интуитивном уровне и в основном только для удовлетворения игровых потребностей и общения.
В связи с этим нами была разработана программа курса «Открой для себя компьютер», ориентированная на формирование умений работать с компьютером, проведены занятия, а также предложены рекомендации по совершенствованию педагогических условий по формированию компьютерной грамотности обучающихся в образовательной организации.
Сравнительная диагностика результатов констатирующего и контрольного этапов позволила сделать вывод, что за время реализации разработанного курса и усовершенствованных педагогических условий уровень компьютерной грамотности обучающихся значительно повысился, что говорит об эффективности проведенной работы и предложенных рекомендаций.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что для формирования компьютерной грамотности младших школьников необходимо учитывать закономерности возрастного развития и индивидуальные особенности детей. Ребенок запоминает первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на него наибольшее впечатление: что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. Необходимо максимально обогатить урок, используя разнообразные средства подачи информации и, тем самым, усилить наглядность излагаемого материала. В этом аспекте компьютер является эффективным инструментом и помощником педагога.
В связи с этим нами мы проанализировали педагогические условия формирования компьютерной грамотности младших школьников в МБОУ «Раздолинская СОШ» п. Раздолинска и выявлен уровень сформированное™ компьютерных знаний и умений обучающихся. Констатирующий этап исследования показал низкий уровень знаний и умений работы на компьютере, обучающиеся пользуются компьютером только на
интуитивном уровне и в основном только для удовлетворения игровых потребностей и общения.
В связи с этим нами была разработана программа курса «Открой для себя компьютер», ориентированная на формирование умений работать с компьютером, проведены занятия, а также предложены рекомендации по совершенствованию педагогических условий по формированию компьютерной грамотности обучающихся в образовательной организации.
Сравнительная диагностика результатов констатирующего и контрольного этапов позволила сделать вывод, что за время реализации разработанного курса и усовершенствованных педагогических условий уровень компьютерной грамотности обучающихся значительно повысился, что говорит об эффективности проведенной работы и предложенных рекомендаций.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ В ДВУЯЗЫЧНОЙ (ТАТАРСКО-РУССКОЙ) ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2016 - Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Компьютерные дидактические игры как средство формирования коммуникативных умений младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2021 - Развитие цифровой грамотности младших школьников на уроках технологии
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - ВЫЯВЛЕНИЕ АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022



