Только Word
Введение 3
1.Анализ как универсальное учебное действие. Звуковой анализ, общая характеристика 5
2.Психолого-педагогические условия обучения младших школьников действию анализа 10
3.Фонетическая система русского языка 15
4.Анализ дидактических материалов учебников по русскому языку по исследуемой теме 29
5.Методические приемы обучения младших школьников звуковому анализу 35
6. Технологические карты уроков 50
7.Эспериментальное обучение, анализ результатов 69
Заключение 74
Список использованной литературы 76
В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно – деятельностный подход, который предполагает формирование всесторонне развитой личности. Одной из актуальных проблем в современной педагогике является обучение младших школьников звуковому анализу слова, поскольку нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный». Все это объясняет актуальность выбранной нами темы.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников звуковому анализу в начальной школе.
Предмет исследования: система приемов, направленных на обучение младших школьников звуковому анализу.
Цель данной работы: уточнить и систематизировать приемы обучения младших школьников звуковому анализу.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать упражнения звуковому анализу и включить их в процесс обучения русскому языку на формирующем этапе.
3. Предложить комплекс фонетических упражнений для звуковому анализу.
4.Проанализировать и обобщить результаты, полученные в ходе экспериментальной работы.
Методологические основы исследования составляют:
- лингвинистическая теория о фонеме - Л.В.Щербы, Р.И.Аванесова.
- взгляды К. Д. Ушинского на значение ознакомления со звуковой стороной языка как основы обучения грамоте.
- теоретические рекомендации О.Н.Жовницкой, Л.В.Николаенко, Л.С.Сильченковой по развитию слухового восприятия у младших школьников.
В соответствии с поставленной целью и вытекающими из неё задачами были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические (анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, составление библиографии, анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме).
2. Эмпирические (экспериментальные и диагностические - проведение эксперимента в целях доказательства гипотезы, проверка и анализ работ учащихся).
3. Методы обработки данных (количественно-статический - обработка цифровых данных, построение таблиц и диаграмм).
Теоретическая значимость работы позволяет уточнить знания по проблеме развития фонематического слуха младших школьников и выявить особенности работы над ними.
Практическая значимость заключается в составлении комплекса упражнений звуковому анализу.
Структура работы: введение, 7 параграфов, заключение, список литературы.
Главной задачей начальной школы является то, что она призвана заложить у ребенка знания, сформировать навыки и умения, развить способности и задатки, необходимые для дальнейшего обучения в школе.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, учитель должен тщательно продумывать, как эффективно и доступно довести учебный материал до каждого ученика. Ребенку 6-7-летнего возраста присуще наглядно-образное мышление. Он легко и быстро усваивает тот учебный материал, который ему интересен. Составленные вместе с детьми таблицы, схемы, игры могут стать незаменимым пособием на каждом уроке, особенно при проведении анализа слова.
Успешно проведенный звуковой анализ на уроках обучения грамоте, русского языка или письма способствует развитию фонематического слуха.
Фонематический слух, по определению М. Р. Львова, - это « различение в звуковом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающее понимание слов, различение их значений» [17, с. 172].
Развитие фонематического слуха требует тренировки слухового аппарата. Поэтому в период обучения грамоте необходимо проводить различные слуховые упражнения (частичный звуковой анализ) - например, на распознавание конкретных звуков в произносимых словах, в скороговорках, упражнения в звукоподражании, в четком произнесении отдельных слов, пословиц, стихотворений и т. д.
В своей работе мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу, рассмотрели особенности развития речевого слуха младших школьников, определили наиболее эффективные, на наш взгляд, задания и упражнения по развитию фонематического слуха.
Таким образом, приемы развития фонематического слуха разнообразны: практика восприятия речи и говорения; аналитико-синтетические задания и упражнения; обнаружение в словах безударных гласных, сомнительных звонких и глухих согласных; фонетические игры; звуковой (фонетический) анализ и другие. Предпочтение отдается тем из них, которые функциональны по своему характеру, способствуют самореализации личности, интересны учащимся, помогают более эффективно усваивать учебный материал.
Акенова . К. Методика русскому языку коррекционной школе: для студентов факультетов педвузов - .: ВЛАДОС, 2014, . 113-114.
2. Асмолов А. Г. А905 Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека / Александр Асмо лов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл : Издатель ский центр «Академия», 2007. — 528 с.
3. Большая советская энциклопедия- БСЭ 3-е издание.
4. Восторгова .В. Краткий комментарий к и учебнику языка для класса. - М.: -пресс, 2014, . 24 - 27.
5. Гебос А. И.: Психологические условия формирования положительной мотивации к учению // Воспитание, обучение, психическое развитие: Тез. докл. к V Всесоюз. съезду психологов. Ч.1. - М.: Знание, 2014. - 536 с.
6. Гальперин Петр Яковлевич: Некролог //Психологический журнал. - 1988. - Т.9, № 6. - С.164-165.
7. Греков В. Ф., С. Е., Л. А. для занятий русскому языку старших классах. - .: Издательский Дом : Альянс - В, , с. 75,
8. Ефремова Т. Ф. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный : около 20 000 слов, около 1200 словообразовательных единиц. — М.: ACT, 2010. — 699 с. — ISBN 978-5-17-069855-4
9. Жедек П.С. "Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию" [Электронный ресурс] Режим доступа: http://uchebana5.ru/cont/1653497.html
10. Жедек П.С.“Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию,” – “Начальная школа” №8, 1991
11. Журова Л. Е. и др. Грамота: Учебник для 1 кл. четырехлетней начальной школы / под ред. Журовой Л. Е. - 4-е изд., дораб. - М.: Вента - Граф, 2014, с. 28.
12. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: [учеб. пособие для вузов по спец.050706 "Педагогика и психология"] / В.И. Загвязинский, Атаханов. - 5-е изд. испр. - М.: Академия, 2014. - 206 с
13. Зинченко В.П., Мещериков Б.Г. Большой психологический словарь: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008
14. Ильинская . С, Панов . В.(редакторы). язык: Экспериментальные материалы для школы. Ч. . - М.: Педагогика, , с. 120
15. Касаткина Л.Л. Русский язык: Учебник для студ. учреждений высшего профессионального образования. — М.: Академия, 2011. — 784 с. Колисниченко, Т.А. Познавательное развитие детей школьного возраста. Автореферат / Т.А. Колисниченко. - Челябинск, 2015. - 327 с....31