Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА РЕКРЕАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Работа №151724

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты адаптивной двигательной рекреации6

1.1 Понятие адаптивная двигательная рекреация 6

1.2 Организация адаптивной двигательной рекреации 12

1.3 Основные функции двигательной рекреации 19

Глава 2 Методика игровой деятельности детей с нарушениями зрения в адаптивной двигательной рекреации как органической части физической культуры и ее экспериментальное обоснование 23

2.1 Характеристика детей с нарушением зрения 23

2.1.1 Зрительные дисфункции у детей школьного возраста 27

2.1.2 Особенности психического развития детей с нарушением зрения
2.1.3 Особенности физического развития и двигательных нарушений 41

2.2 Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения 46

Глава 3 Экспериментальное обоснование методики игровой деятельности в адаптивной двигательной рекреации 63

3.1 Система подвижных игр для детей с нарушениями зрения на уроках физической культуры 65

3.2 Результаты педагогического исследования 69

ВЫВОДЫ 72

Список использованных источников 75

ПРИЛОЖЕНИЯ 78


Актуальность исследования. В сложных социально-экономических условиях современного российского общества наибольшие трудности испытывают дети, имеющие нарушения в развитии. Поиск и разработка технологий организации их активного отдыха, досуга, развитие и коррекция нарушений двигательной и эмоционально-волевой сферы являются сегодня наиболее актуальными.
Адаптивная двигательная рекреация - компонент (вид) адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворять потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия в общении.
Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.
Наибольший эффект от адаптивной двигательной рекреации следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.
Характерными чертами являются свобода выбора средств и партнеров, переключение на другие виды деятельности, широта контактов, самоуправление, игровая деятельность, удовольствие от движения.
В случае приобретенной инвалидности или тяжелого заболевания адаптивная двигательная рекреация может и должна стать первым этапом, первым шагом в направлении снятия стресса и приобщении к адаптивной физической культуре.
Подвижные игры остаются самым любимым и востребованным средством двигательной активности детей, которое чаще всего применяют во внеурочное время учителя начальной школы, но реализуют по принципу «движение - это здоровье!», без учета уровня их функционального и психомоторного состояния.
Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности содержания и методики рекреативных занятий в режиме учебного дня детей с нарушением зрения.
Объект исследования - адаптивное физическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - содержание и методика рекреативных занятий с использованием подвижных игр, направленные на коррекцию и развитие психомоторных и адаптационных способностей детей с нарушением зрения.
Задачи исследования:
1. Изучить проблемы содержания адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.
2. Выявить особенности адаптационных и психомоторных способностей детей, имеющих нарушение зрения.
3. Разработать методику и обосновать содержание рекреативных занятий с использованием подвижных игр в режиме учебного дня детей с нарушением зрения.
4. Определить эффективность разработанной методики и содержания рекреативных занятий с использованием подвижных игр, применяемых в режиме учебного дня детей младшего школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Гипотеза исследования: мы предположили, что разработанная методика рекреативных занятий с использованием подвижных игр в режиме учебного дня будут способствовать эффективной коррекции и развитию психомоторных и адаптационных способностей детей с нарушением зрения.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы: в области специальной психологии и педагогики Т.А. Власова, К.С. Лебединская, Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова; в области адаптивной физической культуры Е.М. Мастюкова, С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова, Н.Л. Литош; в рекреационном и креативном телесно-ориентированном направлении A.C. Фомин, В.М. Григорьев, Л.В. Шапкова, Л.Д. Назарова, Э. Грёнлюнд, Н.Ю. Оганесян, Е.Ю. Черемнова; в области теории и методики физической культуры В.К. Бальсевич, В.И. Лях, А.М. Максименко, Л.И. Лубышева.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные содержание и методика рекреативных занятий в режиме учебного дня являются эффективными в работе с детьми, имеющими нарушение зрения, и позволяют повысить уровень их психомоторных и адаптационных способностей.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке внеурочных форм занятий в специальных (коррекционных) учреждениях VII вида; в общеобразовательных школах, где имеются дети с трудностями в обучении; для организации физкультурно-оздоровительных занятий в группе продленного дня; а также при подготовке студентов, обучающихся по профилю «физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Адаптивная двигательная рекреация — компонент (вид) адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, раз­влечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.
Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, зат­раченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, инте­ресное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кон­диции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.
2. Наибольший эффект от адаптивной двигательной рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического ком­форта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической меди­цины.
Основная цель адаптивной двигательной рекреации состоит в при­витии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию (прин­цип) гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации.
В ходе работы были сделаны следующие выводы:
– физическое воспитание детей с нарушениями зрения является важной составной частью воспитания, так как оно направлено на всестороннее развитие детей, подготовку их к жизни и труду, формирование двигательных умений и навыков, достижение высокого уровня физической подготовленности, повышение работоспособности.
– под влиянием направленного физического воспитания и применения системы подвижных игр происходит перестройка в двигательном анализаторе, улучшается мышечная работоспособность, нормализуется деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, улучшается функциональное состояние зрения у детей.
– большую роль в профилактике слабовидения и приостановке его прогрессирования играет физическая рекреация, использование подвижных игр, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха детей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключение с обычных видов деятельности на другие.
– физическая рекреация, с применением массовых форм физической культуры, целенаправленного комплексного лечения, для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, под воздействием специально подобранных подвижных игр, массажа, водных и физиотерапевтических процедур, создает оптимальное физическое состояние, обеспечивающее нормальное функционирование человеческого организма.
3. На основании изучения особенностей развития учащихся и определения их уровня физической подготовленности для учащихся была разработана методика занятий подвижными играми различной направленности во внеурочные занятия у учащихся младших классов в соответствии медико-педагогическими задачами. Разработанная методика занятий подвижными играми различной направленности была применена в процессе внеурочных занятий. Подвижные игры подбирались с учетом функциональных возможностей, уровня физической подготовленности учащихся.
Игра должна соответствовать возрасту детей, их физическому развитию и тем навыкам, которыми они владеют.
При выборе подвижных игр педагог, прежде всего, должен четко уяснить себе цель проведения намечаемой игры, определить, какие задачи решаются в игре, почувствовать все игровые ситуации.
Следует соблюдать преемственность между возрастными группами и сложностью этих игр. При этом мастерство педагога и его опыт должны влиять на воспитание творческих способностей детей в каждой конкретной игре.
На основании показателей физического развития младших школьников имеющих нарушения зрения, была разработана система подвижных игр на уроках физкультуры, позволяющая улучшить показатели быстроты, силы, гибкости и скоростно-силовых качеств.
Выбор этих подвижных игр был обоснован возрастными особенностями детей и в соответствии с поставленной целью.
При организации и проведении занятий со слепыми и слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясанием тела и наклонным положением головы.
4. Проведение системы подвижных игр на уроках физической культуры способствовало тому, что у детей повысилась сила и скорость двигательных действий, изменился уровень общей выносливости и координационных способностей в лучшую сторону.
Исследование показало, что уровень физической подготовки детей стал более высоким. Так, в тесте бег на месте за 5 секунд прирост частоты движения составил 1 движение (10%), в прыжках в длину 3 см (3%), в отжиманиях 2 движения (20%), в наклонах туловища вперед 0,1 см (30%), а это дает предпосылки к эффективному использованию средств и методов физической культуры для целенаправленного воздействия на организм детей с нарушениями зрения.


1. Азарян Р.Н. Педагогические исследования влияния многолетних занятий физической культурой и спортом на развитие и воспитание слепых и слабовидящих школьников. М., 2013.
2. Аксенова О.Э, Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. Под редакцией С.П. Евсеева. М., 2014.
3. Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: АФК. М., 2013.
4. Выдрин В.М. Физическая рекреация-вид физической культуры.2014
5. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах. Ростов/Дон, 2012. 283 с.
6. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2011. 135 с. 
7. Горошников Е.Н, Иванов М.М. Спортивные игры для слепых. М., 2012.
8. Гудонис В. Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения / Гудонис В., Баркаускайте М.// Дефектология. 2006. №3. С. 78. 82 с.
9. Демирчоглян Г.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. М., 2014.
10. Демирчоглян Г.Г, Демирчоглян А.Г. Физическая культура инвалидов. М., 2013.
11. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура. М., 2014.
12. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики. М., 2013.
13. Зальцман А. М. К вопросу о возможности интегрированного обучения незрячего ребенка в современной ситуации / Зальцман А. М.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. № 5. С. 1417.
14. Зарубина И. Н. Опыт и проблемы обучения детей с глубоким нарушением зрения в массовых школах / Зарубина И. Н.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. № 5. С. 4. 13.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс,2010. 480с....30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ