МЕТОДИКА РЕКРЕАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
|
Только Word
Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты адаптивной двигательной рекреации6
1.1 Понятие адаптивная двигательная рекреация 6
1.2 Организация адаптивной двигательной рекреации 12
1.3 Основные функции двигательной рекреации 19
Глава 2 Методика игровой деятельности детей с нарушениями зрения в адаптивной двигательной рекреации как органической части физической культуры и ее экспериментальное обоснование 23
2.1 Характеристика детей с нарушением зрения 23
2.1.1 Зрительные дисфункции у детей школьного возраста 27
2.1.2 Особенности психического развития детей с нарушением зрения
2.1.3 Особенности физического развития и двигательных нарушений 41
2.2 Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения 46
Глава 3 Экспериментальное обоснование методики игровой деятельности в адаптивной двигательной рекреации 63
3.1 Система подвижных игр для детей с нарушениями зрения на уроках физической культуры 65
3.2 Результаты педагогического исследования 69
ВЫВОДЫ 72
Список использованных источников 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты адаптивной двигательной рекреации6
1.1 Понятие адаптивная двигательная рекреация 6
1.2 Организация адаптивной двигательной рекреации 12
1.3 Основные функции двигательной рекреации 19
Глава 2 Методика игровой деятельности детей с нарушениями зрения в адаптивной двигательной рекреации как органической части физической культуры и ее экспериментальное обоснование 23
2.1 Характеристика детей с нарушением зрения 23
2.1.1 Зрительные дисфункции у детей школьного возраста 27
2.1.2 Особенности психического развития детей с нарушением зрения
2.1.3 Особенности физического развития и двигательных нарушений 41
2.2 Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения 46
Глава 3 Экспериментальное обоснование методики игровой деятельности в адаптивной двигательной рекреации 63
3.1 Система подвижных игр для детей с нарушениями зрения на уроках физической культуры 65
3.2 Результаты педагогического исследования 69
ВЫВОДЫ 72
Список использованных источников 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Актуальность исследования. В сложных социально-экономических условиях современного российского общества наибольшие трудности испытывают дети, имеющие нарушения в развитии. Поиск и разработка технологий организации их активного отдыха, досуга, развитие и коррекция нарушений двигательной и эмоционально-волевой сферы являются сегодня наиболее актуальными.
Адаптивная двигательная рекреация - компонент (вид) адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворять потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия в общении.
Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.
Наибольший эффект от адаптивной двигательной рекреации следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.
Характерными чертами являются свобода выбора средств и партнеров, переключение на другие виды деятельности, широта контактов, самоуправление, игровая деятельность, удовольствие от движения.
В случае приобретенной инвалидности или тяжелого заболевания адаптивная двигательная рекреация может и должна стать первым этапом, первым шагом в направлении снятия стресса и приобщении к адаптивной физической культуре.
Подвижные игры остаются самым любимым и востребованным средством двигательной активности детей, которое чаще всего применяют во внеурочное время учителя начальной школы, но реализуют по принципу «движение - это здоровье!», без учета уровня их функционального и психомоторного состояния.
Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности содержания и методики рекреативных занятий в режиме учебного дня детей с нарушением зрения.
Объект исследования - адаптивное физическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - содержание и методика рекреативных занятий с использованием подвижных игр, направленные на коррекцию и развитие психомоторных и адаптационных способностей детей с нарушением зрения.
Задачи исследования:
1. Изучить проблемы содержания адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.
2. Выявить особенности адаптационных и психомоторных способностей детей, имеющих нарушение зрения.
3. Разработать методику и обосновать содержание рекреативных занятий с использованием подвижных игр в режиме учебного дня детей с нарушением зрения.
4. Определить эффективность разработанной методики и содержания рекреативных занятий с использованием подвижных игр, применяемых в режиме учебного дня детей младшего школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Гипотеза исследования: мы предположили, что разработанная методика рекреативных занятий с использованием подвижных игр в режиме учебного дня будут способствовать эффективной коррекции и развитию психомоторных и адаптационных способностей детей с нарушением зрения.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы: в области специальной психологии и педагогики Т.А. Власова, К.С. Лебединская, Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова; в области адаптивной физической культуры Е.М. Мастюкова, С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова, Н.Л. Литош; в рекреационном и креативном телесно-ориентированном направлении A.C. Фомин, В.М. Григорьев, Л.В. Шапкова, Л.Д. Назарова, Э. Грёнлюнд, Н.Ю. Оганесян, Е.Ю. Черемнова; в области теории и методики физической культуры В.К. Бальсевич, В.И. Лях, А.М. Максименко, Л.И. Лубышева.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные содержание и методика рекреативных занятий в режиме учебного дня являются эффективными в работе с детьми, имеющими нарушение зрения, и позволяют повысить уровень их психомоторных и адаптационных способностей.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке внеурочных форм занятий в специальных (коррекционных) учреждениях VII вида; в общеобразовательных школах, где имеются дети с трудностями в обучении; для организации физкультурно-оздоровительных занятий в группе продленного дня; а также при подготовке студентов, обучающихся по профилю «физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья».
Адаптивная двигательная рекреация - компонент (вид) адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворять потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия в общении.
Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.
Наибольший эффект от адаптивной двигательной рекреации следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.
Характерными чертами являются свобода выбора средств и партнеров, переключение на другие виды деятельности, широта контактов, самоуправление, игровая деятельность, удовольствие от движения.
В случае приобретенной инвалидности или тяжелого заболевания адаптивная двигательная рекреация может и должна стать первым этапом, первым шагом в направлении снятия стресса и приобщении к адаптивной физической культуре.
Подвижные игры остаются самым любимым и востребованным средством двигательной активности детей, которое чаще всего применяют во внеурочное время учителя начальной школы, но реализуют по принципу «движение - это здоровье!», без учета уровня их функционального и психомоторного состояния.
Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности содержания и методики рекреативных занятий в режиме учебного дня детей с нарушением зрения.
Объект исследования - адаптивное физическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - содержание и методика рекреативных занятий с использованием подвижных игр, направленные на коррекцию и развитие психомоторных и адаптационных способностей детей с нарушением зрения.
Задачи исследования:
1. Изучить проблемы содержания адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.
2. Выявить особенности адаптационных и психомоторных способностей детей, имеющих нарушение зрения.
3. Разработать методику и обосновать содержание рекреативных занятий с использованием подвижных игр в режиме учебного дня детей с нарушением зрения.
4. Определить эффективность разработанной методики и содержания рекреативных занятий с использованием подвижных игр, применяемых в режиме учебного дня детей младшего школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Гипотеза исследования: мы предположили, что разработанная методика рекреативных занятий с использованием подвижных игр в режиме учебного дня будут способствовать эффективной коррекции и развитию психомоторных и адаптационных способностей детей с нарушением зрения.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы: в области специальной психологии и педагогики Т.А. Власова, К.С. Лебединская, Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова; в области адаптивной физической культуры Е.М. Мастюкова, С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова, Н.Л. Литош; в рекреационном и креативном телесно-ориентированном направлении A.C. Фомин, В.М. Григорьев, Л.В. Шапкова, Л.Д. Назарова, Э. Грёнлюнд, Н.Ю. Оганесян, Е.Ю. Черемнова; в области теории и методики физической культуры В.К. Бальсевич, В.И. Лях, А.М. Максименко, Л.И. Лубышева.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные содержание и методика рекреативных занятий в режиме учебного дня являются эффективными в работе с детьми, имеющими нарушение зрения, и позволяют повысить уровень их психомоторных и адаптационных способностей.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке внеурочных форм занятий в специальных (коррекционных) учреждениях VII вида; в общеобразовательных школах, где имеются дети с трудностями в обучении; для организации физкультурно-оздоровительных занятий в группе продленного дня; а также при подготовке студентов, обучающихся по профилю «физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья».
1. Адаптивная двигательная рекреация — компонент (вид) адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.
Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.
2. Наибольший эффект от адаптивной двигательной рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.
Основная цель адаптивной двигательной рекреации состоит в привитии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию (принцип) гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации.
В ходе работы были сделаны следующие выводы:
– физическое воспитание детей с нарушениями зрения является важной составной частью воспитания, так как оно направлено на всестороннее развитие детей, подготовку их к жизни и труду, формирование двигательных умений и навыков, достижение высокого уровня физической подготовленности, повышение работоспособности.
– под влиянием направленного физического воспитания и применения системы подвижных игр происходит перестройка в двигательном анализаторе, улучшается мышечная работоспособность, нормализуется деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, улучшается функциональное состояние зрения у детей.
– большую роль в профилактике слабовидения и приостановке его прогрессирования играет физическая рекреация, использование подвижных игр, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха детей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключение с обычных видов деятельности на другие.
– физическая рекреация, с применением массовых форм физической культуры, целенаправленного комплексного лечения, для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, под воздействием специально подобранных подвижных игр, массажа, водных и физиотерапевтических процедур, создает оптимальное физическое состояние, обеспечивающее нормальное функционирование человеческого организма.
3. На основании изучения особенностей развития учащихся и определения их уровня физической подготовленности для учащихся была разработана методика занятий подвижными играми различной направленности во внеурочные занятия у учащихся младших классов в соответствии медико-педагогическими задачами. Разработанная методика занятий подвижными играми различной направленности была применена в процессе внеурочных занятий. Подвижные игры подбирались с учетом функциональных возможностей, уровня физической подготовленности учащихся.
Игра должна соответствовать возрасту детей, их физическому развитию и тем навыкам, которыми они владеют.
При выборе подвижных игр педагог, прежде всего, должен четко уяснить себе цель проведения намечаемой игры, определить, какие задачи решаются в игре, почувствовать все игровые ситуации.
Следует соблюдать преемственность между возрастными группами и сложностью этих игр. При этом мастерство педагога и его опыт должны влиять на воспитание творческих способностей детей в каждой конкретной игре.
На основании показателей физического развития младших школьников имеющих нарушения зрения, была разработана система подвижных игр на уроках физкультуры, позволяющая улучшить показатели быстроты, силы, гибкости и скоростно-силовых качеств.
Выбор этих подвижных игр был обоснован возрастными особенностями детей и в соответствии с поставленной целью.
При организации и проведении занятий со слепыми и слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясанием тела и наклонным положением головы.
4. Проведение системы подвижных игр на уроках физической культуры способствовало тому, что у детей повысилась сила и скорость двигательных действий, изменился уровень общей выносливости и координационных способностей в лучшую сторону.
Исследование показало, что уровень физической подготовки детей стал более высоким. Так, в тесте бег на месте за 5 секунд прирост частоты движения составил 1 движение (10%), в прыжках в длину 3 см (3%), в отжиманиях 2 движения (20%), в наклонах туловища вперед 0,1 см (30%), а это дает предпосылки к эффективному использованию средств и методов физической культуры для целенаправленного воздействия на организм детей с нарушениями зрения.
Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.
2. Наибольший эффект от адаптивной двигательной рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.
Основная цель адаптивной двигательной рекреации состоит в привитии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию (принцип) гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации.
В ходе работы были сделаны следующие выводы:
– физическое воспитание детей с нарушениями зрения является важной составной частью воспитания, так как оно направлено на всестороннее развитие детей, подготовку их к жизни и труду, формирование двигательных умений и навыков, достижение высокого уровня физической подготовленности, повышение работоспособности.
– под влиянием направленного физического воспитания и применения системы подвижных игр происходит перестройка в двигательном анализаторе, улучшается мышечная работоспособность, нормализуется деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, улучшается функциональное состояние зрения у детей.
– большую роль в профилактике слабовидения и приостановке его прогрессирования играет физическая рекреация, использование подвижных игр, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха детей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключение с обычных видов деятельности на другие.
– физическая рекреация, с применением массовых форм физической культуры, целенаправленного комплексного лечения, для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, под воздействием специально подобранных подвижных игр, массажа, водных и физиотерапевтических процедур, создает оптимальное физическое состояние, обеспечивающее нормальное функционирование человеческого организма.
3. На основании изучения особенностей развития учащихся и определения их уровня физической подготовленности для учащихся была разработана методика занятий подвижными играми различной направленности во внеурочные занятия у учащихся младших классов в соответствии медико-педагогическими задачами. Разработанная методика занятий подвижными играми различной направленности была применена в процессе внеурочных занятий. Подвижные игры подбирались с учетом функциональных возможностей, уровня физической подготовленности учащихся.
Игра должна соответствовать возрасту детей, их физическому развитию и тем навыкам, которыми они владеют.
При выборе подвижных игр педагог, прежде всего, должен четко уяснить себе цель проведения намечаемой игры, определить, какие задачи решаются в игре, почувствовать все игровые ситуации.
Следует соблюдать преемственность между возрастными группами и сложностью этих игр. При этом мастерство педагога и его опыт должны влиять на воспитание творческих способностей детей в каждой конкретной игре.
На основании показателей физического развития младших школьников имеющих нарушения зрения, была разработана система подвижных игр на уроках физкультуры, позволяющая улучшить показатели быстроты, силы, гибкости и скоростно-силовых качеств.
Выбор этих подвижных игр был обоснован возрастными особенностями детей и в соответствии с поставленной целью.
При организации и проведении занятий со слепыми и слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясанием тела и наклонным положением головы.
4. Проведение системы подвижных игр на уроках физической культуры способствовало тому, что у детей повысилась сила и скорость двигательных действий, изменился уровень общей выносливости и координационных способностей в лучшую сторону.
Исследование показало, что уровень физической подготовки детей стал более высоким. Так, в тесте бег на месте за 5 секунд прирост частоты движения составил 1 движение (10%), в прыжках в длину 3 см (3%), в отжиманиях 2 движения (20%), в наклонах туловища вперед 0,1 см (30%), а это дает предпосылки к эффективному использованию средств и методов физической культуры для целенаправленного воздействия на организм детей с нарушениями зрения.





