Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМА ВЫБОРА ПУТИ ДВИЖЕНИЯ МЕЖДУ КОНТРОЛЬНЫМИ ПУНКТАМИ

Работа №151722

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы53
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. общая характеристика спортивного ориентирования 6
1.1 Спортивное ориентирование как вид спорта 6
1.2 Методика оценки технико-тактической подготовленности в спортивном ориентировании 10
1.3 Картографический метод исследования в спортивном ориентировании 14
1.4 Особенности технико-тактических действий при выборе пути движения на дистанциях заданного направления 22
ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования 31
2.1 Задачи исследования 31
2.2 Методы исследования 31
2.3 Организация педагогического исследования 36
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 37
3.1 Изучение соревновательной деятельности в беговых видах спортивного ориентирования 37
3.2 Изучение и анализ технико-тактического выбора пути движения между контрольными пунктами спортсменами различной квалификации, специализирующимися в беговых видах ориентирования 40
ВЫВОДЫ 45
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 53

Актуальность темы. Спортивное ориентирование является специфическим видом спорта, где взаимосвязаны физические и умственные способности, направленные на решение тактических и технических задач. Решение этих задач, в первую очередь, связано с выбором пути движения между контрольными пунктами на дистанции. А выбор пути движения связан с индивидуальным творчеством спортсмена и обусловлен психофизиологическими особенностями, технико-тактической и физической подготовленностью. Оптимальный вариант пути движения должен быть проходимым за минимальное время, простым, надёжным и целесообразным. На практике зачастую встречаются типичные ошибки в выборе пути, связанные с переоценкой своих сил, спешкой и неумением управлять произвольным вниманием на трассе ориентирования, отсутствием привязки, с которой спортсмен намеревается брать контрольный пункт, нецелесообразностью выбранных технических приёмов, превышением оптимальной скорости движения. Выбор пути – одна из сложнейших задач на трассах ориентирования в заданном направлении. Содержательная дистанция всегда представляет участникам соревнования несколько вариантов движения на этапе: азимутальный и с выбором пути движения по просекам, тропинкам, кромкам леса, гидросети и т.д.
В последнее время спортивное ориентирование становится более «техничным» и скоростным, в связи с этим, постоянно должен расти и уровень подготовленности спортсмена. Уже недостаточно иметь отличную физическую подготовленность для того, чтобы показать высокие результаты. В настоящее время значительное внимание уделяют развитию технико-тактического мастерства. Наиболее важным для спортсмена-ориентировщика является умение выбрать оптимальный путь движения. Спортсмен, допустивший хотя бы одну ошибку при выборе пути движения, на высокий результат может и не рассчитывать. Поэтому в настоящее время всё большее внимание стали уделять повышению технико-тактического уровня, когда ведётся работа по анализу дистанций, и допущенных ошибок.
Итак, выбрать путь движения – значит дать качественную оценку всем элементам карты по направлению к району контрольного пункта и, на основе сделанного анализа, выделить наиболее выгодные ориентиры, определить способ движения, позволяющий с меньшими затратами сил и времени выполнить на местности поставленную задачу. Из этого следует, что при оптимальном выборе пути движения повышается результативность соревновательной деятельности.
Однако вопросам выбора пути движения на заданном направлении в соревнованиях по спортивному ориентированию отводится очень мало внимания. Поэтому данное исследование будет иметь актуальное значение.
Цель исследования. На основе анализа научно-исследовательской и методической литературы, а также отечественного опыта работы тренерско-преподавательского состава детско-юношеских спортивных школ педагогически обосновать и методически показать пути оптимизации тактической подготовленности квалифицированных спортсменов-ориентировщиков на основе формирование алгоритма выбора пути движения по дистанции.
Объект исследования является процесс соревновательной деятельности спортсменов-ориентировщиков различной квалификации.
Предмет исследования являются технико-тактические действия при выборе пути движения между контрольными пунктами на дистанциях заданного направления в беговых видах спортивного ориентирования.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что применение эффективных алгоритмов выбора пути движения на дистанциях заданного направления будет способствовать оптимизации тактической подготовленности и повышению результативности соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов-ориентировщиков.
Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе педагогического исследования, могут быть использованы при освоении и совершенствовании техническо-тактической действий, как в группах начальной подготовки при обучении основам спортивного ориентирования и в учебно-тренировочных группах, так и в группах спортивного совершенствования детско-юношеских спортивных школ и сборных командах различного уровня для оптимизации и повышения эффективности спортивной результативности и управления учебно-тренировочным и соревновательным процессами.
Положения выносимые на защиту. Оптимизация тактической подготовленности квалифицированных спортсменов-ориентировщиков на основе выбора пути движения между контрольными точками.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа общим объемом в 56 машинописных страниц, содержит введение, три главы включает в себя 4 таблицы, выводы, приложение и список использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования, в соответствии с поставленными задачами, в работе были сделаны следующие выводы:
1. Выявлено, что при преодолении классической дистанции заданного направления квалифицированные спортсмены-ориентировщики в качестве ведущего способа ориентирования используют бег с точным чтением карты (59,7%). Далее, в порядке убывания, следуют: бег по линейным ориентирам (31%); бег по азимуту с чтением карты (6,9%); бег по точному азимуту (0,6%); по направлению (1,8%).
2. В ходе педагогических исследований установлено, что у спортсменов-ориентировщиков разрядов МС и КМС коэффициент удлинения дистанции составляет 1,106. При выборе пути они основываются, как правило, на таком алгоритме, как выбор точки КП, привязки, а затем варианта движения на привязки (74,8%). Выбор пути на основе алгоритма: вариант движения до привязки, с привязки на КП используют меньшее количество спортсменов высокой квалификации (25,2%). На выбор оптимального варианта пути движения у спортсменов высокой квалификации уходит 2,3±1,1 секунды. При реализации варианта пути движения 94,6% спортсменов не меняют своё решение, если вариант оказался неудачным, и лишь 5,4% меняют решение.
3. Исследования показали, что у спортсменов II-III разряда коэффициент удлинения дистанции составляет 1,365, а у спортсменов I разряда этот показатель составляет 1,201, что значительно больше, чем у спортсменов более высокой квалификации. Спортсмены II-III разрядов в 94,3% случаев используют выбор пути на основе алгоритма: вариант движения до привязки, с привязки на КП. Спортсмены I разряда используют данный приём реже, лишь в 86,7% случаев. Такой технико-тактический приём, как выбор пути на основе алгоритма: точка КП, привязка, вариант движения, спортсмены II-III разрядов
используют в 5,7% случаев, а спортсмены I разряда в 13,3%, что говорит о повышении их технико-тактической подготовленности. В ходе исследования было выявлено, что в среднем спортсмены-ориентировщики при выборе оптимального пути затрачивают 5,1±1,2 с, в зависимости от уровня подготовленности.


1. Агальцов В.Н. Факторы, обуславливающие успешность обучения и их связь с соревновательной результативностью у начинающих ориентировщиков / В.Н. Агальцов, В.А. Ботух, Г.Г. Нугманов // Тез. докл. 41 науч. конф. по итогам работы за 1989 год. – Омск: ОГИФК,1990. – С.104-105.
2. Акимов В.Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика / В.Г. Акимов. Минск: Полымя, 1987. – 176 с.
3. Акимов В.Г. Спортивное ориентирование / В.Г. Акимов, А.А. Кудряшов. Минск: Полымя, 1997. – 96 с.
4. Васильев Н.Д. Взаимосвязь физической и технической подготовки в спортивном ориентировании / Н.Д. Васильев, И.И. Столов // Теория и практика физической культуры. – 1985. – № 11. – С. 9-12.
5. Васильев Н.Д. Спортивное ориентирование: учебное пособие / Н.Д. Васильев. Волгоград: ВГИФК, 1983. – 197 с.
6. Воронов Ю.С. Основы научно-методической деятельности в спортивном ориентировании: учебное пособие / Ю.С. Воронов, З.В. Васильева. Смоленск: СГИФК, 2001. – 74 с.
7. Воронов Ю.С. Эффективность технико-тактической деятельности высоко - квалифицированных ориентировщиков при преодолении соревновательной дистанции / Ю.С. Воронов // Вопросы совершенствования тренировочного процесса в лыжных гонках и спортивном ориентировании: сб. науч. тр. Смоленск: СГИФК, 2002. – С. 14-21.
8. Воронов Ю.С. Комплексный педагогический контроль в управлении подготовкой юных квалифицированных спортсменов-ориентировщиков / Ю.С. Воронов // Спорт. Олимпизм. Гуманизм: межвуз. сб. науч. тр. Смоленск: СГИФК, 2003. – С. 26-30.
9. Воронов Ю.С. Основы многолетней подготовки юных ориентировщиков / Ю.С. Воронов // Теория и практика физической культуры. – 2003. – №3. – С. 48-51.
10. Воронов Ю.С. Повышение эффективности технико-тактической подготовки ориентировщиков с учётом возрастной структуры соревновательной деятельности / Ю.С. Воронов // Теоретико-методические проблемы физической культуры и спорта: материалы Всерос. науч.-практ. конф. посвящённой 55-летию Смоленского ГИФК. Смоленск: СГАФКСТ, 2005. – С. 220-225.
11. Воронов Ю.С. Картографический метод исследования в спортивном ориентировании: учебное пособие / Ю.С. Воронов. Смоленск: СГАФКСТ, 2007. – 33 с.
12. Воронов Ю.С. Применение метода семантического дифференциала при изучении технического совершенства соревновательных дистанций в беговых видах спортивного ориентирования / Ю.С. Воронов // Проблемы физической культуры и спорта в современных условиях: межвуз. сб. науч. тр. Смоленск: СГАФКСТ, 2010. – Вып. 2. – С. 20-26.
13. Вяткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: учебное пособие / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук, Д.Н. Немытов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
14. Гмурман Е.В. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие для вузов / Е.В. Гмурман М.: Высшая школа, 2003. – 253 с.
15. Жигун Е.Е. Формирование технико-тактической подготовленности юных ориентировщиков на основе моделирования различных соревновательных дистанций: дисс. … канд. пед. наук / Жигун Екатерина Евгеньевна. Смоленск: СГАФКСТ, 2010. – 198 с....39


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ