МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию 9
1.1 Содержание понятия «познавательная активность» в психолого-педагогическом контексте 9
1.2 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста при
формировании познавательной активности 17
1.3 Возможности непосредственной образовательной деятельности по
познавательному развитию в формировании познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста 24
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной
активности у детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию 29
2.1 Диагностика сформированности познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста 29
2.2 Методы работы педагога по формированию познавательной активности у
детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию 35
2.3 Оценка эффективности формирования познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию 40
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А Результаты исследования сформированности познавательной активности (первичная диагностика) 54
Приложение Б Календарно-тематическое планирование НОД по познавательному развитию в подготовительной группе (познавательно - исследовательская деятельность) 58
Приложение В Результаты исследования сформированности познавательной активности (повторная диагностика) 68
Актуальность данной работы заключается в том, что процесс формирования познавательной активности дошкольников является одной из ключевых задач в нашем обществе. В условиях стремительного развития техники и науки актуальность данной темы не вызывает сомнений.
Важно воспитывать членов общества, которые будут мыслить творчески, готовы к новым вызовам и идеям. Средства производства становятся всё более сложными, и нужно уделять особое внимание функциональным возможностям и познавательным способностям человека в ходе его развития.
В нашей стране наблюдается острый дефицит кадров высокого уровня подготовки, обладающих развитым аналитическим мышлением, способных обеспечить подъём инновационных высокотехнологичных производств. Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с детства.
Согласно части первой статьи 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование отвечает за формирование общей культуры, развитие духовных, физических, интеллектуальных и эстетических качеств, а также подготавливает основу для будущей образовательной деятельности [35].
Одной из приоритетных задач в области воспитания детей, которая определена «Стратегией развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года», является создание условий для развития у личности соответствующих знаний, умений, навыков и способностей, необходимых в современном обществе. Важной задачей Российской Федерации в сфере образования является формирование личности, способной реализовать свой потенциал в соответствии с требованиями современных социальных процессов. [29].
Речь идёт о том, что отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности, начинают формироваться в дошкольном возрасте [16].
Для достижения целей дошкольного образования, установленных в ФГОС, необходимо создание специальных методик, позволяющих добиться положительных результатов в обучении детей. Также воспитателям необходимо проявлять максимальную гибкость и адаптивность при учёте различных индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Именно такой подход помогает достичь высоких результатов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста [35].
Для системы дошкольного образования ключевым звеном является не только образовательный процесс, но и его воспитательная составляющая. Основной целью образовательного процесса является наиболее эффективное развитие интеллектуального потенциала ребёнка, в том числе формирование познавательной активности. Поэтому проблема формирования этой активности является одной из важнейших задач системы дошкольного образования.
Существуют разнообразные методы, способы и технологии, применяемые в процессе формирования познавательной активности детей дошкольного возраста: экспериментально-исследовательская деятельность, проектная деятельность, экскурсии, чтение художественной литературы, игровая деятельность, досуговые мероприятия, беседы и другие.
В современном образовании большое значение имеет непосредственная образовательная деятельность, которая способствует развитию познавательных способностей у детей. Привычные занятия уходят на второй план, а основным занятием становится игра. Это даёт возможность включать в процесс обучения различные формы работы с детьми, такие, как ИКТ, проектная деятельность, проблемно-познавательные ситуации и другие, усиливающие интеграцию образовательных областей. Каждая из этих форм вносит существенный вклад в формирование познавательной деятельности ребёнка в дошкольном возрасте.
Теоретические и практические аспекты настоящей выпускной квалификационной работы подчёркивают её актуальность в настоящее время.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно- экспериментальным путём доказать эффективность организации непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в формировании познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: при соблюдении ряда условий мы ожидаем, что организация учебной деятельности, направленной на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста, будет способствовать формированию их познавательной активности. Важно поддерживать оптимальный уровень сложности заданий и игр, использовать интересные и разнообразные материалы, создавать атмосферу взаимодействия и поддержки между детьми и взрослыми, также важно соблюдать следующие условия:
- подобраны эффективные методы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста;
- составлено календарно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе;
- разработаны конспекты НОД по познавательному развитию.
Объект исследования: формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию как условие формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание понятия «познавательная активность» в психолого-педагогическом контексте.
2. Определить особенности развития детей старшего дошкольного возраста при формировании познавательной активности.
3. Охарактеризовать возможности непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в формировании познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить уровень сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Организовать работу по формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию.
6. Провести анализ результатов экспериментальной работы по формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию.
В работе были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, тезирование;
- эмпирические: экспериментальный с использованием методик: «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова), «Отгадай предмет» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина), «Два домика» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина), «Опиши картинку» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина);
- интерпретационные: количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Методологическую основу работы составляют исследования, посвящённые формированию познавательной активности у детей дошкольного возраста: Ю. Ю. Березина, Т. П. Василискин, О. В. Дыбина, Т. С. Комарова, Г. И. Щукина, В. В. Щетинина [6], [7], [10;11], [15], [44], [42; 43].
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Подтесовский детский сад № 28 «Родничок». В исследовании приняли участие 20 детей 6 - 7 лет.
Практическая значимость. Разработанные методические рекомендации по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста имеют большую практическую значимость. Они могут быть применены как педагогами дошкольного образования, так и родителями в образовательной деятельности, направленной на познавательное развитие детей. Кроме того, студенты могут использовать материал для подготовки к занятиям и написанию научных работ.
Апробация материалов исследования: подготовлена и опубликована научная статья «Методы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию» в сборнике по материалам международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы», 2023.
Исследование проводилось с октября 2022 года по май 2023 года.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (45 наименований) и 3 приложений. В работе содержится 13 рисунков и 4 таблицы. Общий объём работы составляет 71 страницу.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В рамках данного исследования было принято определение, данное Т. П. Василискиным: познавательная активность - это интегративное качество личности, которое порождается потребностью в познании. Она проявляется в готовности к поисковой деятельности, в стремлении к самостоятельности, в мотивации к исследованию окружающей действительности для последующей творческой реализации приобретённых знаний и умений.
Огромная роль в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста принадлежит непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию. Главная особенность данной деятельности заключается в том, что она является целенаправленной. Следовательно, педагог может организовывать, планировать и в определенной мере контролировать ход формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Она целенаправленна и позволяет не только организовывать, но и контролировать процесс формирования познавательной активности. Кроме того, эта деятельность осуществляется в системе, обеспечивающей системность накопления знаний и умений у старших дошкольников.
Базой экспериментального исследования по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста выступило МБДОУ «Подтёсовский детский сад № 28 «Родничок». В исследовании приняли участие 20 детей возрастной категории 6-7 лет. В качестве диагностического инструментария использованы методики: «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова), «Отгадай предмет» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина), «Два домика» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина), «Опиши картинку» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина). По итогам проведённого исследования у 23,75% детей диагностирован высокий уровень развития познавательной активности, у 41,25 % детей - средний уровень, у 35% детей - низкий уровень.
Следующим этапом работы стал подбор эффективных методов развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, составление тематического планирование непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе, разработка конспектов НОД по познавательному развитию и апробация их с детьми подготовительной группы. В своей работе мы сделали акцент на познавательно-исследовательской деятельности и использовали словесные, наглядные, практические и игровые методы.
С целью проверки эффективности проведенной работы организована контрольная диагностика. Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике: число детей с высоким уровнем развития познавательной активности увеличилось на 18,75%, число детей со средним развития познавательной активности уровнем увеличилось на 6,25%, число детей с низким уровнем развития познавательной активности снизилось на 25%.
Таким образом, познавательная активность детей старшего дошкольного возраста увеличилась благодаря методам, применяемым в процессе непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию. Это позволяет заключить, что эти методы оказывают положительное влияние на развитие детей.
Гипотеза исследования нашла своё подтверждение. Цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Аббасова, Л. И. Психолого - педагогические основы познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста / Л. И. Аббасова, Н. П. Малярова // Международный научный обзор. - 2019. - № 15. - С. 65 - 67.
2. Аверкина, Ю. С. Формирование в процессе обучения познавательной активности и познавательных интересов / Ю. С. Аверкина, А. В. Власов, Е. Н. Миронова // Кант. - 2018. - № 3 (28). - С. 6 - 10.
3. Акулова, О. В. Педагогическая технология ответов на детские вопросы как условие развития познавательной активности дошкольников / О. В. Акулова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2022. - Т. 17. - № 2. - С. 85 - 94.
4. Алябушева, Г. В. Развитие познавательных интересов младших
школьников в проектной деятельности ресурсов : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 /
Алябушева Г алина Васильевна. - Москва, 2011. - 26 с.
5. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Москва : Питер, 2010. - 282 с.
6. Березина, Ю. Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Березина Юлия Юрьевна. - Москва, 2014. - 22 с.
7. Василискин, Т. П. Педагогические условия развития познавательного интереса детей дошкольного возраста по системе Марии Монтессори : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Василискин Тимофей Павлович. - Казань, 2021. - 29 с.
Вербицкий, А. А. Познавательный интерес в контекстной образовательной среде / А. А. Вербицкий // Вестник Московского университета. Серия 20 : Педагогическое образование. - 2014. - № 4. - С. 40 - 51.
8. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка // Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - Москва : Смысл, 2004. - 22 с.
9. Дыбина, О. В. Педагогическая поддержка развития познавательной активности у детей 6-7 лет в процессе исследовательской деятельности / О. В. Дыбина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 2. - С. 55 - 58.
10. Дыбина, О. В. Формирование у детей 6 - 7 лет основ культуры познания в процессе познавательно-исследовательской деятельности / О. В. Дыбина // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 123 - 126.
11. Жуйкова, Т. П. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста / Т. П. Жуйкова // Коллоквиум журнал. - 2020. - № 32. - С. 60 - 63.
12. Иванова, А. В. Формирование познавательного интереса младших
школьников при обучении информатике с использованием электронных образовательных ресурсов : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Иванова Ангелина
Валерьевна. - Москва, 2013. - 25 с.
13. Каменева, И. Ю. К проблеме познавательного интереса в личностно ориентированном образовательном процессе / И. Ю. Каменева // Мир науки. - 2018. - Т. 6. - № 6. - С. 28 - 30.
14. Комарова, Т. С. Роль информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста / Т. С. Комарова, А. С. Москвина, А. Л. Третьяков // Проблемы современного образования. - 2019. - № 1. - С. 143 - 149.
15. Концепция развития дошкольного образования в Красноярском крае на период до 2025 года : Утверждена решением учебно-методического объединения общего образования Красноярского края от 07.07.2022. [Электронный ресурс] URL : (дата обращения 05.05.2023).
16. Кузина, А. Ю. Развитие у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Кузина Анна Юрьевна. - Санкт-Петербург, 2009. - 23 с.
17. Кушнерова, Д. П. Применение ментальных карт для активизации
познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Д. П. Кушнерова // Тенденции развития образования : актуальные вопросы современных исследований: Материалы XVII Всероссийской научно¬
практической конференции (Ростов-на-Дону, 13 октября 2022 года). - Ростов - на - Дону : Изд-во «ФЕНИКС+», 2022. - С. 78 - 80.
18. Кушнерова, Д. П. Информационно-коммуникационные технологии
как средство активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 5.8.2 / Кушнерова Дарья Павловна. -
Челябинск, 2022. - 28 с.
19. Лисина, М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Общение, личность и психика ребенка / под ред. А. Г. Рузской. - Москва : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - С. 227 - 259.
20. Ломаева, М. В. Цифровая лаборатория в познавательном развитии старших дошкольников / М. В. Ломаева, А. Э. Лобовикова // Ученые записки НТГСПИ. Серия : Педагогика и психология. - 2022. - № 1. - С. 8 - 18.
21. Мерзон, Е. Е. Современные мультфильмы как средство познавательного развития ребенка-дошкольника / Е. Е. Мерзон, А. С. Канаева // Молодой ученый. - 2021. - № 5 (347). - С. 343 - 344.
22. Мусс, Г. Н. Современные образовательные технологии и
интерактивные методы обучения как средства познавательного развития дошкольников / Г. Н. Мусс, Е. М. Ольховецкая // Обучение и воспитание в период детства: сборник статей по материалам международного семинара Института дошкольного и начального образования Оренбургского государственного педагогического университета (Оренбург, 17 февраля 2022 года). - Оренбург : Оренбургский государственный педагогический
университет, 2022. - С. 145 - 151.
23. Никитина, Е. Ю. Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Е. Ю. Никитина, Д. П. Кушнерова. - Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. - 182 с.
24. Погожина, И. Н. Проблема внешнедеятельностной детерминации познавательного развития в онтогенезе / И. Н. Погожина, И. И. Ильясов // Вопросы психологии. - 2022. - Т. 68. - № 2. - С. 13 - 25.
25. Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение: стратегии,
познания, помощь, противодействие, конфликт / А. Н. Поддъяков. - Москва : Эребус, 2006. - 205 с.
26. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642 (ред. от 20.05.2022г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». [Электронный ресурс] URL : https://base.garant.ru/71848426/ (дата обращения 05.05.2023).
27. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 (ред. от
21.01.2019г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс] URL :https://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения 05.05.2023).
28. Распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.05.2015г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс] URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения 05.05.2023).
29. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 448 с.
30. Семенова, М. Л. Педагогические средства развития познавательного интереса у старших дошкольников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Марина Леонидовна Семенова. - Челябинск, 2006. - 30 с.
31. Сергеева, М. Г. Развитие познавательной мотивации обучающихся в условиях цифровизации образования / М. Г. Сергеева, Г. Ю. Лесников // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70 - 4. - С. 326 - 331.
32. Соболева, А. В. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в ходе их взаимодействия с воспитателем : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Соболева Анна Володаровна. - Москва, 2004. - 27 с.
33. Соколовская, И. Н. К определению сущности понятия
«познавательный интерес» в педагогике / И. Н. Соколовская, А. А. Кивилева // XIX Царскосельские чтения: Материалы международной научной
конференции, Санкт-Петербург, 21 - 22 апреля 2015 года. - Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2015. -С. 89 - 92.
34. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 28.02.2023 г.) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL : https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 05.05.2023).
35. Ханова, Т. Г. Использование игр-презентаций как средства активизации познавательного интереса дошкольников / Т. Г. Ханова, Ю. В. Афонина // Перспективы науки и образования. - 2017. - № 6. - С. 66 - 69.
36. Хвойнова, В. В. Формирование познавательного интереса детей
старшего дошкольного возраста к английскому языку в процессе игровой деятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Хвойнова Виктория Валерьевна. - Якутск, 2010. - 24 с.
37. Шавшаева, Л. Ю. Развитие познавательного интереса старших дошкольников средствами информационно-коммуникационных технологий / Л. Ю. Шавшаева // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 4 - 2. - С. 348 - 352.
38. Шарычева, М. Э. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры / М. Э. Шарычева, Н. И. Воробьева // СтудНет. - 2020. - № 2. - С. 106 - 109.
39. Шинкарева, Н. А. Педагогические условия развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста в образовательной организации / Н. А. Шинкарева, У. С. Рядовкина // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 3. - С. 40 - 42.
40. Шумовская, А. Г. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) / А. Г. Шумовская, Н. М. Уфилина // СтудНет. - 2020. - № 11. - С. 161 - 175.
41. Щетинина, В. В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников / В. В. Щетинина // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 4. - С. 441 - 444.
42. Щетинина, В.В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.07. - Москва, 2006. - 26 с.
43. Щукина, Г. И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г. И. Щукина. - Москва: Педагогика, 2001. - 351 с.
44. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - Москва: Академия, 2007. - 384 с.