Только Word
Введение 3
Раздел 1. Физическая культура в начальной школе, как педагогический процесс. 5
1.1. Анатомо-физиологические особенности младшего школьного возраста 5
1.2. Цель, задачи физической культуры 9
1.3. Функция и задачи подвижных игр. 12
Раздел 2. Методика проведения подвижных игр в начальной школе. 16
2.1.Методика проведения подвижных игр. 16
2.2.Подвижные игры в начальной школе. 20
Заключение 23
Список литературы: 26
Данная работа посвящена актуальной теме «Методике проведения подвижных игр в начальной школе». В последнее время, наряду с другими проблемами, особую роль в воспитании детей принадлежит физической культуре. Физическое воспитание детей должно осуществляться совместными усилиями семьи, общества и школы, при этом ведущая роль принадлежит школе. Именно в школе закладываются основы физической культуры. Учителя должны иметь достаточное количество знаний, умений и навыков в области физического воспитания детей и методики проведения занятий.
Цель курсовой работы заключается в обосновании применения методики проведения подвижных игр в начальной школе на уроках физической культуры.
Чтобы осуществить заданные цели, у нас есть следующие задачи:
1 Изучить анатомо–физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
2 Изучить методику проведения подвижных игр на уроках физической культуры.
3 Провести отбор подвижных игр для детей младшего школьного возраста.
Объектом данного исследования является – учебно-воспитательный процесс.
Предметом данного исследования является – методика проведения подвижных игр в начальной школе.
Методической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных педагогов.
В основу теоретической базы исследования, я использовала ранее изученные лекции по этой теме, которые нам давали в университете.
Практической базой послужат фрагменты из практики, основанные на личном опыте.
В младшем школьном возрасте продолжается устойчивое, равномерное физическое развитие вплоть до пубертатного скачка роста. Дети не только становятся выше и прибавляют в весе, но эти внешние перемены сопровождаются внутренними органическими изменениями. Продолжается рост и созревание костей скелета, хотя скорость этих процессов различна у разных детей. Мышцы становятся крупнее и сильнее - соответственно увеличиваются физическая сила и выносливость. Начинают более эффективно функционировать лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и сознания. Эти изменения позволяют ребенку включаться во все более сложную, требующую высокой координации движений деятельность.
Физические качества - врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, ловкость и подвижность в суставах (гибкость).
При развитии физических способностей необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В младшем школьном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки.
Существуют две основные формы организации подвижных игр: урочная и внеурочная.
Урочная форма проведения подвижных игр предусматривает непосредственную руководящую роль учителя физической культуры, регулярность занятий с неизменным составом участников, регламентированные содержание и объем игрового материала и его взаимосвязь с организацией, содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, в который включается данная игра.
Подвижные игры, относящиеся к внеурочной форме занятий, подразумевают большую роль организаторов, вожаков из среды самих детей; они организуются, как правило, эпизодически, состав участников может меняться, а игры варьируются по содержанию и объему игрового материала.
Процесс проведения игры очень сложен, зависит не только от возрастных особенностей детей, условий работы, но и от подготовленности детей к коллективным играм, от их настроения, от мастерства руководителя игры. Проведение игры — педагогический процесс, не всегда поддающийся прогнозированию.
Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.
Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.
Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.
В своей работе, опираясь на программу «Физическая культура», мы систематизировали подвижные игры по разделам общеобразовательной программы («Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Гимнастика», «Лыжная подготовка»), которые могут быть включены в уроки физической культуры в начальных классах с целью разнообразия их содержания и помощи педагогам. Из наблюдений за играми детей видно, что огромную потребность в движении они обычно стремятся удовлетворить в играх...
1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб.пособие. - М., 2000.- 420 с.
2. Евсеев. Ю.И. Физическая культура [Текст] : учебное пособие / Ю. И. Евсеев. - 3-е изд. - Ростов н/Д : "Феникс", 2004. - 384 с.
3. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура" [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - М. : Академия, 2004. - 272 с.
4. Жуков М. Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов.-2-е изд., стереотип. [Текст] / Жуков М.Н. - М. : "Академия", 2004. - 160 с.
5. Качашкин В. М. Методика физического воспитания: Учеб. пособие для учащихся школьных пед. Училищ. – 5-е изд., доп. – М.: Просвящение, 1980. – 304 с., ил.
6. Коротков И.М. Подвижные игры в школе. - М., 1979. - 190 с.
7. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. - М., 1999.
8. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДИВОС-ПРЕСС, 2003. – 248С.
9. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет [Текст] : учебник для высших спец. физкультурных учебных заведений / Л.П. Матвеев. - 3-е изд. - СПб. : Лань, 2003. - 160 с. : ил.
10. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальные классы [Текст] / Под общей ред. А.П. Матвеева. - М. : Просвещение, 2003. - 29 с.
11. Сапин М.Р., Брыкина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. - М., 2000,- 190 с.
12. Степанкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2001. - 520 с.
13. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.