Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование познавательных универсальных действий в процессе обучения элементам геометрии школьников 5-6 классов

Работа №151686

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

математика

Объем работы73
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГЕОМЕТРИИ 7
1.1 Понятие познавательных универсальных учебных действий, их структура
и виды 7
1.2 Особенности формирования познавательных универсальных действий при
изучении геометрического материала на уроках математики в 5-6 классах 12
1.3 Геометрическая задача как одно из средств формирования познавательных
учебных действий 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА
ГЕОМЕТРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ 5-6 КЛАССОВ 23
2.1 Анализ содержания геометрического материала в учебниках математики 5-6
классов 23
2.2 Формирование познавательных УУД при изучении геометрического
материала на уроках математики в 5-6 классах 31
2.3 Система геометрических задач, направленная на формирование
познавательных УУД обучающихся 5-6 классов 38
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА 48
3.1 Выявление уровня форсированности познавательных УУД у учащихся 5 классов 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65


Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования.
Оно обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Изучением проблемы развития УУД занимались такие ученые, как: Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев. Универсальные учебные действия делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Особая роль отведена познавательным универсальным учебным действиям, поскольку от их сформированности зависит будущее полноценной и гармонично развитой личности.
Курс геометрии способствует развитию интеллекта обучающихся. В процессе изучения геометрического материала у обучающихся активно развивается логическое и образное мышление, основанное на изучении фигур и их свойств.
Геометрический материал 5-6 классов является пропедевтическим курсом геометрии, а это значит, что на данном этапе закладывается тот необходимый минимум для дальнейшего изучения систематического курса геометрии 7 класса. Недостаточная сформированность понятий и геометрических образов на данном этапе изучения геометрического материала повлечет за собой трудности в его дальнейшем изучении.
Основная цель курса геометрии - всесторонне развить геометрическое мышление обучающихся 5-6 классов при помощи наглядности геометрического материала. А задача учителя состоит в грамотной организации образовательного процесса.
Однако проблема формирования познавательных учебных действий на уроках математики не нашла своего отражения в исследованиях последних лет, хотя математика является одним из основных предметов в школе и обеспечивает изучение других дисциплин.
Таким образом, следует выделить наличие противоречия между необходимостью преобразования процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников и недостатком научнообоснованных методических рекомендаций по формированию познавательных универсальных учебных действий школьников на геометрическом материале.
Все вышесказанное и определяет актуальность темы данного исследования:
«Формирование познавательных универсальных действий в процессе обучения элементам геометрии школьников 5-6 классов».
Проблема исследования заключается в выявлении форм и методов работы на уроках математики, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Объект исследования - процесс изучения элементов геометрии в 5-6 классах.
Предмет исследования - содержание пропедевтического курса геометрии и методические особенности его реализации в процессе обучения математике в 5-6 классах с целью формирования познавательных универсальных учебных действий.
Цель исследования - выявить методические особенности использования геометрического материала при формировании познавательных УУД и экспериментально подтвердить эффективность разработанного комплекса педагогических условий по формированию познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения элементам геометрии учащихся 5-6 классов...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с целью и задачами настоящего исследования был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы и сделаны следующие выводы:
- универсальные учебные действия - это совокупность действий учащегося, которые определяют способность учащегося самому овладевать новыми знаниями и умениями. Они способствуют учащимся в изучении окружающего мира и получения опыта. А также могут стать инструментом для развития таких личных качеств как инициатива, предприимчивость, самостоятельность, решительность и поиск решения в любой проблемной ситуации.
- особую роль в жизни человека играют познавательные универсальные действия. Они помогают найти информацию о различных объектах, предметах и явлениях встречающихся в нашей жизни.
- результатом формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся при изучении математики являются такие умения как:
• уметь использовать общий приём решения задач;
• уметь использовать знаково-символические средства;
• уметь выделять необходимую информацию из различных текстов;
• уметь анализировать и синтезировать;
• уметь составлять план и его осуществлять;
• уметь устанавливать причинно-следственные связи.
Также на досистематическом этапе (5-6 класс) изучения геометрии главной задачей является расширение кругозора учащихся. На данном этапе школьники узнают о геометрических объектах, телах и их свойствах, развивают геометрическое воображение и представление.
Маленький объем материала по геометрии в курсе изучения математики в пятых и шестых классах, усложняет подготовку к систематическому курсу геометрии.
Также нами была проведена опытно-исследовательская работа.
В её рамках были проведены на констатирующем и контрольном этапах диагностические работы по формированию познавательных универсальных учебных действий по следующим показателям:
- умение выбирать наиболее простые способы решения задач;
- умение структурировать знания;
- умение классифицировать;
- умение моделировать;
- умение устанавливать причинно-следственные связи».
На формирующем этапе эксперимента был разработана и использована на практике система упражнений направленная на формирование познавательных универсальных действий в обучении обучающихся 5 классов элементам геометрии.
В результате проведенного исследования была подтверждена выдвинутую гипотеза о том, что использование системы упражнений, направленной на формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся способствует активизации их познавательной деятельности, развитию общих предметных и профессиональных компетенций.


1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли. Москва, 2008. 124 с.
2. Богословский В. В. Общая психология. Москва: Просвещение, 1981. 383 с.
3. Боженкова Л. И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. Москва: БИНОМ, 2013. 205 с.
4. Боженкова Л. И. Познавательные универсальные учебные действия в обучении математике // Наука и школа. Москва: 2016. №1. С. 54-60.
5. Ведерникова Л. В. Проблема подготовки профессионально мобильного педагога // Сибирский педагогический журнал. 2010. №3. С, 34-39
6. Вейль Г. Математическое мышление. Москва: Наука. 1989. 137 с.
7. Воровщиков С. Г. Развитие универсальных учебных действий:
внутришкольная система учебно-методического и управленческого
сопровождения: Москва: Прометей, 2012. 210 с.
8. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. Москва, 2013. 137 с.
9. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. Москва, 1985. 54 с.
10. Геометрия: Учебник для 7-9 кл. сред. шк. / Л.С. Атанасян [и др.] Москва: Просвещение, 2021. 384 с.
11. Загвязинский В. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Москва: Издательский центр «Академия». 2006. 78 с.
12. Котлярова Т. С. Технология педагогического управления формированием универсальных учебных действий младших школьников в условиях внедрения ФГОС // Педагогический журнал. Омск: 2015. № 6. С. 111-124
13. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике. М. : Просвещение, 1977. 144с.
14. Лушников И. Д., Ногтева Е. Ю. Формирование познавательных универсальных действий в технологиях проектной и учебно - исследовательской деятельности обучающихся: пособие для учителей. URL: https://viro.edu.ru/attachments/article/2495/Universarnyj e%20UD.pdf Заглавие с экрана (дата обращения 10.12.2022).
15. Математика: 5 класс: учебник в 2 частях / Н. Я. Виленкин [и др.] ; 2-е изд., стер. Москва: Просвещение, 2022. 160 с...25


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ