Введение 3
Глава I. Категория падежа английского имени существительного как объект лингвистического исследования 5
1.1 Определение понятия «категория падежа», история развития и его
языковой статус 5
1.2 Трактовка категории падежа отечественными и зарубежными
лингвистами 9
1.3 Современное развитие падежей в английском языке 15
Выводы по главе 1 19
Глава П.Организация работы по изучению категории падежа имени существительного на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе 20
2.1. Факторы, обусловливающие изучение английской грамматики на
уроках в средней общеобразовательной школе 20
2.2. Виды упражнений по изучению категории падежа на уроках
английского языка 23
2.3. Конспекты уроков английского языка в средней
общеобразовательной школе 34
Выводы по главе II 52
Заключение 53
Список используемой литературы 55
В настоящее время лингвисты, методисты и педагоги чувствуют необходимость усиления в сфере образования аспекта на практическое владение языком и подчинения этому аспекту теоретических понятий о языке. Важно заметить, что глубокие теоретические знания учителя - филолога грамматики иностранного языка и ее основных разделов, например, грамматической категории падежа, помогут полноценному развитию личности обучающихся, а также развитию его речевых умений и навыков. Понимание значимости грамматической категории падежа позволит в будущей педагогической работе формировать речь обучающихся в соответствии с нормами современного литературного английского языка.
Категория падежа исследовалась такими учеными, как В.Д. Аракин, который дал определение данному понятию, В.Ф. Гумбольдт, Б. Дельбрюк, которые являлись основоположниками теории ограниченного падежа, Р.О. Якобсон, Л. Ельмслев, автор теории постпозитива.
Актуальность темы заключается в том, что проблема определения языкового статуса категории падежа в современном английском языке и выявления специфики выражения ее значений не без оснований все еще остается одной из самых дискуссионных в теоретической грамматике. Свидетельством этого является наличие ряда разноречивых взглядов на большинство основных вопросов в этой области, что, несомненно, обусловлено сложностью рассматриваемой проблемы.
Объект исследования - категория падежа имени существительного
в современном английском языке.
Предмет исследования - лингвистический особенности и методические аспекты изучения категории падежа в английском языке.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование категории падежа имени существительного в современном английском языке и ее изучение в средней общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Произвести отбор, анализ и изложение теоретического материала по изучаемой теме.
2. Дать определение категории падежа.
3. Проанализировать понятие категории падежа и выяснить их количество.
4. Рассмотреть и изучить различные взгляды ученых на проблему.
5. Выявить особенности преподавания категории падежа в общеобразовательных учреждениях.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать материал работы на занятиях со студентами факультетов лингвистической направленности в высших учебных заведениях .
Методы исследования: изучение методической литературы
российских и зарубежных авторов, методическое моделирование коммуникативных приемов обучения, изучение и обобщение педагогического опыта, синтез полученного материала, обобщение и обработка полученной информации, проектирование уроков.
Теоретической базой исследования послужили труды по теоретической грамматике английского языка таких авторов, как Л.С. Бархударов, М.Я. Блох, Г.Н. Воронцова, И.П. Иванова, Б.А. Ильиш, Е.А. Корнеева, А.И. Смирницкий.
Цель и задачи исследования обусловили его структуру. Данная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы...
Проблема падежа имен существительных в современном английском языке является в лингвистике спорной и неясной. Этот вопрос по праву считается одним из самых запутанных в грамматике английского языка. Разногласия существуют и относительно количества и номенклатуры падежных форм существительного в английском языке, и относительно семантики этих форм. Само существование категории падежа существительных в английском языке ставится под сомнение. Для такого различия в трактовке падежа существуют глубокие объективные причины.
Изучение материала по выбранной теме исследования позволяет сделать вывод, что проблема определения языкового статуса категории падежа в современном английском языке и выявления специфики выражения ее значений не без оснований все еще остается одной из самых дискуссионных в теоретической грамматике.
Количество и номенклатура падежных форм существительного, как и их семантика, находят различную трактовку в трудах лингвистов. Кроме того, у некоторых исследователей само существование категории падежа вызывает сомнение. Однако, основываясь на системном подходе к языку, характеризующемся, в частности, описанием и оценкой каждого грамматического явления в строгом соответствии с той ролью, которую оно играет в системе предложения как коммуникативной единицы, нельзя не признать, что языковой материал, используемый лингвистами в трудах по теоретической грамматике, предоставляет убедительные доказательства в пользу существования категории падежа в современном английском языке.
При изучении грамматики, а в частности падежной системы, в школьном курсе английского языка особое внимание должно быть уделено теории, обязательно с использованием наглядности, и ее оптимальному сочетанию с речевой практикой. При этом основным методологическим принципом является принцип сознательности, а именно: обучающиеся должны ясно понимать коммуникативную направленность изучаемых грамматических структур и уметь интерпретировать схемы и таблицы.
Коммуникативная цель обучения грамматике в средней общеобразовательной школе позволяет сформулировать основное
требование к объему грамматического материала, подлежащего усвоению в средней школе: он должен быть оптимальным для пользования языком как средством общения в заданных программой пределах и реальным для усвоения его в данных условиях.
Средства обучения являются необходимыми условиями успешного изучения того или иного явления, грамматической категории. С их помощью осуществляется связь обучения и воспитания. Иностранный язык относится к числу предметов, которыми учащийся овладевает в процессе активной речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо). Следовательно, игры и наглядные средства обучения способны обеспечить мотивационно-побудительный уровень общения, создать обстановку, приближенную к реальным условиям, в которых обычно возникает потребность в общении людей друг с другом и успешное овладение грамматическими категориями.
1. Английский язык. Все неправильные глаголы. - М.: Проспект,
2011. -312 с.
2. Бархударов Л.С. Очерки по морфологии современного английского языка - М., 1981.- 406 с.
3. Бархударов Л.С., Штелинг Д.А. Грамматика английского языка. - М.,1973. - 386 с.
4. Блинова, С.И. Практика английского языка. Сборник упражнений по грамматике / С.И. Блинова. - М.: Перспектива, 2013. - 240 с.
5. Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка. - М.,1983. - 310 с.
6. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира. - М., 1997. - 268 с.
7. Воронцова Г.Н. Очерки по грамматике английского языка. - М.,1960. - 312 с.
8. Голованев, В.В. 300 неправильных глаголов английского языка. Словарь-справочник / В.В. Голованев. - М.: ТетраСистемс, 2010. - 110 с.
9. Грамматика английского языка (для общеобразовательных школ) на научной основе. Quelle & Meyer, Лейпциг, 1924 г .; 18-е издание: Quelle & Meyer, Гейдельберг, 1966 г. - 260 с.
10. Долгина, Е. А. Краткая грамматика английского языка с упражнениями / Е.А. Долгина. - М.: Московский Лицей, 2000. - 240 с.
11. Драгункин, Александр Г рамматическая англо-русская хрестоматия-самоучитель / Александр Драгункин. - М.: Респекс, Рипол Классик, 2008. - 386 с.
12. Дроздова, Т. Ю. English Grammar: Reference and Practice. Учебное пособие / Т.Ю. Дроздова, А.И. Берестова, В.Г. Маилова. - М.: Антология, 2013. - 464 c.
13. Дубровин, М. И. Иллюстрированная грамматика английского языка / English Grammar / М.И. Дубровин. - М.: АСТ, Астрель, 2008. - 300 с.
14. Ежкова Р.В. К проблеме падежа существительных в современном английском языке. Автореферат канд. дисс. - Л., 1962. - 362 с.
15. Иванова, Н. К. Орфография английского языка / Spelling spell / Н.К. Иванова. - М.: Восток-Запад, АСТ, 2007. - 190 с...40