Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности развития цифровизации в современном мире и ее влияние на политику государств……………......................................................11
1.1. Проблема трансформации международных отношений в 21 веке и ее влияние на цифровое развитие………………………………………………….12
1.2. Влияние цифровизации на общество………………………………………15
1.3. Цифровое развитие на глобальном и региональном уровнях: проблемы и возможности………………………………………………………………….......22
Глава 2. Роль государств и крупных цифровых компаний в эпоху глобальной трансформации: связь конкуренции и сотрудничества……………………….32
2.1. Эволюция понимания Интернета…………………………………………..32
2.2. Роль международных организаций и гражданского общества в процессе осмысления свободы интернета………………………………………...............35
Глава 3. Цифровые стратегии государств как фактор обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития…………………………………………………………………………..39
3.1.Цифровая политика на уровне государств и объединений………………39
3.1.1. Цифровая политика США………………………………………………...40
3.1.2. Цифровая политика КНР…………………………………………………43
3.1.3. Цифровая политика Российской Федерации……………………………45
3.1.4. Политика Европейского союза в сфере развития цифровых технологий………………………………………………………………………..48
3.2. Перспективы взаимодействия цифровых компаний и государства……53
Заключение.............................................................................................................57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….61
Актуальность предложенной для исследования темы обуславливается растущей необходимостью использования цифровых технологий как на бытовом, так и на международном уровнях.15 ноября 2022 года численность населения мира достигла 8 миллиардов человек, что стало важной вехой в развитии человечества .Согласно данным GSMA Intelligence, 69,4% людей в мире сегодня используют мобильные устройства . Только с начала 2023 года общее количество пользователей мобильных выросло на 138 млн (+2,5%) . Более 66% всех жителей нашей планеты пользуются интернетом, и, по даннымGlobalOverviewReport, общее число интернет-пользователей в мире составляет 5,35 млрд, а за последние 12 месяцев аудитория интернета прибавила 1,8% (97 млн новых пользователей с начала 2023 года) . Более того количество профилей пользователей соцсетей превысило отметку в 5 млрд, что эквивалентно 62,3% населения мира (однако процент уникальности профилей будет другой, поскольку у одного пользователя может быть несколько профилей в соцсетях), и за последний год этот показатель увеличился на 266 млн, в результате чего рост за год составил 5,6% .
Не остается сомнений, что цифровизация вышла на новый уровень, интерес к ее развитию проявляют проявляют как техническое сообщество и частный сектор, так и государство. Наступила эпоха, когда качество цифровизацииили, как ее иногда называют, диджитализацииопределяет уровень развития государства, то есть появилась новая характеристика, определяющая позиции на международной арене. Чем качественнее проработана цифровая стратегия, тем быстрее и эффективнее государство может осуществить необходимую деятельность, направленную на улучшение его экономических показателей, повышение конкурентоспособности на мировом рынке, обеспечение информационной и экономической безопасности в целом. По этой причине возрастает регулярная активность государств в сфере IT индустрии. Это проявляется в следующих примерах: Норвегия разработала государственную программуSkatteFUNN, включающую налоговые преференции и поддержку для инновационных бизнесов . Дания с 2001 года развивает идею электронного правительства, в вопросе которого уже традиционно занимает первое место в рейтинге стран, охваченных исследованием Организации Объединенных Наций . За 2020 год Сингапур обошел США в рейтинге HarvardBusinessReview и был назван одной из самых развитых цифровых стран мира . Подход сингапурского правительства заключается не в контроле цифровизации как таковой, а в выстраивании экосистемы цифрового общества, в котором безопасность и социальные гарантии обеспечиваются при помощи электронной идентификации граждан—SingPass . Среди арабских стран на рынке информационно-коммуникационных технологий лидируют ОАЭ . В частности, там успешно развиваются технологии цифровой идентификации, модернизируется и продвигается унифицированная платформа для обслуживания smartcities .
Получается, что государствам важно развиваться в IT сфере, вследствие чего меняется характер их взаимодействия. Мы являемся свидетелями трансформации системы международных отношений, а применяемые ранее механизмы регулирования системы более не являются эффективными. Это проявляется в эскалации конфликтов по всему миру.
В сложившейся ситуации для Российской Федерации цифровизация играет важнейшую роль как фактор, формирующий внешнюю политику.
...
В условиях глобальной трансформации, вызванной рядом политических кризисов между государствами, повышается спрос на устойчивое информационное и цифровое развитие, поскольку технологическая самостоятельность в этой сфере является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности. Цифровая трансформация не просто стала основным и неотъемлемым фактором развития государства, но и глобальным процессом изменения общественных ценностей, а также инструментом влияния на мировой арене и потому и роль технологического потенциала в современном мире растет.
В ходе работы было выяснено, что формирование стратегии цифровой трансформации обусловлено экономическим соперничеством и необходимостью поддерживать конкурентоспособность как на уровне компаний, так и на уровне государств. Однако каждое государство реализует цифровую трансформацию в рамках своих возможностей с разной скоростью и глубиной. Неравное экономическое развитие является фактором реального цифрового разрыва, который на сегодняшний день стал проблемой мирового масштаба. Тем не менее «догоняющие» страны могут использовать возможность опереться на опыт тех, кто дальше продвинулся на пути цифровой трансформации, анализируя стратегии, программы, дорожные карты, принимаемые в разных странах.
В работе также были отмечены важнейшие элементы цифровизации и их влияние на цифровую трансформацию: активными темпами идет разработка и внедрение решений на базе искусственного интеллекта, технологий больших данных, облачных вычислений, блокчейна и IoT. Данные технологии имеют преимущественно положительную характеристику. Во-первых, они значительно увеличивают скорость распространения информации. Она в свою очередь стала феноменом кардинальных перемен не только в сознании человека, но и в самой структуре жизнедеятельности: теперь люди учились производить информацию не ради ее обмена, а ради появления инноваций, за счет чего ее ценность и востребованность растет и по сей день. Во-вторых, благодаря технологиям увеличилось количество доступных каналов для обмена данными. В-третьих, массовые инновационные внедрения подразумевают активную коммуникацию, которая привела к большему разнообразию пользователей и большей заинтересованности в социальных вопросах. В-четвертых, технологии обеспечивают быстрое и эффективное взаимодействие, а также прогнозирование кризисов. Данные функции характеризуют стратегию цифровой трансформации как технологичный процесс. Однако поддерживаемый государством он также сопровождается законами и актами.
Были выявлены главные проблемы цифровой трансформации. Во-первых, в мире по-прежнему насчитывается 4 млрд человек, не имеющих доступа к Интернету. Более того, хотя превалирующая часть проживает в развивающихся странах, проблема доступа и в развитых государствах преодолена не полностью. Во-вторых, цифровая трансформация имеет свойство не приживаться, поскольку для ее осуществления необходима информационная обеспеченность и понимание работы данного процесса—другими словами, цифровая грамотность населения. Этот фактор возможен только при условии налаженной коммуникации государства с населением, проведении эффективных реформ образования и содействии научному прогрессу. Среди рассматриваемых в работе государств, отсутствием цифровой грамотности сильнее всего страдает РФ. В-третьих, цифровая трансформация не означает заведомо обеспечение качественной информации. Данные стали стратегическим активом многих компаний и стран наравне с людьми, технологиями и капиталом. Для развития бизнеса необходимо стимулировать открытость данных. Однако она сталкивается с проблемой отсутствия единых стандартов, сводящая на нет эффективность их использования. Кроме того, открытость данных обусловлена политикой государства. Примером такой «закрытой» политики является Китай.
Другими глобальными проблемами цифровой трансформации являются обеспечение безопасности сети и информации, отставание законодательства, проблема изменения структуры и занятости населения, а также применимость экономической теории и механизма организационного управления.
Наконец, важным аспектом понимания проблемы цифровой трансформации выступает тот факт, что, несмотря на государственное управление таким технологичным процессом, дискуссия о международном координирующем институте не прекращается. До сих пор не существует целостного подхода к международному управлению данными в виде межгосударственного органа, который привел бы к достижению успехов в области устойчивого развития и экономическим выгодам от цифровой экономики для людей и компаний в странах всех уровней развития.
...
1. Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества // ООН. URL: https://www.un.org/ru/events/pastevents/wsis.shtml (дата обращения 10.05.2024)
2. Записка секретариата ЮНКТАД // Цифровое развитие: проблемы и возможности URL: https://unctad.org/system/files/official-document/tdb66_d5_ru.pdf (дата обращения: 10.05.2024)
3. Конференция ООН по торговле и развитию ЮНКТАД//: Международные потоки данных и развитие:кому служат потоки данных—с.14 URL https://unctad.org/system/files/official-document/der2021_overview_ru.pdf (дата обращения: 23.05.2024)
4. Конференция организации объединенных наций по торговле и развитию ЮНКТАД// Международные потоки данных и развитие: кому служат потоки данных—с.13 URL: https://unctad.org/system/files/official-document/der2021_overview_ru.pdf (дата обращения: 22.05.2024)
5. Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на 19-м съезде КПК // XINHUANET.com. 3.11.2017. URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm (дата обращения: 10.05.2024)
6. Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года // Министерство экономического развития РФ URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/6a532b0291a562e597a55aa491061df7/strategiya.pdf (дата обращения: 10.05.2024)
7. Тунисская программа // Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества URL: https://www.un.org/ru/events/pastevents/pdf/agenda_wsis.pdf (дата обращения: 10.05.2024)
8. Указ президента Российской Федерации о стратегии развития информационного обществ в Российской Федерации на 2017-2030 годы URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102431687 (дата обращения 10.04.2024)
9. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций URL: https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news73944.htm (дата обращения: 10.05.2024)
10. Цифровые технологии // АНО «Цифровая экономика». URL: https://data-economy.ru/science (дата обращения: 10.04.2024)
11. Council // the European Parliament, the Economic and Social Committee of the Regions. COM (94) 347 final, 19 July 1994 [EU Commission – COM Document]
12. DESI Thematic chapters FullEuropeanAnalysis URL:https://eufordigital.eu/wpcontent/uploads/2020/06/DESI2020Thematicchapters-FullEuropeanAnalysis.pdf с.103 (датаобращения: 24.05.2024)
13. Europe’s Way to the Information Society. An Action Plan. Communication from the Comission to the Council // the European Parliament, the Economic and Social Committee of the Regions. [EU Commission – COM Document]
14. Global Digital Compact Zero Draft // Office of the Secretary-General's Envoy on Technology URL: https://www.un.org/techenvoy/global-digital-compact (датаобращения: 22.05.2024)
15. Global Engagement Center // US Department of State. URL: https://www.state.gov/r/gec/ (дата обращения: 15.04.2024)
...
68 источников