Введение 3
1. Основные положения обеспечения прав осужденных
к лишению свободы 6
1.1. История становления вопроса обеспечения прав осужденных 6
1.2. Зарубежный опыт обеспечения прав осужденных. Минимальные
стандарты обеспечения прав осужденных к лишению свободы 15
1.3. Правовые основы деятельности учреждений ФСИН по обеспечению
прав осужденных 33
2. Основные вопросы обеспечения прав осужденных к лишению
свободы в работе подразделений ФСИН 48
2.1. Проблемы реализации вопроса обеспечения прав осужденных 48
2.2. Совершенствование деятельности учреждений ФСИН
по обеспечению прав осужденных 54
2.3. Совершенствование законодательства и материалов по обеспечению
прав осужденных 56
Заключение 59
Список литературы 62
Данная работа освещает одну из актуальнейших проблем современности - проблему защиты прав человека в местах лишения свободы.
Одним из основных признаков правового государства является его способность обеспечить соблюдение прав и свобод своих граждан, в том числе
и осужденных. В рамках этой задачи в
пенитенциарной системы, уголовного законодательства. Государство отказывается от чрезмерной репрессивности в сфере исполнения наказаний и одновременно усиливает защитную и охранительную составляющие в деятельности своих органов. Активизация этих процессов во многом обусловлена тем , что Россия вступила в Совет Европы и приняла на себя ряд обязательств, в том числе, по приведению своего пенитенциарного законодательства и практики исполнения наказаний в соответствие с международными стандартами, поскольку вопросам соблюдения прав осужденных странами Евросоюза уделяется самое пристальное внимание. В то же время, процесс вхождения российской уголовно-исполнительной системы (УИС) в ряд наиболее развитых в гуманитарном отношении аналогичных систем других стран связан с наличием определенных трудностей и в том числе экономического характера.
В силу специфики правоотношений, возникающих в процессе исполнения уголовных наказаний, правового и социального статуса осужденные относятся к одной из наименее защищенных категорий граждан с точки зрения наличия возможностей самостоятельно отстаивать свои права и свободы. Это является одной из причин, по которой нарушения их прав в местах лишения свободы продолжают оставаться достаточно распространенными. Однако, имеется и ряд других обстоятельств, негативно влияющих на обеспечение законности в местах лишения свободы. К ним, прежде всего, следует отнести недостаточный уровень правовой грамотности осужденных, который является одним из важных условий для эффективной защиты и восстановления ими своих прав и свобод...
Итак, подведем итоги нашей работы. Прежде всего, необходимо отметить, что правовое положение осужденных - это система нормативно закрепленных субъективных прав, обязанностей, законных интересов осужденных, возникающих в результате ограничения, сохранения, конкретизации и дополнения общего правового статуса гражданина.
Правовой статус осужденных к лишению свободы, который существует в РФ сейчас, будет в дальнейшем подвергаться различным изменениям. Поэтому научная разработка этой проблемы представляет большой интерес.
В настоящее время нормативное регулирование правового положения осужденных к лишению свободы является подробно разработанным институтом уголовно-исполнительного права и отражает мировые стандарты обращения с осужденными. Пределы реализации прав осужденных заключаются в том, что они не должны нарушать порядок и условия отбывания наказания и интересы других лиц. Закрепление прав, законных интересов и обязанностей осужденных осуществляется действующим уголовноисполнительным законодательством в основном путем формулирования норм, регулирующих режим (порядок) отбывания и исполнения наказания. Вместе с тем, имеются нормы, непосредственно посвященные обеспечению прав и обязанностей осужденных. В уголовно-исполнительном законодательстве они названы основными правами и основными обязанностями осужденных.
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность осужденных при исполнении наказаний. Права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой это предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы осужденных лиц подлежат охране и защите в равной мере со всеми гражданами России.
Деятельность прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (спецпрокуратур) в настоящее время является оптимальным и универсальным средством по выявлению, устранению и предупреждению нарушений прав и свобод осужденных, поскольку из всех правозащитных структур только спецпрокурор может, выявив нарушение, сразу же, без волокиты, его устранить, а также поставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.
Несмотря на политику гуманизации уголовного наказания, количество осужденных в нашей стране продолжает оставаться одним из самых больших в мире, а уровень нарушений их прав в ИУ еще достаточно высок. Принимая во внимание этот факт, полагаем целесообразным создание системы пенитенциарного правосудия и наделение пенитенциарных судов полномочиями по рассмотрению всех судебных споров, вытекающих из уголовно-исполнительных правоотношений. Представляется, что такое правосудие будет способно наиболее профессионально и эффективно разрешать проблемы, возникающие в процессе отбывания уголовных наказаний...
1. О защите прав человека и основных свобод: конвенция (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // СЗ РФ. - 2001. - № 2. - Ст. 163.;
2. Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными (Приняты в г. Женеве 30.08.1955) // Советская юстиция. - 1992. - № 2. - С. 19.;
3. Против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: Конвенция (Заключена 10.12.1984) // Ведомости ВС СССР. -1987. - № 45. - Ст. 747.;
4. Европейские пенитенциарные правила: Рекомендация №Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы (Принята 11.01.2006 на 952-ом заседании представителей министров) // Электронный фонд правовой и нормативнотехнической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/420361984 (дата обращения: 10.06.2018);
5. Российская Федерация. Конституция (1993) // СЗ РФ. -2014. - № 31. - Ст. 4398.;
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.;
7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017) // Российская газета. - 1997. - № 9.;
8. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней: Федеральный закон от 30.03.1998 № 54-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 14. - Ст. 1514.;
9. Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека - заместителе Министра юстиции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 29.03.1998 № 310 (ред. от 25.07.2014) // СЗ РФ. - 1998. - № 14. - Ст. 1540.;
10. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Минюста России от 16.12.2016 № 295 (ред. от 28.12.2017) // Зарегистрировано в Минюсте России. - 2016. - № 44930.;
11. Об утверждении Исправительно-трудового кодекса РСФСР: Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 01.08.1933 (ред. от 20.09.1936) (Документ утратил силу в связи с изданием Указа Президиума ВС РСФСР от 28.05.1971) // СУ РСФСР. - 1933. - № 48. - Ст. 208.
Учебная литература
12. Акимов, С.К. Правовые и организационные аспекты защиты и восстановления прав и свобод осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Автореферат / С.К. Акимов. - М., 2016. - 96 с.;
13. Акимова, О.А. Правовое и организационное обеспечение юридической помощи осужденным в исправительных учреждениях. Автореферат / О.А. Акимова. - М., 2015. - 51 с.;
14. Балкарев, Б.Х. Правовое положение лиц, содержащихся в ИТК / Б.Х. Балкарев. - М., 2015. - 217-254 с.;
15. Вшивкова, А.А. Соблюдение прав человека в Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации / А.А. Вшивкова. - Рязань, 2016. - 101-103 с.;..47