ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЗНОГО
ГЕНЕЗА
Реферат 3
1 Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции
школьной тревожности и агрессивности у младших школьников с задержкой психического развития разного генеза 8
1.1Феноменология задержки психического развития.Задержка психического развития разного генеза 8
1.2 Тревожность и агрессивность у младших школьников с задержкой психического развития разного генеза 10
1.3Характеристика процесса психолого-педагогической
коррекции школьной тревожности и агрессивности у младших школьников с задержкой психического развития разного генеза 21
2 Экспериментальное изучение возможности психолого
педагогической коррекции тревожности и агрессивности младших школьников с задержкой развития разного
генеза 29
2.1 Организация и методы исследования. Анализ полученных
результатов. Констатирующий эксперимент 29
2.2 Коррекционно-развивающая программа для снижения уровня
тревожности и агрессивности у младших школьников с ОВЗ. Формирующий эксперимент 32
2.3 Анализ результатов повторного исследования 35
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение А Коррекционно-развивающая программа для снижения уровня тревожности и агрессивности у младших школьников с ОВЗ 48
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена пристальным вниманием, которое оказывается поддержке детей с нарушениями интеллекта. По данным Министерства образования Российской Федерации, 60% детей, поступающих в первый класс начальной школы, находятся в группе риска по дезадаптации в школе. Среди них особое место занимают дети с ЗПР. В связи с этим необходим дифференцированный подход с четкими критериями тестирования таких детей и оказания им психологической поддержки на всех этапах обучения.
Соответственно, в отношении этой группы детей принимаются определенные меры, вплоть до разработки образовательных стандартов и оказания им психологической поддержки на всех этапах обучения.
Младшие школьники с задержкой психического развития, безусловно, отличаются от других школьников. В целом они характеризуются сенсорными состояниями, уровнем самооценки и потребностей, что отражается на характере социальных отношений в учебном процессе. Несовершеннолетние с нарушениями интеллекта, дисбалансом в психической сфере и неразвитыми компенсаторными и психологическими защитами реже переживают неблагоприятные случаи, приводящие к не успешности.
В настоящий момент довольно мало практической информации о том, как проводить психолого-педагогическую коррекцию школьной тревожности и агрессивности у младших школьников с диагнозом ЗПР. Именно в этом видим значимость нашей работы.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах возможности психолого-педагогической коррекции школьной тревожности и агрессивности младших школьников с ЗПР разного генеза.
Объект: школьная тревожность и агрессивность у детей с ЗПР в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: изменения показателей школьной тревожности и агрессивности у младших школьников с ЗПР разного генеза в результате психолого-педагогической коррекции.
Задачи исследования:
1) проанализировать литературу по теме исследования; описать особенности проявления школьной тревожности и агрессивности у детей с ЗПР и психолого-педагогические аспекты коррекции;
2) подобрать методики, направленные на психологическую диагностику школьной тревожности и агрессивности у младших школьников с ЗПР разного генеза;
3) исходя из результатов диагностики, разработать коррекционно- развивающую программу для снижения уровня тревожности и агрессивности у младших школьников с ОВЗ, проанализировать полученные результаты.
С целью решения задач работы применены методы психологопедагогического исследования:
1) теоретические методы, включающие обзор психолого-педагогической литературы, относящейся к теме исследования;
2) эмпирические методы включает тестирование младших школьников, использует бланковые методики (графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова) и проективная методика для диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан), диагностика самооценки «Лесенка»);
3) методы количественной и качественной оценки экспериментальных данных.
Методологической основой исследования выступили труды исследователей школьной тревожности и агрессивности у младших школьников с ЗПР - Ю. В. Бобрик [4], К. М. Галкова [9], С. В. Дюкшина [14], Е. А. Князева и др.
База исследования: МБОУ «Средняя школа № 6» г. Ачинска Красноярского края.
Выборка исследования: 5 младших школьников с диагнозом «задержка психического развития» в возрасте 9 лет.
...
Итак, проблема задержки психического развития в детском возрасте, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции психологии. Необходимо изучить особенности детей с задержкой психического развития, разработать коррекционно-развивающую программу для уменьшения уровня агрессии и школьной тревожности у младших школьников с ЗПР. Эти задачи мы и попытались решить в настоящей работе.
В отечественной дефектологии понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Проблема задержки психического развития и трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.
В экспериментальном исследовании приняли участие 5 младших школьников. Для изучения психологических особенностей детей с диагнозом ЗПР, были выбраны 3 методики. Первой была проведена «Лесенка», которая направлена на определение уровня самооценки. 80 % выборки имеют неадекватную самооценку. У 20 % детей самооценка завышенная. У 60% обследованных самооценка носит заниженный характер. По результату диагностики по методике «Кактус» мы смогли выявить уровень агрессивности детей с диагнозом ЗПР. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что у 80% испытуемых были выявлены признаки агрессивности. Об этом говорило наличие иголок, длинных, близко расположенных друг к другу. У 60% ребят в работах прослеживается высокий уровень агрессивности, а у 20% средний. Третьей была проективная методика диагностики школьной тревожности (адаптация А. М. Прихожан), которая показала, что у 60% респондентов была выявлена школьная тревожность на высоком уровне.
Исходя из результатов диагностики, разработали коррекционноразвивающую программу для уменьшения агрессивности и школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
Данные в таблице 5 и рис.1 показывают, что произошли положительные изменения в уровне самооценки респондентов. Стал преобладать адекватный уровень самооценки по сравнению с вводной диагностикой.
На основании таблицы 6 и рис2. Можно говорить о изменениях в уровне агрессивности, которая ранее была на высоком уровне у большинства респондентов. После проведённой работы у 60% отмечен низкий уровень проявления агрессивности.
Посмотрев на диаграмму, можно сказать о изменениях в уровне школьной тревожности до и после проведения коррекционно-развивающей программы.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что снижение показателей агрессивности и школьной тревожности у младших школьников с ЗПР произошло в следствии своевременного выявления и коррекции. Вторичная диагностика показала эффективность мер, которая подтверждена положительными количественными изменениями вторичной диагностик. Все это показывает эффективность разработанной и внедренной нами программы коррекции и развития.
1. Артемьева, Т. П. Изучение и развитие эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития / Т. П. Артемьева // Специальное образование. - 2016. - № 1 (41). - С. 5-15.
2. Базарбаева, Г. В. Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Г. В. Базарбаева // Студенческий научный форум-2016 : VIII Междунар. студ. электрон. науч. конф. - 2016. - № 5. - Режим доступа: https://www.top-technologies.ru.
3. Бахарев, А. В. Развитие инклюзивных практик в истории современного российского образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Бахарев Алексей Викторович. - Москва, 2018. - 26 с.
4. Бобрик, Ю. В. Медицинские и педагогические аспекты школьной тревожности у детей с задержкой психического развития / Ю. В. Бобрик, Д. Э. Науменко // Таврический журнал психиатрии. - 2015. - Т. 19, № 2 (71). - С. 31-34.
5. Бойкова, О. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития / О. В. Бойкова, О. В. Гвоздева, 3. А. Мухина // Проблемы современного педагогического образования : сб. науч. тр. - Ялта, 2019. - № 62. - Ч. 2. - С. 40-42.
6. Бокова, О. А. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной среде : современные теоретические предпосылки исследования / О. А. Бокова, С. И. Тарахов // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 5 (78). - С. 243-247.
7. Бреннер, Д. А. Актуальные вопросы развития инклюзивного образования / Д. А. Бреннер, Т. В. Сафонова // Практическая дефектология. -
2017. - № 2 (10). - С. 3-7.
8. Буйлова, Л. Н. Что изменит новый "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"? / Л. Н. Буйлова // Воспитание школьников.
- 2019. - № 4. - С. 20-32.
9. Галкова, К. М. Специфика агрессивности и тревожности у детей
младшего школьного возраста в семьях с разными детско-родительскими отношениями / К. М. Галкова // Вестник психофизиологии. -
2015. - № 3. - С. 64-69.
10. Голощапов, А. В. Зарубежные методы профилактики и коррекции задержек психического развития у детей. Метод ритмической стимуляции X. Бломберга и нейрофизиологической интеграции неонатальных рефлексов С. Г. Блайт / А. В. Голощапов // Психологическое сопровождение образования : теория и практика : сб. статей по материалам VI Международной науч.- практ. конф., Йошкар-Ола, 24-26 декабря 2015 г. - Йошкар-Ола : АНО ВПО "Межрегиональный открытый социальный институт", 2016. - С. 103-108.
11. Дмитриева, Е. Е. Психологические особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья : монография / Е. Е. Дмитриева, О. Н. Двуреченская. - Москва : Флинта, 2017. - 136 с.
12. Дмитриева, Н. Ю. Детская психосоматика. Почему болеют наши дети? / Н. Ю. Дмитриева. - Москва : Феникс, 2016. -152 с.
13. Дубровина, И. В. Психологическая культура и задачи воспитания в современной школе / И. В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. - 2018. - № 1-2 (54-55). - С. 6-11.
14. Дюкшина, С. В. Взаимосвязь агрессивности и типа поведения в конфликте у младших школьников с задержкой психического развития / С. В. Дюкшина, Е. В. Хвостова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : материалы межрегионал. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей (Екатеринбург, 21 апреля 2011 г.). - Екатеринбург, 2011. - С. 240-243.
15. Егорова, П. А. Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях
модернизации отечественного образования / П. А. Егорова, И. В. Ивенских, С. В. Сорокоумова // Практическая дефектология. -
2017. - № 5 (66). - С. 258-260.
... всего 40 источников