ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЗНОГО ГЕНЕЗА
|
Реферат 3
1 Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции
школьной тревожности и агрессивности у младших школьников с задержкой психического развития разного генеза 8
1.1Феноменология задержки психического развития.Задержка психического развития разного генеза 8
1.2 Тревожность и агрессивность у младших школьников с задержкой психического развития разного генеза 10
1.3Характеристика процесса психолого-педагогической
коррекции школьной тревожности и агрессивности у младших школьников с задержкой психического развития разного генеза 21
2 Экспериментальное изучение возможности психолого
педагогической коррекции тревожности и агрессивности младших школьников с задержкой развития разного
генеза 29
2.1 Организация и методы исследования. Анализ полученных
результатов. Констатирующий эксперимент 29
2.2 Коррекционно-развивающая программа для снижения уровня
тревожности и агрессивности у младших школьников с ОВЗ. Формирующий эксперимент 32
2.3 Анализ результатов повторного исследования 35
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение А Коррекционно-развивающая программа для снижения уровня тревожности и агрессивности у младших школьников с ОВЗ 48
1 Теоретические аспекты психолого-педагогической коррекции
школьной тревожности и агрессивности у младших школьников с задержкой психического развития разного генеза 8
1.1Феноменология задержки психического развития.Задержка психического развития разного генеза 8
1.2 Тревожность и агрессивность у младших школьников с задержкой психического развития разного генеза 10
1.3Характеристика процесса психолого-педагогической
коррекции школьной тревожности и агрессивности у младших школьников с задержкой психического развития разного генеза 21
2 Экспериментальное изучение возможности психолого
педагогической коррекции тревожности и агрессивности младших школьников с задержкой развития разного
генеза 29
2.1 Организация и методы исследования. Анализ полученных
результатов. Констатирующий эксперимент 29
2.2 Коррекционно-развивающая программа для снижения уровня
тревожности и агрессивности у младших школьников с ОВЗ. Формирующий эксперимент 32
2.3 Анализ результатов повторного исследования 35
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение А Коррекционно-развивающая программа для снижения уровня тревожности и агрессивности у младших школьников с ОВЗ 48
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена пристальным вниманием, которое оказывается поддержке детей с нарушениями интеллекта. По данным Министерства образования Российской Федерации, 60% детей, поступающих в первый класс начальной школы, находятся в группе риска по дезадаптации в школе. Среди них особое место занимают дети с ЗПР. В связи с этим необходим дифференцированный подход с четкими критериями тестирования таких детей и оказания им психологической поддержки на всех этапах обучения.
Соответственно, в отношении этой группы детей принимаются определенные меры, вплоть до разработки образовательных стандартов и оказания им психологической поддержки на всех этапах обучения.
Младшие школьники с задержкой психического развития, безусловно, отличаются от других школьников. В целом они характеризуются сенсорными состояниями, уровнем самооценки и потребностей, что отражается на характере социальных отношений в учебном процессе. Несовершеннолетние с нарушениями интеллекта, дисбалансом в психической сфере и неразвитыми компенсаторными и психологическими защитами реже переживают неблагоприятные случаи, приводящие к не успешности.
В настоящий момент довольно мало практической информации о том, как проводить психолого-педагогическую коррекцию школьной тревожности и агрессивности у младших школьников с диагнозом ЗПР. Именно в этом видим значимость нашей работы.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах возможности психолого-педагогической коррекции школьной тревожности и агрессивности младших школьников с ЗПР разного генеза.
Объект: школьная тревожность и агрессивность у детей с ЗПР в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: изменения показателей школьной тревожности и агрессивности у младших школьников с ЗПР разного генеза в результате психолого-педагогической коррекции.
Задачи исследования:
1) проанализировать литературу по теме исследования; описать особенности проявления школьной тревожности и агрессивности у детей с ЗПР и психолого-педагогические аспекты коррекции;
2) подобрать методики, направленные на психологическую диагностику школьной тревожности и агрессивности у младших школьников с ЗПР разного генеза;
3) исходя из результатов диагностики, разработать коррекционно- развивающую программу для снижения уровня тревожности и агрессивности у младших школьников с ОВЗ, проанализировать полученные результаты.
С целью решения задач работы применены методы психологопедагогического исследования:
1) теоретические методы, включающие обзор психолого-педагогической литературы, относящейся к теме исследования;
2) эмпирические методы включает тестирование младших школьников, использует бланковые методики (графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова) и проективная методика для диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан), диагностика самооценки «Лесенка»);
3) методы количественной и качественной оценки экспериментальных данных.
Методологической основой исследования выступили труды исследователей школьной тревожности и агрессивности у младших школьников с ЗПР - Ю. В. Бобрик [4], К. М. Галкова [9], С. В. Дюкшина [14], Е. А. Князева и др.
База исследования: МБОУ «Средняя школа № 6» г. Ачинска Красноярского края.
Выборка исследования: 5 младших школьников с диагнозом «задержка психического развития» в возрасте 9 лет.
...
Соответственно, в отношении этой группы детей принимаются определенные меры, вплоть до разработки образовательных стандартов и оказания им психологической поддержки на всех этапах обучения.
Младшие школьники с задержкой психического развития, безусловно, отличаются от других школьников. В целом они характеризуются сенсорными состояниями, уровнем самооценки и потребностей, что отражается на характере социальных отношений в учебном процессе. Несовершеннолетние с нарушениями интеллекта, дисбалансом в психической сфере и неразвитыми компенсаторными и психологическими защитами реже переживают неблагоприятные случаи, приводящие к не успешности.
В настоящий момент довольно мало практической информации о том, как проводить психолого-педагогическую коррекцию школьной тревожности и агрессивности у младших школьников с диагнозом ЗПР. Именно в этом видим значимость нашей работы.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах возможности психолого-педагогической коррекции школьной тревожности и агрессивности младших школьников с ЗПР разного генеза.
Объект: школьная тревожность и агрессивность у детей с ЗПР в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: изменения показателей школьной тревожности и агрессивности у младших школьников с ЗПР разного генеза в результате психолого-педагогической коррекции.
Задачи исследования:
1) проанализировать литературу по теме исследования; описать особенности проявления школьной тревожности и агрессивности у детей с ЗПР и психолого-педагогические аспекты коррекции;
2) подобрать методики, направленные на психологическую диагностику школьной тревожности и агрессивности у младших школьников с ЗПР разного генеза;
3) исходя из результатов диагностики, разработать коррекционно- развивающую программу для снижения уровня тревожности и агрессивности у младших школьников с ОВЗ, проанализировать полученные результаты.
С целью решения задач работы применены методы психологопедагогического исследования:
1) теоретические методы, включающие обзор психолого-педагогической литературы, относящейся к теме исследования;
2) эмпирические методы включает тестирование младших школьников, использует бланковые методики (графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова) и проективная методика для диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан), диагностика самооценки «Лесенка»);
3) методы количественной и качественной оценки экспериментальных данных.
Методологической основой исследования выступили труды исследователей школьной тревожности и агрессивности у младших школьников с ЗПР - Ю. В. Бобрик [4], К. М. Галкова [9], С. В. Дюкшина [14], Е. А. Князева и др.
База исследования: МБОУ «Средняя школа № 6» г. Ачинска Красноярского края.
Выборка исследования: 5 младших школьников с диагнозом «задержка психического развития» в возрасте 9 лет.
...
Итак, проблема задержки психического развития в детском возрасте, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции психологии. Необходимо изучить особенности детей с задержкой психического развития, разработать коррекционно-развивающую программу для уменьшения уровня агрессии и школьной тревожности у младших школьников с ЗПР. Эти задачи мы и попытались решить в настоящей работе.
В отечественной дефектологии понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Проблема задержки психического развития и трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.
В экспериментальном исследовании приняли участие 5 младших школьников. Для изучения психологических особенностей детей с диагнозом ЗПР, были выбраны 3 методики. Первой была проведена «Лесенка», которая направлена на определение уровня самооценки. 80 % выборки имеют неадекватную самооценку. У 20 % детей самооценка завышенная. У 60% обследованных самооценка носит заниженный характер. По результату диагностики по методике «Кактус» мы смогли выявить уровень агрессивности детей с диагнозом ЗПР. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что у 80% испытуемых были выявлены признаки агрессивности. Об этом говорило наличие иголок, длинных, близко расположенных друг к другу. У 60% ребят в работах прослеживается высокий уровень агрессивности, а у 20% средний. Третьей была проективная методика диагностики школьной тревожности (адаптация А. М. Прихожан), которая показала, что у 60% респондентов была выявлена школьная тревожность на высоком уровне.
Исходя из результатов диагностики, разработали коррекционноразвивающую программу для уменьшения агрессивности и школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
Данные в таблице 5 и рис.1 показывают, что произошли положительные изменения в уровне самооценки респондентов. Стал преобладать адекватный уровень самооценки по сравнению с вводной диагностикой.
На основании таблицы 6 и рис2. Можно говорить о изменениях в уровне агрессивности, которая ранее была на высоком уровне у большинства респондентов. После проведённой работы у 60% отмечен низкий уровень проявления агрессивности.
Посмотрев на диаграмму, можно сказать о изменениях в уровне школьной тревожности до и после проведения коррекционно-развивающей программы.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что снижение показателей агрессивности и школьной тревожности у младших школьников с ЗПР произошло в следствии своевременного выявления и коррекции. Вторичная диагностика показала эффективность мер, которая подтверждена положительными количественными изменениями вторичной диагностик. Все это показывает эффективность разработанной и внедренной нами программы коррекции и развития.
В отечественной дефектологии понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Проблема задержки психического развития и трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.
В экспериментальном исследовании приняли участие 5 младших школьников. Для изучения психологических особенностей детей с диагнозом ЗПР, были выбраны 3 методики. Первой была проведена «Лесенка», которая направлена на определение уровня самооценки. 80 % выборки имеют неадекватную самооценку. У 20 % детей самооценка завышенная. У 60% обследованных самооценка носит заниженный характер. По результату диагностики по методике «Кактус» мы смогли выявить уровень агрессивности детей с диагнозом ЗПР. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что у 80% испытуемых были выявлены признаки агрессивности. Об этом говорило наличие иголок, длинных, близко расположенных друг к другу. У 60% ребят в работах прослеживается высокий уровень агрессивности, а у 20% средний. Третьей была проективная методика диагностики школьной тревожности (адаптация А. М. Прихожан), которая показала, что у 60% респондентов была выявлена школьная тревожность на высоком уровне.
Исходя из результатов диагностики, разработали коррекционноразвивающую программу для уменьшения агрессивности и школьной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
Данные в таблице 5 и рис.1 показывают, что произошли положительные изменения в уровне самооценки респондентов. Стал преобладать адекватный уровень самооценки по сравнению с вводной диагностикой.
На основании таблицы 6 и рис2. Можно говорить о изменениях в уровне агрессивности, которая ранее была на высоком уровне у большинства респондентов. После проведённой работы у 60% отмечен низкий уровень проявления агрессивности.
Посмотрев на диаграмму, можно сказать о изменениях в уровне школьной тревожности до и после проведения коррекционно-развивающей программы.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что снижение показателей агрессивности и школьной тревожности у младших школьников с ЗПР произошло в следствии своевременного выявления и коррекции. Вторичная диагностика показала эффективность мер, которая подтверждена положительными количественными изменениями вторичной диагностик. Все это показывает эффективность разработанной и внедренной нами программы коррекции и развития.
Подобные работы
- Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2023 - Адаптация к фрустрирующей ситуации детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017





