Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ СНОВИДЕНИЯ И ОКОЛОСМЕРТНОГО ОПЫТА КАК СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ

Работа №151649

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы84
Год сдачи2020
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЯ СНОВИДЕНИЙ В НАУКЕ И ФИЛОСОФИИ 8
1.1 Исследование сновидения в трудах физиологов и нейроученых... . 8
1.2 Анализ сновидений в трудах философов 17
1.3 Сравнение эпистемических установок в подходах к сновидению в
естественнонаучных трудах и философских работах 27
ГЛАВА 2. ПРИРОДА ТЕРМИНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ 30
2.1 Определение и основные характеристики околосмертного опыта.30
2.2 Стадии терминального состояния 36
2.3 Понимание и роль терминального состояния в современной
философии 40
ГЛАВА 3. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ СУБЪЕКТИВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ВО ВРЕМЯ СНОВИДЕНИЯ И ТЕРМИНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ С ОБЪЕКТИВНЫМИ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ 49
3.1 Общая характеристика измененных состояний сознания и корреляция сновидения и онирических переживаний во время клинической
смерти 49
3.2 Анализ сновидения и терминального состояния сознания с точки
зрения феноменологической и натуралистической позиций 53
3.3 Влияние сновидений и околосмертного опыта на дальнейшую
жизнь и мировоззрение человека 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 7


Во все времена людям было интересно, что происходит с ними во время того, как человек находится без сознания или пребывает в глубокой стадии сна, что он может наблюдать во время клинической смерти или в чем заключается смысл тех или иных сновидений.
В данной дипломной работе будут рассмотрены два феномена, с которыми каждый человек встречается в своей жизни: с одним из них - на протяжении всей жизнедеятельности, со вторым - чаще всего только один или два-три раза в жизни. Речь идет о таких видах человеческого состояния сознания, как сновидение и терминальный период.
Под сновидением в широком смысле слова понимают субъективно переживаемые психические явления, периодически возникающие во время естественного сна, который, в свою очередь, представляет собой периодическое физиологическое состояние мозга и организма человека и высших животных, внешне характеризующееся значительной обездвиженностью и отключением от раздражителей внешнего мира.
У людей и животных сон и бодрствование ритмично сменяют друг друга. Немалое количество великих умов, мыслителей, философов и ученых не просто праздно рассуждали на эту тему, но и ставили эксперименты, помогающие понять суть данного феномена. Но как бы много сил ни было потрачено на исследование сновидений, однозначного и абсолютно правильного ответа на вопрос «что же оно собой представляет?» до сих пор нет. В широком смысле слова под сновидениями принято понимать неотъемлемую и ритмически повторяющуюся во время сна психическую активность человека, которая может проявляться в результате отражения системы ментальных, физиологических, психологических и биологических процессов организма.
Второе важное явление, рассматриваемое в этой работе, представляет собой конечную стадию жизнедеятельности организма и соответствующие ей онирические переживания. Речь идет о терминальном состоянии сознания.
Данная стадия характеризуется постепенным отключением всех функций мозга и сопровождающим его последовательным угасанием деятельности всего организма. Терминальный этап оканчивается либо смертью организма, либо полным возвращением к жизни.
Представленные явления внешне очень схожи между собой. В обоих состояниях тело почти или совсем недвижимо, внешние признаки жизнедеятельности практически не проявляются, реакция на внешние раздражители снижается. Сторонний наблюдатель без соответствующих данных и подготовки не всегда сможет отличить одно состояние от другого.
Помимо всего прочего, сон и сновидения являются неотделимой частью терминального состояния. Данное обстоятельство указывает на связь этих феноменов и их закономерную взаимозависимость.
Данная бакалаврская работа поможет нам разобраться в этом вопросе и произвести философский анализ упомянутых выше состояний сознания.
Актуальность работы связана с недостаточной изученностью феноменов сновидения и околосмертного опыта в контексте современной философии сознания. Соотношение субъективных переживаний с нейрофизиологическими процессами является важным аспектом для расширения знаний о сознательной деятельности.
Гипотеза: взаимосвязь субъективных переживаний во время сновидений и околосмертного опыта, а также сближение позиций от первого и третьего лица в исследовании данных явлений поможет выявить важные аспекты данных состояний сознания.
Объект данного исследования представляет собой состояния человеческого сознания: сновидение и умирание.
Предметом исследования можем считать взаимосвязь между субъективными переживаниями во время сновидений и терминальных состояний и объективными нейрофизиологическими процессами.
Проблема, рассматриваемая в представленной работе, заключается в наличии существенных различий между виртуальной реальностью сновидений и «околосмертных» состояний и объективной реальностью жизнедеятельности организма.
Цель исследования: осмысление взаимосвязи субъективных переживаний во время сновидения и умирания с объективной реальностью.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать естественнонаучные трактовки сновидения.
2. Проанализировать исследования сновидения в работах философов разных эпох.
3. Сравнить эпистемические установки в подходах к сновидению в естественнонаучных трудах и философских работах.
4. Выявить основные характеристики терминального состояния с точки зрения науки.
5. Указать основные признаки стадий терминального состояния на основе субъективного опыта.
6. Проанализировать понимание и роль терминального состояния в современной философии.
7. Изучить общую характеристику измененных состояний сознания и взаимосвязь сновидений и онирических переживаний во время клинической смерти.
8. Проанализировать сновидения и терминальное состояние с точки зрения феноменологической и натуралистической позиций.
9. Рассмотреть различные концепции влияния сновидений и околосмертного опыта на дальнейшую жизнь и мировоззрение человека.
Методология данного исследования включает в себя применение философско-компаративистского, текстологического, исторического и сравнительного методов. А также присутствуют такие методы, как анализ и синтез.
Компаративистский метод в данном случае заключается в сопоставлении двух различных подходов к пониманию сновидения в рамках одной исторической эпохи: в трудах И.П. Павлова и 3. Фрейда. Задачей философской компаративистики в данной работе является не только установление сходств и различий научной и философской концепций, но и выявление причин, почему каждая из них обладает значимостью для дальнейшего исследования.
Под текстологическим методом подразумевается совокупность методов по извлечению научной и философской информации для написания данной выпускной квалификационной работы из специализированных текстов: учебных пособий, статей, трудов философов и исследователей, а также монографий и других видов носителей профессиональных знаний.
Использование исторического метода представленной работы обуславливается обращением к установленным историческим фактам и интерпретацией текстов первоисточников. Сравнительный метод заключается в выявлении сходств и различий таких феноменов, как сновидение и терминальное состояние, а так же в соотнесении субъективного опыта во время данных явлений и объективных нейрофизиологических процессов.
Анализ и синтез в структуре методологии данной работы заключаются в разложении рассматриваемых феноменов на составные части и синтетическом объединении их отдельных элементов соответственно.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Степень учета приватной природы субъекта является неотъемлемым признаком решения задач программы интеграции феноменологических и натуралистических позиции.
Проблема анализа субъективных переживаний в явлении околосмертного опыта и сновидения заключается в несоответствии феноменологической и натуралистической позиций, т.е. в сравнении наблюдений от первого и от третьего лица.
Натурализм, согласно мнению сторонников феноменологической позиции, систематически и неизбежно упускает из виду перспективу от первого лица, а именно она является существенной для фиксации ментального. Ментальное в принципе не может быть объективировано в режиме перспективы от третьего лица, т.к. оно всегда переживается неким «Я», неким «мной». Причем, даже если провести мысленный эксперимент и представить, что «чужой» ментальный опыт стал для нас наблюдаемым, то этот опыт мы уже не сможем считать «чужим», он станет нашим субъективным опытом. В этом заключается трудность проведения объективных анализов переживаний терминального состояния и сновидения: проверка и верификация данных явлений не может в полной мере претендовать на истинность, а, следовательно, перспектива успешного изучения данных явлений в ближайшем будущем ставится под вопрос.
Тем не менее, феноменологическое и натуралистическое видения находятся в процессе взаимного дополнения, а так же проясняют друг друга и предоставляют каждому из подходов адекватную критическую оценку. Философия позволяет произвести совмещение двух этих оптик, и вместе с тем, черпает в них ресурсы, предлагая интегративную картину места сознания в мире.
С точки зрения объективных данных нейронаук под сновидением подразумевается глубокое охранительное торможение функций головного мозга, предотвращающее переутомление и истощение нервных клеток.
Академик И.П. Павлов представил теорию, заключающуюся в том, что действительная причина сна представляет собой протекание особых процессов нервной системы, главной локацией которых является головной мозг.
По мнению ученого, все, что человек переживает в процессе своей жизнедеятельности, оставляет неизгладимый след в головном мозге. Все человеческие впечатления по большей части своей скапливаются в глубоких частях коры. Хоть они и перекрываются более свежими впечатлениями, все равно сохраняются и остаются в этом хранилище, из которого время от времени что-то выносится силой сновидений. В связи с этим, с точки зрения Павлова, сновидение представляет собой выражение способности головного мозга вспоминать.
Противоположная точка зрения на сновидения присуща Зигмунду Фрейду, который рассматривал сновидения в качестве прямого пути к бессознательному. Объяснял он это тем, что их содержание раскрывает вытесненные желания.
По мнению основателя психоанализа, сновидение есть синтез противоречий, исходящих от сознания и бессознательного. Бессознательное руководствуется «принципом удовольствия», при этом вырабатывая фантастические образы, способствующие удовлетворению различных скрытых, и не только, желаний. Сознание, в свою очередь, действует по «принципу реальности», добиваясь соответствия продуктов психической деятельности с правилами логики. Конфликт двух этих элементов психики может отражаться на характере сновидений, придавая им в той или иной степени реалистический характер.
Процесс, схожий со сном по внешним данным, но совершенно отличный по своей природе, носит название терминального периода. Терминальное состояние - это последняя стадия жизни организма, переходный этап к смерти, в момент которого становится невозможным самостоятельное коррекционное восстановление глубоких метаболических нарушений и наиболее важных жизненных функций. Различные субъективные переживания человека, возникающие в ходе угрожающих жизни событий, после которых человек все-таки остается живым, принято называть обобщенным понятием NDE (англ. near - death experience), или околосмертные переживания.
Исследования сновидений и околосмертного опыта, рассмотренные с точек зрения от первого и от третьего лица каждый, неуклонно ведут к необходимости синтеза позиций феноменологии и натурализма. Несмотря на то, что базисные основы зарождения у обоих явлений отличаются, они имеют ряд аналогичных признаков и последствий. Очевидно, что внешняя, предметная и социальная среда оказывают детерминирующее влияние на психические состояния субъекта. Но это влияние не происходит непосредственно, оно опосредуется сознанием. Сознание уравновешивает бытие субъекта, наполняет бытие определенным ценностным смыслом.
Факт существования сновидений не требует доказательств, так как практически каждый из людей встречался с ним в жизни. Сделать аналогичное заявление касаемо субъективных переживаний при клинических состояниях достаточно трудно. Число людей, которым пришлось пережить клиническую смерть и которые рассказали о своем NDE, относительно небольшое. Объясняется это самой природой предсмертных онирических переживаний. Такие переживания подобны сновидениям, которые видит большинство из нас, но далеко не каждый в состоянии припомнить подробное содержание сна и даже сам факт его наличия. Причина этого кроется в том, что память о том или ином сновидении напрямую зависит от фазы сна, во время которой человек проснулся. Так как в ТСС онирические переживания могут перемежаться периодами полной бессознательности, аналогично тому, как во сне сновидения прерываются фазами с их полным отсутствием (фазы глубокого сна), следовательно, человек может как помнить пережитые им терминальные видения, так и полностью забыть о них при возвращении к жизни.
В связи этим изучение сновидений, по сравнению с исследованием терминального состояния сознания, значительно упрощается. Но, тем не менее, можно заметить, что среди натуралистического и трансцендентального видения отношении сознания и самого мира обнаруживается определенный параллелизм, который позволяет в некоторой степени снизить напряжение между философским и научным пониманием данной проблемы.
С уверенностью сейчас можно сказать, что представленные в данной работе позиции исследователей (Павлова, Фрейда, Сердюкова, Литвака и др.) находятся на стадии детального уточнения и углубления в критическом диалоге натурализма и феноменологии. Но пока философский и научный дискурсы в данных областях не достигли конечного истинного знания, нам остается только надеяться на интеграцию позиций от первого и третьего лица для глубокого понимания сновидения и околосмертного опыта без их противопоставления и взаимоисключения.
Очевидно, что взятые в отдельности феноменологический и натуралистический подходы обладают недостаточной продуктивностью в объяснении состояний сознания. Наработки феноменологии не поддаются описанию когнитивных наук. Последние, в свою очередь, упускают детальное описание процессов мышления с точки зрения перспективы первого лица. Только качественное объединение данных направлений может приблизить изучение феноменов сознания к истинному знанию. Несмотря на то, что диалог натурализма и феноменологии пока находится на начальной стадии, в развитии каждой из дисциплин уже явно прослеживается тенденция к их взаимной интеграции и взаимодействию.



1. Алексеев, А.П. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев и др.; под ред. А.П. Алексеева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 496 с.
2. Анохин, П.К. Иван Петрович Павлов. Жизнь, деятельность и научная школа. / П.К. Анохин. - М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1949. - 404 с.
3. Асратян, Э.А. Иван Петрович Павлов. Жизнь, творчество, современное состояние учения / Э.А. Асратян. - М.: Изд-во Наука, 1981. - 440 с.
4. Бескова, И.А. Природа сновидений (эпистемологический анализ) / И.А. Бескова. - М.: ИФРАН, 2005. - 239 с.
5. Гаспарян, Д.Э. Трудности Я-перспективы в проектах интеграции феноменологии и натурализма / Д.Э. Гаспарян // Философский журнал. - 2020. -№ 1. - С. 80-96.
6. Гроф, С. За пределами мозга / С. Гроф. - М.: Изд-во Трансперсонального института, 1993. - 504 с.
7. Гроф, С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД / С. Гроф. - М.: ИНИОН РАН, 1992. - 312 с.
8. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию / Э. Гуссерль. Пер. с нем. Д.В. Скляднева. - СПб.: Владимир Даль, 2004. - 400 с.
9. Деан, С. Сознание и мозг. Как мозг кодирует мысли / С. Деан. - М.: Карьера Пресс, 2018. - 416 с.
10. Джемс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джемс. - М.: Наука, 1999. - 432 с.
11. Дубровский, Д.И. Информация, сознание, мозг. - М.: Высшая Школа, 1980. - 289 с.
12. Железняк, Г. Тайны человеческой психики / Г. Железняк. - Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007. - 352 с.
13. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. Пер. с нем. Н. Лосского. - М.: Мысль, 1994. - 502 с.
14. Кузина, С.В. Ген мозга / С.В. Кузина. - М.: ACT, 2014. - 352 с.
15. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 608 с.
16. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. - М.: Наука, 1985. - 536 с.
17. Левченко, И.Е. Феномен социальной смерти / И.Е. Левченко // СоцИс. - 2001. - №06. - С. 22-31.
18. Лейбин, В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия / В.М. Лейбин. - М.: Политиздат, 1990. - 397 с.
19. Литвак, Л.М. Жизнь после смерти: предсмертные переживания и природа психоза. Опыт самонаблюдения и психоневрологического исследования / Л.М. Литвак. - М.: Канон+, 2007. - 671 с.
20. Майоров, Ф.П. Физиологическая теория сновидений. / Ф.П. Майоров. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1951. - 122 с.
21. Малиновский Б. Магия, наука и религия / Б. Малиновский. - М.: Рефл-бук, 1998. - 304 с.
22. Марсон, П. 25 ключевых книг по психоанализу / П. Марсон. - Челябинск: Урал LTD, 1999. - 348 с.
23. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. - М.: Наука, 1999. - 602 с.
24. Менш Д. К вопросу о натурализации феноменологии / Д. Менш // Ежегодник по феноменологической философии. - 2010. - № 2. - С. 302-316.
25. Минделл, А. Кома: Ключ к пробуждению / А. Минделл. - М.: ACT, 2005. - 292 с.
26. Мирошниченко М.Д. Феноменологизация или натурализация? Между философией и когнитивной наукой / М.Д. Мирошниченко // Эпистемология и философия науки. - 2019. - № 1. - С. 65-80.
27. Муди, Р. Жизнь после жизни. / Р. Муди. - М.: Лениздат, 1991. - 91 с.
28. Неговский, В.А. Восстановление жизненных функций организма, находящегося в состоянии агонии или в периоде клинической смерти / В.А. Неговский. - М.: Медгиз, 1943. - 172 с.
29. Прохоров А.О. Смысл и психическое состояние: феноменология и закономерности взаимоотношений / А.О. Прохоров // Психология психических состояний. - 2006. - № 6. - Выпуск 6. С. 8-21.
30. Ротенберг В.С. Сновидения, гипноз деятельность мозга / В.С. Ротенберг. - М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2001. - 256 с.
31. Сердюков, Ю.М. Контуры трансцендентального опыта / Ю.М. Сердюков. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2015. - 255 с.
32. Сердюков, Ю.М. Альтернатива кибернетическому бессмертию / Ю.М. Сердюков // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - Хабаровск, 2018. - С. 8-13. URL:http://anthropology.ru/ru/text/serdyukov-yum/alternativa-kiberneticheskomu-bessmertiyu(Дата обращения: 23.03.2020).
33. Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (Народы Нижнего Амура) / А.В. Смоляк. - М.: Наука «РОН», 1991. - 280 с.
34. Соколов, Э.В. Введение в психоанализ / Э.В.Соколов. - СПб.: Лань, 2002. - 318 с.
35. Спэрроу Т. Дальше от феноменологии, ближе к эстетике / Т. Спэрроу // Электронный журнал «Гефтер». URL:http: //gefter.ru/archive/14658(дата обращения: 10.04.2020).
36. Спивак Д.Л.. Язык в условиях измененных состояний сознания / Д.Л. Спивак // Вопросы языкознания. - 1989. - № 5. - С. 43-49.
37. Спивак Л.И. Измененные состояния сознания у здоровых людей: Постановка вопроса, перспективы исследований / Л.И. Спивак // Физиология человека. - 1988. - № 1. - С. 138-147.
38. Уолш Р. Дух шаманизма / Р. Уолш. - М.: Изд-во
Трансперсонального института, 1996. - 288 с.
39. Филонов С.В. Даосская концепция жизни / С.В. Филонов // Социальные и гуманитарные на Дальнем Востоке. - 2012. - № 1. - С. 86-96.
40. Фрейд, 3. Толкование сновидений / 3. Фрейд; пер. с нем. Я. Когана. - СПб.: Азбука, Азбука - Аттикус, 2016. - 512 с.
41. Фрит К. Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир / К. Фрит. - СПб.: Астрель, 2010. - 344 с.
42. Фролов, Ю.П. Иван Петрович Павлов: Воспоминания / Ю.П. Фролов. - М.: Изд-во Академии медицинских наук СССР, 1949. - 212 с.
43. Функ Д.А. Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов / Д.А. Функ. - М.: Наука, 2005. - 398 с.
44. Хьелл, Л. Теория личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2007. - 608 с.
45. Юнг, К. Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.
46. Crownfield, D.R. Religion in the Cartography of the Unconscious: A Discussion of Stanislav Grofs "Realms of the Human Unconscious / D.R. Crownfield // Journal of the American Academy of Religion. - 1976. - No. 2. P. 3¬7.
47. Gallagher, S. Complexities in the First-Person Perspective / S. Gallagher // Research in Phenomenology, 2002. P. 238- 248.
48. Gallagher, S. Mutual Enlightenment: Recent Phenomenology in Cognitive Science / S. Gallagher // Journal of Consciousness Studies, 1997. P. 195- 214.
49. Gallagher, S. The Phenomenological Mind: An Introduction to Philosophy of Mind and Cognitive Science / S. Gallagher, D. Zahavi. - N.Y.: Routledge, 2007. - 257 p.
50. Nagel, T. “What is It Like to be a Bat?” / T. Nagel // The Philosophical Review, - 2014. Vol. 83, no. 3, pp. 435-450.
51. Sellars, W. “Philosophy and the Scientifc Image of Man”, in: Sellars, W. Science, Perception and Reality / W. Sellars // Ridgeview Publishing Company. - 1991. pp. 1-40.
52. Van Lommel, P. Consciousness Beyond Life: The science of the near-death experience / P. Van Lommtl // HarperCollins, 2010. pp. 15-17.
53. Varela, F. The Em-bodied Mind / F. Varela, E. Thompson, E. Rosch // Cambridge MA: MIT Press, 2001. pp. 328.
54. Varela, F., Neurophenomenology: A Methodological Remedy for the Hard Problem / F. Varela // Journal of Consciousness Studies, 1996. Vol. 3. No 4. P.330- 349.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ