Реферат 2
Введение 4
1 Теоретические аспекты системы разрешения социально-трудовых
конфликтов в организации на принципах социального партнерства 6
1. 1 Понятие системы разрешения социально-трудовых конфликтов в организации 6
1. 2 Понятие «социальное партнерство», его принципы, формы и функции21
1. 3 Понятие «качество трудовой жизни», его оценка, подходы 29
2 Практика разрешения социально-трудовых конфликтов в организации ЗАО
«Назаровское» 33
2.1 Организационно-управленческая характеристика ЗАО «Назаровское» 33
2.2 Оценка качества трудовой жизни работников ЗАО «Назаровское» 37
2.3 Оценка существующей практики разрешения социально-трудовых
конфликтов в ЗАО «Назаровское» 42
3 Разработка комплекса предложений по формированию системы разрешения
социально-трудовых конфликтов в ЗАО «Назаровское» на принципах социального партнерства 46
3.1 Введение коллективно-договорного регулирования в ЗАО «Назаровское»46
3.2 Внедрение механизмов досудебного разрешения социально-трудовых конфликтов и участия работников в управлении организацией ЗАО
«Назаровское» 54
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложение А. Организационная структура ЗАО «Назаровское» 68
Конфликты в организациях часто оказывают влияние на качество их деятельности. Значительные трудности возникают при выполнении поставленных задач и достижении стратегических целей организации.
Конфликт является одним из способов разрешения ситуаций, связанных с высвобождением негативных эмоций и поведения, которые не соответствуют правилам и нормам. Причины возникновения споров и разногласий у каждой компании свои. Предупреждение конфликта в организации предполагает умение управлять процессом разрешения конфликтной ситуации до перерастания ее в открытое противоборство.
Зарождение конфликтов нужно уметь распознавать и наблюдать с самого начала, когда только негативная ситуация возникает, используя различные методы, способы и приемы.
Разрешение любого конфликта предполагает действия всех его участников, направление на устранение разногласий, прекращение острых споров и активное решение проблемы.
В организациях все чаще стали возникать социально-трудовые конфликты, что снижает конкурентоспособность компании. Социальное партнерство зарекомендовало себя эффективным механизмом разрешения социально-трудовых противоречий и их предупреждения.
В рамках темы «Формирование системы разрешения конфликтов в организации» будет исследовано направление, связанное с формированием системы разрешения социально-трудовых конфликтов в организации на принципах социального партнерства в сфере труда. Актуальность этого направления заключается в том, что формирование действенных механизмов разрешения социально-трудовых конфликтов на принципах социального партнерства в сфере труда приведет к повышению качества трудовой жизни работников организации и как следствие, их лояльности.
Цель работы - разработать комплекс предложений по формированию системы разрешения социально-трудовых конфликтов в организации на принципах социального партнерства.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты системы разрешения социальнотрудовых конфликтов в организации на принципах социального партнерства;
2. Определить нормативные критерии, которым должна соответствовать система разрешения социально-трудовых конфликтов;
3. Оценить существующую в организации практику разрешения социально-трудовых конфликтов с точки зрения нормативных критериев;
4. Сформулировать требования к элементам формируемой системы разрешения социально-трудовых конфликтов в организации;
5. Предложить действия для формирования системы разрешения социально-трудовых конфликтов в организации.
Объект исследования - система управления персоналом организации ЗАО «Назаровское».
Предмет исследования - практика разрешения социально-трудовых конфликтов в организации ЗАО «Назаровское».
Подводя итоги выполненной бакалаврской работы, можно сделать вывод о том, что все поставленные задачи мною выполнены. Раскрыты основные теоретические аспекты системы разрешения социально-трудовых конфликтов в организации на принципах социального партнерства. Рассмотрены такие понятия, как «социально-трудовой конфликт», «социальное партнерство» и «качество трудовой жизни».
Я изучила историю создания компании «Назаровское», ее основные характеристики и виды деятельности. ЗАО «Назаровское» - одно из крупнейших сельскохозяйственных предприятий страны и крупнейшая в Назаровском районе организация, специализирующаяся на производстве и продаже сельскохозяйственной продукции.
Анализ практики разрешения социально-трудовых конфликтов в ЗАО «Назаровское» показал, что в организации фактически не развиты формы социального партнерства, т. е. отсутствует коллективный договор; участие работников в управлении организацией минимальное, т.к. директору принадлежат все полномочия; отсутствует профсоюз, который поспособствовал бы улучшению социально-трудовых отношений между работником и работодателем; нет комиссии по трудовым спорам, поэтому все вопросы решаются в суде, если стороны конфликта не примирились добровольно.
Для формирования системы разрешения социально-трудовых конфликтов в организации ЗАО «Назаровское» на принципах социального партнерства я рекомендую такие предложения: ввести коллективно-договорное регулирование, внедрить механизмы досудебного разрешения социальнотрудовых конфликтов на принципах социального партнерства, внедрить механизмы участия работников в управлении организацией.
Предложения по формированию системы разрешения социальнотрудовых конфликтов в организации «Назаровское» на принципах социального партнерства соответствуют действующей патерналистской модели управления персоналом, т. е. они направлены на то, чтобы сотрудники предприятия были удовлетворены своей деятельностью и были лояльны к компании. Также данные предложения не нарушают законность и этические нормы.
Внедрение форм социального партнерства в ЗАО «Назаровское» улучшит качество трудовой жизни сотрудников и снизит уровень социальной конфликтности. При этом представление о компании будет, как о социальноответственной и современной, что улучшит имидж предприятия и повысит уровень лояльности работников. Соблюдение всех механизмов и принципов социального партнерства сделает еще более эффективным развитие и производство организации «Назаровское».
1 Адамчук В.В. Экономика и социология труда: учебник для вузов / В. В. Адамчук, О. В. Ромашов, М. Е. Сорокина. - М.: Юнити, - 1999. - 407 с.
2 Александров С. В. Правовые категории «трудовой спор» и «трудовой конфликт»: способы разрешения / С. В. Александров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - №3. - 2013.
3 Александрова И. А. Социальное партнерство в системе социальнотрудовых отношений Российской Федерации / И. А. Александрова // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия.- 2010. - С. 1-3.
4 Анцупов А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. Учебник для вузов. - СПб., Питер. - 2007 г.
5 Барбашин Е. А. Механизмы воздействия социально-трудовых отношений на качество трудовой жизни работников / Е. А. Барбашин, О. с. Фомин, О. А. Филимонов // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - С. 1-3.
6 Баташева М. А. Качество трудовой жизни как показатель осуществления трудового потенциала / М. А. Баташева // Молодой ученый. - №8. - 2015. - С. 471-474.
7 Бунтовский С. Ю. Развитие производственной демократии к контексте современного менеджмента / С. Ю. Бунтовский // Научный журнал КубГАУ, - №112(08). - 2015. - С. 1-19.
8 Воронов А. А. Направления развития социального партнерства как механизма разрешения трудовых конфликтов / А. А. Воронов, А. Р. Муратов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - С. 2-8.
9 Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина // Санкт- Петербург. - 2008.
10 Деменева Н.А. Индивидуальные социально-трудовые конфликты в организациях: технологии управления / Н. А. Деменева // Монография.- Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, - 2004.
11 Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности / А. П. Егоршин // НИМБ, - 2003. - 320 с.
12 Жолудева В. В. Статистическая оценка качества трудовой жизни работников в Российской Федерации / В. В. Жолудева, Н. Ф. Мельниченко // Статистика и экономика. - М.: - Т. 15. - № 4. - 2018. - С. 42-51.
13 Жулина Е. Г. Экономика труда. Курс лекций. Учеб. Пособие для вузов / Е. Г. Жулина // - М.: Изд-во «Экзамен», - 2006. - 157 с.
14 Жулина Е.Г. Экономика и социология труда / Е. Г. Жулина, Н. А. Иванова // - М.: - 2009. - С. 48.
15 Журавлев П. В. Персонал. Словарь понятий и определений / П. В. Журавлев, С. А. Карташов и др. // - М.: Экзамен, - 2000. - 320 с.
... всего 50 источников