Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ИНТОНАЦИОННЫХ КОНТУРОВ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ПАЦИЕНТОВ С АФАЗИЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО И ИСПАНСКОГО ЯЗЫКОВ)

Работа №151644

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы79
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНТОНАЦИИ У
ПАЦИЕНТОВ С АФАЗИЕЙ 8
1.1. Интонация и ее типы 8
1.1.1. Понятие интонации 8
1.1.2. Типы интонационных конструкций в русском языке 9
1.1.3. Типы интонационных моделей в испанском языке 14
1.2. Клиника афазий 19
1.2.1. Понятие афазии 19
1.2.2. Классификации афазий 20
1.2.3. Смешанная (комплексная) моторная афазия 23
1.3. Специфика интонационных конструкций в норме и при патологии 25
1.3.1. Специфика восприятия интонационных конструкций 25
1.3.2. Специфика воспроизведения интонационных конструкций 27
1.3.3. Особенности тема-рематического членения 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 35
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ИНТОНАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ В РЕЧИ
ПАЦИЕНТОВ С АФАЗИЕЙ 38
2.1. Особенности интонационных контуров различных типов высказываний в
речи пациентов с афазией 38
2.1.1. Утвердительные высказывания 38
2.1.2. Побудительные высказывания 45
2.1.3. Вопросительные высказывания 47
2.1.4. Общие выводы по особенностям интонационных контуров
различных типов высказываний в речи пациентов с афазией 55
2.1.5. Опыт работы с данными пациентов с афазией, являющихся
носителями испанского языка 57
2.2. Просодические особенности тема-рематического членения в речи
пациентов с афазией 62
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75

В наше время все больше и больше людей страдают от сосудистых заболеваний головного мозга, например инсульта или тромбоза. Афазия, в свою очередь, является одним из самых тяжелых последствий этих болезней, не позволяющим человеку свободно общаться, выражать свои мысли или понимать окружающих его людей.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что проблема афазии представляет большой интерес для исследователей различных областей, таких как логопедия, психология, неврология, физиология, нейролингвистика и других. Однако в последнее десятилетие в эту работу активно включилась лингвистика, поскольку накопленные знания о языке и его механизмах позволяют лингвистам успешно моделировать языковые процессы не только в норме, но и при патологии. Наше исследование, выполненное преимущественно на материале, собранном в клинических условиях, продолжает данную тенденцию и предлагает анализ интонационной составляющей речи в норме и при патологии.
Степень разработанности проблемы. С одной стороны, в лингвистике существует обширный пласт исследований в области просодии, характерной для людей без патологий, говорящих на разных языках (М.А. Баршак, Е.А. Брызгунова, Л.Р. Зиндер, Л.А. Пиотровская, Т.Е. Янко и др.), с другой - активно развиваются исследования речи пациентов с когнитивными и когнитивно-речевыми нарушениями (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Т.В. Черниговская, М.К. Шохор-Троцкая и др.). Однако, как показал проведенный нами анализ литературы, исследований посвященных именно анализу интонационных конструкций в речи пациентов с афазией крайне мало.
Цель исследования заключается в выявлении и описании особенностей воспроизведения интонационных контуров высказывания пациентами с диагнозом «комплексная моторная афазия» (далее - КМА) средней и тяжелой степени выраженности дефекта.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить содержание термина «интонация», рассмотреть
основные функции интонационных конструкций и описать каждую из них.
2. Изучить и проанализировать имеющуюся
нейролингвистическую литературу, посвященную проблеме афазии, и обобщить сведения по данной теме.
3. Систематизировать имеющиеся в научной литературе сведения по вопросам специфики восприятия и воспроизведения интонации у пациентов с афазией.
4. Изучить просодические особенности тема-рематического членения высказываний в норме и при патологии.
5. Провести экспериментальное исследование специфики интонационных моделей у пациентов с комплексной моторной афазией средней и тяжелой степени выраженности дефекта на фоне интонационных моделей носителей русского и испанского языков без патологий и проанализировать полученные результаты.
6. Сопоставить полученные результаты и сделать соответствующие выводы о специфике интонационных контуров высказывания у пациентов с КМА средней и тяжелой степени выраженности дефекта.
Объектом исследования является состояние речи пациентов с комплексной моторной афазией (далее - КМА) средней и тяжелой степени выраженности дефекта.
Предметом настоящего исследования служат особенности воспроизведения интонационных контуров высказывания пациентами с диагнозом КМА средней и тяжелой степени выраженности дефекта.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе нашей работы было проведено экспериментальное исследование, в рамках которого проанализированы сходства и различия состояния речевой функции у пациентов с афазией и у носителей русского языка и испанского языка без патологий. В ходе исследования была проанализирована речь 15-ти пациентов с диагнозом комплексная моторная афазия средней степени тяжести, а также речь трех носителей русского языка без патологий. Также мы проанализировали речь пяти испаноговорящих пациентов с диагнозом афазия, сравнив их речь с речью одного носителя испанского языка без патологий.
При сравнении интонационных контуров высказываний пациентов с афазией и информантов без патологий были сделаны выводы, демонстрирующие сходства и различия в речепроизводстве людей с патологией и без нее.
В эмоционально окрашенных высказываниях интонация пациентов с афазией соответствует описанным специалистами характеристикам, которые заключаются в понижении тона на заударном слоге.
В утвердительных высказываниях с нейтральной эмоциональной тональностью падение тона может быть выражено довольно слабо. В некоторых случаях такие отклонения могут препятствовать пониманию смысла высказывания.
Побудительные предложения в речи пациентов с афазией соответствуют всем просодическим нормам русского языка. Согласно нашей гипотезе, это может обуславливаться прагматическими особенностями. Интенция просьбы, способствующая удовлетворению потребностей, является наиболее актуальной для людей, столкнувшихся с серьезной болезнью .
Вопросительные высказывания различных типов страдают в речи пациентов с афазией больше всего. Мы предполагаем, что данная особенность так же имеет прагматических характер: интенция вопроса не характерна для пациентов с афазией, так как они, чаще всего, являются «ведомыми» коммуникантами.
В речи испаноговорящих пациентов с афазией были выявлены схожие нарушения, ранее обнаруженные у пациентов, говорящих на русском языке. Неправильный выбор восходящего или нисходящего тона в тонеме финальной синтагмы утвердительных предложений приводит к искажению смысла всей фразы. При этом наблюдается сохранность контуров эмоционально окрашенных и побудительных предложений. Это, вероятнее всего, обуславливается непосредственным вовлечением человека в разговор, его желанием донести до партнера смысл высказывания, выполнить свою коммуникативную цель. Вопросительных высказываний в
проанализированных нами интервью пациентов с афазией крайне мало или нет совсем. Это может подтвердить нашу гипотезу о крайне небольшой значимости высказываний данного типа для пациентов. Ввиду заболевания им сложно выполнять в коммуникации роль ведущего.
При тема-рематическом членении предложения у пациентов с афазией наблюдаются в речи и повышение тона на рематическом участке высказывания, и паузация на границы темы и ремы.
Однако нами было установлено, что даже при соблюдении всех просодических норм, пациенты с афазией говорят менее уверенно по сравнению с носителями языка без патологий. Это проявляется в более слабой выраженности вышеупомянутых характеристик, свойственных каждому из типов проанализированных высказываний и тема-рематическому членению.
Итак, наше исследование показывает, что в речи пациентов с афазией в той или иной мере проявляются нарушения интонирования. В зависимости от степени тяжести дефекта такие нарушения могут как казаться незначительными, так и в значительной мере усложнять ход коммуникации ввиду невозможности слушающего понять интенцию говорящего и смысл высказывания.
Полученные нами данные могут помочь логопедам и афазиологам дополнить и усовершенствовать программу восстановительного обучения для пациентов с афазией посредством введения в реабилитационную программу особых упражнений, направленных на восстановление интонационных контуров.
В дальнейшем нами планируется работа по анализу других типов интонационных конструкций, которые не были затронуты в данном исследовании.


1. Абакумова О.В., Величкова Л.В. Коммуникативная и эмоциональная функция интонационных единиц (системное исследование на материале русского и испанского языков) // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. Вып. 1. С. 70-74.
2. Баршак М.А. Испанский язык: Практическая фонетика: Учеб. для ин-тов и фак-тов иностр. яз. М.: Высш. шк., 1989. 223 с.
3. Бейн Э.С., Овчарова П.А. Клиника и лечение афазий. София: Медицина и физкультура, 1970. 210 с.
4. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988. 248 с.
5. Брызгунова Е.А. Интонация и смысл предложения // Вопросы языкознания. 1967. С. 35-44.
6. Гнездилова С.О. Комплексная моторная афазия в остром периоде ишемического инсульта. Описание клинического случая // Научная инициатива в психологии: Межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых / под ред. В. П. Гаврилюка. Курск: Изд-во Курский государственный медицинский университет, 2020. С. 55-62.
7. Гордина М.В. Фонетика французского языка: 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1997. 304 с.
8. Горошко Е.И. Функциональная асимметрия мозга, язык, пол. Аналитический обзор. // Текстология.КИ [Электронный ресурс]. 2005. URL: http://www.textology.ru/article.aspx?aId=254 (дата обращения: 04.01.2022).
9. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. школа, 1979. 312 с.
10. Кадыков А.С. Адаптация к нарушениям общения // Медицинская реабилитация. / под ред. В. М. Боголюбова. М.: Пермь, 1998. С. 592-615.
11. Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения.: учеб. пособие. 2-е изд., стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2002. 240 с.
12. Крушельницкая К.Г. К вопросу о смысловом членении предложения // Вопросы языкознания. 1956. Вып. 5. С. 55-67.
13. Лурия А.Р. Травматическая афазия: клиника, семиотика и восстановительная терапия. М.: Издательство академии медицинских наук, 1947. 367 с.
14. Лурия А.Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. М.: изд-во и тип. Изд-ва Акад. мед. наук СССР, 1948. 236 с.
15. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. 431 с.
... всего 50 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ