Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КРИЗИСНЫЙ ДИСКУРС КАК РАЗНОВИДНОСТЬ
МАССМЕДИЙНОГО ДИСКУРСА 6
1.1. Массмедийный дискурс и новостной текст как объекты научного
описания 6
1.2. Дискурс кризисных ситуаций как особый вид дискурса 13
1.3. Методология исследования дискурсивных средств воздействия в
кризисном дискурсе: стратегии и тактики 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ МАССМЕДИЙНОГО КРИЗИСНОГО ДИСКУРСА КНР 30
2.1. Понятие чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных
ситуаций. Чрезвычайные ситуации природного характера в КНР 30
2.2. Стратегия идеологизации 37
2.2.1. Т актика ориентации 38
2.2.2. Тактика интеграции 43
2.2.3. Тактика символизации 45
2.3. Стратегия нейтрализации 48
2.3.1. Тактика описания условий 48
2.3.2. Тактика призыва к сочувствию 50
2.3.3. Тактика демонстрации примеров личных кризисов 52
2.4. Стратегия героизации 56
2.4.1. Тактика подчеркивания морально-этических качеств 57
2.4.2. Тактика «Я/Он - профессионал» 60
2.4.3. Тактика «образ защитника народа» 61
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
Стремительное развитие технологий в области коммуникации и информатизации общества превратило СМИ в одно из самых эффективных средств воздействия на массовое сознание. Современный человек, желает он того или нет, непрерывно соприкасается с информационными потоками: будь то статьи на новостных вебсайтах или же новостные сообщения в социальных сетях. Следовательно, он постоянно осведомлен о том, что происходит в мире.
При возникновении кризисных ситуаций СМИ становятся особо важным инструментом в руках властей, так как подобные происшествия часто попросту невозможно точно спрогнозировать, более того, они часто сопряжены с разрушениями и человеческими жертвами. В такие периоды психика людей испытывает значительный стресс, а их внимание на определенный промежуток времени приковано к новостным сводкам. Этот факт создает благоприятную почву для применения широкого перечня дискурсивных тактик, тем самым модифицируя, во -первых, оценку происходящего, а во-вторых, транслируя выгодные какому-либо институту власти взгляды. В рамках настоящего исследования мы рассмотрим кризисный массмедийный дискурс чрезвычайных ситуаций природного характера и выявим основные средства дискурсивного воздействия на массовое сознание.
Актуальность выбранной темы обусловлена возросшей ролью массмедиа в жизни людей по всему миру. Следовательно, возникает необходимость изучения языковых средств, применяющихся с целью оказания воздействия на массовую аудиторию. Ввиду своего географического положения, КНР часто подвергается природным катастрофам, что неизбежно находит отражение в новостном дискурсе. Массмедийный дискурс, являясь по своей природе дискурсом институциональным, активно применяет в своих текстах разнообразные тактики воздействия на массовое сознание, что создает
благоприятные условия для проведения лингво-прагматического и дискурс-анализа.
Объектом исследования является медиадискурс кризисных ситуаций в КНР.
Предметом исследования являются коммуникативные стратегии и тактики, используемые китайскими СМИ при освещении стихийных бедствий, произошедших на территории страны.
Цель исследования - изучение специфики китайскоязычного массмедийного кризисного дискурса чрезвычайных ситуаций природного характера на материале статей с новостных веб-сайтов, популярных в КНР.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1) Рассмотреть понятийный аппарат массмедийного дискурса (дискурс, массмедийный дискурс, кризисный дискурс)
2) Дать определение термину «кризисный дискурс» и выявить его специфику через раскрытие функций и присущих ему характеристик.
3) Выявить и описать тактики и стратегии дискурсивного воздействия китайского медиадискурса чрезвычайных ситуаций природного характера посредством лингвистического анализа новостных сообщений по данной теме.
Методологическую и теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные теории дискурса (Т.А. ван Дейк, В.И. Карасик); исследования в области медиалингвистики (Т.Г. Добросклонская, М.Р. Желтухина, Н.Ф. Алефиренко, Г.Я. Солганик); политического и кризисного дискурса (Е.В. Пильгун, Е.И. Шейгал); труды о геофизических явлениях азиатско-тихоокеанского региона, принадлежащие отечественным (А.В. Викулин, Е.А. Фортыгина) и зарубежным исследователям (X. Ню, Ж. Чжао, Чж. Чжэн и др.).
...
В периоды протекания кризисных ситуаций СМИ играют исключительно важную роль: в их задачи входит своевременное информационное населения в сложные периоды, направление общественного сознания в необходимое русло и конструирование особой картины мира, и как следствие, построение социальной среды.
В ходе нашего исследования были решены все поставленные нами задачи. С позиций различных подходов мы дали определение терминам «дискурс», «медиадискурс», а также выделили и дали характеристику особому виду дискурса - «кризисному дискурсу». Также мы несколько углубились в геофизическое измерение проблемы, структурировали наше знание об актуальных для территории КНР стихийных бедствиях.
Проведенный анализ позволил обрисовать основной фокус новостного освещения стихийных бедствий в Китае и выделить основные коммуникативные стратегии дискурса кризисных ситуаций. СМИ главным образом старались сформировать в сознании читателя образ заботящейся о своих гражданах власти, и, апеллируя к его эмоциям, рассказать о героизме не только спасателей и врачей, но и рядовых граждан страны. Для реализации данных целей в новостных статьях использовались три основные коммуникативные стратегии, а именно: идеологизация, нейтрализация и героизация. Стратегия идеологизации позволяет оказывать влияние на сознание аудитории, подстраивая случившийся кризис под нарратив господствующей идеологии, тогда как с помощью стратегии нейтрализации сохраняется баланс в обществе. Стратегия героизации создает в умах реципиентов красочные образы героев, которые отважно выполняют свою работу и отдаются ей без остатка. Данные стратегии, в свою очередь, воплощались посредством применения ряда коммуникативных тактик: интеграции, ориентации, символизации, описания, призыва к сочувствию, подчеркивания морально-этических качеств, похвалы и т.д. Эффективность
этих коммуникативных тактик обеспечивалась на лексическом,
синтаксическом и контекстуальном уровнях.
Тем самым, можно заключить, что кризисный дискурс средств массовой информации КНР, посвященный природным катастрофам, демонстрирует высокую степень дискурсивного воздействия.
Более того, нами была выявлена специфическая черта кризисного дискурса КНР - его направленность на сближение отношений между правительством и населением. В периоды природных кризисов население наиболее психологически уязвимо, поэтому государство и партия берут на себя роль некоего «родителя», оберегающего своих граждан от негативных последствий, что находит выражение в активном употреблении лексем со значением заботы и покровительства. Вследствие этого в сознание реципиентов активно закладывается идея о том, что правительство страны лично заинтересовано в разрешении кризиса, а также готово выступить гарантом безопасности и благополучия населения. Данная черта не присуща кризисному дискурсу западных СМИ, что позволяет выделить кризисный дискурс КНР на фоне прочих кризисных дискурсов.
1. Абрамова Е.С. Массмедийный дискурс: сущность и особенности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 12 (43). С. 17-19.
2. Алефиренко Н. Ф. Спорные проблемы семантики. Москва: Гнозис, 2005. 324 с.
3. Алефиренко Н.Ф. Медиадискурс и его коммуникативно - прагматическая сущность // Медиалингвистика. 2016. № 1 (11). С. 49-57.
4. Антонова Ю.А. Коммуникативные стратегии и тактики в современном газетном дискурсе: отклики на террористический акт: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Екатеринбург, 2007. 183 с.
5. Арустамов Э.А. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. Москва: Изд. торг. корпорация «Дашков и К°», 2006. 476 с.
6. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 136-137.
7. Бедило А.Г. и др. Опасные природные процессы: учебник. Москва: Академия ГПС МЧС России, 2020. 308 с.
8. Биюмена А.А. Направления солидаризации в кризисном дискурсе белорусской районной прессы в период пандемии коронавируса // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2021. №1. С. 33-40.
9. Буряковская В.А. Коммуникативные характеристики массовой культуры в медийном дискурсе (на материале русского и английского языков): монография. Волгоград: Издательство ВГСПУ «Перемена», 2014. 227 с.
10. Ван Дейк Т.А. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации: пер. с англ. М.: Либриком, 2013. 337 с.
11. Викулин А.В. Вехи-катастрофы // Мир вихревых движений / под. ред. Г.Ф. Майоровой. Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2008. С. 174-224.
12. Викулова Л.Г., Шарунов А.И. Основы теории коммуникации: практикум. М.: ACT: ACT МОСКВА: Восток-Запад, 2008. 316 с.
13. Демик Н.К. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. Москва: Изд-во Рос. экон. акад., 2007. 118 с.
14. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов. Опыт исследования современной английской медиаречи. Москва: Едиториал УРСС, 2005. 288 с.
15. Добросклонская Т.Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Москва: Вестник Московского университета. Серия 10: журналистика. 2006. № 2. С. 20-33.
... всего 54 источников