Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Работа №151637

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2021
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования регулятивных учебных действий у
обучающихся 9
1.1 Регулятивные учебные действия: основные понятия, факты 9
1.2 Текстовые задачи как средство формирования регулятивных
учебных действий у обучающихся 16
2 Методические особенности формирования регулятивных учебных
действий в процессе работы с текстовыми задачами 25
2.1 Организация и методы исследования. Анализ и интерпретация
результатов диагностики уровня сформированное™ регулятивных учебных действий у обучающихся 25
2.2 Методические рекомендации по формированию регулятивных
учебных действий в процессе работы с текстовыми задачами 33
2.3 Технологическая карты по теме «Решение задач на проценты»... 43
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение А Диагностическая карта уровня сформированное™ регулятивных универсальных учебных действий в 6 классах 55

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, выдвигает требования к развитию личности обучающихся. Эти требования «в системе образования обеспечиваются, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий». Одним из типов универсальных учебных действий являются регулятивные, которые характеризуются возможностью личности к саморазвитию, умению для себя определять конкретную цель, планировать жизнь, прогнозировать какие-либо жизненные ситуации, организовывать свою учебную деятельность.
Проблемой формирования регулятивных универсальных учебных действий занимались такие педагоги и психологи, как А.Г. Асмолов, И.Ю. Зимнякова, И.А. Попова, Н.М. Конышева, С.А. Тюрикова, Т.П. Федулова и другие. Авторы предлагают различные приемы и методы обучения по формированию регулятивных универсальных учебных действий. Однако проблема их формирования остается актуальной. В связи с чем, перед учителем поставлена непростая задача, как подобрать эффективные средства и методы обучения для наиболее результативного формирования регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства обучения и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Формирование регулятивных учебных действий происходит в процессе обучения различными школьными предметами, в частности математике. Данный предмет характеризуется разнообразием средств обучения, которые можно использовать для формирования регулятивных универсальных учебных действий. Одним из таких средств обучения может являться текстовая задача.
Таким образом, вышесказанное позволяет констатировать, что проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся является на сегодняшний день актуальной, что позволило нам сделать выбор темы выпускной квалификационной работы: «Формирование регулятивных учебных действий у школьников в процессе работы с текстовыми задачами основной школы».
Цель исследования - рассмотреть методические особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у школьников в процессе работы с текстовыми задачами основной школы.
Объект исследования - процесс обучения математики в основной школе.
Предмет исследования - формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие регулятивных учебных действий в рамках учебного процесса в основной школе.
2. Раскрыть понятие текстовой задачи и обосновать возможность их использования для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
3. Организовать констатирующий эксперимент исследования, с целью выявления уровня сформированное™ регулятивных универсальных учебных действий у школьников посредством решения текстовых задач.
4. На основе результатов констатирующего эксперимента разработать методические рекомендации по формированию регулятивных универсальных учебных действий у школьников посредством решения текстовых задач.
Методологической основой исследования выступили работы отечественных ученых: А.Г. Асмолова, И.Ю. Зимняковой, И.А. Поповой, Н.М. Конышевой, С.А. Тюриковой.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ учебной, учебно-методической, научной литературы.
2. Обобщение передового педагогического опыта.
3. Метод сбора эмпирических данных: письменный опрос, беседа.
4. Методы интерпретации и описание данных: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь - ноябрь 2020) анализ литературы по теме исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач. Подготовка экспериментального исследования.
2 этап (январь - февраль 2021) организация и проведение констатирующего эксперимента с целью диагностики уровня сформированное™ регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках математики основной школы.
3 этап (март - апрель 2021) разработка методических рекомендаций по формированию регулятивных универсальных учебных действий посредством решения текстовых задач; технологической карты по теме «Решение задач на проценты».
4 этап (май - июнь 2021) подготовка текста выпускной квалификационной работы.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №5 города Лесосибирска». Количество респондентов - 20 человек.
Практическая значимость определяется возможностью применения разработанных методических рекомендаций в учебном процессе основной школы учителями-предметниками. В работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический материал по теме исследования, который может быть использован студентами при подготовке написания курсовых и выпускных квалификационных работ.
По результатам исследования была подготовлена и опубликована статья: «Формирование регулятивных УУД на уроках математики», которая приняла участие во Всероссийском конкурсе для детей и молодежи «Надежда России» в номинации «Исследовательские и научные работы» и заняла 2 место.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 55 наименований. Результаты работы представлены в 9 таблицах, 9 рисунках. В приложении представлены материалы диагностики. Общий объем работы - 57 печатных листов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет метапредметные результаты обучения, среди которых есть овладение обучающимися универсальными учебными действиями, одними из таких действий являются регулятивные. Из этого следует, что проблема формирования регулятивных учебных действий является актуальной. В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы сформулировано понятие регулятивных универсальных учебных действий, основные характеристики и рекомендации по их формированию.
Исследовав определение «регулятивные универсальные учебные действия», мы пришли к выводу, что формирование регулятивных учебных действий в учебном процессе необходимо. По-нашему мнению, сформировать регулятивные учебные действия у обучающихся можно в процессе работы с текстовыми задачами основной школы.
В ходе обучения решению текстовых задач можно формировать все виды регулятивных учебных действий: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку и саморегуляцию. Для этого нужны определенные способы. Поэтому, при подготовке к уроку, отбирая или специально конструируя задания, следует учитывать не только логику предметного содержания, но и виды универсальных учебных действий, которые формируются на данном этапе.
С целью выявления уровня сформированности регулятивных учебных действий у учащихся 6-х классов, нами был организован и проведен констатирующий эксперимент. Констатирующий эксперимент проводился в 6-х классах на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основной общеобразовательной школы №5 города Лесосибирска» в количестве 20 респондентов.
Анализируя результаты констатирующего эксперимента нами были выявлены уровни сформированности регулятивных учебных действий у учащихся: высокий уровень составляет 5%, средний уровень составляет 50% и низкий уровень сформированное™ регулятивных учебных действий составляет 45%.
На основе анализа и интерпретации результатов констатирующего эксперимента нами были разработаны методические рекомендации по формированию регулятивных учебных действий у школьников в процессе работы с текстовыми задачами.
Разработанные методические рекомендации в процессе решения текстовых задач, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий могут быть использованы учителями-предметниками и студентами-практикантами на уроках математики у учащихся основной школы.
Разработанная технологическая карта по теме «Решение задач на проценты» свидетельствует о том, что на каждом этапе урока мы можем формировать у обучающихся регулятивные универсальные учебные действия.
В результате исследования цель была достигнута, поставленные задачи решены.



1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : учебное пособие / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - Москва : Просвещение, 2010. - 159 с.
2. Байрамова, Е.В. Сюжетные задачи как одно из средств формирования познавательных универсальных действий у обучающихся в процессе обучения : учебник / Е.В. Байрамова. - Екатеринбург : БИРО, 2019. - 119 с.
3. Блох, А.Я. Методика преподавания математики в средней школе: учебное пособие / А.Я. Блох. - Москва : Просвещение, 1987. - 416 с.
4. Боженкова, Л.И. Универсальные учебные действия и цели обучения математике : учебник / Л.И. Боженкова, С.П. Беребердина. - Москва : Академия, 2012. - С. 46-51.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в среднем возрасте : учебное пособие / Л.И. Божович. - Москва : Просвещение, 2018. - 464 с.
6. Васильева, Г.Н. Проблема внедрения ФГОС в рамках работы семинара учителей математики / Г.Н. Васильева // Интеграция науки и производства. - 2015. - №5. - С. 91-94.
7. Витте, П.Я. Формирование у обучающихся регулятивных универсальных действий: из опыта работы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Санкт-Петербурга / П.Я. Витте. - Санкт-Петербург, 2016. - 75 с.
8. Власова, И.Н. Формирование универсальных учебных действий средствами учебного предмета «Математика» в основной школе : учебное пособие / И.Н. Власова, И.В. Косолапова, И.В. Магданова. - Пермь, 2015. - 45 с.
9. Власова, И.Н. Проектирование современного урока математики на основе компетентностного подхода / И.Н. Власова, И.В. Косолапова, И.В. Мусихина. - Пермь : Педагогика, 2012. - 32 с.
10. Волков, Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 240 с.
11. Володарская, И.А. Общий прием решения математических задач / И.А. Володарская, Н.Т. Салмина // Математика (приложение к газете «1 сентября»). - 2015. - № 23. - С. 12-14.
12. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - Москва : Смысл, 2013. - 136 с.
13. Галян, С.В. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / С.В. Галян. - Сургут : РИОСГПУ, 2014. -125 с.
14. Гиниятуллина, А.А. Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий / А. А. Гиниятуллина // Методист. - 2011. - №9. - С. 58-61.
15. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 6 класс : учеб. учебник / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин. - Москва : Просвещение, 2015. - 287 с.
16. Дылгырова, Р.Д. Идеи метапредметности в истории педагогики / Р.Д. Дылгырова // Педагогика и психология. - 2014. - №5 - 58 с.
17. Епишева, О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе : курс лекций. - Тобольск : ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2017. - 191 с.
18. Зимнякова, И.Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия младших школьников // Наука и образование : новое время. 2020. - №1. - С. 532-534.
19. Зубарева, И.И. Математика. 6 класс : учебное пособие / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - Москва : Мнемозина, 2014. - 264 с.
20. Канин, Е.С. Учебные математические задачи : Учебное пособие. / Е.С. Канин. - Киров : Издательство ВятГГУ, 2003. - 191 с.
21. Кант, И. Метафизика нравов / И. Кант. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 241 с.
22. Кирьякова, В. С. Формирование метапредметных умений у школьников на уроках математики / В. С. Кирьякова. - Тольятти : Велес, 2016. - 93 с.
23. Ковалева, Г.С. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации / Г.С. Ковалева. - Москва : Просвещение, 2013. - 56 с.
24. Козлова, В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования / В.В. Козлова. - Москва : Просвещение, 2011. - 79 с.
25. Кокарева, З.А. Контроль за формированием у школьников умения принимать и удерживать цель деятельности // Общее образование. - 2019. - №3. - С. 5-8.
26. Колесина, К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе / К.Ю. Колесина. - Ростов на Дону : ЮФУ, 2009. - 35 с.
27. Кондаков, А.М. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект /А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов. - Москва : Просвещение, 2008. - 39 с.
28. Корчажкина, О.М. Метапредметное содержание образования во ФГОС общего образования / О.М. Корчажкина // Педагогика. - 2016. - №2. - С. 17-25.
29. Кузнецов, А.А. Стандарты второго поколения / А.А. Кузнецов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2015. - №3. - С.3-6.
30. Ломакина, Е.Н. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики / Е.Н. Ломакина // Методист. - 2013. - №5. - С. 59-63.
31. Лукина, Е.А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий // Наука и образование: современные тренды. - 2019. - №2. - 102 с.
32. Манвелов, С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся 5-6 классов : Пособие для учителя / С.Г. Манвелов, Н.С. Манвелов. - Москва : Просвещение, 2014. - 159 с.
33. Мерзляк, А.Г. Математика 6 класс: учебник / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир : под ред. В.Е. Подольского. - Москва : Вента-Граф, 2019. - 304 с.
34. Михеева, Ю.А. Проектирование урока с позиций формирования
универсальных учебных действий [Электронный ресурс] / Ю.А. Михеева // Учительская газета. - 2020. - №4. - 2012. Режим доступа:
http://www.ug.ru/methodarticle/260.
35. Науменко, Ю.В. Содержание организационно-методической работы по развитию универсальных учебных действий у учащихся основной школы в соответствии с требованиями ФГОС / Ю.В. Науменко // Методист. - 2013. - №1. - С. 2-7.
36. Науменко, Ю.В. Универсальные учебные действия: алгоритм создания программы формирования для 5-9 классов / Ю.В. Науменко // Народное образование. - 2018. - №2. - С. 198-205.
37. Нефедьева, Н.А. Обучение в ситуациях как средство формирования универсальных учебных действий / Н.А. Нефедьева // Здоровьесберегающее образование. - 2013. - №3. - С. 89-93.
38. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 27-е издание, исправленное / С.И. Ожегов. - Москва : Мир и образование, 2020. - 735 с.
39. Подласый, Н.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов : учебное пособие для вузов / Н.П. Подласый. - Москва : ВЛАДОС пресс, 2004. - 365 с.
40. Попова, Н.А. Разновозрастное взаимодействие учащихся как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий // Nauka- Rastudent.ru. - 2019. - №5. - с. 36.
41. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект / под ред. А. А. Кузнецов, М. В. Рыжаков, А.М. Кондаков - 3-е изд. - Москва : Просвещение. - 2011. - 64 с.
42. Пустовалова, Е.В. Формирование умения целеполагания на уроках математики // Педагогика : традиции и инновации: материалы. - Челябинск : Два комсомольца, 2013. - С. 95-98.
43. Ромашевская, Н.И. Возможности педагогического моделирования в детерминации категории «воспитание» / Н.И. Ромашевская // Психология, социология и педагогика. - 2016. - №4. - С. 20-27.
44. Старостина, О.А. Формирование универсальных учебных действий в ходе реализации новых образовательных стандартов / О.А. Старостина // Управление качеством образования. - 2013. - №2. - С. 87-90.
45. Субботкина, М.И. Универсальные учебные действия как основа формирования культуры умственного труда // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2020. - №9. - С. 73-79.
46. Тонких, А.П. О решении текстовых задач геометрическим методом : учебное пособие/ А.П. Тонких, Т.Е. Демидова. - Москва : Просвещение, - 2019. - 13 с.
47. Тюрикова, С.А. Регулятивные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированное™ / С.А. Тюрикова // Науковедение. - 2018. - №3. - С. 3-8.
48. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] : от 17.12.2010 №1897. - Режим доступа: https ://минобрнауки.рф/документы/543
49. Федулова, Т.Н. Развитие универсальных учебных действий через урок : учебник / Т.Н. Федулова. - Москва : Академия, 2018. - 141 с.
50. Фридман, Д.М. Как научиться решать задачи: книга для учащихся / Д.М. Фридман. - Москва : Просвещение, 2016. - 212 с.
51. Хинчин, А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики. Повышение эффективности обучения математике в школе / Г.Д. Глейзер. - Москва : Просвещение, 2019. - 231с.
52. Хуторской, А. В. Метапредметный компонент нового образовательного стандарта: как с ним работать / А.В. Хуторской // Сельская школа. - 2013. - С. 71-87.
53. Хуторской, А.В. Системно-деятельностный подход в обучении:
Научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. - Москва : Эйдос, 2012. - 85 с.
54. Черкасов, Р.С. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: учебное пособие для студентов / А.Я. Блох, Е.С. Калинин, Н.Г. Килина. - Москва : Просвещение, 2017. - 336 с.
55. Шевкин, А.В. Текстовые задачи в школьном курсе математики / А.В. Шевкин // Математика (приложение к газете «1 сентября»). - 2015. - №17. - С. 22-30.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ