Введение 3
Глава 1 Юридический анализ состава преступления, предусмотренного ч.1 статьи 264 УК РФ 6
1.1 Объект преступления, особенности предмета нарушения правил до
рожного движения и эксплуатации транспортных средств, предусмотренный
ч.1 ст. 264 УК РФ 6
1.2 Объективная сторона нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, предусмотренная ч.1 ст. 264 УК РФ 18
1.3 Субъект преступления, предусмотренный ч.1 ст. 264 УК
РФ 32
1.4 Субъективная сторона нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, предусмотренная ч.1 ст. 264 УК РФ 39
Глава 2 Соотношение состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ с другими составами преступлений 43
Заключение 59
Список использованных источников 63
Транспортные отношения являются одним из факторов динамичности социально-экономического развития страны. Транспортная инфраструктура относится к числу отраслей повышенной опасности, а транспортное средство признается источником повышенной опасности. В связи с чем, законодатель создал целый ряд нормативных правовых актов, закрепляющих правила эксплуатации транспортных средств, правила дорожного движения и пр. Их соблюдение в настоящее время является весьма актуальным, так как аварийность транспорта в России долгое время остается на достаточно высоком уровне, а быстрое развитие транспортной инфраструктуры, способствует его росту. Последствия нарушения установленных правил, аварий, отражаются на экономике, социальных показателях, но главное на жизни и здоровье отдельных граждан и общества в целом. По мнению некоторых исследователей, автомобили оказываются в 20 раз опаснее несанкционированного доступа к огнестрельному оружию1. Проблема дорожно-транспортного травматизма в России в последнее время приобрела общегосударственный характер, требует принятия комплекса мер, в том числе и правовых: создание системы регулирования и контроля за деятельностью транспортных организаций; эффективных механизмов реализации государственной политики в сфере безопасности деятельности транспорта, финансирование и стимулирование деятельности по снижению аварийности на федеральном и региональном уровнях2. Уголовно-правовые средства решения рассмотренной проблемы являются одним из них. Уголовный закон содержит в себе отдельную главу 27, включающую в себя преступления с таким видовым объектом, как безопасность движения и эксплуатации транспорта. Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ3 является одним из основных составов данной главы, в силу распространенности дорожно-транспортных происшествий.
Данная тема в силу своей неоднозначности всегда была актуальной и хорошо разработана исследователями в современной науке уголовного права и отраслевых дисциплинах. К настоящему времени теория права располагает разнообразными материалами, собранными в основном в конце XX - XXI веках. В числе наиболее известных исследователей проблематики, чьи труды составляют теоретическую основу работы, следует назвать: Аюпову Г.Ш., Макееву И.С., Куринова Б.А., Лукьянова В.В., Мачковского Л.Г., Исаева Н.И., Климкина В.В., Кузьмина А.С., Перфилова В.П., Пожарского А.Ю., Якубенко Н.В. и других. Дискуссии не утихают и между учеными современности, основываясь на трудах исследователей, ученые выдвигают новые гипотезы и новые решения существующих проблем. В течение последних 5 - 10 лет исследования на тему в монографиях, научных диссертациях, наиболее широкую популярность данная тема приобрела в научных статьях.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 264 УК РФ.
Предмет исследования: норма, предусматривающая ответственность за преступления, совершенные по ч. 1 ст. 264 УК РФ, теоретические исследования в области уголовного права по вопросу квалификации дорожно-транспортных преступлений, соответствующая судебная практика.
Целью работы является анализ сущностных характеристик элементов состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 264 УК РФ, места и роли в системе преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
...
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств представляет собой сложное социально-правовое явление, характеризующееся высокой степенью общественной опасности. С большим развитием транспортной инфраструктуры в стране, данная тема приобретает особую актуальность. Хорошая разработанность данной темы в учебной и научной литературе, предложения по редактированию законодательной конструкции рассматриваемого состава также подтверждает важность, актуальность выбранной темы. В результате научной работы по данной теме удалось сделать следующие выводы.
Объектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ является безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, дополнительным объектом выступает здоровье человека. Признаком данного состава является также предмет преступления, под которым следует понимать автомобили, трамваи, тракторы и самоходные машины, троллейбусы, мотоциклы, иные транспортные средства, которые объединяет понятие «механические средства», т.е. такие транспортные средства, которые осуществляют движение с помощью двигателя, для управления которыми, требуется получение специального права. Наличие обязательного дополнительного объекта подразумевает и обязательное наличие пострадавшего физического лица, которому причинен тяжкий вред здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия.
Объективную сторону нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ч.1 ст. 264 УК РФ), составляют следующие аспекты: 1. Деяние, которое выражается в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, 2. Общественноопасные последствия в виде тяжкого вреда здоровью, 3. Причинная связь между нарушением правил и наступившими последствиями, 4. Место совершения преступления-дорога, термин имеет легальное определение, в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» дорогой
является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Время свершения преступления, например, если дорожно-транспортное происшествие произошло во время учебной езды, то к уголовной ответственности, как правило, привлекается не ученик, а инструктор, если в его действиях имеется нарушение правил движения или эксплуатации транспортных средств. Данной квалификации имеется многочисленная судебная практика.
Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ - специальный, это физическое лицо, достигшее-16-летнего возраста, управляющее транспортным средством, как имеющее на это полученное, в предусмотренном законом порядке, право, так и без такового, но в любом случае лицо, являющееся участником дорожного движения, на котором лежит обязанность соблюдения установленных законодательством правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ относительно такого элемента состава преступления как субъективная сторона принято считать неосторожным. Преступление может быть совершено как по легкомыслию, так и по преступной небрежности. В случае совершения преступления с формой вины преступная небрежность необходимо установить следующие критерии: лицо должно предвидеть возможность последствий (объективный критерий), могло их предвидеть (субъективный критерий). Объективный критерий решается, исходя из требований ПДД, а субъективный, исходя из субъективных возможностей лица, управляющего транспортным средством в момент совершения ДТП. Существует и точка зрения, согласно которой в случае совершения преступления по небрежности срок и размер наказания должен быть снижен, т.е. предлагается дифференцировать ответственность в зависимости от вида неосторожности.
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред.
от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. 30.04.2021) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. О безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] : федер. закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2021) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru.
6. Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека [Электронный ресурс]: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 24.04.2008 N 194н г. Москва. Зарегистрирован в Минюсте РФ 13.08.2008 N 12118 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Акты высших судебных инстанций и материалы судебной практики:
7. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 г. N 25 (ред. от 24.05.2016) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2018 г. N 41 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013г. № 2125-0 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
10. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2020г. № 1639-0 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
11. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2020г. № 2637-0 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
12. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 г. N 25 (ред. от 24.05.2016) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
13. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 03 июля 2019г. N 91-АД19-1 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
14. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2020 г. N 222-УД20-6 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
15. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 207-П19 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
... всего 78 источников