МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения возможностей использования музыкотерапии при работе с несовершеннолетними правонарушителями... 8
1.1 Психологические особенности несовершеннолетних
правонарушителей 8
1.2 Возможности использования музыкотерапии при работе с
несовершеннолетними правонарушителями 19
2 Экспериментальное изучение возможностей использования
музыкотерапии при работе с несовершеннолетними правонарушителями... 26
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
исследования 26
2.2 Описание системы занятий с использованием музыкотерапии с
несовершеннолетними правонарушителями 40
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А Система занятий с использованием музыкотерапии 51
Приложение Б Анкета
1 Теоретические аспекты изучения возможностей использования музыкотерапии при работе с несовершеннолетними правонарушителями... 8
1.1 Психологические особенности несовершеннолетних
правонарушителей 8
1.2 Возможности использования музыкотерапии при работе с
несовершеннолетними правонарушителями 19
2 Экспериментальное изучение возможностей использования
музыкотерапии при работе с несовершеннолетними правонарушителями... 26
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
исследования 26
2.2 Описание системы занятий с использованием музыкотерапии с
несовершеннолетними правонарушителями 40
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А Система занятий с использованием музыкотерапии 51
Приложение Б Анкета
В настоящее время преступность среди несовершеннолетних является острой социальной проблемой. Количество правонарушений, совершенных подростками, с каждым годом увеличивается. Задачей, которая стоит перед нашим обществом, является поиск путей для снижения роста правонарушений среди подростков. Распространение злоупотребления алкоголем, наркотиками, психотропными и эффективными веществами среди детей и подростков вызывает особую тревогу. Такие понятия как труд и учеба в кругу несовершеннолетних правонарушителей, утратили ценность этих понятий. Подростки приобретают агрессивные формы поведения. Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних приобретает особую значимость. Прежде всего необходимо предотвратить пропаганду преступности и жестокости в кругу подростков, в семьях, школах.
Профилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предупреждение или устранения какого-либо явления и факторов риска. В работе с несовершеннолетними правонарушителями необходимо использовать гибкие формы психотерапевтической работы, одним из которых является музыкотерапия.
Музыкотерапия - эффективный метод коррекции психоэмоциональных нарушений и психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей, направленный на повышение самооценки, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе подростка.
Цель исследования: изучение возможностей использования музыкотерапии при работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Объект исследования: психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
Предмет исследования: музыкотерапия как метод работы с несовершеннолетними правонарушителями.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей.
2. Описать возможности использования музыкотерапии при работе с несовершеннолетними правонарушителями.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование, направленное на изучение психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей.
4. Подобрать и описать систему занятий с использованием музыкотерапии, направленную на предупреждение возникновения факторов риска совершения правонарушений у несовершеннолетних.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2. Эмпирические методы: тестирование («Многофакторный личностный опросник (подростковый вариант)» (автор - Р. Б. Кеттелл); методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А. Н. Орел)).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Методологической основой исследования послужили труды отечественных психологов по проблеме сопровождения несовершеннолетних правонарушителей (Ескендирова А. А., Миллера А. И. и др.), а также в области музыкотерапии (Копытина А. И., Фалетровой О. М. и др.).
Экспериментальная база исследования представлена МБОУ «Новокаргинская СОШ №5». Исследование проводилось в декабре 2019 - мае 2020 г. В исследовании приняли участие 5 несовершеннолетних правонарушителей и 5 подростков, не совершавших правонарушения. Возраст испытуемых - 11 лет.
Этапы исследования:
изучение теоретических аспектов возможностей использования музыкотерапии при работе с несовершеннолетними правонарушителями, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение диагностики психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей.
2 этап (декабрь 2019 г. - апрель 2020 г.) - разработка и описание системы занятий с использованием музыкотерапии с несовершеннолетними правонарушителями.
3 этап (май 2020 г.) - формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что материал, представленный в работе может быть полезен педагогам-психологам, учителям, работающим с несовершеннолетними правонарушителями. Полученные в ходе исследования данные можно использовать студентам при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 50 источников, и 2 приложений. В работе содержится 5 таблиц. Общий объем работы составляет 50 страниц.
Профилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предупреждение или устранения какого-либо явления и факторов риска. В работе с несовершеннолетними правонарушителями необходимо использовать гибкие формы психотерапевтической работы, одним из которых является музыкотерапия.
Музыкотерапия - эффективный метод коррекции психоэмоциональных нарушений и психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей, направленный на повышение самооценки, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе подростка.
Цель исследования: изучение возможностей использования музыкотерапии при работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Объект исследования: психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
Предмет исследования: музыкотерапия как метод работы с несовершеннолетними правонарушителями.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей.
2. Описать возможности использования музыкотерапии при работе с несовершеннолетними правонарушителями.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование, направленное на изучение психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей.
4. Подобрать и описать систему занятий с использованием музыкотерапии, направленную на предупреждение возникновения факторов риска совершения правонарушений у несовершеннолетних.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2. Эмпирические методы: тестирование («Многофакторный личностный опросник (подростковый вариант)» (автор - Р. Б. Кеттелл); методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А. Н. Орел)).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Методологической основой исследования послужили труды отечественных психологов по проблеме сопровождения несовершеннолетних правонарушителей (Ескендирова А. А., Миллера А. И. и др.), а также в области музыкотерапии (Копытина А. И., Фалетровой О. М. и др.).
Экспериментальная база исследования представлена МБОУ «Новокаргинская СОШ №5». Исследование проводилось в декабре 2019 - мае 2020 г. В исследовании приняли участие 5 несовершеннолетних правонарушителей и 5 подростков, не совершавших правонарушения. Возраст испытуемых - 11 лет.
Этапы исследования:
изучение теоретических аспектов возможностей использования музыкотерапии при работе с несовершеннолетними правонарушителями, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение диагностики психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей.
2 этап (декабрь 2019 г. - апрель 2020 г.) - разработка и описание системы занятий с использованием музыкотерапии с несовершеннолетними правонарушителями.
3 этап (май 2020 г.) - формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что материал, представленный в работе может быть полезен педагогам-психологам, учителям, работающим с несовершеннолетними правонарушителями. Полученные в ходе исследования данные можно использовать студентам при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 50 источников, и 2 приложений. В работе содержится 5 таблиц. Общий объем работы составляет 50 страниц.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что несовершеннолетний правонарушитель характеризуется следующими психологическими особенностями: противоречивость, полярность чувств и побуждений, импульсивность, сочетание жестокости и холодности, несогласие с общепринятыми нормами поведения. Основными факторами риска, влияющими на подростковую преступность, являются: негативное семейное влияние; отрицательное воздействие неформальной группы сверстников; низкий уровень жизни большой части населения и др.
Музыкотерапия - это универсальный метод коррекционно- профилактической работы, который рекомендуется использовать с несовершеннолетними правонарушителями. Основой для занятий служат классические произведения известных композиторов.
Нами проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение возможностей использования музыкотерапии при работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Экспериментальное исследование организовано и проведено на базе МБОУ «Новокаргинская СОШ №5». Выборка исследования представлена двумя группами подростков в возрасте 11 лет в количестве 10 человек: 5 несовершеннолетних правонарушителей и 5 подростков, не совершавших правонарушения.
В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: «Многофакторный личностный опросник (подростковый вариант)» (автор - Р. Б. Кеттелл); методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А. Н. Орел).
Проанализировав полученные результаты диагностики, мы отмечаем, что у несовершеннолетних правонарушителей выражены такие личностные особенности, как: возбудимость, склонность к самоутверждению, импульсивность, социальная смелость, жестокость, преобладание депрессивного настроения, ведомость, нетерпеливость. Характерны аддиктивные, агрессивные тенденции в поведении.
На основе результатов исследования нами разработана система занятий с использованием музыкотерапии, которая может быть использована педагогом-психологом с целью предупреждения факторов риска при работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования.
Музыкотерапия - это универсальный метод коррекционно- профилактической работы, который рекомендуется использовать с несовершеннолетними правонарушителями. Основой для занятий служат классические произведения известных композиторов.
Нами проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение возможностей использования музыкотерапии при работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Экспериментальное исследование организовано и проведено на базе МБОУ «Новокаргинская СОШ №5». Выборка исследования представлена двумя группами подростков в возрасте 11 лет в количестве 10 человек: 5 несовершеннолетних правонарушителей и 5 подростков, не совершавших правонарушения.
В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: «Многофакторный личностный опросник (подростковый вариант)» (автор - Р. Б. Кеттелл); методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А. Н. Орел).
Проанализировав полученные результаты диагностики, мы отмечаем, что у несовершеннолетних правонарушителей выражены такие личностные особенности, как: возбудимость, склонность к самоутверждению, импульсивность, социальная смелость, жестокость, преобладание депрессивного настроения, ведомость, нетерпеливость. Характерны аддиктивные, агрессивные тенденции в поведении.
На основе результатов исследования нами разработана система занятий с использованием музыкотерапии, которая может быть использована педагогом-психологом с целью предупреждения факторов риска при работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования.
Подобные работы
- Творческие технологии (арт-терапия) в работе с разными категориями клиентов
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Развитие эмоциональной сферы учащихся специальных школ в процессе музыкального образования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2003 - СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019



