Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

Работа №151630

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения возможностей использования музыкотерапии при работе с несовершеннолетними правонарушителями... 8
1.1 Психологические особенности несовершеннолетних
правонарушителей 8
1.2 Возможности использования музыкотерапии при работе с
несовершеннолетними правонарушителями 19
2 Экспериментальное изучение возможностей использования
музыкотерапии при работе с несовершеннолетними правонарушителями... 26
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
исследования 26
2.2 Описание системы занятий с использованием музыкотерапии с
несовершеннолетними правонарушителями 40
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А Система занятий с использованием музыкотерапии 51
Приложение Б Анкета

В настоящее время преступность среди несовершеннолетних является острой социальной проблемой. Количество правонарушений, совершенных подростками, с каждым годом увеличивается. Задачей, которая стоит перед нашим обществом, является поиск путей для снижения роста правонарушений среди подростков. Распространение злоупотребления алкоголем, наркотиками, психотропными и эффективными веществами среди детей и подростков вызывает особую тревогу. Такие понятия как труд и учеба в кругу несовершеннолетних правонарушителей, утратили ценность этих понятий. Подростки приобретают агрессивные формы поведения. Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних приобретает особую значимость. Прежде всего необходимо предотвратить пропаганду преступности и жестокости в кругу подростков, в семьях, школах.
Профилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предупреждение или устранения какого-либо явления и факторов риска. В работе с несовершеннолетними правонарушителями необходимо использовать гибкие формы психотерапевтической работы, одним из которых является музыкотерапия.
Музыкотерапия - эффективный метод коррекции психоэмоциональных нарушений и психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей, направленный на повышение самооценки, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе подростка.
Цель исследования: изучение возможностей использования музыкотерапии при работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Объект исследования: психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
Предмет исследования: музыкотерапия как метод работы с несовершеннолетними правонарушителями.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей.
2. Описать возможности использования музыкотерапии при работе с несовершеннолетними правонарушителями.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование, направленное на изучение психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей.
4. Подобрать и описать систему занятий с использованием музыкотерапии, направленную на предупреждение возникновения факторов риска совершения правонарушений у несовершеннолетних.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2. Эмпирические методы: тестирование («Многофакторный личностный опросник (подростковый вариант)» (автор - Р. Б. Кеттелл); методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А. Н. Орел)).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Методологической основой исследования послужили труды отечественных психологов по проблеме сопровождения несовершеннолетних правонарушителей (Ескендирова А. А., Миллера А. И. и др.), а также в области музыкотерапии (Копытина А. И., Фалетровой О. М. и др.).
Экспериментальная база исследования представлена МБОУ «Новокаргинская СОШ №5». Исследование проводилось в декабре 2019 - мае 2020 г. В исследовании приняли участие 5 несовершеннолетних правонарушителей и 5 подростков, не совершавших правонарушения. Возраст испытуемых - 11 лет.
Этапы исследования:
изучение теоретических аспектов возможностей использования музыкотерапии при работе с несовершеннолетними правонарушителями, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение диагностики психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей.
2 этап (декабрь 2019 г. - апрель 2020 г.) - разработка и описание системы занятий с использованием музыкотерапии с несовершеннолетними правонарушителями.
3 этап (май 2020 г.) - формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что материал, представленный в работе может быть полезен педагогам-психологам, учителям, работающим с несовершеннолетними правонарушителями. Полученные в ходе исследования данные можно использовать студентам при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 50 источников, и 2 приложений. В работе содержится 5 таблиц. Общий объем работы составляет 50 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что несовершеннолетний правонарушитель характеризуется следующими психологическими особенностями: противоречивость, полярность чувств и побуждений, импульсивность, сочетание жестокости и холодности, несогласие с общепринятыми нормами поведения. Основными факторами риска, влияющими на подростковую преступность, являются: негативное семейное влияние; отрицательное воздействие неформальной группы сверстников; низкий уровень жизни большой части населения и др.
Музыкотерапия - это универсальный метод коррекционно- профилактической работы, который рекомендуется использовать с несовершеннолетними правонарушителями. Основой для занятий служат классические произведения известных композиторов.
Нами проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение возможностей использования музыкотерапии при работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Экспериментальное исследование организовано и проведено на базе МБОУ «Новокаргинская СОШ №5». Выборка исследования представлена двумя группами подростков в возрасте 11 лет в количестве 10 человек: 5 несовершеннолетних правонарушителей и 5 подростков, не совершавших правонарушения.
В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: «Многофакторный личностный опросник (подростковый вариант)» (автор - Р. Б. Кеттелл); методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А. Н. Орел).
Проанализировав полученные результаты диагностики, мы отмечаем, что у несовершеннолетних правонарушителей выражены такие личностные особенности, как: возбудимость, склонность к самоутверждению, импульсивность, социальная смелость, жестокость, преобладание депрессивного настроения, ведомость, нетерпеливость. Характерны аддиктивные, агрессивные тенденции в поведении.
На основе результатов исследования нами разработана система занятий с использованием музыкотерапии, которая может быть использована педагогом-психологом с целью предупреждения факторов риска при работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования.



1. Агрессия и психическое здоровье : учебное пособие / под ред. Т. Б. Дмитриевой и Б. В. Шостаковича. - Санкт-Петербург : Речь, 2014 - 56 с.
2. Алиев, X. М. Метод Ключ в борьбе со стрессом / X. М. Алиев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 320 с.
3. Аниськин, В. Н. Совершенствование системы мультикультурного образования в условиях холистичной информативно-образовательной среды /
B. Н. Аниськин, В. И. Богословский, Т. В. Добудько, Т. А. Жукова, Севенюк
C. А. // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия : Психолого-педагогические науки. - 2014. - № 3 (23). - С. 6-12.
4. Антонян, Ю. М. Преступность среди женщин / Ю. М. Антонян. - Москва : Российское право, 2016. - 21 с.
5. Бабаев, М. М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних / М. М. Бабаев. - Москва : Юридическая литература, 2016. - 382 с.
6. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. - Москва : Социальное здоровье России, 2009. - 224 с.
7. Бирюков Д. А. Музыкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития / Д. А. Бирюков, А. О. Лучинина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 29. - С. 282-286.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва : Питер, 2017. - 464 с.
9. Бурно, М. Е. Практическое руководство по терапии творческим самовыражением / М. Е. Бурно; под. ред. Е.А. Добролюбовой. - Москва : Академический проект, О1111Л, 2003. - 880 с.
10. Валицкас, Г. К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей / Г. К. Валицкас, Ю. Б. Гиппенрейтер // Вопросы психологии. - 2016. - № 5. - С. 45-55.
11. Васягина, Н. Н. Делинквентность поведение подростков: феноменология, причины, возможности профилактики / Н. Н. Васягина // Вестник практической психологии образования. - 2018. - №1. - С. 54-55.
12. Ветров, Н. И. Профилактика нарушений среди молодежи / Н. И. Ветров. - Москва : Юридическая литература, 2015. - 247 с.
13. Волженкин, Б. В. Общественная опасность личности преступника / Б. В. Волженкин // Правоведение. - 2016. - № 4. - С. 262-269
14. Ворожцова, О. А. Музыка и игра в детской психотерапии / О. А. Ворожцова. - Москва : Издательство Института Психотерапии, 2014. - 90 с.
15. Гилинский, Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я. И. Гилинский. - Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2016. - 520 с.
16. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть 1 [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ ред. От 16.12.2019 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
17. Грудинин, Н. С. Личность несовершеннолетнего преступника / Н. С. Грудинин, Д. С. Галынская // Вестник Уральского финансово¬юридического института. - 2016. - № 4 (6). - С. 5-10.
18. Данилова, Н. Н. Психофизиология / Н. Н. Данилова. - Москва : Аспект пресс, 2015. - 235 с.
19. Дегтярева, О. Л. Личность несовершеннолетнего
правонарушителя / О. Л. Дегтярева // Современные тенденции развития науки и технологий, 2015. - № 2. - С. 102-107.
20. Джанибекова, Н. А. Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних / Н. А. Джанибекова, Ш. А. Зарипов // Молодой ученый. - 2013. - № 7. - С. 357-359.
21. Драгунова, Т. В. Воспитание подростка в семье / Т. В. Драгунова. - Москва : Изд-во акад. пед. наук РСФСР, - 2017. - 80 с.
Т1. Ескендиров, А. А. Правовые основы противодействия вовлечения несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность [Электронный ресурс] / А. А. Ескендиров // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. - 2018 г. - С. 135-140. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35334693
23. Камалиева, Г. Р. Музыкотерапия в жизни детей с ОВЗ [Электронный ресурс] / Г. Р. Камалиева, И. Р. Левина // Гуманистическое наследие в культуре и образовании: материалы XII Международной научно-практической конференции. - 2017 г. - С. 262-264. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35118600&
24. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М. В. Кисилева. - Санкт-Петербург : Речь, 2017. - 336 с.
25. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский. - Москва : Книга по Требованию, 2012. - 321 с.
26. Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. - Москва : Когито-Центр, 2016. - 197 с.
27. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий. - Москва : Просвещение, 1976. - 303 с.
28. Курбатов, В. И. Социальная работа / под. ред. В. И. Курбатова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 480 с.
29. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. - Санкт-Петербург, 2016. - 256 с.
30. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология / Н. Д. Левитов. - Москва : Просвещение, 2016. - 480 с.
31. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в музыкальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. - Москва, 2001. - 248 с.
32. Миллер, А. И. Противоправное поведение несовершеннолетних: генезис и ранняя профилактика / А. И. Миллер. - Киев, 2016. - 150 с.
33. Миньковский, Г. М. Предупреждение правонарушений среди молодежи / Г. М. Миньковский, А. П. Кожевников. Москва. - 2015. - 55 с.
34. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - Москва : Владос, 2018.
- 220 с.
35. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва : ИТИ Технологии, 2015. - 944 с.
36. Оленская, Т. Л. История и современные тенденции музыкотерапии / Т. Л. Оленская, А. А. Марченко, Л. Л. Шебеко, А. В. Врагов, Е. А. Марченко // Здоровье для всех. - 2015. - № 2. - С. 15-21.
37. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия / В. И. Петрушин. - Москва : ВЛАДОС, 2015. - 375 с.
38. Пирожков, В. Ф. Криминальная психология / В. Ф. Пирожков. - Москва : Юридическая литература, 2005. - 702 с.
39. Понкратов, В. В. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних правонарушителей / В. В. Понкратов
- Москва : Книга, 2016. - 153 с.
40. Прикладная юридическая психология : учеб. пособие / под. ред. А. М. Столяренко. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 639 с.
41. Психология человека от рождения до смерти / Под общей ред. А. А. Реана. - Санкт-Петербург : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.
42. Ратинов, А. Р. Социально-психологические аспекты юридической теории и практики / А. Р. Ратинов. - Москва, 2014. - 242 с.
43. Реан, А. А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности / А. А. Реан // Ананьевские чтения-97. - 1997. - № 2. - С. 13-16.
44. Садовникова, М. Н. Международные стандарты обращения с несовершеннолетними правонарушителями: некоторые терминологические проблемы, обзор основных нормативно-правовых актов / М. Н. Садовникова // Сибирский Юридический Вестник. - 2015. - № 4. - С. 43
45. Севенюк, С. А. Модульно-рейтинговая подготовка будущих педагогов по дисциплине «История образования и педагогической мысли в России и за рубежом» / С. А. Савенюк, Т. А. Парфенова // Историко-педагогический журнал. - 2017. - № 1. - С. 56-66.
46. Синченко, Т. Ю. Практическая диагностика и психологическое консультирование / Т. Ю. Синченко, В. Г. Ромек. - Ростов-на-Дону : Ирбис, 2016. - 276 с.
47. Фалетрова, О. М. Музыка как средство психолого¬
педагогической коррекции [Электронный ресурс] : учебное пособие / О. М. Фалетрова // Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. - Ярославль, 2019. - Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24858368
48. Фетискин, Н. П. Личностные особенности несовершеннолетних делинквентов / Н. П. Фетискин // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. - 2017. - № 1 (17). - С. 105-108.
49. Шайкова, М. В. Психолого-криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников / М. В. Шайкова // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2015. - № 2 (5). - С. 85-88.
50. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие / Д. Б. Эльконин. - Москва : Академия, 2019. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ