Введение 6
1 Классификации образов будущего в кино и анимации 12
1.1. «Образ будущего»: содержание понятия 12
1.2. Основные подходы и сценарии исследования будущего 20
1.3. История развития жанра в кино и анимации 23
1.3.1. 1940-1960-е годы 23
1.3.2. 1970-е годы 24
1.3.3. 1980-1990-е годы 26
1.3.4. 2000-2010-е годы 29
1.4. Анимационный фильм «Акира» 30
1.5. Анимационный сериал «Neon Genesis Evangelion» 35
2 Анализ репрезентативных произведений анимации 42
2.1. Анализ анимационного фильма «Акира» 42
2.2. Анализ анимационного сериала «Neon Genesis Evangelion» 46
2.3. Общие черты 49
Заключение 53
Список литературы 56
Актуальность темы исследования заложена в постоянном интересе человечества к прогностическим моделям будущего. Откровения и предсказания являются, скорее, анализом предыдущих состояний, а образ будущего являет собой коллекцию сведений, объединённых в абстрактную модель, где немалую роль играет история и философия. Причиной такого интереса можно считать веру людей в то, что предсказанные события неизбежно наступят. Вера в светлое будущее служит основой появления сил и готовности принести себя в жертву в угоду достижения этой цели.
Картины образа будущего позволяют управлять общественным сознанием, строить системы в различных сферах деятельности и придавать смысл самому существованию этой системы, в то время как неопределённость лишает людей цели и привносит элемент хаоса, разрушения в их жизнь. На увеличение доли неопределённости влияют, в том числе, техногенные факторы, прогресс технологий современного мира, возрастающие угрозы как внешнего, так и внутреннего характера. И речь тут может идти не только о категории личной безопасности. Людям свойственно переживать о глобальных кризисах мирового, а теперь и вселенского масштаба, как о личной боли и утрате. Одна лишь идея возможности существования кризиса, как таковая, вводит нас в состояние ужаса и парализует созидательную активность на локальном уровне.
Развитие систем прогнозирования, создание форсайт-технологий, прогностические модели - вот лишь немногое, что входит сегодня в наш круг интересов. Конечно, данное исследование не может охватить такой широкий спектр вопросов, да и область научных интересов представляется в более узком смысле и ограничивается киноискусством, а если быть более точными - анимацией, как одной из его форм.
Влияние кинематографа в целом, или киноискусства в частности, нельзя недооценивать. По кинокартинам можно отследить тренды, общие направления и сферы интересов общества в конкретный отрезок времени. Современный кинематограф является явным рычагом воздействия, в том числе, и на традиции. Он может оказать существенное влияние и на другие, напрямую не связанные с ним, сферы жизни человека, такие, как наука, образование, экономика. Одним из инструментов этого влияния можно отметить создаваемые образы. Один из них - образ будущего - и будет выделен как основной в настоящей работе.
Объект исследования - анимация Японии 1980-1990 годов.
Предмет исследования - образ будущего в японской анимации 1980¬1990 годов, а именно - в анимационных лентах «Акира» К. Отомо и «Neon Genesis Evangelion» («Евангелион») X. Анно.
Степень изученности
Научная литература по выбранной теме может быть условно разделена на следующие группы:
1. Источники, посвященные изучению категорий «образа будущего»;
2. Источники, помогающие классифицировать различные «образы будущего» в искусстве;
3. Источники, сосредоточенные на изучении и описании истории развития жанра.
4. Источники, посвященные исследованию фильмов-репрезентантов.
Для лучшего понимания поставленной цели необходимо обратиться к текстам работ, которые рассматривают категории «образа», а также «образа будущего». К данной категории относятся работы И.В. Желтиковой , О.М. Замолодской .
В отдельную категорию также стоит выделить тексты, благодаря которым, в рамках данной работы, возможно составление классификации «образов будущего» в культуре и искусстве. Они также позволяют выделить и понять основные способы и средства фиксации будущего, к которым позже можно будет обратиться при анализе выбранных анимационных работ.
К данной категории относятся совместная работа Е. Н. Чесновой, Ш. И. Мансуровой и А. А. Снытиной , работы И. А. Порядина , Д. И. Павлич .
Также к данной категории относятся работы И. В. Желтиковой «Утопия как образ будущего» и «К вопросу о природе утопического образа будущего» .
Литературные утопии подробно описываются и анализируются в сборнике «The Cambridge Companion to Utopian Literature».Также проводится анализ взаимосвязи утопий и феминизма, экологии и антиутопий, традиции «не-Западных» утопических сценариев, колониальные и пост-колониальные утопии. Развитие жанра утопии и его трансформация в антиутопию описывает Fatima Vieira в своей работе «The Concept of Utopia»5.
Работа К. И. Одеговой «Антиутопия в анимационном кино: истоки и развитие жанра» даёт теоретическую основу для составления хронологии развития изображения апокалипсиса в анимации. Данный аспект затрагивается в ранее упомянутой совместной работе Е. Н. Чесновой, Ш. И. Мансуровой и А. А. Снытиной.
Множество работ Lorenzo DiTommaso на английском языке посвящены теме Апокалипсиса в культуре, религии и искусстве. В частности, совместная работа Lorenzo DiTommaso и John J. Collins “Apocalypticism and Popular Culture” рассматривает апокалиптические сюжеты в современном популярном кинематографе и анимации. Также составить представление об истории развития жанра поможет работа Jarome Shapiro “Atomic Bomb Cinema: The Apocalyptic Imagination on Film”77.
В среде русскоязычных научных источников тематика, всевозможные аспекты сюжета, влияния на общественность и иные особенности «Акиры» и «Евангелиона» рассматриваются редко. Можно выделить работы Н. Афанасова, М. Н. Халилюлина.
Куда больший интерес проявляют зарубежные исследователи, рассматривающие различные аспекты сюжета, прочтения и интерпретации «Акиры» и «Neon Genesis Evangelion». Среди них можно выделить работы VaiHia Dejeu, iiionias ivi. Coar, Takayuki latsumi, Siiaialyii Oiuaugii, Susan J. Napier, совместная работа Victoria Bestor, Theodore C. Bestor, Akiko Yamagata, а также уже упомянутые работы Jarome Shapiro и Lorenzo DiTommaso, John J. Collins.
«Акира» хоть и отмечается многими исследователями, как одно из ключевых произведений в истории развития и популяризации жанра, но исследуется мало. Чаще внимание исследователей направлено на более содержательно полный первоисточник анимационного фильма - мангу того же автора.
Гипотеза - «образ будущего» в анимационных картинах Японии имеет уникальную специфику, и не совсем укладывается в существующие классификации, возникшие на основании образа будущего в западной культуре.
Цель исследования - выявить специфику «образа будущего» в анимации Японии на примере анализа лент «Акира» К. Отомо и «Neon Genesis Evangelion» («Евангелион») X. Айно.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить и обосновать теоретико-методологические основы, а именно понятия «образ будущего», классификации образов будущего в кинематографе и анимации и выбрать наиболее репрезентативные из них.
2. Рассмотреть историю репрезентативного типа образа будущего в искусстве, выделить его отличительные черты в кинематографе и анимации.
3. Выявить культурно-исторические изменения анимации в Японии в период 1980-90-х годов.
4. Выполнить анализ образа будущего на примере анимационных произведений «Акира» и «Neon Genesis Evangelion».
5. Выделить специфику образа будущего в анимации Японии 1980-1990 годов на основе сопоставления результатов анализа репрезентативных произведений анимации.
Методология исследования построена на основе комплекса общенаучных и специальных методов исследования. К первой категории следует отнести описательный и сравнительный методы, а также метод анализа и синтеза. В категории специальных методов используются структурно-функциональный, системный и сравнительно-исторический подходы. При анализе кинокартин использованы психоаналитический и структурно-семиотический методы.
Предполагаемый результат базируется на ранее изученном теоретическом материале и будет представлен в виде аналитического обзора художественного диалога зрителя и произведений анимационного кино.
Апробация
Результаты исследования могут быть использованы при написании аналитических работ по теме исследования.
Теоретическая и практическая значимость: подготовлен анализ специфики использования образа будущего в жанре анимация на примере репрезентативных работ; выявленные особенности могут быть использованы в дальнейшем для теоретических исследований в области истории аниме.
Структура работы представлена следующими разделами: введение, две главы с шестью и тремя параграфами соответственно, заключение и список литературы из 27 источников.
В заключении представленного исследования справедливо будет сказать, что поставленные задачи выполнены. Таким образом, цель, заключающаяся в выявлении специфики «образа будущего» в анимации Японии на примере анализа лент «Акира» К. Отомо и «Neon Genesis Evangelion» («Евангелион») X. Айно, достигнута в результате решения ряда связанных с данной целью задач.
В теоретической части исследования понятие «образ будущего» подробно описано, благодаря анализу источников по данной теме. Таким образом, можно говорить о том, что образ будущего является авторской моделью развития, которая отражает доминирующую в тот или иной исторический период идею, и имеет проективный характер. Образ будущего коллективный и множественен, является предчувствием возможных направлений развития, фиксирует тенденции, существующие в коллективном сознании. Это позволило перейти к следующей задаче, связанной с рассмотрением истории репрезентативного типа образа будущего в искусстве, а также с выделением его отличительных черт в кинематографе и анимации.
В ходе исторического обзора выделены четыре периода, в каждом из которых представлены некоторые влиятельные исторические события и выделены кино- и анимационные ленты, взявшие за основу данные события или ставшие знаковыми в эти периоды. Благодаря этому, удалось выявить культурно-исторические изменения анимации в Японии в период 1980-90-х годов, а также определить анимационные работы «Акира» К. Отомо и «Neon Genesis Evangelion» («Евангелион») X. Айно, как наиболее ярко представляющие необходимый для проведения исследования материал.
В практической части исследования, в ходе сравнительного анализа указанных произведений на основе выделенных ранее категорий, выявлена специфика «образа будущего» в анимации Японии 1980-1990-х годов. Таким образом, оба анимационных произведения представляют собой авторскую модель образа будущего в обозримом и непосредственном периоде времени, с социальными и индивидуальными ожиданиями. Образы формируют представление о будущем, картины имеют признаки постоянной изменчивости и предлагают решение проблемы изнутри с ярко выраженным утопическим подходом исследования будущего. Анализ выбранных для исследования анимационных фильмов показал, что они могут быть изучены категориями общего аппарата киноискусства.
В XXI веке Япония и её культура воспринимаются по-новому, во многом под влиянием феномена последних двух десятилетий: комикс- культурой манга и её мультипликационной формой - аниме. Проекты и сферы, оказавшиеся под влиянием этого канала, сегодня затрагивают не только основную страну-цель появления данной культуры, но и многие другие страны мира. Процессы художественной интеграции учитывают «восточный фактор» в формировании нового восприятия мира.
Благодаря своим многовековым традициям, содержательная и технологическая сторона развития индустрии массовой культуры Японии составляет ощутимую конкуренцию на мировом рынке кинематографа своим самым интересным и разнообразным сегментом - аниме. Уже давно этот термин прочно вошел в лексику и жизнь международного сообщества, не изменив своего звучания, и сразу определив свою специфику и особое положение. Комикс-культура и аниме прекрасно взаимодополняют друг друга. Восточная традиция наполнения смыслами ощущения мира слов отразилась и в самом названии жанра, который с латинского можно перевести как «душа». Постоянное присутствие элемента новизны, технологического прогресса, личного участия авторов являются лишь некоторыми причинами популярности рисованных картин аниме.
Мир завоёван аниме, при этом его массовое создание всё еще остается прерогативой Японии. Аниме стало одной из главных статей экспорта страны. Сеть доступных лент, созданных для «домашнего просмотра», целая индустрия видеоигр - вот лишь часть индустрии, несущей культурную идентичность Японии в мир.
Особенность культуры в восприятии человеческой плоти всегда характерна для страны и не могла не отразиться в фильмах аниме. Отсюда и реки крови, и безудержные волны насилия, которые недопустимы ограничительными цензами других стран, но являются нормой в самой Японии. Чёрно-белая трактовка мира не свойственна аниме. Его герой может совершать как добрые, так и злые поступки. Ему разрешено ошибаться. Такой герой ближе зрителю. Эта психологическая модель расширяет границы возраста поклонников жанра. Жестокость на экране воспринимается самими японскими зрителями как сочетание стилизации и крайнего натурализма. Именно таким они знают театр Кабуки конца эпохи Эдо. Насилие - это искусство для искусства. Его эстетика для западного зрителя нова и оттого интересна.
Альтернативность будущего создаёт большое поле возможностей, проявляет существующие явные острые и скрытые проблемы, показывает варианты предполагаемых последствий на основе реальных событий. В этом понимании культура образа будущего в аниме нашла свое полное отражение и имеет неоспоримое преимущество перед другими жанрами - скорость развития и динамичность сюжетных линий, его сценариев.
1. American Anime Awards Finalists Announced // [Электронный ресурс] Anime News Network - Режим доступа: https://www.animenewsnetwork.com/press-release/2007-02-07/american-anime- awards-finalists-announced.
2. Bestor, V., Bestor, T., Yamagata, A. / V. Bestor et al-Routledge Handbook of Japanese Culture and Society. - London: Routledge, 2011. - 594 p.
3. Coar, Thomas M.A Study of Apocalyptic Themes in Japanese Popular Culture: Senior Theses, 2011. - 61 p.
4. Collins, J., DiTommaso, L. Apocalypticism and Popular Culture /J. Collins, J. L. DiTommaso - In The Oxford Handbook of Apocalyptic Literature: Oxford University Press. - 2015. - P. 473-509.
5. Dejeu, V. Thematic Tension between Trauma and Triumph in Hideaki Anno’s Neon Genesis Evangelion / V. Dejeu. - Honors Senior Theses/Projects, 2016. - 43 p.
6. List of Anime Grand Prix winners // Wikipedia [Электронный ресурс] -
Режим доступа:
https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Anime_Grand_Prix_winners
7. Napier, Susan Jolliffe. Anime from Akira to Howl's moving castle: experiencing contemporary Japanese animation / S. J. Napier. - Updated ed. 2007. - 355 p.
8. Orbaugh, Sharalyn. Sex and the Single Cyborg: Japanese Popular Culture Experiments in Subjectivity / S. Orbaugh // Science Fiction Studies. - 2002. - V. 29, No. 3. -P.436-452.
9. RAPID Методология FORESIGHT версия 0.4 /Агентство
стратегических инициатив, конструкторы сообществ практики [Электронный
ресурс] - Режим доступа:
https://research.nevafilm.ru/public/research/articles/foresight_manual.pdf.
10. Shapiro, J. Atomic Bomb Cinema. / J. Shapiro. - New York: Routledge, 2002. - 386 p.
11. Tatsumi, T. Transpacific Cyberpunk: Transgeneric Interactions between Prose, Cinema, and Manga / T. Tatsumi // Arts. - 2018. - V.7, 9. - P. 29-34.
12. The best Japanese film of every year - from 1925 to now // BFI [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.bfi.org.uk/news- opinion/news-bfi/lists/best-japanese-film-every-year.
13. Vieira, Fatima. The Concept of Utopia / F. Vieira // The Cambridge Companion to Utopian Literature, edited by Gregory Claeys - Cambridge University Press, Cambridge, 2010, P. 3-27.
14. Афанасов, H. Мессия в депрессии: религия, фантастика и постмодерн в аниме Neon Genesis Evangelion / Н. Афанасов // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2019. - №3. - с. 124-148.
15. Желтикова, И. В. К вопросу о природе утопического образа будущего / И. В. Желтикова // Russian Journal of Education and Psychology. - 2011. - №2. - c. 192-195.
16. Желтикова, И. В. Образ будущего как образ / И. В. Желтикова // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2013. - №5. - с. 75-80.
17. Желтикова, И. В. Утопия как образ будущего / И. В. Желтикова // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. - 2013. - №9. - с. 302-311.
18. Замолодская О. М. Фантазм апокалипсиса в современном массовом кино / О. М. Замолодская // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2010. - №13. - с. 53-61.
19. Кара-Мурза С. Г., Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, Кризисное обществоведение. Курс лекций. Часть вторая / С. Г. Кара-Мурза - М.: Научный эксперт, 2012. - с. 384.
20. Малышев, В. С., Геращенко, Л. Л. Мифотехнологии в кино в системе координат искусства и философии / В. С. Малышев, Л. Л. Геращенко // Аналитика культурологии. - 2014. - №29. - с. 129-132.
21. Одегова, К. И. Антиутопия в анимационном кино: истоки и развитие жанра / К. И. Одегова // Идеи и идеалы. - 2019. - №3. - с. 443-455.
22. Павлич, Д. И. Апокалипсис в современном массовом кино /Д. И. Павлич // Вестник МГУКИ. -2017. - №1. - с. 77-83.
23. Порядин, И. А. Конец Света как мечта, или синдром апокалипсиса / И. А. Порядин // Вестник СамГУ. - 2009. - №67. - с. 93-100.
24. Тарасова М. В. Теория и практика диалога зрителя и произведения искусства : монография / М.В. Тарасова. - Красноярск :Сиб. федер. ун-т, 2015. - с. 236.
25. Халилюлин, М. Н. Образ войны как нового монстра в японской визуальной культуре / М. Н. Халилюлин // Наука телевидения. - 2010. - №7. - с. 272-277.
26. Чеснова, Е. Н., Мансурова, Ш. И., Снытина, А. А. Философия миров постапокалипсиса в современной культуре / Е. Н. Чеснова, Ш. И. Мансурова, А. А. Снытина // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2017. - №2 (22). - с. 132-138.
27. Эпоха научно-технических революций подошла к концу // RB.ru[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rb.ru/article/epoha-nauchno- tehnicheskih-revolyutsiy-podoshla-k-kontsu/7029417.html.