Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ В КИНОПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖАНРА «ХОРРОР»

Работа №151610

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы53
Год сдачи2020
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Социальная идентичность и кинопроизведения жанра
хоррор 8
1.1. Социальная идентичность и киноискусство 8
1.1.1. Понятие “социальная идентичность” 8
1.1.2. Исследование возможностей конструирования социальной
идентичности в произведениях киноискусства 14
1.2.1. Истоки жанра хоррор 19
1.2.2. Разновидности и этапы развития жанра “хоррор” в
кинематографе 27
Выводы к первой главе 33
2. Анализ репрезентативных произведений жанра “хоррор” в контексте
конструирования социальной идентичности 33
2.1. Анализ фильма “Прочь” (2017), реж. Джордан Пил 33
2.2. Анализ фильма “Ведьма” (2015), реж. Роберт Эггерс 38
Выводы ко второй главе 45
Заключение 45
Список литературы

Фильмы ужасов являются одним из наиболее популярных жанров кинематографа, возникшим практически одновременно с самим киноискусством. Подобно любому другому киножанру, хоррор-фильмы прошли длительный путь развития, в каждый период отражая злободневные тенденции в культуре, изменения в обществе и развитие самого кинематографа как вида искусства. И подобно любому, в том числе и массовому жанру, хоррор несет в себе информативную ценность, сообщая посредством своих тем и образов о том, какими предстают положительные и отрицательные персонажи для того или иного периода, какие ценности превозносятся и какие качества порицаются. На основе анализа фильмов ужасов в их развитии можно проследить изменения в конструировании социальных идентичностей и сопоставить эти изменения с преобразованиями в сфере культуры.
Актуальность темы
Взгляд на трансформацию социальных идентичностей через призму одного из самых популярных жанров кинематографа позволит нам увидеть, как такое специфическое массовое искусство показывало изменения этих идентичностей. Любой жанр в любом виде искусства неизбежно является продуктом своего времени и в процессе своего развития фиксирует общественные перемены и встраивает их в свои произведения, независимо от намерений авторов. Исследование хоррор-фильмов в аспекте отображения в них социальных идентичностей открывает возможность понять то, как эти идентичности преломлялись в киноискусстве, как оно их изображало. Взгляд с подобной точки зрения позволит нам увидеть и то, как массовая культура воспринимала и в то же время создавало в сознании общества представления о социальных идентичностях, а также позволит лучше понять потенциальные возможности массовых жанров, наподобие хоррора, конструировать изменяющиеся социальные идентичности адекватно переменам в самом обществе.
Степень изученности
Перед началом проведения исследования необходимо рассмотреть вопрос того, насколько данный вопрос является изученным в научной среде, кто и в каких работах его затрагивал.
В академической среде фильмы ужасов стали объектом исследований во второй половине XX века, когда в такого рода работах наблюдалось два разных подхода: изучение фильма с точки зрения идей психоанализа, фрейдизма или марксизма и изучение с позиции рассмотрения формальной структуры фильма.
В рамках марксистского подхода монстров из фильмов ужасов рассматривают как метафору угнетенных классов, которые вытесняются привилегированными классами из общественного сознания1.
Одним из первых крупных исследователей хоррора был британский социолог Эндрю Тюдор, который в 1989 году опубликовал книгу “Монстры и сумасшедшие ученые: Культурная история хорроров”, в которой он предложил собственную классификацию хоррора2. Тюдор разработал систему оппозиций, в категории которой можно включить любой фильм ужасов. Каждая пара оппозиций соответствовала типу угрозы, с которой сталкивались герои фильма: секулярная/сверхъестественная, внутренняя/внешняя, зависимая/автономная. Точное определение угрозы зависит от того, имеется ли у угрозы мистический источник, исходит ли она изнутри человека или извне, зависима от человека или существует независимо от него. В данной работе автор прослеживает, как в сюжетах хоррора мистическая фигура врага заменялась секулярной угрозой, воплощающей опасности реальной жизни.
Другим крупным специалистом, внесшим значительный вклад в изучение фильмов ужасов, был канадский киновед Робин Вуд. Данного исследователя в первую очередь интересовал образ монстра, та форма, которую принимала угроза в хорроре. Фигуру монстра и его характеристики Вуд рассматривал как олицетворение актуальных на данный момент общественных страхов. Робин Вуд в своем подходе к изучению хоррора не разделяет эстетический и общественно-политический аспекты художественных образов. Главное внимание с его стороны уделялось именно политическому значению образов монстров, тому, как они воплощали социальные тревоги, значимые для того или иного общества в тот или иной период3.
Фокусирование внимания преимущественно на социальном контексте фильмов ужасов вызывало критику у некоторых более поздних исследователей. Один из таких исследователей, Адам Лоуэнстин предложил другой подход к изучению хоррора, основанный на совмещении исследования фильма как художественного произведения и исследования общественно-политического контекста его создания.
Современные хорроры рассматриваются Лоуэнстином как отражение попытки отрефлексировать травматический опыт Второй мировой войны. В каждой стране этот опыт сформировался по-разному, поэтому различные национальные кинематографии демонстрируют разные подходы к фильмам ужасов4.
Еще одним исследователем, уделявшим внимание национальной специфике, была Блисс Куа Лим, которая, в частности, анализирует разницу между западными и азиатскими фильмами ужасов, основываясь на различном понимании феномена времени в западной и восточной культуре соответственно.
Для западной цивилизации, утверждает Блисс Куа Лим, характерно отношение ко времени как к тому, что напрямую связано с причинно-следственными связями, с тем, как из одного события вытекает другое. Такой взгляд на время как на нечто линейное позволяет западному человеку относиться ко времени как к тому, что можно измерить с помощью часов, тому, что можно подчинить себе и своим потребностям.
Для менталитета восточной цивилизации чужд взгляд на время как на линию, где различные отрезки, например, прошлое и настоящее, не могут пересекаться. Как утверждает автор, в культуре азиатских народов последовательные события материального мира не связаны напрямую с течением времени. Поэтому живые люди из настоящего сосуществуют в одной реальности с призраками, обитающими в прошлых временах. Прошлое не перестало быть актуальным, оно продолжает непосредственно влиять на настоящее, оно существует как бы параллельно ему.
Поэтому для Блисс Куа Лим особую ценность приобретают фильмы ужасов, где наглядно видна разница между западной и восточной культурами. Персонажи азиатских хорроров живут в реальности, где сверхъестественное не находится где-то за пределами человеческого бытия, сверхъестественное дополняет привычную людям материальную реальность5.
Разнообразие исследовательских подходов к фильмам ужасов демонстрирует, как в разные периоды в зависимости от научной оптики, применяемой исследователем, из фильмов жанра хоррор выделяются разные смыслы, отражающие самые разнообразные тенденции в обществе.
Объект исследования
Объектом исследования данной работы является жанр фильмов ужасов.
Предмет исследования
В качестве предмета исследования выступают кинопроизведения жанра хоррор в аспекте конструирования в них социальных идентичностей.
Цель исследования
Целью данной работы является выявление специфики подхода фильмов ужасов к выстраиванию социальных идентичностей и соотнесенности в этом отношении жанра хоррор с переменами в социокультурных процессах.
Задачи
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Определить само понятие социальной идентичности и исследовать возможности ее конструирования в произведениях киноискусства.
2. Рассмотреть истоки жанра хоррор и историю его развития в кинематографе.
3. Изучить возможные методы исследования социальной идентичности в кинопроизведениях жанра хоррор.
4. Проанализировать ряд фильмов жанра хоррор на предмет их подхода к конструированию социальной идентичности.
Методология
Для анализа кинопроизведений был применен метод семиотического анализа.
Структура работы
Данное исследование включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы (70 источников). Объём бакалаврской работы составляет 55 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы было выявление подхода к выстраиванию социальных идентичностей и соотнесенности в этом отношении жанра хоррор с переменами в социокультурных процессах.
Для достижения цели были поставлены и решены несколько задач. Первая — определить само понятие социальной идентичности в произведениях киноискусства. Можно заключить, что феномен различных социальных идентичностей (гендерных, классовых и т.д.) исследовался многими специалистами с применением разных подходов, например, марксистский или психоаналитический.
Вторая задача состоял^ в том, чтобы рассмотреть истоки жанра хоррор и историю его развития в кинематографе. Рассмотрение этого вопроса показало, что жанр хоррор имеет древнюю историю, он был значительной частью западной литературной традиции в XVIII-XIX веках и впоследствии стал одним из самых популярных и развитых жанров кинематографа, который успешно продолжает развиваться и в XXI веке.
Третья задача заключалась в том, чтобы изучить возможные методы исследования социальной идентичности в кинопроизведениях жанра хоррор. Было выяснено, что существует множество методов проведения таких исследований, включая семиотический анализ, который и был применен в данной работе.
Четвертая задача состояла в том, чтобы проанализировать ряд фильмов жанра хоррор на предмет их подхода к конструированию социальной идентичности. Анализ выбранных фильмов показал, что кинопроизведения в жанре хоррор, отталкиваясь от типичных для жанра ситуаций столкновений с “монстром”, в образах самих “монстров” и людей, которым они угрожают, показывают разные социальные идентичности, целые общественные группы и их конфликты.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что кинопроизведения жанра хоррор представляют большой интерес в контексте изучения их социального-политического содержания, их возможностей отражать реакцию на общественные проблемы.



1. Вацуро В. Э., Готический роман в России М.: «Новое литературное обозрение», 2002 — С. 18. ЗАПЯТЫЕ
2. Жижек, С. Киногид извращенца. Кино. Философия. Идеология. — Екатеринбург: Гонзо, 2014. — 472 с.
3. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1914.
4. Кракауэр, З. От Калигари до Гитлера: Психологическая история немецкого кино. М.: Искусство, 1977.
5. Карамзин Н.М. Избранные сочинения в двух томах, М.-Л., 1964.
6. Комм Д. Е. Формулы страха: Введение в историю и теорию фильма ужасов. СПб.: БХВ-Петербург, 2012. 280 с.
7. Лотман Ю. М., Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Изд-во
Ээсти Раамат" Таллин, 1973.
8. Спенс, Л. «Мифы инков и майя», пер. с англ. Л. А. Карповой. М., Центрополиграф, 2005.
9. Мисрахи А. Эдгар Аллан По. Биография и творчество. — М.: АСТ, 2007. — 320 с.
10. Сумерки русской литературы: Максим Горький. Леонид Андреев. Чириков. Юшкевич : Очерки / Бэн (Б. Назаревский). — Москва: т-во с коропечатни А. А. Левенсон, 1912.
11. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 2006. 540 с.
12. Эко У. О членениях кинематографического кода. Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана. М., 1985. 279 с.
13. Маркулан, Я. «Киномелодрама. Фильм ужасов». Издательство «Искусство», Ленинград, 1978. стр. 125.
14. Lowenstein, A. Shocking representation: historical trauma, national cinema, and the modern horror film. New York : Columbia University Press, 2005.
15. Anderson, J. A. Out of the Shadows: A Structuralist Approach to Understanding the Fiction of H. P. Lovecraft. Rockville, Maryland: Wildside Press LLC, 2011.
16. Tudor, A. Monsters and Mad Scientists: A Cultural History of the Horror Movies. Oxford: Blackwell, 1989.
17. Tudor, A. The Many Mythologies of Realism. Screen, Volume 13, 1972.
18. Berger, P. L. and T. Luckmann (1966), The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge, Garden City, NY: Anchor Books.
19. Bleiler, D. TLA Film and Video Guide 2000-2001: The Discerning Film Lover's Guide. St. Martin's Press, 2013.
20. Bliss C L. Translating time: cinema, the fantastic, and temporal critique. Durham : Duke University Press, 2009.
21. Brewer, M. Ingroup bias in the minimal intergroup situations: A cognitive motivational analysis. Psychological Bulletin, 1979.
22. Cardin, M. Horror Literature Through History: an Encyclopedia of the Stories That Speak to Our Deepest Fears [2 Volumes]. Santa Barbara, California : Greenwood, 2017.
23. Carpenter, K. Penny Dreadfuls and comics : English periodicals for children from Victorian times to the present day. London: Bethnal Green Museumof Childhood, 1983.
24. Castro, R. Chicano Folklore: A Guide to the Folktales, Traditions, Rituals and Religious Practices of Mexican Americans. OUP USA. 2000.
25. Chen, Kuan-Hsing. A working bibliography: writings of Stuart Hall. Journal of Communication Inquiry, 1986.
26. Cohenour, G. Eighteenth Century Gothic Novels and Gendered Spaces: What's Left to Say? University of Rhode Island, 2008. ProQuest LLC, 2008.
27. Cruz, R. A. L. "Mutations and Metamorphoses: Body Horror is Biological Horror". Journal of Popular Film and Television, 2012.
28. DiMarie, P. C. Movies in American History: An Encyclopedia. 1. ABC- CLIO, 2011.
29. Dinan, J. A. The Pulp Western: A Popular History of the Western Fiction Magazine in America. Borgo Press, 1983.
30. Freelad, C. A. The Naked and the Undead: Evil and the Appeal of Horror. Westview Pres Adaptations. Greenwood Press, 2000.
31. Giovannini, F. Dario Argento: il brivido, il sangue, il thrilling. Edizione Dedalo, 1986.
32. Graves, Z. Zombies47The complete guide to the world of the liiving dead Sphere, London, 2010.
33. Halberstam, J. Skin shows: Gothic horror and the technology of monsters. Duke University Press, 1995.
34. Harms, D. The Encyclopedia Cthulhiana: A Guide to Lovecraftian Horror. Chaosium, 2006.
35. Hervey, B. A. Night of the Living Dead. BFI Film Classics. British Film Institute, 2008. ISBN 978-1-844-57546-6.
36. Hogg, M. A.; Abrams, D. Abrams, D.; Hogg, M. A (eds.). "Social motivation, self-esteem, and social identity". Social Identity Theory. Constructive and Critical Advances. London: Harvester Wheatsheaf, 1990.
37. Hughes, W., Punter, D., Smith, A. The Encyclopedia of the Gothic. John Wiley & Sons, 2015.
38. Hutchings, P. The A-Z of Horror Cinema. A-Z Guides 100. Lanham, MD: Scarecrow Press, 2009.
39. Kay, G. Zombie Movies: The Ultimate Guide. Chicago Review Press. ISBN 1-55652-770-5. Retrieved October 3, 2009.
40. Kerswell, J.A. The Slasher Movie Book. Chicago, Ill.: Chicago Review Press, 2012.
41. Koven, Mikel J. La Dolce Morte: Vernacular Cinema and the Italian Giallo Film. Scarecrow Press, 2006.
42. Luther-Smith, A. Blood and Black Lace: The Definitive Guide to Italian Sex and Horror Movies. Stray Cat Publishing Ltd, 1999.
43. Matt, H. The Pleasures of Horror. Bloomsbury Academic, 2005.
44. McCarty, J. Splatter Movies: Breaking the Last Taboo of the Screen. New York City, New York: St. Martin's Press, 1984.
45. McRoy, J. Nightmare Japan: Contemporary Japanese Cinema, Rodopi, 2007.
46. Melton, J. G. The Vappire Book: The Encyclopedia of the Undead. Visible Ink Press, 1999.
47. Migliore, A, Strysik, J. Lurker in the Lobby: A Guide to the Cinema of H. P. Lovecraft. Night Shade Books, 2006.
48. Mitchell, C. P. The Complete H.P. Lovecraft Filmography. Westport, CT: Greenwood Press, 2001.
49. Neibaur, James L. The Monster Movies of Universal Studios. Rowman&Littlefield, 2007. ISBN 978-1-44-227817-2.
50. Carroll, N. The philosophy of horror, or, Paradoxes of the heart. New York: Routledge, 1995.
51. Pinedo, I. Recreational terror: Postmodern elements of the contemporary horror film. Journal of Film and Video, 1996.
52. Pliny the Younger (1909-14). LXXXIII. To Sura. In Charles W. Eliot. Letters, by Pliny the Younger; translated by William Melmoth; revised by F. C. T. Bosanquet. The Harvard Classics. 9. New York: P.F. Collier & Son, 2003.
53. Postmes, T., Branscombe, N. "Sources of social identity". In T. Postmes & N. Branscombe (Eds). Rediscovering Social Identity: Core Sources. Psychology Press, 2010.
54. Davenport-Hines, R. Gothic: 1500 Years of Excess, Horror, Evil and Ruin. London: Fourth Estate, 1998.
55. Wood, R, Grant, B.K., Lippe, R. Robin Wood on the horror film: collected essays and reviews. Detroit: Wayne State University Press, 2018.
56. Schweitzer, Darrell. Lovecraft in the Cinema. Baltimore, MD: TK Graphics, 1975.
57. Varnado S.L., The Idea of the Numinous in Gothic Literature, in The Gothic Imagination, ed. G.R. Thompson. Pullman: Washington State University Press, 1974.
58. Smith, E.R.; Smith, E. R. Reconceptualizing social identity: a new framework and evidence for the impact of different dimensions. Personality and Social Psychology Bulletin, 1999.
59. Steiger, B. The Werewolf Book: The Encyclopedia of Shapeshifting Beings. Visible Ink Press, 1999. ISBN 1-57859-078-7.
60. Thrower, S. Nightmare USA : the untold story of the exploitation independents. Surrey: FAB Press, 2007.
61. Stam, R., Burgoyne, R., & Lewis, S. New vocabularies in filmssemiotics: structuralism, post-structuralism, and beyond. London: Routledge, 1992.
62. Sumner, W. G. Folkways: A Study of the Sociological Importance of Usages, Manners, Customs, Mores, and Morals. New York: Ginn, 1906.
63. Tajfel, H. Tajfel, H. (ed.). Interindividual and intergroup behaviour. Differentiation Between Groups: Studies in the Social Psychology of Intergroup Relations. London: Academic Press, 1978.
64. Tajfel, H. Tajfel, H. (ed.). "The achievement of group differentiation". Differentiation Between Groups: Studies in the Social Psychology of Intergroup Relations. London: Academic Press, 1978.
65. Thompson, G. R., ed. Introduction: Romanticism and the GothicTradition. Gothic Imagination: Essays in Dark Romanticism. Pullman, WA:Washington State University Press, 1974.
66. Thompson, K. Bordwell, David. Film History: An Introduction, Third Edition. McGraw Hill. 2010.
67. Turner, J. C., Reynolds, K. J. "The story of social identity". In T. Postmes & N. Branscombe (eds.). Rediscovering Social Identity: Core Sources.Psychology Press, 2010.
68. Turner, J., Oakes, P. The significance of the social identity concept for social psychology with reference to individualism, interactionism andsocial influence. British Journal of Social Psychology, 1986.
69. Viatte A. Les sources occultes du romantisme. Correspondance philosophique et litteraire avec Ballanche, 1928.
70. Viano, M. A. CertaiiyLealism: Making Use of Pasolini's Film Theory and Practice. Berkeley: University of California Press, 1993.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ