ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ, ЕЕ ВИДЫ.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 5
1.1 Понятие дифференциации обучения математике 5
1.2 Виды дифференциации 8
1.3 История развития профилирования школьного образования 16
1.4 Профильная дифференциация математике в старших классах 18
1.5 Проблемы и перспективы внедрения профильного обучения 20
ГЛАВА 2 СОЧЕТАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 27
2.1 Единство уровневой и профильной дифференциации 27
2.2 Учебная программа в условиях единства уровневой и профильной
дифференциации 31
2.3 Описание типологии уроков при реализации профильной и уровневой
дифференциации 47
2.4 Составление и использование разноуровневых заданий для
дифференцированной работы с учащимися 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Профильное обучение, как известно, относят к одной из разновидностей внешней дифференциации учебного процесса. Образование же учебных групп для выполнения различных заданий, осуществляемое в рамках одного класса, реализует внутреннюю дифференциацию обучения. Внешняя и внутренняя дифференциация не должны противопоставляться, их взаимосвязь носит диалектический характер. Цели внешней дифференциации (профилизация обучения) могут достигаться на основе внутренней дифференциации (посредством обучения профильных групп в рамках одного школьного класса).
Существует несколько причин, затрудняющих реализацию профильной дифференциации в общеобразовательной школе. Но получение образования учащимися не должно быть ущербным не полностью реализованным, каждый должен осуществить свое право на образовательный выбор.
Поэтому актуальность данной выпускной квалификационной работы, на наш взгляд, заключается в реализации сочетания различных видов дифференциации в обучении математике в классах общего профиля.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в рассмотрении теоретических основ и создании методических разработок по изучению вопроса о сочетании различных видов дифференциации обучения математике в классах общего профиля.
Достижению этой цели будет способствовать решение следующих задач:
- изучить теоретические основы понятия дифференциации, ее видов и проблем, связанных с ней;
- рассмотреть вопрос обучения профильных групп учащихся на основе внутриклассной дифференциации;
- показать применение данной идеи в обучении математике в классах общего профиля;
- разработать методические рекомендации по изучаемой теме.
В качестве методов исследования выступают анализ научной литературы по проблеме дипломного исследования, изучение методического опыта учителей в процессе нашей педагогической практики, беседы с учащимися.
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы учителями в процессе их профессиональной деятельности с целью повышения эффективности обучения учащихся курсу математике.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты:
1) изучены теоретические основы понятия «дифференциация обучения математике». Под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям. Изучены виды дифференциации (профильная и уровневая) и связи между ними;
2) показано единство профильной и уровневой дифференциации в классах общего профиля. В учебном процессе используются одновременно два вида дифференциации: уровневая - при совместном обучении всех учащихся класса; и профильная - при отдельном обучении профильных групп.
3) показано применение данной идеи в классах общего профиля и разработаны методические рекомендации по применению сочетания различных видов дифференциации обучения математике (учебная программа, разноуровневые задания для дифференцированной работы с учащимися, приведен конспект урока по геометрии).
Таким образом, можно сделать вывод, что полученные в процессе проделанной работы результаты соответствуют поставленным целям и задачам.
Опыт организации дифференцированного обучения в
непрофилированных классах постепенно все больше и больше накапливается, и в ближайшем будущем он будет обогащаться новыми деталями и дальше. Школа сегодняшнего дня делает попытку повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создать наилучшие условия для развития и максимальной реализации его склонностей в настоящем и будущем.
1. Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Суворова СБ., Фирсов В.В. Дифференциация в обучении математике // Математика в школе. - 1990. - №4.-С.15-21.
2. Зайкин М.И. и др. Обучение профильных групп учащихся сельских школ на основе внутриклассной дифференциации: Монография. - Арзамас. АГПИ. 2003. - 178с.
3. Иштрикова Н. Концепция профильного обучения:
общеобразовательные классы в старшей школе решено сохранить // Первое сентября.-2002. - №75.
4. Колягин Ю.М. Профильное обучение: проблемы и перспективы // Математика. - 2005. - №8. - С. 17-20.
5. Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Профильная дифференциация обучения математике // Математика в школе. - 1990. - №4. - С.21-27.
6. Ксензова Г.Ю Перспективные школьные технологии: Учебнометодическое пособие. - М: Педагогическое общество России,2000. - 224с.
7. Лернер П.С. Роль элективных курсов в профильном обучении // Профильная школа. - 2004. - №3. - С. 12-15.
8. Миндюк М.Б. Составление и использование разноуровневых заданий для дифференцированной работы с учащимися // Математика в школе. - 1991. - №3. - С.12-15.
9. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Дифференциация обучения в средней школе // Советская педагогика. - 1990. - №8. - С.42-48.
10. Никитин А.А. Профильное обучение в специализированных и заочных школах России // Профильная школа. - 2004. - №3. - С.25-26.
11. Полякова Н., Обухова Е. Почему буксует «Школьный автобус»? // Газета «Первое сентября». -2002. - №4.
12. Родионов М.А. Введение в методологию и практику научного исследования по теории и методике обучения математике: Учеб. пособие по подготовке дипломных и курсовых работ. - Пенза: ПГПУ; 2003.
13. Родионов М.А. Мотивация учения математике и пути ее формирования. - Саранск, 2001. - 203 с.
14. Смирнова И.М. Профильная модель обучения математике //
Математика в школе. - 1997. - №1. - С.32-36.
15. Смирнова И.М. Профильная модель обучения математике //
Математика в школе. - 1997. - №5...20