Экспертное исследование перекрестного столкновения транспортных средств при определении скорости движения по видеозаписи
|
Реферат 2
Введение 4
1 Анализ аварийности на автомобильном транспорте 7
1.1 Динамика аварийности на дорогах Российской Федерации 7
1.2 Динамика аварийности на дорогах Пензенской области 10
Выводы 15
2 Производство автотехнической экспертизы столкновения автомобилей 16
2.1 Порядок производства автотехнических экспертиз 17
2.2 Методика проведения автотехнической экспертизы перекрестного
столкновения автомобилей 21
2.3 Экспертное исследование столкновения с определением скорости
транспортных средств по видеозаписи 29
Выводы 53
3 Расчет ущерба от дорожно-транспортного происшествия 54
3.1 Методика определения ущерба от ДТП 54
3.2 Расчет величины ущерба от повреждения автомобиля при перекрестном
столкновении ТС 65
Выводы 73
Заключение 75
Список использованных источников 77
Приложение А (Обязательное) Презентация выпускной квалификационной работы 80
Введение 4
1 Анализ аварийности на автомобильном транспорте 7
1.1 Динамика аварийности на дорогах Российской Федерации 7
1.2 Динамика аварийности на дорогах Пензенской области 10
Выводы 15
2 Производство автотехнической экспертизы столкновения автомобилей 16
2.1 Порядок производства автотехнических экспертиз 17
2.2 Методика проведения автотехнической экспертизы перекрестного
столкновения автомобилей 21
2.3 Экспертное исследование столкновения с определением скорости
транспортных средств по видеозаписи 29
Выводы 53
3 Расчет ущерба от дорожно-транспортного происшествия 54
3.1 Методика определения ущерба от ДТП 54
3.2 Расчет величины ущерба от повреждения автомобиля при перекрестном
столкновении ТС 65
Выводы 73
Заключение 75
Список использованных источников 77
Приложение А (Обязательное) Презентация выпускной квалификационной работы 80
Как показывают официальные отчеты, на протяжении последних нескольких десятилетий в нашей стране наблюдается высокий рост автомобилизации. В таких условиях чрезвычайной острым становится вопрос об обеспечении безопасности дорожного движения. В случаях, когда в силу каких-либо факторов избежать дорожно-транспортное происшествие не удалось, зачастую на передовые роли выходит вопрос о расследовании его причин и обстоятельств. Расследование и судебное разбирательство дел по факту ДТП требуют использования специальных технических познаний, охватывающих всю совокупность взаимодействующих элементов «водитель - автомобиль - дорога - среда» (ВАДС), из которой складывается процесс дорожного движения в целом. В большинстве случаев детали дела возможно установить только после производства судебной автотехнической экспертизы (САТЭ). Без преувеличения можно утверждать: эффективность
расследования уголовных дел этой категории находится в прямой зависимости от своевременного проведения автотехнической экспертизы, правильности вопросов, поставленных перед экспертом, полноты и достоверности исследования. Научной основой САТЭ является судебная автотехника -своеобразная, интеграционная отрасль судебного транспортоведения, включающая в себя инженерно-транспортные и криминалистические знания о закономерностях ДТП, методологии их исследования и методах решения задач САТЭ. САТЭ - род судебной инженерно-транспортной экспертизы, суть которой состоит в экспертном исследовании и установлении механизма ДТП и его обстоятельств, технического состояния транспортных средств и дороги,
психофизиологических характеристик его участников. Исследованию подвергаются материалы дела и результаты осмотра места происшествия, транспортные средства, их детали, узлы, агрегаты, системы, водитель.
При этом, скорость движения объектов часто является важным параметром при решении вопросов, связанных с расследованием событий дорожно-транспортных происшествий. В отсутствии видеозаписи события ДТП скорость движения объекта определяется в рамках автотехнического исследования с учетом исходных данных и следов на месте происшествия. Использование такого способа определения скорости не всегда возможно (например, при отсутствии следов торможения на месте ДТП), так как имеется ряд ограничений, связанных с постоянным совершенствованием автомобильного транспорта и отсутствием обновленных данных по характеристикам, необходимым для расчета параметров движения автомобиля.
В отличие от методик автотехнической экспертизы, которые используют косвенные методы установления скорости, проведение экспертиз по видеозаписи позволяет применять прямые способы определения скорости объектов, основанные на непосредственном восприятии и исследовании экспертом видеоизображения события ДТП и учитывающие каковы динамики движения различных объектов. Кроме этого, скорость движения объектов по видеозаписи может быть установлена при исследовании изменения их угловых размеров, а также иных параметров движения автомобиля по зафиксированному в видеозаписи звуку.
Объект работы - административный материал по факту ДТП, заключение эксперта и видеозаписи с места ДТП.
Предмет работы- выяснение обстоятельств ДТП, определение скорости транспортных средств по видеозаписи.
Целью работы является предложение методики определения скорости движения транспортных средств по видеозаписи в ситуации, когда отсутствует привязка к местности и проверка ее работоспособности...
расследования уголовных дел этой категории находится в прямой зависимости от своевременного проведения автотехнической экспертизы, правильности вопросов, поставленных перед экспертом, полноты и достоверности исследования. Научной основой САТЭ является судебная автотехника -своеобразная, интеграционная отрасль судебного транспортоведения, включающая в себя инженерно-транспортные и криминалистические знания о закономерностях ДТП, методологии их исследования и методах решения задач САТЭ. САТЭ - род судебной инженерно-транспортной экспертизы, суть которой состоит в экспертном исследовании и установлении механизма ДТП и его обстоятельств, технического состояния транспортных средств и дороги,
психофизиологических характеристик его участников. Исследованию подвергаются материалы дела и результаты осмотра места происшествия, транспортные средства, их детали, узлы, агрегаты, системы, водитель.
При этом, скорость движения объектов часто является важным параметром при решении вопросов, связанных с расследованием событий дорожно-транспортных происшествий. В отсутствии видеозаписи события ДТП скорость движения объекта определяется в рамках автотехнического исследования с учетом исходных данных и следов на месте происшествия. Использование такого способа определения скорости не всегда возможно (например, при отсутствии следов торможения на месте ДТП), так как имеется ряд ограничений, связанных с постоянным совершенствованием автомобильного транспорта и отсутствием обновленных данных по характеристикам, необходимым для расчета параметров движения автомобиля.
В отличие от методик автотехнической экспертизы, которые используют косвенные методы установления скорости, проведение экспертиз по видеозаписи позволяет применять прямые способы определения скорости объектов, основанные на непосредственном восприятии и исследовании экспертом видеоизображения события ДТП и учитывающие каковы динамики движения различных объектов. Кроме этого, скорость движения объектов по видеозаписи может быть установлена при исследовании изменения их угловых размеров, а также иных параметров движения автомобиля по зафиксированному в видеозаписи звуку.
Объект работы - административный материал по факту ДТП, заключение эксперта и видеозаписи с места ДТП.
Предмет работы- выяснение обстоятельств ДТП, определение скорости транспортных средств по видеозаписи.
Целью работы является предложение методики определения скорости движения транспортных средств по видеозаписи в ситуации, когда отсутствует привязка к местности и проверка ее работоспособности...
На данный момент число ДТП на дорогах Пензенской области и Российской Федерации в целом остается достаточно высоким. Это связано с целым рядом факторов. Во- первых, большое число нетрезвых водителей на дорогах.Несмотря на активную агитацию за трезвость, проходящую в стране и постоянно увеличивающиеся штрафные санкции, употребление спиртных напитков является основным фактором, приводящим к авариям, в том числе и с человеческими жертвами. Второй причиной является отвлекающий фактор. Сколько гибнет людей в ДТП в России из-за халатности и невнимательности, представить сложно. Также распространённой причиной является пренебрежение правилами безопасности.
В связи с приведенным выше фактом, определение скорости движения ТС перед столкновением является очень важным для решения вопросов о технической возможности избежать ДТП и причинноследственной связи между действиями водителей и столкновением. При этом наиболее объективными данными будут являться не показания водителей, а информация с видеозаписывающих устройств. Такие устройства могут быть стационарными (камеры видеонаблюдения) и мобильными
(видеорегистраторы).
Если определять скорость ТС с помощью видеозаписи относительно неподвижных объектов, то, как правило, никаких трудностей в расчетах не возникает. Зная расстояние между неподвижными объектами и время движения ТС между ними, скорость автомобиля можно легко рассчитать.
Наибольшие трудности возникают, когда участники ДТП и объект, с которого велась видеосъемка, находятся в движении. Однако, даже в этом случае определение скорости движения ТС расчетными методами возможно. Так, на примере перекрестного столкновения ТС было показано, как определить скорость движения ТС по видеозаписи, сделанной видеорегистратором одного из свидетелей ДТП. Использование данного метода расчета скорости автомобиля позволило решить ряд экспертных задач, необходимых для установления всех обстоятельств и причин происшествия.
Следует отметить, что оценка ущерба от ДТП является
основополагающей при возмещении убытков пострадавшим. Согласно существующим экспертным методикам, «...под ущербом понимается компенсация за полученные повреждения, которая может быть определена как минимальная из следующих стоимостей:
- затраты, необходимые для восстановления эксплуатационных свойств и потребительских качеств АМТС, которые оно имело на момент повреждения, утрата товарной стоимости (при этом затраты на транспортировку, хранение АМТС, упущенная выгода в результате простоя АМТС и т.п. экспертом не оцениваются);
- сумма, эквивалентная доаварийной стоимости АМТС за вычетом стоимости его остатков, пригодных для использования (реализации), либо без вычета стоимости остатков, если их невозможно оценить» [7].
Таким образом, в случае если проведение восстановительного ремонта автомобиля технически невозможно или экономически нецелесообразно (когда стоимость восстановительного ремонта ТС с учетом износа деталей, подлежащих замене, равна или превышает 80% от его рыночной стоимости на момент повреждения), рассчитывается стоимость годных остатков, и ущерб определяется как рыночная стоимость ТС за минусом его годных остатков.
В приведенном примере перекрестного столкновения ТС автомобиль ВАЗ-21099 получил значительные повреждения, требующие замены кузова. Так как кузов ТС является базовой частью ТС, имеющей идентификационный номер, то с технической точки зрения восстановительный ремонт такого ТС технически невозможен. В связи с этим ущерб от ДТП определялся как рыночная стоимость ТС за вычетом его годных остатков и составил 74 500,00 руб.
В связи с приведенным выше фактом, определение скорости движения ТС перед столкновением является очень важным для решения вопросов о технической возможности избежать ДТП и причинноследственной связи между действиями водителей и столкновением. При этом наиболее объективными данными будут являться не показания водителей, а информация с видеозаписывающих устройств. Такие устройства могут быть стационарными (камеры видеонаблюдения) и мобильными
(видеорегистраторы).
Если определять скорость ТС с помощью видеозаписи относительно неподвижных объектов, то, как правило, никаких трудностей в расчетах не возникает. Зная расстояние между неподвижными объектами и время движения ТС между ними, скорость автомобиля можно легко рассчитать.
Наибольшие трудности возникают, когда участники ДТП и объект, с которого велась видеосъемка, находятся в движении. Однако, даже в этом случае определение скорости движения ТС расчетными методами возможно. Так, на примере перекрестного столкновения ТС было показано, как определить скорость движения ТС по видеозаписи, сделанной видеорегистратором одного из свидетелей ДТП. Использование данного метода расчета скорости автомобиля позволило решить ряд экспертных задач, необходимых для установления всех обстоятельств и причин происшествия.
Следует отметить, что оценка ущерба от ДТП является
основополагающей при возмещении убытков пострадавшим. Согласно существующим экспертным методикам, «...под ущербом понимается компенсация за полученные повреждения, которая может быть определена как минимальная из следующих стоимостей:
- затраты, необходимые для восстановления эксплуатационных свойств и потребительских качеств АМТС, которые оно имело на момент повреждения, утрата товарной стоимости (при этом затраты на транспортировку, хранение АМТС, упущенная выгода в результате простоя АМТС и т.п. экспертом не оцениваются);
- сумма, эквивалентная доаварийной стоимости АМТС за вычетом стоимости его остатков, пригодных для использования (реализации), либо без вычета стоимости остатков, если их невозможно оценить» [7].
Таким образом, в случае если проведение восстановительного ремонта автомобиля технически невозможно или экономически нецелесообразно (когда стоимость восстановительного ремонта ТС с учетом износа деталей, подлежащих замене, равна или превышает 80% от его рыночной стоимости на момент повреждения), рассчитывается стоимость годных остатков, и ущерб определяется как рыночная стоимость ТС за минусом его годных остатков.
В приведенном примере перекрестного столкновения ТС автомобиль ВАЗ-21099 получил значительные повреждения, требующие замены кузова. Так как кузов ТС является базовой частью ТС, имеющей идентификационный номер, то с технической точки зрения восстановительный ремонт такого ТС технически невозможен. В связи с этим ущерб от ДТП определялся как рыночная стоимость ТС за вычетом его годных остатков и составил 74 500,00 руб.



