ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ И ПРИНЦИПАХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 8
1.1 История развития органов внутренних дел как субъектов
правоохранительной деятельности 8
1.2 Понятие и правовой статус органов внутренних дел 15
1.3 Принципы деятельности органов внутренних дел 22
2 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
2.1 Проблемы законодательного регулирования охраны общественного
порядка и общественной безопасности, противодействия преступности, которые реализуются органами внутренних дел 31
2.2 Проблемы административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел на месте преступления и административного
правонарушения 37
2.3 Пути совершенствования законодательства об органах внутренних дел
Российской Федерации 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования правовых основ и принципов деятельности органов внутренних дел проявляется в том, что в Российской Федерации ежегодно выявляются более 2 000 000 преступлений. При этом, согласно статистическим данным официального сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации по итогу 2020 года почти 94 % всех преступлений были выявлены органами внутренних дел. Статистические данные позволяют сделать вывод о том, что органы внутренних дел играют важнейшую роль в обеспечении реализации правоохранительной функции государства. Данная роль связана с тем, что именно органы внутренних дел, имея разветвлённую и самую многочисленную среди правоохранительных органов структуру, обеспечивают выявление, пресечение и противодействие нарушению законодательства. Вместе с тем, деятельность органов внутренних дел нельзя назвать эффективной, что и предопределило тему исследования.
На особую актуальность также указывают статистические данные. Так, Г енеральный прокурор Российской Федерации Игорь Викторович Краснов в своем ежегодном докладе перед Советом Федерации указал на тенденцию по снижению общего уровня раскрываемости преступлений за 2020 год, он снизился до 52 процентов, нераскрытыми остались 963 тысячи преступлений.
Научная проблема. Недостаточная эффективность правового регулирования деятельности органов внутренних дел, возникающие спорные вопросы правоприменительной практики, позволяют говорить о наличии проблемы регулирования данных отношений. Высокая значимость данного института в обществе приводит к необходимости защиты как самого общества, так и государства от всевозможных коллизий и пробелов законодательства в данной области.
Степень разработанности темы работы. Институт правоохранительных органов в целом, а также проблемы правового регулирования деятельности органов внутренних дел, в частности, стали объектом исследования многих отечественных ученых, среди которых необходимо выделить: Астахова М.А., Ахмедова А.Я., Баукина И.И., Беляева В.П., Беспалова Ю.Ф., Вихарева А.А., Волос А.А., Карташова В.Н., Клеандрова М.И., Крашенинникова П.В., Лебедева В.М., Леженникова И.М., Мамыкина А.С., Мохова А.А., Нариньяни А., Носкова И.Ю., Нечаева А.М., Петрухина И.Л., Петухова Н.А., Ралько В.В., Рузанова В.Д., Савельева Д.Б., Серебрякова А.А., Смолина Л.А., Степкина С.П., Цветкова А.С., Чашкова С.Ю., Шершень Т.В., и других отечественных деятелей юриспруденции.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации.
Предметом исследования нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации.
Цель работы заключается в актуальном анализе проблем и противоречий общественных отношений, возникающих в связи с деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации...
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и предложения.
Существует необходимость уточнить полномочия полиции, а также усилить гарантий защиты прав и законных интересов граждан. Данная необходимость основана на результатах анализа правоприменительной практики в сфере законодательного обеспечения деятельности полиции, в частности, совершенствования Федерального закона «О полиции», в ходе которого удалось выявить ряд проблем, препятствующих полиции эффективно исполнять свои обязанности по защите граждан и общества от преступных посягательств.
Так, изменения направлены на усиление гарантий защиты прав и законных интересов граждан, совершенствование практической деятельности сотрудников полиции по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, уточнение и детализацию их обязанностей и прав, исключение из отраслевого законодательства норм, которые носят неопределенный характер.
Проектируемые изменения норм Федерального закона «О полиции» необходимы для совершенствования деятельности полиции по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений.
Так, в настоящее время существует практическая потребность в проведении полицией осмотра мест происшествия, местности, помещений, транспортных средств, предметов, документов и иных объектов в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о происшествиях. Указанная информация может быть получена путем визуального обследования указанных объектов и фиксации его результатов в определенном акте. Однако Федеральный закон «О полиции» предоставляет полиции право производить осмотр лишь в некоторых специальных случаях (пункты 18, 20, 25 части 1 статьи 13, часть 16 статьи 14, часть 4 статьи 15).
В целях отграничения соответствующих проверочных действий от мероприятий, осуществляемых в рамках правоотношений,
регламентированных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, часть 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» дополняется нормой, согласно которой сотрудники полиции вправе осматривать места происшествия, местности, помещения, транспортные средства, предметы, документы и иные объекты в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о происшествиях.
Данная норма корреспондирует закрепленной пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» обязанности полиции документировать в том числе обстоятельства происшествия.
Реализация указанного предложения позволит повысить качество проверки сообщений о происшествиях.
В целях возложения на полицию обязанности по принятию безотлагательных мер к задержанию лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают, как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления, статью 15 Федерального закона «О полиции» предлагается дополнить нормой, предусматривающей возможность проникновения сотрудников полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории для задержания указанных лиц.
Кроме того, полиция в целях спасения граждан, жизни и здоровью которых угрожает опасность (например, лицо, находящееся в транспортном средстве, нуждается в оказании первой или медицинской помощи либо в машине без присмотра оставлен младенец и другие), наделяется правом осуществлять вскрытие транспортного средства. Полиция также получает право вскрытия транспортного средства в случае, если в нем заблокировалось лицо, совершившее (совершающее) преступление.
Федеральный закон «О полиции» предлагается дополнить новой статьей 15.1, определяющей порядок реализации указанного права, а также порядок информирования собственника либо иного законного владельца транспортного средства о вскрытии транспортного средства и возникающих в связи с этим правах и обязанностях. Аналогичным полномочием обладают войска национальной гвардии Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 8, статья 11 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»).
Для пресечения хищений чужого имущества предлагается наделить полицию полномочием осуществлять досмотр граждан, в том числе при наличии оснований полагать, что они скрывают при себе предметы кражи.
Кроме того, полиции предоставляется право осуществлять в границах территорий (на отдельных участках местности), определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, осмотр граждан, находящихся при них вещей (предметов, механизмов, веществ), транспортных средств и перевозимых грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, с применением в случае необходимости технических средств, для предупреждения проноса (провоза) предметов, свободный оборот которых запрещен или ограничен.
Также в статье 16 Федерального закона «О полиции» закрепляется, что в период оцепления (блокирования) территорий (участков местности) и объектов полиция может осуществлять осмотр граждан, находящихся при них вещей (предметов, механизмов, веществ), транспортных средств и перевозимых грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, с применением в случае необходимости технических средств. При отказе гражданина подвергнуться личному осмотру или представить для осмотра транспортное средство и перевозимые грузы полиция имеет право не допускать его проход и выезд транспортного средства с таких территорий (участков местности) и объектов до снятия оцепления (блокирования)...
1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. 2020. 4 июля.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 05.04.2021) // Российская газета. 1996. №150.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
5. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 219.
6. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 05.04.2021) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
7. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
8. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (Часть I). Ст. 4159.
Научная и учебная литература
9. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 14-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. 608 с.
10. Уголовно-юрисдикционная деятельность в условиях
цифровизации: монография / Н.А. Голованова, А.А. Гравина, О.А. Зайцев и др. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2019. 212 с.
11. Уголовный процесс: учебник для вузов / под ред. В. П. Божьева. М.: Спарк, 1998. 536 с.
12. Барсуков С.И., Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный). М.: Деловой двор. - 2011. 640 с.
13. Безлепкин Б.Т. Краткое пособие для следователя и дознавателя. Москва: Проспект. 2011. 288 с.
14. Конституционно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности: сборник материалов Всероссийского круглого стола: 3 ноября 2011 г. / В.В. Абрамочкин, А.С. Александров, В.М. Атмажитов и др.; сост. К.Б. Калиновский. СПб.: Петрополис. - 2012. 218 с.
15. Необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание преступника (правовая оценка действий сотрудников полиции) / С.В. Борисов, А.П. Дмитренко, Е.А. Русскевич и др.; отв. ред. Н.Г. Кадников. М.: Юриспруденция. 2012. 192 с...53