Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И ЗАДАНИЯ НО ЭКОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ

Работа №151582

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1 Экологический потенциал предмета биологии 5
1.2 Сравнительный анализ экологической составляющей трех линий учебников по биологии 13
1.3 Практические методы обучения экологии в школьном курсе биологии 17
1.4 Дидактические функции лабораторных работ и требования к ним 22
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 31
3.1 Анализ оценки качества экологических знаний обучающихся при проведении лабораторных и практических работ на уроках биологии 31
3.1.1 Анализ результатов обучающихся 6-х классов 31
3.1.2 Анализ результатов обучающихся 9-х классов 37
3.2 Анализ результатов исследования отношения обучающихся разных возрастных групп к лабораторным и практическим работам экологического содержания на уроках биологии 46
ВЫВОДЫ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Экологическое образование - это необходимый элемент общего среднего образования, связанный с овладением научными основами взаимодействия природы и общества, формированием нравственного отношения к природе и привитием умений и навыков сознательного отношения к ней. Необходимость экологического образования и воспитания была широко осознана в начале 70-х гг. XX в. и связана с очевидными признаками надвигающегося экологического кризиса. Глобальный характер процессов экологического развития обусловливает их определяющее значение для дальнейшего пути цивилизации. Под влиянием глобальных тенденций формируется сознание, мировоззрение, культура современного человека [10].
В настоящее время все более актуальными становятся вопросы состояния окружающей среды. Общество стоит перед необходимостью реализации безопасного экологического развития. В системе современного воспитания ответственного отношения к окружающей среде у детей ведущее место занимает школа. В учебном процессе школы основы экологических знаний не рассматриваются как самостоятельный курс и не преподаются отдельным предметом. Экологические знания распределены по различным учебным дисциплинам. Особенно максимально элементы экологии интегрированы в курс биологии. Цель экологического образования состоит не только в том, чтобы показать учащимся актуальность экологических проблем, но и в том, чтобы сформировать у них экологическое сознание как часть общекультурного развития человека, создать положительную мотивацию экологической деятельности, связанную с тем, что формирование экологической ответственности предполагает активную деятельность учащегося по осмыслению и перестройке собственных ценностей, позиции в сфере экологического образования и дальнейшей жизненной позиции [3].
Соответственно, чтобы достичь этой цели, необходимы новые знания об окружающей среде, новые технологии, новые формы, методы преподавания и новые нормы поведения. Все это немыслимо без изучения экологии.
Цель работы: характеристика и анализ лабораторно-практических работ по экологии в рамках школьного курса биологии.
Объект исследования - лабораторно-практические работы по экологии в школьном курсе биологии.
Предмет исследования - формирование у обучающихся экологических знаний средствами лабораторно-практических занятий.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить методическую, учебную, научную литературу по теме выпускной квалификационной работы.
2. Проанализировать учебники по биологии некоторых линий УМК на наличие в них экологической.
3. Проверить экспериментально роль лабораторных и практических занятий по экологии для формирования познавательного интереса экологической направленности у обучающихся.
4. Сформулировать выводы об эффективности использования лабораторных работ и практических занятий для изучения экологической составляющей школьного курса биологии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Анализ рекомендованных в настоящее время для средней школы программ по биологии показывает, что при существующем тематическом планировании возможно в определённой последовательности насыщать биологические разделы экологическим содержанием и при этом можно избежать раздробленности в экологических знаниях и сформировать целостные представления.
2. Анализ содержания экологической составляющей в учебниках трех линий (В.В. Пасечника, И.Н. Пономаревой, Н.П. Сонина) показал, что в соответствующем виде все они в той или иной степени решают задачу экологического образования. Изложение материала в учебниках направлено на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии, на воспитание экологической культуры, на широкое общение с живой природой, природой родного края, воспитание ответственного отношения к природным объектам, воспитание патриотизма, любви к природе, к родине, к предмету биологии.
3. Включение в изучение темы дополнительной практической работы экологического содержания, направленной на закрепление изученного материала, позволило обучающимся экспериментальных шестых классов более тщательно разобраться в изучаемой теме, что сказалось на результате контрольного теста. На оценку «отлично» смогли написать тест 33% шестиклассников контрольных классов и 48% - в экспериментальных. Оценку «хорошо» получили 39% обучающихся контрольных классов и 42% обучающихся экспериментальных классов. «Удовлетворительно» за предложенный тест заработали 21% детей контрольной группы и 10% экспериментальной группы. Не смогли справиться с предложенным тестом 7% школьников контрольной группы.
4. Результаты проведенного тестирования в 9-х классах показывают, что в экспериментальном классе материал, изучаемый в раздела «Основы экологии», усвоен значительно лучше, чем в контрольном. Больше половины обучающихся экспериментального класса справились с проверкой знаний на оценку «отлично» (53%). В контрольном же классе отлично выполнили тест лишь 38% девятиклассников. Таким образом, проведенные лабораторные работы помогли школьникам наглядно увидеть действие экологических законов на живые организмы, лучше понимать экологические проблемы, а также находить пути решения этих проблем.
5. После того, как в течение учебного года в ходе изучения предмета «Биология», обучающимся экспериментальных классов были предложены лабораторные и практические работы экологического содержания, интерес обучающихся экспериментальных классов к получению экологических знаний заметно увеличился, а процент равнодушных и незаинтересованных школьников снизился по сравнению с началом учебного года.
6. Таким образом, результаты проведенного педагогического эксперимента подтвердили эффективность и целесообразность включение в изучаемые разделы биологии разнообразные лабораторные и практические работы экологического содержания. В результате экспериментального исследования доказано, что применение лабораторных работ на различных этапах урока в процессе обучения биологии является оправданным, способствует повышению познавательной активности учащихся, и, как следствие, их интереса к изучаемому материалу, а также способствует лучшему усвоению экологических знаний на всех этапах изучения биологии.


1. Анищенко Л.Н., Ковалева Е.Л., Мельников И.В. Учебная практика по общей экологии учебное пособие. Брянск, 2020.
2. Бойцова А. А. Возможности экологического образования детей в системе дополнительного образования // Вестник Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. Елец. 2015. С. 161-164.
3. Власова Е.А. Реализация системного подхода на основе экологизации содержания курса биологии основной школы // Биологическое и экологическое образование: проблемы, состояние и перспективы развития. Материалы V-й Международной научно-практической онлайн-конферении. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им.
A. И. Герцена»; ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»; Научно-исследовательская лаборатория Инновационные образовательные технологии. 2018. С. 43-49.
4. Волкова О. С., Александрова С. Г., Макеева М. А. формирование экологического образования и воспитания в сфере дополнительного образования Чувашской Республики // Экологическое образование сегодня. Взгляд в будущее. Сборник материалов и докладов V Всероссийской научно- практической конференции по экологическому образованию. Под общ. ред.
B. А. Грачева. 2018. С. 468-474.
5. Гераскина Г.В., Раткевич Е.Ю. Об интеграции экологического образования с общим естественнонаучным образованием // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке. Сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 10 частях. 2012. С. 35-36.
6. Дербышева А.Н. Цели экологического образования в школе // Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 151-153.
7. Ермакова Е. И., Гусев А. В. Практике-ориентированный подход в экологическом образовании в учреждении дополнительного образования И Современная экология: образование, наука, практика. Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 66-71.
8. Загребнева А. А. Процесс воспитания экологической культуры посредством проектной деятельности у подростков в условиях общеобразовательной среды школы // Преподаватель года 2021. Сборник статей II Международного профессионально-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2021. С. 191-210.
9. Загребнева А.А. Использования метода проектов в профессиональной деятельности учителя биологии // Служение педагогическому делу. Сборник статей II Международного профессионально-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2021. С. 183- 199.
10. Изотова Е. К. Экологическое образование младших школьников через систему дополнительного образования // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 3 частях. Научный центр «Диспут». 2015. С. 19-2Е
11. Изотова Е.К. Основы экологического образования у детей младшей школы // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2015. № 7-1. С. 28-30.
12. Исакова А. А. Непрерывное экологическое образование как основа формирования экологической культуры (на примере регионального образования) // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 1. С. 430-439.
13. Казарова О.А., Егорова В.А. Адаптивно-инновационный подход в организации лабораторных работ по биологии и химии // Российская наука: тенденции и возможности. Сборник научных статей. Москва. 2018. С. 45-48.
14. Кутянина А.В. Внедрение методов полевого экологического образования в средней школе и учреждениях дополнительного образования учащихся // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: традиции и современность. Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2011. С. 341-344.
15. Ламехов Ю.Г., Ламехова Е.А. Методика изучения популяции в школьном курсе биологии // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 265-271....(42)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ