Введение 4
1 Теоретические аспекты применения облачных технологий в организации
учебного процесса 9
1.1Облачные технологии: понятие, виды, преимущества и недостатки использования облачных технологий 9
1.2 Основные характеристики и функциональные возможности современных облачных сервисов 14
2 Опытно-экспериментальное обоснование организации учебного процесса на
уроках информатики с применением облачных технологий (на примере темы «Информация и информационные процессы») 19
2.1 Организация и методы исследования. Анализ и интерпретация
результатов первичной диагностики экспериментального исследования 19
2.2 Разработка методики организации учебного процесса на уроках
информатики в 7 классе по теме «Информация и информационные процессы» с использованием облачных технологий 24
2.2.1 Модели организации учебного процесса с использованием облачных
технологий 25
2.2.2 Организация учебного процесса по теме «Информация и
информационные процессы» с использованием облачных технологий 28
2.3 Сопоставительный анализ первичной и повторной диагностики опытно-экспериментального исследования 35
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение А Диагностический инструментарий для первичной диагностики по теме «Информация и информационные процессы» 47
Приложение Б Конспект урока по теме «Информация и её свойства, виды» .... 51
Приложение В Конспект урока по теме «Основные информационные процессы: хранение, передача, обработка информации» 54
Приложение Г Диагностический инструментарий для повторной диагностики по теме «Информация и информационные процессы» 57
В настоящее время мы наблюдаем стремительное развитие цифровых технологий, с каждым днем их становится все больше, количество данных также увеличивается до невероятных размеров, в связи с этим возникают вопросы по поводу их хранения и обработки.
Большинство работающих людей занято производством, переработкой, реализацией и хранением информации. Чтобы осуществлять различные действия над файлами, содержащими информацию, мы привыкли использовать современные технологии, например, телефон, компьютер, ноутбук, все то, с помощью чего мы имеем свободный доступ в сеть Интернет. Именно поэтому современный учебный процесс также как и наша жизнь больше не обходится без использования современных технологий, в этом и есть актуальность нашей темы.
Необходимость использования облачных технологий на уроках информатики заключается в следующем. Во-первых, для учителя информатики, который хранит все данные к уроку на твердых носителях, использование облачных технологий облегчит хранение и передачу информации по уроку ученикам и сделает учебный процесс эффективнее, качественнее и увлекательнее. Во-вторых, в связи с цифровой трансформацией необходимо использовать новые технологии в образовании, чтобы идти в ногу со временем и не отставать от мирового развития, облачные технологии являются катализатором развития AI (искусственного интеллекта), тем самым использование облачные технологии эффективно для развития компетенций будущего поколения, особенно, на уроках информатики. В -третьих, новое поколение учеников, выросшее в цифровой среде, имеет потребность в ведении учебного процесса в привычной им форме. Целесообразно было бы строить учебный процесс в цифровой среде, на основе облачных технологий, так как ученики привыкли и любят «серфить» в интернете. Можно также «серфить» на уроках информатики, в облачных сервисах имея при этом образовательные цели.
Исходя из условий федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) при ведении современного учебного процесса необходимо использовать современные образовательные технологии, для того чтобы достичь современных педагогических задач:
- повышение эффективности учебного процесса;
- соблюдение личностно-ориентированного обучения;
- развитие гармонически развитой личности;
- повышение уровня цифровой грамотности.
Облачные технологии - отличное средство, которое поможет педагогу в решении данных педагогических задач.
Основными проблемами использования облачных технологий являются следующие, во-первых, не все школы оборудованы необходимыми техническими средствами. Но большинство школ, имеют технические средства и возможность их использования. Во-вторых, педагогические кадры не имеют желания переходить на использование технических средств обучения, так как привыкли работать традиционно, повысив их компетенции или заменив персонал молодыми кадрами можно также устранить данную проблему.
Таким образом, можно сказать, что выбранная тема работы является одной из наиболее актуальных в области обучения информатике и поэтому требует детального и всестороннего исследования в рамках данного исследования.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально подтвердить применение облачных технологий как средства организации учебного процесса на уроках информатики (на примере темы «Информация и информационные процессы»).
Объект исследования - учебный процесс на уроках информатики в 7 классе.
Предмет исследования - применение облачных технологий в организации учебного процесса на уроках информатики в 7 классе.
Задачи исследования:
- на основе анализа научной и учебно-методической литературы раскрыть теоретические аспекты применения облачных технологий в организации учебного процесса;
- разработать методику организации учебного процесса на уроках информатики в 7 классе по теме «Информация и информационные процессы» с применением облачных технологий;
- организовать и провести опытно-экспериментальную работу по применению облачных технологий как средства организации учебного процесса на уроках информатики в 7 классе.
Методологической основой выступают работы таких исследователей как:
Д. О. Евтихов [10], А. К. Глухова [6], В. В. Соснин [30], С. А. Лящук [21], Д. В. Кондратов [16], А. Л. Ковалева [14], Л. А. Шунина [37], В. Леонов [20], Д. Н. Монахов [23], А. Н. Дуккардт [8], Е. А. Чепникова [34], А. А. Идрисова [13], Н. Н. Харченко, К. В. Максимов [22],
Э. М. Абдулина [2], З. М. Курбанов [18], А. А. Яковлева [39], и др., в работах которых выделены понятия облачных технологий, описаны преимущества и недостатки их использования в учебном процессе, а также приведены примеры облачных технологий, которые можно использовать на уроках информатики для построения эффективного учебного процесса.
Методы исследования:
- теоретический анализ учебной и учебно-методической литературы;
- обобщение передового педагогического опыта;
- метод сбора эмпирических данных: письменный опрос;
- методы интерпретации и описание данных: качественный и
количественный анализ результатов исследования.
Этапы исследования
1 этап (март - июнь 2021) подготовка теоретической части будущей исследовательской работы, анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования.
2 этап (сентябрь - декабрь 2022) разработка методики организации учебного процесса на уроках информатики в 7 классе по теме «Информация и информационные процессы» с применением облачных технологий.
3 этап (февраль - май 2023) организация и проведение опытно-экспериментальной работы по применению облачных технологий как средства организации учебного процесса на уроках информатики (на примере темы «Информация и информационные процессы»).
4 этап (апрель 2021 - май 2023) - подготовка и формирование текста выпускной квалификационной работы.
Экспериментальная база исследования: МБОУ ««СОШ № 1» г. Лесосибирска». Репрезентативная выборка представлена учащимися 7-х классов в количестве 24 человек.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в выпускной квалификационной работе представлена методика организации учебного процесса на уроках информатики в 7 классе по теме «Информация и информационные процессы» с использованием облачных технологий (модели организации учебного процесса; планы-конспекты по теме исследования); возможностью применения разработанной методики в учебном процессе основной школы учителями-предметниками и студентами в период прохождения практики.
Результаты исследования представлены на Всероссийском молодежном научном форуме «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Диплом III степени).
По результатам исследования опубликована статья на тему «Облачные технологии как средство организации образовательного процесса на уроках информатики» в сборнике VI Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания естественнонаучного цикла». - Лесосибирск, 2022. - С.55-59.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 наименований. Результаты работы представлены в 7 таблицах, 19 рисунках. В 4 приложениях представлены материалы диагностик и разработанные конспекты. Общий объем работы - 61 печатный лист.
В выпускной квалификационной работе была рассмотрена важная проблема - организация учебного процесса с помощью облачных технологий.
Анализ теоретических подходов отечественных и зарубежных педагогов к данной проблеме позволил выявить, что в современных условиях облачные технологии - это инновационная технология, которая предоставляет динамично масштабируемые вычислительные ресурсы и приложения через Интернет в качестве сервиса под управлением поставщика услуг.
В работе выделены три вида облачных технологий: частное, гибридное, публичное. Частное предназначено для определенной группы пользователей (закрытый доступ), публичное для всех пользователей, гибридное, сочетает в себе возможности частного и публичного облака, а также описаны преимущества и недостатки, которые нужно учитывать при использовании в учебном процессе облачных технологий.
В работе приведены конкретные сервисы облачных технологий, которые можно использовать на уроках информатики, такие как Dropbox, Яндекс.Диск, GoogleDrive, OneDrive, Mail.
Рассмотрены шесть моделей организации учебного процесса: учебная; комплексно-тематическая; предметно-средовая; социально-педагогическая; предметно-дидактическая; психологическая.
Сделан вывод о том, что при любой модели организации учебного процесса по информатике, мы можем использовать облачные технологии.
По теме выпускной квалификационной работы нами было организованно и проведено опытно-экспериментальное исследование по применению облачных технологий как средства организации учебного процесса на уроках информатики (на примере изучения темы «Информация и информационные процессы»).
Был создан сценарий совместной деятельности учителя и обучающихся на уроках информатики с использованием облачных технологий. На его основе описана организация урока информатики с использованием облачных технологий.
Разработаны и апробированы планы-конспекты уроков по теме «Информация и информационные процессы».
Сопоставив результаты первичной и повторной диагностики опытно-экспериментального исследования была отмечена положительная динамика уровня сформированности знаний и умений по теме «Информация и информационные процессы» с использование облачных технологий, следовательно, разработанная нами методика организации учебного процесса на уроках информатики в 7 классе по теме «Информация и информационные процессы» в условиях использования облачных технологий способствует повышению уровня знаний и умений обучающихся.
Разработанные и апробированные нами конспекты применимы и удобны в использовании при организации обучения информатики в основной школе, а именно в 7 классе.
Мы пришли к выводу о том, что облачные технологии это отличное средство для ведения учебного процесса на уроках информатики, которое дает детям возможность развиваться индивидуально, не только умственно, но и творчески, а также помогает учителям проводить свою работу качественно, эффективно, повышая уровень знаний и умений учеников.
Таким образом, задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, успешно решены, а цель достигнута.
1. Абакумова, О. Н. Применение современных образовательных сервисов и облачных технологий на уроках информатики в рамках реализации ФГОС / О. Н. Абакумова // Актуальные проблемы теории и практики обучения математике, информатике и физике в современном образовательном пространстве. Сборник статей III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. - 2019. - С. 78-81.
2. Абдулина, Э. М. Облачные технологии в образовании / Э. М. Абдулина
// Молодой ученый. - 2019. - № 52 (290). - С. 7-9. - URL:
https://moluch.ru/archive/290/65873/(дата обращения: 17.02.2023).
3. Афонина, Н. Модель организации образовательного процесса / Н. Афонина // Образовательный портал «Справочник». - URL: https://clck.ru/34kEq3(дата обращения: 22.01.2023).
4. Босова, Л. Л. Информатика : учебник для 7 класса / Л. Л. Босова,
А. Ю. Босова. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний. - 2013. - 224 с.
5. Босова, Л. Л. Информатика 7-9 классы : методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний. - 2016. - 464 с.
6. Глухова, А. К. Использование облачных технологий на уроках информатики и в организации учебного процесса / А. К. Глухова // Конференциум АСОУ. Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2017. - № 1. - С. 466-472.
7. Долгунова, Н. С. Использование современных компьютерных и облачных инструментов при реализации приемов технологии развития критического мышления на уроках информатики / Н. С. Долгунова, Ж. Р. Опутин // Современные тенденции естественно-математического образования: школа - вуз. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Составление Т.В. Рихтер. - 2020. - С. 51-54.
8. Дуккардт, А. Н. Облачные технологии в образовании / А. Н. Дуккардт, Д. С. Саенко, Е. А. Слепцова // Открытое образование. - 2014. - С. 68-74.
9. Дьяченко, В. К. Общие формы организации процесса обучения /
В. К. Дьяченко. - Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1984. - 185 с.
10. Евтихов, Д. О. Возможности и преимущества использования виртуальных и облачных технологий в образовательном процессе / Д. О. Евтихов, О. В. Евтихов // Избранные вопросы науки XXI века. Сборник научных статей. - Москва. - 2019. - С. 42-45.
11. Еременко, В. Т. Применение активных и интерактивных методов обучения при организации образовательного процесса: учебно-методическое пособие для высшего профессионального образования / В. Т. Еременко. - Орел : ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК». - 2015. - 50 с.
12. Жданова, В. В. О возможности использования облачных сервисов при изучении технологий обработки текстовой и числовой информации на уроках информатики / В. В. Жданова, А. И. Янушенко // Наука и образование: проблемы и перспективы. - 2018. - С. 79-84.
13. Идрисова, А. А. Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс на примере облачных технологий /
А. А. Идрисова // European Research. - 2015. - № 10 (11). - С. 122-123.
14. Ковалева, А. Л. Обзор современных образовательных технологий. Примеры использования облачных технологий / А. Л. Ковалева // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. - 2017. - С. 101-110.
15. Коваленко, М. И. Роль облачных технологий в процессе подготовки будущих специалистов в области информационных систем и технологий / М. И. Коваленко, Б. В. Соболь, М. В. Ступина // Грани познания. - 2019. - № 2 (61). - С. 48-52.
16. Кондратов, Д. В. Практика применения облачных технологий / Д. В. Кондратов // Подготовка управленческих и партийных кадров: традиции и современность (К 90-летию открытия Комвуза в Саратове). - 2013. - С. 122¬123.
17. Кукунин, Д. С. Облачные технологии. Достоинства и недостатки облачных технологий / Д. С. Кукунин, Е. А. Маслова, С. С. Шумилов // Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании (АПИНО 2020). Сборник научных статей IX Международной научно-технической и научно-методической конференции. - В 4-х т. - Санкт-Петербург. - 2020. -С. 451-455.
18. Курбанов, З. М. Облачные технологии: обзор и применение / З. М. Курбанов // Вестник науки и образования. - 2019. - № 4-1 (58). - С. 55¬60.
19. Леденёв, И. Облачные технологии - технологии будущего / И. Леденёв, А. С. Мусафирова // В книге: социально-экономические и общегуманитарные проблемы российского общества в эпоху глобализации. сборник тезисов XIV региональной открытой конференции преподавателей и студентов Университетского колледжа агробизнеса. Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина; Ассоциация аграрного образования Омской области. - 2017. - 23 с.
20. Леонов, В. Google Docs, Windows Live и другие облачные технологии / В. Леонов. - Москва : Издательство "Эксмо" ООО. - 2011. - 304 с.
21. Лящук, С. А. Облачные сервисы - помощники в реализации ФГОС на уроках информатики / С. А. Лящук // Информатика в школе. - 2016. - № 8 (121). - С. 52-56.
22. Максимов, К. В. Эффективность использования облачных вычислений методы и модели оценки / К. В. Максимов // Прикладная информатика. -
2016. - № 1. - С. 106-112.
23. Монахов, Д. Н. Облачные технологии. Теория и практика / Д. Н. Монахов, Г. Б. Прочнев, Д. А. Кузьменков ; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - Москва : МГУ, 2013. - ISBN 978-5-317-04400-8.
24. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 [Электронный ресурс]. - Правительство Российской Федерации - Режим доступа:https://clck.ru/34k8Cc(дата обращения 01.05.2023).
25. Николаева, Е. К. Проблема традиционного обучения в современной школе / Е. К. Николаева // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2021. - №2 (54) - С. 175-179.
26. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Информатика» базовый уровень (7-9) / Единое содержание общего образования - 2021. - URL:https://u.to/jYYxHA(дата обращения: 18.01.2023)
27. Продукты Google [Электронный ресурс]. URL:
https://www.google.ru/about/products/(дата обращения 07.09.2023)
28. Розанова, О. В. Информационные технологии при организации самостоятельной работы студентов (на примере облачных технологий) / О. В. Розанова, М. А. Бондаренко // 57-я Научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава ТулГУ с всероссийским участием. Сборник докладов в 2-х частях. - 2021. - С. 363-369.
29. Романова, И. А. Облачные технологии и их применение / И. А. Романова // Молодой ученый. - 2016. - №17. - С. 109-112.
30. Соснин, В. В. Облачные вычисления в образовании / В. В. Соснин; Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ». - Москва. - 2016. - 332 c.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - Москва. - 2021. - URL: https://clck.ru/WDdSy(дата обращения: 15.02.2023)
32. Харисова, Л. А. Инновационные процессы в общем образовании / Л. А. Харисова // Проблемы современного образования. - 2018. - № 1. - С. 82¬87
33. Харченко, Н. Н. Способ организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий / Н. Н. Харченко,
В. В. Ткачев, А. С. Черных // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2013. - № 5. - С. 494-498.
34. Чепникова, Е. А. Использование облачных технологий на уроках информатики / Е. А. Чепникова // Информатизация образования. - 2017. -
С. 232-237.
35. Шимотьев, А. Ю. Возможности использования Google-сервисов в образовании / А. Ю. Шимотьев // Науки и перспективы. - 2017. - № 3.
36. Шодмонов, Д. А. Оценка современных систем образования: облачная, мобильная и дистанционная технологии / Д. А. Шодмонов // Молодой ученый. - 2020. - № 19 (309). - С. 520-524. - URL: https://moluch.ru/archive/309/69751/(дата обращения: 17.02.2023).
37. Шунина, Л. А. Преимущества использования облачных технологий
для интеграции методических систем подготовки учителей для школ Международного бакалавриата / Л. А. Шунина // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования. Сборник материалов международной научной конференции. - Елец. - 2020. - С. 173¬174.
38. Якиманская, И. Разработка технологии личностно¬
ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1995. - №2. - С. 31-41.
39. Яковлева, А. А. Облачные технологии для организации проектной деятельности на уроках информатики / А. А. Яковлева // Актуальные проблемы математических и технических наук. - Чебоксары. - 2018. - С. 72-76.
40. Якуба, С. Сервисы Google для образования. Часть 1 / С. Якуба и др. // Москва : Издательские решения. - 2017.